Турист Катерина Андреева (Geofox)
Катерина Андреева — была сегодня 21:41
Get lost in my rock and roll!

Илулиссат — Гренландия Июль 2016

Часть 10-я: Юг; ледник Hoffell; нац. парк Skaftafell

Часть 11-я: водопад Свартифосс; кемпинг Þakgil

Часть 12-я: черный пляж Reynisfjara; южное побережье; Голубая лагуна

Часть 13-я. Маршрут: перелет в Гренландию — Илулиссат — круиз по заливу Диско.

По поводу посещения Гренландии во время Исландского путешествия мы много думали, взвешивая плюсы-минусы. В результате решили, что надо ехать, потому как если не сейчас, то возможно никогда.

В истории наших путешествий уже был подобный эпизод — поездка на остров Пасхи. Мы также долго сомневались, стоит ли лететь туда из Чили всего на пару дней. В результате, абсолютно не пожалели, хотя рапануйцы оказались весьма специфическими людьми.

И вот Гренландия. Попасть туда не так просто, более-менее регулярные рейсы (далеко не каждый день) есть только из Рейкьявика и Копенгагена. Поэтому, воспользовавшись моментом во время путешествия по Исландии, мы со скрипом выделили два дня на Гренландию.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Гренландия интересна тем, что у неё многое «не так». Начиная прямо с названия. Ну как можно было назвать «Зеленой землей» остров, 84% территории которого покрыто льдом? На данный момент существует две версии, поддерживаемые научным сообществом. По одной из них, неподходящее название придумал Эрик Рыжий, викинг-первопроходец, высадившийся на гренландский берег в 982-м году. Сделано это было в рекламных целях — чтобы привлечь как можно больше потенциальных переселенцев.

Другая версия указывает, что в стародавние времена остров действительно был покрыт растительностью, по крайней мере в береговой части, а Эрик просто озвучил поговорку «что вижу — то пою».

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Еще одна странность Гренландии в том, что политически она относится к Европе, как автономная единица Дании (и датские кроны там в полном ходу, в чем мы скоро убедимся), а с точки зрения физической географии — принадлежит Северной Америке.

Еще Ж. Верн в своем не самом известном романе «Вверх дном» писал: «Гренландия похожа на лошадиную голову, а туловище — Америка». Я тут же принялась разглядывать гугло-карту, и уже хотела было возмутиться, мол, что курил товарищ Жюль, как вдруг… увидела. И не просто лошадь, а лошадь в галопе:)

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

А третья странность Гренландии была у нас в планах: застать полночное солнце. Midnight sun — это летний феномен, который можно увидеть только к северу от Северного полярного круга и югу от Южного. Но не просто так. В конце концов, полярный день возможен много где, в одной России наберется с пару десятков городов. Нет, мы хотели совершить круиз среди айсбергов под полночным солнцем. Но сначала нужно было добраться до Гренландии.

Рейс в Илулиссат — городок на западном побережье Гренландии, отправлялся из исландского аэропорта Keflavik в три часа дня. Билеты обошлись по $800 каждый, ребенок чуть дешевле. Авиакомпания Air Greenland.

После завтрака и небольшой чистки кемпера, мы не спеша двинулись в сторону аэропорта (23 км), где предстояло сдать рабочую лошадку, ставшую нам домом на две недели. Вышел скандал.

Процитирую из 2-й части:

«Из опыта хотим посоветовать обязательно брать дополнительную страховку, которая называется „GP“, или „Gravel protection insurance“. В Исландии куча гравийных дорог, и со 100% шансом за две недели какой-нибудь камешек да прилетит в стекло.

Мы неблагоразумно от неё отказались, а при сдаче кемпера, в конторе разглядели небольшую, 1-сантиметровую царапину в центре лобового, и попытались стрясти $800 за полную замену стекла. И если бы не муж, популярно объяснивший ребятам, что они неправы, и куда им пройти, то плакали бы наши денежки. Расстались с конторой не в самой приятной обстановке, так что если хотите поберечь нервы — берите страховку. Рекомендовать их не могу, но альтернатив, честно говоря, не много.»

В Штатах эту выбоинку с полпинка бы заделали на любом сервисе за $50, а исландские ребята нам гордо заявили, что у них, дескать, «принято менять стекло целиком». Чистое разводилово. Муж отказался платить, сказал «раз принято, то меняйте, только не за наш счет», кинул ключи на стойку, и больше мы об этих ребятах не слышали.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

На две ночи в Гренландию сначала хотели отправиться только с большим туристическим рюкзаком, оставив чемодан в камере хранения в аэропорту, даже вещи предварительно перетасовали. Но оказалось, что камер хранения… нет. Совсем. Пришлось тащить весь багаж с собой, благо за него не брали отдельных денег.

В duty free на выходе купили разного исландского алкоголя. Там есть такие наборы по 4–6 небольших бутылок, чисто для дегустации, чтоб не покупать и не выливать полноценную тару, потому как местные градусы сильно (сильно!) на любителя.

ххх: это че, самогон?

ууу: не самогон, а крафтовая водка!

За полчаса до отправления всех гренландских пассажиров позвали на летное поле, на посадку. Летели на небольшом винтовом самолете Dash 8 (на жаргоне — «Дашка») в количестве двадцати человек: 6 рядов по 2, сзади пять кресел рядом, стюардесса, и два пилота.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Это канадский двухмоторный турбовинтовой военно-транспортный и пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, разработанный и выпускавшийся канадской авиастроительной компанией De Havilland Canada. Одной из важных особенностей данного воздушного судна является то, что оно допущено для эксплуатации на аэродромах с грунтовыми ВПП. В России применяется, в основном, в регионах с условиями, сходными Канадскому северу (на Дальнем Востоке).

