Турист Denis Tarabarov (denis111)
Denis Tarabarov
был 7 апреля 15:31

Верхний Цей — Россия Август 2021

В предыдущем рассказе я Вам рассказал о Сказском ущелье, в котором в основном находятся основные активности горнолыжного курорта Цея. Теперь же настало время рассказать и о собственно Цейском ущелье.

Основные моменты.

Цейское ущелье, протянувшееся на целых 23 километра, — самое волшебное место на земле древней Алании. Образованное Цейским и Кальперовским хребтами, оно завораживает своей невероятной красотой. Устремляющиеся вниз водопады, горные вершины с «надетыми» на них снежными шапками, ледники, стремительный горный ручей, снежники — всё это Цей. Ландшафтные красоты великолепно дополняет удивительный и неповторимый растительный мир.

Уникальный горный ландшафт и живописная природа притягивают сюда множество туристов, альпинистов и горнолыжников. С Цея берут старт самые популярные туристические маршруты, пролегающие через перевалы Центрального Кавказа и ведущие в Кабардино-Балкарию, соседнюю Грузию, горную Дигорию и Зарамагскую котловину, а также выходящие к Военно-Осетинской и Военно-Грузинской дорогам.

Географические особенности и климат.

В районе поселка Бурон находится самая нижняя часть Цейского ущелья. Ее высота над уровнем моря составляет 1300 метров. Самой же высокой точкой курорта является гора Уилпата, возвышающаяся над уровнем моря на 4646 м. Цей как федеральный заказник «Цейский» входит в состав учрежденного в 1967 году Северо-Осетинского государственного природного заповедника. Общая площадь заказника — 29 952 гектара.

Климат Цея вполне комфортный. Зима в этих краях достаточно мягкая, средняя температура января не превышает -7 градусов Цельсия. Лето умеренно прохладное, для него характерны частые дожди. Средний температурный показатель августа около +13 °C. Осадки, общее количество которых составляет 1000 мм в год, начинаются в мае и продолжаются по октябрь включительно.

Атмосферное давление здесь стабильно пониженное и составляет всего 610 мм, резкие колебания не наблюдаются. Несмотря на довольно высокую дождливость, солнечных дней в году достаточно много. Кроме того, воздух в этих краях имеет высокую степень ионизации. В Цейском ущелье отмечен повышенный уровень ультрафиолетовой радиации.

Достопримечательности Цейского ущелья.

Именно в Цейском ущелье находится Святилище Реком — самый знаменитый исторический памятник Северной Осетии. Он стал местом проведения национальных религиозных праздников и обрядов осетинского народа.

Святилище Реком в Цейском ущельеСвятилище Реком в Цейском ущелье

Реком, названное по имени мифологического покровителя осетинского народа. Это бревенчатая постройка, возведенная без гвоздей. На стенах висят оленьи рога, черепа баранов, кости и другие атрибуты жертвоприношений. Попасть в святилище можно только по осетинским праздникам.

Еще одной знаковой достопримечательностью Цейского ущелья является трехкилометровая гора Монах. Таким необычным названием она обязана своим очертаниям, напоминающим человеческий силуэт. Смотришь — и вроде не гора перед тобой, а высокий и статный, похожий на монаха мужчина в капюшоне.

Гора Монах, на фото ниже

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Но для меня самого самой интересной и важной достопримечательностью Цейского ущелья стала экологическая тропа «Цейский ледник», которая отлично раскрывает всю красоту и уникальность тех мест.

Экотропа известна еще с XIX в. Начало маршрута — заброшенная турбаза «Горянка» у подножья горы Монах на высоте 1900 м. Длина тропы около 4000 м. Общее время в пути туда и обратно — 5–6 часов. Дорога идет вдоль студеной ленты ледника, рядом с горами Монах, Уилпату и отрогами Кальперского хребта.

Если идти от нижней станции канатной дороги вниз то вы скоро дойдете до развилки. Основная дорога пойдет вниз направо. Та дорога, что будет слева от Вас, приведет к началу экотропы. От развилки нужно будет пройти ещё около километра до официального нацала тропы к Цейскому леднику. Да, недалеко от упомянутой мною развилки, также можно выйти на тропу к святилищю Реком, о котором я писал ранее.

