Турист Елена Карасева (juravlenok)
Елена Карасева
был 20 января 2023 17:09

Кирицы, Епифань, Рязань — Россия Август 2021

Что делать, если долго не получается найти работу? Лично я рассудила, что мне стоит отдохнуть от изнурительных поисков и немного сменить обстановку. Не получается работать, тогда ничего не остается, как отдохнуть. И вот, представьте, меня ждали 3 недели путешествия, где все было спланировано, билеты куплены. Но судьба решила, что все слишком скучно и предсказуемо.

Буквально в день отъезда после долгих переговоров с потенциальным работодателем, на которого я уже не надеялась, меня пригласили на работу. Урааа! Стоп, а как же поездка? До выхода на работу оставалась неделя, на саму поездку было от силы 3 дня, но я решила, что это лучше, чем ничего. Программа сократилась до Рязани, поездки по Рязанской и Тульской областям. Это были маленькие деревушки с неспешным ритмом, таким манящим колоритом и неожиданными для таких скромных мест жемчужинами архитектуры. А контрастом этому умиротворению было место с невероятно мощной энергетикой — Куликово поле.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Но начнем с Рязани — места нашей дислокации. В этом городе я была не однажды, поэтому не буду заострять внимание на знакомым многим туристам местам. Поделюсь своими архитектурными находками. Особенно по части деревянных домиков, к которым я отношусь с большим чувством. Случайно завернув на улицу Салтыкова-Щедрина, я была вознаграждена. Вот так иногда ноги случайно заносят нас на нужные тропинки.

Мой фаворит среди этих прекрасных домиков — вот этот, он будто нарядный теремок из сказки.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Конечно, многие из них нуждаются в ремонте, это очевидно, но это не умаляет их очарования. И несмотря на весь свой восторг, я трезво оцениваю, насколько, должно быть, тяжело живется жильцам этих домов. Очень жаль, что власти, как это часто бывает, никак не помогают поддерживать памятники архитектуры, видимо, прикрепление таблички — это подчас их максимум.

На этой же улице мне попалось еще одно интересное здание, на этот раз каменное. Возле него суетился мужчина, который привез туда на машине какие-то вещи. Заметив энтузиазм, с которым мы с моим спутником рассматриваем зданием, он начал диалог. Оказалось, что здание недавно было возвращено католическому храму Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, а перед нами не кто иной, как его настоятель. Простой, открытый и доброжелательный. И акцент у него такой замечательный. На мой вопрос, откуда он, ответил, что родом из Чехословакии. Как интересно судьба ведет нас.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Он даже открыл нам дом и разрешил посмотреть, как все выглядит внутри. Конечно, работы еще много, но энтузиазм чувствуется. Он предложил и нам помогать, но узнав, что мы издалека, все понял. Я очень надеюсь, что ему попадутся добрые единомышленники, помощники, найдутся деньги и все постепенно наладится. От души желаю, чтоб приход рос и креп.

Ну что ж, домиками полюбовались — пора и в первый пункт нашего маршрута: село Истье Рязанской области. Не слишком громкое название может ввести в заблуждение: да что там делать? А вот есть что! Вот хотя бы где вы еще найдете сохранившуюся доменную печь, построенную по указу Петра I в. 1715 году.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

О нынешнем ее состоянии можно поспорить, но достопримечательность знаковая. Обросла она также и легендами. Куда ж без них? Будто сам Петр бывал в этих местах, богатых железной рудой и даже потрудился на славу на чугунолитейном заводе. Местные еще могут вам рассказать, что Петр оставил и отпечаток на доменной печи, правда, артефакт сей не сохранился. Верить или нет этим толкам — дело каждого, но они безусловно добавляют изюминки месту.

Но не торопитесь покидать это спокойное благодатное место, есть здесь еще одно чудесное творение, ради которого стоит задержаться. Это церковь Рождества Христова — шикарная архитектурная задумка, которую не ожидаешь увидеть в такой глуши. А все благодаря зажиточной помещице Анне Петровне Полтарацкой, которая пригласила именитого архитектора Стасова для создания местной церкви, по размаху сумевшей посоперничать со столичными храмами. Двухэтажный храм возвели в 1816 году, позднее к нему были пристроены трапезная и колокольня. То, в каком состоянии находится сейчас храм, вызывает тоску, но он действующий и, возможно, общими усилиями заинтересованные люди смогут вернуть ему былое величие.

Если уж вы завернули в Истье, то загляните и в местный дом культуры, говорят, там собрана неплохая экспозиция, рассказывающая об истории села. Нам же не повезло, сотрудники были бдительны и заявили, что в пандемию никого не принимают. Хотя нас было только двое, да еще и в плотно натянутых масках.

Ну, а мы едем дальше к очередному месту, которое удивит нас на Рязанщине. Это усадьба фон Дервиза в Кирицах — потрясающий замок, ныне преобразованный в санаторий, где поправляют здоровье дети, больные туберкулезом. По словам наших знакомых, если еще до пандемии здесь можно было свободно прогуляться по парку, то теперь странникам здесь не рады. Праздно шатающихся туристов строгий охранник разворачивает безо всякого сожаления. Что ж, нам остается довольствоваться общим видом, который без преувеличения прекрасен.

Шедевральна каждая его деталь, лично я не могла отвести взгляд от искусной решетки, ступенек, стремительно сбегающих вниз, изящных башенок и прочих элементов. Построен замок был во второй половине XIX века по заказу Сергея Павловича фон Дервиза, проект разработал архитектор Шехтель. В его облике сочетается несколько стилей — классицизм, барокко, псевдоготика, модерн. Архитектурный ансамбль, включавший множество построек различного назначения, поражал своим размахом. Возможно, Сергей Павлович даже переусердствовал в своем стремлении создать роскошную усадьбу, ведь постепенно деньги, доставшиеся по наследству от отца, стали таять, новый доходов не хватало на привычную жизнь. Позднее замок был продан князю Горчакову. В советское время в нем размещалось сельскохозяйственное училище, сейчас санаторий. Замок настолько прекрасен, что появилась легенда о том, что в нем снимались сцены из потрясающего советского фильма «Золушка». Впрочем, официальных подтверждений тому нет.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Следующего дня я ждала с нетерпением, ведь он сулил мне поездку в музей купеческого была в Епифани. Я просто обожаю такие места, которые приоткрывают дверку в мир наших предков, их житье-бытье, уклад и увлечения. Прежде чем окунуться в эту атмосферу, давайте разберемся, а кто же такой будет этот Епифан, в честь которого и назван городок. Существует несколько версий. Лично мне больше приглянулась вот эта. Согласно ей, Епифан был простым местным мещанином, который совершил без преувеличения подвиг. Как гостеприимный и хлебосольный хозяин, он пригласил к себе литовцев, спешивших на подмогу к Мамаю, накормил и, главное, напоил их до отвала. Чем внес вклад в победу наших воинов. Но вернемся к музею купеческого быта, размещается он в типичном купеческом доме Епифани конца XIX-начала XX века.

Проживало в нем семейство купца Байбакова, дом был построен в 1913 году. Помимо жилого дома в усадьбе имелась торговая лавка с подвалом, обширный огород и банька. В комнатах можно найти множество интересных предметов, которые могут рассказать об увлечениях хозяев — к примеру заграничный граммофон, фотоаппарат, набор шашек, в которые любили играть жители городка. Имеется и женская половина с предметами рукоделия, детские игрушки. Но больше всего меня поражает тот неспешный ритм, который чувствуется в атмосфере этого дома. Тогда застольям уделялось особое внимание, да чтоб посидеть в удовольствие, посмаковать еду, а не как мы сейчас на бегу закинуть что-то, чтобы появились силы для работы.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Вы только представьте, как неторопливо и с толком обедали, об этом говорит нам такая утварь, как ножницы для срезания верхушки яйца. Хочется остановиться на мгновение, поддаться этому обаяния неспешности и почаевничать с хозяевами дома. Кстати, для желающих проводятся интерактивные программы с погружением. Также меня впечатлил подвал, в котором хранятся не только бутафорские предметы еды, но и самые настоящие заготовки — аппетитные соленые огурчики, варенье. Все это работники — на все руки мастера выращивают на усадебном огороде и угощают гостей во время праздников и продают на ярмарках.

К слову, купеческим семейным рецептом засолки огурцов поделилась с сотрудниками музея внучка Байбакова. После национализации имущества ей разрешили жить во флигеле дома и работать в аптеке, которую разместили в доме. Позднее женщина сильно помогла своими воспоминаниями в формировании экспозиции музея. Но Епифань удивила меня и великолепным храмом, который опять же сложно представить себе в такой глубинке. Снаружи Никольский храм, построенный в 1850-х годах, выглядит просто потрясающе, а вот внутри предстоит еще многое восстановить, также требует реставрационных работ его ансамбль. Но красота-то какая, слов нет.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Моим же спутникам-мужчинам не терпелось отправиться в музей-заповедник «Куликово Поле». Что ж, место действительно историческое и значимое, поэтому полный вперед! Первая локация, к которой мы прибыли — село Монастырщино. Здесь можно увидеть памятник герою сражения — князю Дмитрию Донскому и Аллею памяти и единства. Яркой доминантой территории является храм Рождества Пресвятой Богородицы с копией уникальных царских врат XVI века. По легенде, оригинальные ворота принес сюда сам Сергий Радонежский. Сейчас они хранятся в московском Государственном Историческом музее. В храме Рождества Пресвятой Богородицы можно постоять и мысленно поблагодарить всех тех воинов, которые самоотверженно сражались за свою Отчизну. В Монастырщино есть небольшой музей, знакомящий с жизнью и бытом славян и жителей Древней Руси до нашествия Батыя. Также в селе приятно совершить прогулку и добраться до смотровой площадки.

Еще одной локацией является музейный комплекс «Куликово поле», расположенный в деревне Моховое. Выбрано это место неслучайно — оно находится за пределами места битвы и отсюда открывается отличный обзор на поле боя. Современный комплекс гармонично вписался в окружающую природу и не вызывает отторжения, здесь есть отличный интерактивный музей со всеми современными средствами взаимодействия с посетителями. Мне, например, было весело попробовать пострелять из лука на симуляторе. В одном из залов поразило погружение в битву, ты оказываешься будто зажат между противниками, стоишь посередине, а они по периметру на экранах сначала готовятся к бою, потом самоотверженно сражаются, в итоге многие погибают.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Музей достаточной большой по площади, здесь можно узнать о предпосылках битвы, о самом бое, увидеть артефакты и посетить другие выставки, посвященные военной истории нашей страны. На вершине комплекса есть смотровая площадка, с которой можно оценить местность, на которой разворачивалась жестокая схватка. Исследователи с интересом изучают все, что связано с битвой, в частности ландшафт того времени, который сейчас сильно поменялся. Есть даже глобальный долгосрочный проект по его восстановлению в прежнем виде.

Хотелось подольше погулять по этой чудной природе, но впереди еще был расположенный рядом Красный холм. Вообще, все локации здесь находятся совсем близко друг к другу, что очень удобно для путешественников. Доминанта Красного холма — колонна-памятник Дмитрию Донскому, созданная по проекту Александра Брюллова. Ее высота составляет 24 м 58 см, а с главой и крестом и того более — 30 м 25 см. Здесь можно увидеть барельефы, надписи, элементы обмундирования — русские шлемы, щиты, мечи. Второй и третий ярусы состоят из сужающихся кверху колонн, выше расположен символ воинской доблести — дубовые листья. А саму верхушку украшает золоченая голова с крестом.

Умиротворение глубинки и места боевой славы

Вдоволь налюбовавшись величественностью монумента, мы дошли до храма Сергия Радонежского. Построил его архитектор Щусев, у которого возник конфликт с заказчиком — графом Олсуфьевым. Последнему задумка казалась слишком смелой, не канонической. И строительство храма заморозилось. Позднее храм действовал, но полностью проект автора был претворен в жизнь таким, каким и был задуман, только в 1980 году, когда отмечался 600-летний юбилей битвы. Форма и элементы храма отсылают нас к образу трех богатырей.

Мне этот храм нравится своей кажущейся простой и глубокой задумкой. Возле него хочется постоять и поразмышлять.

В окрестностях Куликова поля также есть много интересных мест, к примеру Себино, в котором жила святая Матрона Московская.

Думается, если сложатся обстоятельства, я бы еще раз побывала в этих местах и уже подольше задержалась в каждом из них. Пусть поездка была и немного спонтанной, но она была прекрасна и многообразна!