Лететь предстояло два с половиной часа. Стюардесса быстро раздала напитки и сэндвичи, пассажиры тут же все зажевали, а затем… пошли фотографироваться с пилотами:) Те сами предложили, открыв кабину экипажа, а народ с радостью поддержал. Особенно эскимосы. Их было человек 7, и каждый, каждый (!) торжественно вставал рядом с пилотами, и не улыбаясь, и как-то церемонно позировал на камеру.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Полет получился легким и красивым, особенно его финальная треть над Гренландией. Внизу ярко сверкало крошево из льдин от ледника Якобсхавна (дат. Jakobshavn Isbræ). Этот крупный выводной ледник производит около 10% всех айсбергов Гренландии.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Аэропорт в Илулиссате оказался совсем крохотным (пассажиропоток 83 тыс. человек в год), главное здание больше походило на гараж, где с трудом втиснулся бы десяток машин. Местная экзотика ощущалась прямо с порога: кресла в зале ожидания были не пластиковые, не кожзамные, а обитые мехом морского котика. Да, все 25.

Аэропорт в Илулиссате, Гренландия

Город Ilulissat, что в переводе с гренландского означает просто «айсберги», расположился в 200 км к северу от Полярного круга, и как нельзя лучше подходил для нашей цели — фотоохоты на айсберги во время круиза.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Midnight sun на широте Илулиссата наблюдается каждый год с 21 мая по 24 июля. Говорят, что полуночное солнце наделяет айсберги такой игрой света, что, раз увидев этот феномен, люди возвращаются снова и снова ради фантастического и необычного опыта. Ну как было устоять?

Во всей Гренландии проживает всего около 60 тыс. человек. Более 90% из них — это гренландские эскимосы, остальные — датчане и другие европейцы. Основные языки Гренландии — гренландский, датский и английский.

А в Илулиссате из этих 60 тыщ обосновалось пять. Средняя температура воздуха в июле +10 °C.

Город известен тем, что здесь родился Кнуд Расмуссен — датский полярный исследователь, который первым из европейцев прошел на собачьих упряжках Северо-Западным проходом.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Автодорог можно сказать, что нет: пара километров из центра в аэропорт, да в самом городе 2–3 улицы. Но таксисты были даже здесь, за Полярным кругом:)

Бойкий эскимос ловко затолкал рюкзак и чемодан в багажник, и довез со свистом. Ровно через 10 минут мы уже были в гостинице. Да, по-английски эскимосы не говорят и не понимают, так что готовьте свой датский, гренландский, ну или на пальцах.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Гостиница с хорошим названием «Ice Cap», которую мы нашли буквально в последний момент на букинге, представляла собой два вагончика-бытовки на сваях, с двумя отдельными входами.

Но зато какой вид из окна! Как говорят американцы: location, location, location. Прямо на залив Диско, где столпилась целая флотилия разнокалиберных и пестрых суденышек.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

А внутри оказалось неплохо: отдельный туалет, душ, небольшая кухня, спальня и гостиная. После двух недель в доме-на-колесах даже такое нехитрое жилище показалось целыми хоромами.

Отдохнув пару часиков, вышли прогуляться по городу. Первое, что бросалось в глаза — разноцветные домики. Причем, не просто базовых цветов, а выкрашенные оттенками.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Эта традиция началась в 18-м веке, когда целые дома переправлялись сюда из Скандинавии в виде деревянных комплектов «сделай сам». Такой прообраз Ikea:) В Гренландии-то своего леса нет.

Цвета не просто веселили глаз, а имели практическую пользу среди неграмотного населения, т. к. указывали на функцию здания. К примеру, магазины были красного цвета, больницы — желтого, полицейские участки — черного, телефонная станция — зеленая, а рыбные фабрики — синие.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Сейчас каждый красит свой дом как хочет, хотя несколько правил всё же есть, и предварительно нужно получить разрешение в городской управе.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Стоит ли говорить, что на фоне ярко-белых айсбергов разноцветные дома смотрелись еще более эффектно.

Народу на улицах было не мало, как местных аборигенов, так и туристов, все вежливые и улыбчивые. Передвигались просто по обочинам дороги, ни о каких тротуарах речи не шло.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

Заглянули в местный супермаркет Center Marked. Цены в датских кронах, курс не знаем:) Свежей еды почти не было, очень маленький выбор овощей, в основном консервы, полуфабрикаты, сухие пайки; тут уж не до разносолов. Тем не менее, купили чего-то по мелочи — местного печенья и напитков, а курс оказался 100 DKK к $15.

Рядом с супермаркетом обнаружилось здание местной пивоварни, киоск по продаже хот-догов и горячих супов, а также «discotheque». Всё, что нужно для жизни простому гренландцу. А пиво Iluliaq на вкус очень неплохое — пшеничное, с добавлением местных ягод и трав.

Кемпер-путешествие по Исландии, и кусочек Гренландии (13)

На той же главной улице располагался большой деревянный дом — офис туристического агентства «World of Greenland». Именно ребятам из этой конторы мы доверили свой полуночный круиз, и не прогадали.

Среди полуночных айсбергов >>

Спать хотелось неимоверно, а ведь на следующее утро нам надо было вставать в половине седьмого. Зачем? Ради еще одного круиза.

Но об этом — в следующей части.

Продолжение следует…

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм