Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 19:27

Воронеж — Россия Сентябрь 2021

Воронеж я давно включила в планы, но, как обычно, без указания определенного срока. В этом году поездок было много и без Воронежа, но на изменение планов повлиял любимый Аэрофлот, сообщивший, что 1 января 2022 года сгорят мои бонусы, накопленные с большим трудом. Пока работала и жила в Нижневартовске, полеты в любом направлении были через Москву, с картой, привязанной к Аэрофлоту, бонусы копились очень быстро. А на пенсии это дело практически бессмысленное, тем более в Екатеринбурге этой авиакомпанией пользуешься очень редко: обещанный хаб здесь они не сделали, летают от нас только в Москву, Сочи и Симферополь. Бонусы жалко, пришлось срочно искать им применение, таким образом я и оказалась в Воронеже.

Гостиницу «Воронеж» я заказала в административном центре города, просто центром это не назовешь, так как городская жизнь кипит немного в стороне от этих мест. А здесь рядом главная площадь города — площадь Ленина и многие административные здания Воронежа: областное правительство и городская администрация, городская дума, арбитражный суд и другие.

Воронеж в сентябре 2021 года

В Воронеже я провела 4,5 дня, хочу рассказать из своего опыта, что можно успеть за это время. Воронежу в этом году исполнилось 435 лет, это город-миллионник, тринадцатый в стране по численности населения.

Все самое интересное в Воронеже сосредоточено на небольшой площади, его основательно разрушили в войну, от прошлых веков осталось немного. Значительную территорию занимает частный сектор и обычные спальные районы, застроенные стандартными зданиями. Даже если вы захотите увидеть что-то в этих районах — не проблема, общественный транспорт в Воронеже ходит неплохо.

Начнем прогулку по Воронежу с главной площади города — площади Ленина. Ее ансамбль сформировался в 1950-е годы, когда город восстанавливали после войны. Кроме здания Правительства Воронежской области здесь находится Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина, Театр оперы и балета. Вечером площадь красиво подсвечена, стоит заглянуть сюда, когда стемнеет.

Слева - Воронежский государственный театр оперы и балета.

Немало интересного и вокруг площади Ленина. Например, скверы, которые все «литературные», — названы именами писателей и поэтов, родившихся в Воронеже. Исключение составляет сквер им. Пушкина, где стоит памятник поэту: в Воронеже Александр Сергеевич не бывал. В каждом сквере есть что-то интересное: в сквере Бунина — памятник И. А. Бунину — писателю, лауреату Нобелевской премии, родившемуся в Воронеже; в Кольцовском сквере — светомузыкальный фонтан и памятник поэту А. В. Кольцову.

Вы слышали про знаменитый воронежский «Лечебный стул» художника Александра Ножкина, избавляющий от жлобской натуры? Так его можно найти в симпатичном сквере имени Платонова, что за зданием Областной администрации. А вот памятник писателю стоит в другом месте.

Воронеж в сентябре 2021 года

От площади Ленина отправимся на Университетскую площадь к главному корпусу Воронежского государственного университета. Здесь в центре круговой развязки установлена стела «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», которую в народе называют «Чупа-чупс». Действительно, похожа!

С Университетской площади по улице Таранченко, а затем по Карла Маркса или Декабристов можно спуститься к реке на Адмиралтейскую площадь. Спуски к реке в городе довольно крутые, берега застроены разномастными домами частного сектора, что не очень украшает вид города со стороны реки.

Воронеж в сентябре 2021 года

Как известно, Воронеж — родина российского флота. Здесь по указу Петра I было создано Воронежское адмиралтейство, на верфях которого в 1796–1811 годах было построено около 215 кораблей для первого в России регулярного военного флота.

Адмиралтейская площадь была открыта на месте, где когда-то были петровские верфи, в 1996 году к 300-летию российского флота, в память о строительстве флота здесь установлена ростральная колонна и триумфальная арка.

Воронеж в сентябре 2021 года

В комплекс площади входит также Успенский (Адмиралтейский) храм — старейшая сохранившаяся церковь Воронежа, построенная в каменном варианте в начале XVIII века. Это была главная церковь города, здесь на службах часто присутствовал и Петр I.

У Адмиралтейской площади пришвартован корабль-музей «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). Это историческая копия первого линейного корабля Российского военно-морского флота, заложенного в 1698 году на верфи Воронежа. Строительством этого корабля руководил Петр I. Копию изготовили в 2011–2014 годах. Корабль — филиал Воронежского областного краеведческого музея, его экспозиция посвящена истории создания российского флота.

Я хотела посетить музей, но билетов в кассе на очередной сеанс уже не было, а следующий начинался нескоро. Билеты продают в порядке живой очереди, кассир рекомендовала купить билет заранее на сайте музея. Но я еще раз на набережную не собралась, выбрала альтернативный вариант — сходила в музей «Петровские корабли».

Воронеж в сентябре 2021 года

Далее, за Адмиралтейской площадью, набережная — просто прогулочная полоса вдоль берега Воронежского водохранилища, созданного в 1970-х года на реке Воронеж.

Хотела совершить прогулку по водохранилищу на теплоходе, но у причала висело объявление, что ближайшие три дня прогулок нет, а затем будут последние в сезоне три дня с прогулками. Но, если не наберется два десятка желающих, рейс не состоится. В последний свой свободный день я видела теплоход, но проверять, состоится ли прогулка, уже не было времени, да и погода испортилась. Поэтому нашла более интересное занятие.

Воронеж в сентябре 2021 года

В первый день по набережной я дошла до Чернавского моста, поднялась на него и отправилась по направлению к центру. Рекомендую не тратить силы на пеший поход в гору, а подъехать этот километр на автобусе. Конечно, если только вы не собираетесь заглянуть в «Арсенал» — музей Великой Отечественной войны, что встретится по пути.

Выходим на проспект Революции — главную улицу Воронежа к одному из самых красивых зданий города, уже знакомому по рассказам местных туристеровцев, — зданию Управления Юго-Восточной железной дороги.

Здание было построено в 1929–1930 годах в стиле конструктивизма по проекту известного воронежского архитектора Н. В. Троицкого. В году войны получило значительные повреждения от бомбежек и пожаров, после войны было восстановлено, но уже в стиле классицизма. Тогда и появилась эта башня, ставшая одной из «визитных карточек» Воронежа.

Воронеж в сентябре 2021 года

Напротив — Первомайский сад, когда-то это был Городской сад, открытый еще в 1850 году. От сада осталось мало, так как на его территории в 1998–2009 годах был построен Благовещенский кафедральный собор, а затем и огромное здание Воронежского областного суда.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в русско-византийском стиле построен по проекту В. П. Шевелева. Храм огромный, его высота в наивысшей точке составляет 97 метров. Перед собором установлен памятник первому воронежскому епископу Митрофану в окружении четырех ангелов.

Воронеж в сентябре 2021 года

Внутри очень красиво, великолепные росписи. Фотографировать, как обычно, нельзя, охранник постоянно делает обход и следит за этим, но я сделала пару снимков от входа.

Воронеж в сентябре 2021 года

В сквере у храма установлены памятники: ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, детям, узникам фашистских лагерей, и Воронежскому добровольческому коммунистическому полку, сформированному в августе 1941 года в Первомайском саду из рабочих, служащих и студентов Воронежа.

Воронеж в сентябре 2021 года

Рядом с Первомайским садом у выхода на соседнюю улицу Фридриха Энгельса установлен монумент «Слава советской науке» в форме молекулы ДНК.

Воронеж в сентябре 2021 года

Хотела заглянуть в парк культуры и отдыха «Орленок», главный вход в который находится на этом же перекрестке, но вход перетянут лентами, — парк на реконструкции.

Но можно увидеть памятник Осипу Мандельштаму, установленный у входа в парк по улице Фридриха Энгельса неподалеку от дома, где он жил в 1936 году в ссылке.

Воронеж в сентябре 2021 года

Вернемся на главную улицу Воронежа — проспект Революции. Сначала заглянем в арку здания Управления ЮВЖД, посмотрим на «Воронежский дворец». Этот дворец в стиле барокко — единственное здание дворцового типа в городе. Оно было построено в 1777–1779 годах как жилой дом воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова. После смерти хозяина он не раз менял владельцев, а с середины 1920-х годов стал музеем. Сначала дворец занимал краеведческий музей, а с 1959 года здесь располагается Областной художественный музей им. И. Н. Крамского.

Напротив здания Управления ЮВЖД находится Петровский сквер, названный, конечно, в честь императора Петра I, который провел в Воронеже целых 500 дней. Памятник Петру установлен в сквере еще в 1860 году. Современная скульптура — копия, воссозданная в 1956 году по сохранившимся фотографиям, исторический памятник был вывезен фашистами во время оккупации Воронежа. А вот гранитный пьедестал сохранился с 1860 года.

Воронеж в сентябре 2021 года

Проспект Революции, главную улицу Воронежа, стоит пройти по всей его длине, она не так велика, чуть более двух километров. Это, без сомнения, самая красивая и интересная улица города: здесь сохранилось немало зданий XVIII–XIX-начала XX века. Многие здания были разрушены во время Великой Отечественной войны, но восстановлены в середине прошлого века.

Дом воронежского фабриканта В.В. Тулинова построен в 1811-1813 годах,  перешел его сыновьям, а затем не раз менял владельцев. Впечатляет список  останавливавшихся здесь особ царской крови.
Дом воронежского фабриканта В.В. Тулинова построен в 1811-1813 годах, перешел его сыновьям, а затем не раз менял владельцев. Впечатляет список останавливавшихся здесь особ царской крови.

Несмотря на то, что на значительном участке улицы ведутся ремонтные работы, я погуляла по проспекту с удовольствием: красивые здания, скверы, памятники, интересно оформленные рестораны и кафе.

Памятник писателю Андрею Платонову в сквере у одного из корпусов Воронежского государственного университета.

На противоположной стороне улицы за зданием Главпочтамта, который, кстати, находится там уже два века, прячется площадь Победы. Площадь и мемориальный комплекс на ней созданы в честь защитников Воронежа, сражавшихся за город в 1942–1943 годах, открыты в год 30-летия Победы.

Воронеж в сентябре 2021 года

Со смотровой площадки на площади Победы можно посмотреть на город. Как видите, частный сектор в Воронеже совсем рядом.

Воронеж в сентябре 2021 года

Одно из самых красивых зданий на проспекте — гостиница «Центральная» купца Д. Г. Самохвалова, открытая в 1879 году, и на тот момент самая престижная в Воронеже. Здесь все было оборудовано по последнему слову техники, а останавливалась только солидная публика. В гостинице останавливался писатель Глеб Успенский, А. П. Чехов, Иван Бунин, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский.

В войну здание не пострадало, пережили бомбежки даже керамические изразцы на фасаде. Сейчас это жилой дом, первый этаж которого занимают магазины и ресторан «Итальянский дворик».

Воронеж в сентябре 2021 года

Но вне конкуренции, конечно, гостиница «Бристоль» - великолепное здание в стиле модерн, построенное в 1910 году по проекту московского инженера М. Фурманова.

Воронеж в сентябре 2021 года

Здание, которое сейчас занимает Областной молодежный центр, было построено в 1875 году для Мариинской женской гимназии. Его не раз перестраивали: сначала в 1931 году для Дома Красной Армии, потом в ходе послевоенного восстановления. Дом офицеров здесь был довольно долго, а сейчас здание называют просто — Дом молодежи.

Воронеж в сентябре 2021 года

В сквере рядом установлен памятник Митрофану Пятницкому, в в 1910 году основавшему знаменитый народный хор, который носит его имя.

На проспекте Революции можно увидеть здания самых разнообразных стилей: классику, модерн, конструктивизм и современные безликие стекляшки. Но, надо сказать, ничто не режет глаз и смотрится вполне гармонично.

Встречаются интересные детали.

Воронежский театр кукол «Шут» находится на реставрации, но можно подойти к самому любимому памятнику воронежцев. Это Белый Бим Черное Ухо. Я видела как его гладят, пробегая мимо, дети. Кстати, автор книги о Биме Гавриил Троепольский жил и похоронен в Воронеже.

Воронеж в сентябре 2021 года

На площади, которая названа именем воронежского поэта И. С. Никитина, установлен памятник ему. Жил недолго, умер в 37 лет от чахотки. К сожалению, с творчеством незнакома, но думаю, как и я, многие знают песню на его стихи «Ехал на ярмарку ухарь-купец».

Рекомендую прогуляться по аллее за памятником. Это пешеходный участок улицы Карла Маркса, где установлены памятники Самуилу Маршаку, Владимиру Высоцкому и очень интересному человеку — воронежскому предпринимателю -новатору Вильгельму Столлю.

Кстати, по этой аллее можно дойти до фирменного магазина Воронежской кондитерской фабрики «Сказка» на перекрестке с улицей Кольцовской. Была на экскурсии, многие задавали экскурсоводу вопрос, как его найти, а я уже успела там побывать. Выбор неплохой, оценила.

Воронеж в сентябре 2021 года

В конце проспекта Революции находится здание Воронежского государственного академического театра драмы им. А. Кольцова. История театра началась в 1787 году. Здание театра было построено в 1821 году, неоднократно подвергалось реконструкциям, а в войну было разрушено в результате бомбежек и восстановлено по новому проекту.

Маршрут завершился у Кольцовского сквера у площади Ленина, практически в исходной точке.

Воронеж в сентябре 2021 года

Моя гостиница находилась на улице Орджоникидзе, гуляя по которой можно было увидеть еще несколько известных достопримечательностей Воронежа.

На пути встретится Каменный мост, построенный в 1826 году.

Воронеж в сентябре 2021 года

Неподалеку от моста — Воскресенская церковь в стиле провинциального барокко, построенная в 1752 году. После закрытия церкви в 1930 году, здание использовалось как склад предприятий легкой промышленности. В войну была разрушена советской артиллерией до первого яруса, так как немцы использовали колокольню как наблюдательный пункт. В 1993 году здание вернули церкви, и началось ее восстановление.

Около церкви была построена водосвятная часовня во имя равноапостольной княгини Ольги

Далее путь лежит по бульвару, который называется Аллей архитекторов. Здесь установлены треугольные арт-объекты, которые используются в основном для фотосессий.

Воронеж в сентябре 2021 года

В результате выходим в Советский сквер. Так, как я поняла, теперь называют Советскую площадь, одну из старейших площадей Воронежа. В 1750-х годах она называлась Мясной, так как на ней торговали мясом. В Советскую площадь переименовали после революции, а современный вид она обрела после недавней реконструкции.

На площади находится собор Покрова Пресвятой Богородицы первой половины XVIII века. Собор не действовал с 1932 года, его сначала передали под Дом обороны, а затем разместили в нем Антирелигиозный музей. После освобождения города от немецких оккупантов здание заняли под жилье, а в 1948 году вернули православной общине.

Воронеж в сентябре 2021 года

В середине 1970-х годов на площади построили Воронежский концертный зал. Это вторая сцена Воронежского драматического театра.

Красивый фонтан на площади — светомузыкальный, я хотела увидеть его вечером, но что-то поздно включают подсветку, забыли, что уже не лето, темнеет раньше и холодно. Пришлось довольствоваться обычным вариантом и подсветкой окружающих площадь зданий.

Воронеж в сентябре 2021 года

Я не могла не повидать знаменитого «Котенка с улицы Лизюкова». Общественный транспорт, как я уже сказала, в Воронеже ходит исправно, от площади Ленина добралась за полчаса. Главное, подобрать правильный маршрут, 2ГИС вам в помощь! Посмотрела, сфотографировала и отправилась в обратном направлении.

Воронеж в сентябре 2021 года

В Воронеже очень любят шпили и башенки. Хороши здания, которые успели построить в 1950-х годах, до указа о борьбе с излишествами в архитектуре. Кроме здания Управления ЮВЖД, это, например, жилой дом на Кольцовской, где центральная часть высотой 70 метров увенчана шпилем со звездой.

А вот произведения современных архитекторов мне не особенно нравятся, они мне почему-то напоминают голубятни.

Один из дней решила посвятить музеям. Начала с небольшого частного музея «Петровские корабли». Неожиданно по пути встретилась очень симпатичная инсталляция рядом с кондитерской.

Воронеж в сентябре 2021 года

Музей понравился, рекомендую для посещения, но расскажу об этом позже.

Из музея отправилась в женский Алексеево-Акатов монастырь, основанный в 1620 году по обету горожан Воронежа в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском «литовцев и черкас». В монастыре необычный по форме — овальный главный храм — Алексеево-Воскресенский и очень красивая территория со множеством цветов.

Воронеж в сентябре 2021 года

Посетила выставку художников-передвижников и постоянную экспозицию Художественного музея им. И. Н. Крамского. Этим решила завершить знакомство с музеями Воронежа.

Кстати, рекомендую заглянуть, как в музей, на Центральный рынок Воронежа. Там все очень красиво устроено, цены, правда, не очень демократичные.

В Воронеже я встретилась с друзьями, с которыми вместе три десятка лет работала на Севере. Они свозили меня в Рамонь во Дворец Ольденбургских,

Воронеж в сентябре 2021 года

а также завезли в Кривоборье и показали знаменитый вид на подкову Дона.

В последний день я поехала на экскурсию в Дивногорье, которую заказала заранее и специально предусмотрела в поездке для нее дни с выходными. Несмотря на испортившуюся погоду, экскурсия удалась.

Воронеж в сентябре 2021 года

Воронеж мне понравился, хороший, теплый, южный город. Если вы хотите хорошо с ним познакомиться, а не заскочить на часок для галочки, считаю, что нужно закладывать на поездку минимум четыре дня: два дня на Воронеж и два дня на поездку по окрестностям. И это минимум, больше — приветствуется, посмотреть есть что!