Цейское ущелье предстанет перед вами во всей красе, как только вы подойдете к началу экотропы (На фото ниже)

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

У начала экотропы «Цейский ледник» можно ознакомиться с информацией о Цейском ущелье и маршруте экотропы

Не лишним будет ознакомиться с правилами поведения на экотропе. Итак, режим работы экотропы с 9.00 до 16.00. Вход по билетам, но цена можно сказать чисто символическая, всего 130 р. за человека, причем пенсионерам, детям школьного и дошкольного возраста бесплатно.

Рекомендую выходить на тропу пораньше. Если выйти на тропу раньше 9 утра, то для вас посещение ее вероятнее всего станет бесплатным.

Вообще у входа на экоторопу никто постоянно не дежурит, так что можно действительно проскочить и бесплатно

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Экотропа «Цейский ледник» или как ее еще называют «к Цейскому леднику» хорошо промаркирована. Заблудиться на ней сложно.

По началу тропа идет через лес вдоль левого берега бурной реки Цейдон. Грохот которой будет постоянным спутником в начале тропы.

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

На маршруте есть несколько оборудованных для отдыха площадок, а также укрытий от непогоды, как на фото ниже

Идти по тропе совершенно не сложно, набор высоты очень плавный, почти не заметный.

В начале тропы, идущей вдоль реки Цейдон, можно найти не мало мест с прекрасным обзором.

Прибрежный пейзаж красив до умопомрачения: краски природы свежи, обрывы — круты, небо — лазурно, а воздух — прозрачен.

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Быструю реку нередко перегораживают деревья, по каким-то причинам упавшие в холодные объятья Цейдона. Таким образом появляются живописные пороги

В некоторых местах тропа пересекает места схода селевых потоков, которые время от времени случаются в тех краях, особенно после обильных осадков. Так в селевом потоке в 1953 г. погиб лагерь альпинистов «Медик».

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Кое-где встречаются таблички с информацией. Что на фото ниже рассказывает нам о процессе физического выветривания.

Первые два километра тропа ведет нас через лес, но со временем лес редеет и тропа выходи на субальпийские луга.

В этом месте Цейское ущелье особенно красиво.

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Последний километр-полтора самые сложные участки пути. Будте осторожны, не смотря на хорошую разметку, здесь есть небольшая вероятность заблудится. Особенно если пойдет дождь или на долину спустится туман.

Также вам предстоит форсировать реку Цейдон в одном месте, прыгая с камушка на камушек.

Финальный участок тропы выходит непосредственно к Цейскому леднику.

Ледник находится в юго-западной части Северной Осетии, близ грузинской границы. Огромный глетчер состоит из фирна — слежавшегося снега.
Особенность замерзшего 9-километрового языка в том, что он спускается необычайно низко — на высоту около 2 200 метров, уверенно преодолевая зону вечной мерзлоты. Площадь ледника почти 10 кв. км.
Толщина покрова наледи варьируется от 20 до 300 метров. Цейский ледник подразделяется на четыре ветви, а книзу, где его сдавливает громада гор, превращается в ледопад, «текущий» со скоростью 10 см в сутки.
Величественный ледопад питает главную реку данного региона — 14-километровый Цейдон. Она вытекает непосредственно из разноцветных, бирюзово-лазурных недр ледникового грота.

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Вообще можно подойти прямо вплотную к леднику и даже полазить между его осколками. Правда в конце лета, ледник очень нестабилен. На верхней кромке ледника кое-где есть камни, которые периодически с грохотом падают вниз. Справа от ледника есть какая то тропа. Но по ней не пошел. Погода стала портится, долину затянуло облаками, начал накрапывать дождь. Нужно было уже возвращаться обратно.

Вдоволь насладившись видами долины и ледника, решено был уже начать путь назад.

Путешествие по Северной Осетии. Цейское ущелье

Тем временем пошел дождь, который сопровождал меня уже практически до самого конца тропы. На обратном пути попалась еще одна табличка с познавательной информацией о геологических процессах, которые протекали здесь много лет назад.

Резюмируя, хочется сказать, что Цейского ущелье подарило мне одни из самых ярких моментов в моем путешествии по Северной Осетии. В рассказе я много внимания уделил экотропе «Цейский ледник». И это не случайно. Экотропа проходит через уникальные по красоте места и просто обязательна к посещению!

Также представляю Вашему вниманию несколько видео, снятых во время похода по Цейскому ущелью:

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм