Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Стамбул — Турция Март 2014

Название пролива Босфор связано с греческой легендой.

Круиз по Босфору

В одну из жриц Геры по имени Ио (дочь царя Ионаха) влюбился Зевс.

Узнав об этом жена Зевса обратила Ио в корову и наслала на неё большого шершня.

Круиз по Босфору

Спасаясь от укусов Ио спряталась в водах Босфора — от этого пролив и получил своё нынешнее название.

Bous — по-гречески корова, а poros — брод.

Круиз по Босфору

Находясь в историческом центре в районе Голубой мечети и возле церкви-мечети Святой Софии, иностранцу трудно пройти мимо людей, торгующих билетами на круиз по Босфору.

Круизы совершают различные компании и маршруты тоже отличаются.

Соответственно отправные точки круизов находятся в разных частях города.

Круиз по Босфору

Мы брали круиз за 20 евро районе Султанахмета. Кораблики отсюда отправляются с пристани возле отеля Армада.

Продолжительность морской прогулки примерно 2 часа.

Круиз по Босфору

На момент нашего визита от пристани в день было три рейса: 12:45, 16:15 и вечером в 19:15.

Круих хорош тем, что можно увидеть все основные достопримечательности Стамбула.

Круиз по Босфору

Босфор — это оживлённая транспортная магистраль.

Самое широкое место пролива в районе Баюкреде 3,5 км, а самое узкое в районе крепости Румели-Хисары. О каждом участке пролива рассказывать можно часами.

Однако мне хочется напомнить историю крепости Румели Хисары. В настоящем это одно из главных украшений Стамбула.

Круиз по Босфору

Цитадель была возведена в рекордные сроки — всего 139 дней понадобилось для завершения грандиозного строительства. Возможно, секрет такого быстрого возведения таиться в том, что Мехмед завоеватель лично следил за возведением Румели Хисары, а великие паши Халил паша, Саруджу Паша, Заанос Паша, участвовавшие в строительстве, соревновались между собой, дабы выделиться в глазах правителя.

Строительство, в котором участвовало 700–800 рабочих, 300 мастеров и 200 перевозчиков, началось 15 апреля 1452 года и закончилось 31 августа 1452 года.

РумелиХисары была построена с целью, отрезать Константинополь от Черного моря и не дать кораблям противника прийти на помощь осаждаемому городу. Именно поэтому было выбрано самое узкое место Босфора.

Кроме того непосредственно напротив Румели Хисары, находилась уже построенная крепость Анадолу Хисары, что позволяло Османам полностью контролировать движение кораблей, идущих с Черного моря.

Султан Мехмед завоеватель назвал крепость перерезанной глоткой или перерезанным проливом (Boğazkesen). И действительно между двух Османских крепостей не мог пройти ни один вражеский корабль.

За всю историю существования крепости её называли множеством разных имён: новая крепость (Yenihisar, Yenikale), новенькая крепость (Yenicehisar), красивая крепость(Nikhisar), отрезанная голова (Başkesen). Вот тут интересно!

После падения Константинополя султан оставил в крепости гарнизон и запретил всякое плавание без разрешения по Босфору. Мощные пушки простреливали пролив, не оставляя нарушителю никаких шансов.

Однажды венецианский корабль захотел прорваться из Средиземного моря в Чёрное. Фрегат из пушек подбили, доплывших до берега моряков обезглавили, а капитана посадили на кол. Для христиан это была единственная в истории попытка прорыва блокады.

Спустя годы крепость стали звать Румели Хисары, из-за населения данной местности (Rum -грек, родившийся на территории Османской империи).

В 17 веке Румели Хисары превращается в таможенный пост, а позже в тюрьму. Крепость получила значительные разрушения во время землетрясения 1509 года, а позже во время пожара 1746 года.

Цитадель была реставрирована сначала по приказу Селима III в. 18 веке, а позже правительством республики Турция. Реконструкция была приурочена к 500-летию завоевания Стамбула и закончилась в 1958 году. В настоящем в крепости открыт музей.

Всё в нашем мире переходяще, сказочные города превращаются в руины, и империи тоже не вечны. Если кораблик отправляется из центра из района Султанахмед, то возле крепости он разворачивается и идёт обратно. Подобное символично.

Круиз по Босфору

Даже если вы в Стамбуле не первый раз, очередная прогулка по Босфор запомнится надолго.

Фотографии берегов Босфора никого не оставят равнодушным.

Круиз по Босфору

Самое главное — в прохладное время года не стоит садиться вверху на отрытой палубе — на воде всегда холодно.

Лучше занять место на нижней палубе.

Вы здесь точно не замёрзните, от ветров нижняя палуба закрыта.

Круиз по Босфору

Если вы путешествуете летом, я бы посоветовал помазать открытые участки тела солнцезащитным кремом.

В любом случае, хорошее настроение от прогулки будет вам обеспечено!