Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
был сегодня 13:26

Стамбул — Турция Июль 2021

Flight 476 Turkish airlines to Sharm-el-Sheikh passengers please proceed to gate 206A — говорят мне из динамиков нового стамбульского аэропорта. Непривычно до жути, все предыдущие разы я вылетал в Шарм из родного Кольцово, а тут пришлось лететь с пересадкой в Стамбуле — накануне открытия прямых рейсов на курорты жизненно важно было посмотреть на них в новой реальности и понять, насколько эти самые курорты готовы к приему наших туристов. Кстати я беспардонно нарушил хронологию, и про Египет уже можно почитать. Но пока про то, как я добирался через один из любимейших городов…

Учитывая, что прилетов-вылетов в Стамбул было больше десятка, его аэропорт можно было тоже уже считать, как и Кольцово, родным, если бы он… еще существовал. Все разы и просто в город, и со стыковкой в нем я летал через аэропорт Ататюрка, но на его месте теперь будет технопарк, а роль главного аэропорта страны (и код IATA заодно) на себя взял Новый Аэропорт Стамбула. Вот в нём я был впервые.

Раз уж я лечу через Стамбул — грех не выйти в город, если время позволяет, а учитывая прилет рейса из Екатеринбурга утром, делал я так почти всегда. За исключением полета в Амстердам — уж очень была короткая стыковка. Вот и сейчас — прилёт до 11 утра, рейс в Шарм в 10 вечера, есть полноценная половина дня в одном из моих любимых городов Мира. Надо только выбраться из чрева гигантского Нового Аэропорта…

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

А он реально огромен, после восстановления пассажиропотока сможет обслуживать до 150 миллионов пассажиров в год — то есть в теории всё население России сможет в течение года полностью освободить страну через Стамбул! Звучит неоднозначно, но я теоретизирую. А на практике самолет был заполнен не до конца, процентов на 70. Несмотря на монструозные размеры, паспортный контроль был пройден чуть ли не моментально, багаж я не получал — лишь полюбовался гигантским залом с багажными лентами, пока пустыми. Посмотрим что будет когда пандемия закончится, но аэропорт уже поражает размерами и сверкающей новизной.

Не обошлось и без парочки ложек дёгтя. Первая случилась при попытке сдать рюкзак, чтобы ходить в +37 по Стамбулу налегке. Указателей не обнаружилось, хотя в целом навигация неплохая, пришлось использовать вербальную коммуникацию. Найдя искомую камеру хранения, с удивлением узнаю, что оплачивать нужно потом, но только наличными! В разной валюте, но только кэш, и это в новейшем и крупнейшем из аэропортов мира! Ладно, пока запомним, что нужно будет оставить 20 лир…

Про вторую ложку расскажу позже, дабы сохранить хронологию. А пока — удобный спуск на крытый паркинг с остановками автобуса. Маршрутов несколько, есть до района Гранд Базара, я же выбрал номер 16 до Таксима. Платформа соответствует номеру автобуса, билет покупается у водителя и — наконец-то! — можно заплатить картой. Метро пока не сделали, все-таки до границы города 35 километров, а до Султанахмета и вовсе 60. Но автобус до Таксима доехал меньше чем за час, трассы свободны и удобны, и вот я уже в пятый раз гуляю по одному из лучших городов планеты…

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

Планов не было никаких. Я за все посещения города так и не удосужился добраться до какого-нибудь старинного хаммама, но учитывая +37 и палящее солнце в баню как-то не хотелось, да и поговаривают что они не очень-то и работают в пандемию. Просто прогулялся по хорошо знакомому и популярному маршруту, наслаждаясь самим фактом пребывания в Стамбуле.

Сперва от площади Таксим по Истикляль в сторону Галатской башни. Народу полно, как будто и нет никакого коронавируса, знаменитый старинный трамвайчик то и дело звенел, распугивая зевак. И еще почему-то куча автозаков с крякалками — так и не понял почему они вдруг мобилизовались, в отличие от 2013 года, когда я чуть ли не принимал участие в революции и строил баррикады, политическая повестка была спокойной.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

По пути к Галате заглянул в знаменитый и принимавший меня в 2013 году отель Pera Palace. Интересно было прогуляться и половить флэшбэки, в отель спокойно пропустили, предварительно убедившись что я в маске и проверив температуру. Забавно, что в 2013 году маски, платки и шарфы рекомендовали надевать на выходе из отеля — район Пера примыкает к улице Истикляль, где и происходил весь движ с баррикадами и гранатами со слезоточивым газом.

У противоположного площади Таксим конца Истикляль — скопление полиции при полной выкладке и со щитами, всё же что-то неспокойно в турецком королевстве. Но как раз перед ними, предварительно сняв в банкомате пару сотен лир, нужно повернуть и затем чуть вниз, до Галатской башни. Кстати ее можно и проскочить — так плотно стоят дома и такой узкий между ними проход, а сама башня будет через какое-то время спуска справа от вас. Вдоль этой улочки (называется она Галип Деде) — куча музыкальных магазинов и продавцов свежевыжатого сока, конечно много ещё чем торгуют, но сок и инструменты бросаются в глаза.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

После башни спускаемся к Галатскому же мосту и, минуя либо зазывал из ресторанов (первый ярус моста) либо рыбаков (второй ярус), оказываемся на другой стороне бухты Золотой Рог. В районе пристаней не отказал себе в традиционном балык екмеке, но остался несколько разочарован — сухая булка и зашкаливающее количество не самого вкусного лука.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

Защищать честь местной кухни предоставим донер дуруму, но позже. А пока — паром до Ускюдара и обратно чисто не сойти с ума от жары чтобы… По пути думал что будем брать на абордаж греческий сухогруз, но в последний момент наш капитан оставил эту затею и обогнул корабль с кормы. Честно говоря, по Ускюдару гулять не хотелось, это была поездка ради поездки, и я даже не стал покидать палубу, но внимательный персонал заставил меня выйти, чтобы я по одному билету дважды не проехал. Звериный оскал капитализма!

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

Вернулся из Азии в Европу и сразу двинул в сторону Султанахмета — самой исторической и центральной части города. Для этого надо подняться вдоль трамвайных путей и стен дворца Топкапы, и если жить еще хочется, то либо идти по переполненному тротуару, либо вовремя отскакивать от трамвая. Но в этот раз их почему-то не было, и опять же — в 2013 году во время протестов их тоже остановили из-за марша сторонников Эрдогана, по путям им видите ли удобнее было маршировать. Но тут причина крылась в другом — на живописном повороте у стены дворца трамвай сошел с рельсов и что-то даже протаранил. Полиция, камеры СМИ, технические службы… Но вроде не похоже было чтобы кто-то пострадал.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

В Айя Софию тоже зашел — было интересно что там изменилось после смены ее статуса на действующую мечеть — в прошлый раз я был там как в музее. Теперь же если неподобающе одет надо пойти и взять в аренду соответствующую одежду, перед входом, как в любую другую мечеть, снять обувь и ходить еще с тысячей человек по зеленому ковру… Но при этом — бесплатно!

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

В прошлый раз ещё обратил внимание на этот стертый за столетия порог, вроде ничего не изменилось

Я толерантен к любой религии, но все же Ататюрк, распорядившись превратить бывшую церковь св. Софии, а потом мечеть в музей для всех, был тысячу раз прав. А Эрдоган, проводящий усиленную исламизацию Турции и «вернув Софию мусульманам» — нет. Хотя бы потому, что молиться туда особенно никто не ходит, всё те же толпы туристов, и тратить на содержание надо бюджетные деньги — раньше довольно недешёвые входные билеты отбивали какую-то часть расходов и выступали заградителем для особенно экономных путешественников, фильтруя поток.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

Памятуя о размерах аэропорта, расстоянии до него и багаже в камере хранения решил не задерживаться и финализировать свое пребывание в Стамбуле. Очень пригодилось нововведение в виде туристических волонтеров — студенты в синих футболках все рассказывают и показывают. Выяснил что автобус в аэропорт идет от Гранд Базара во столько-то.

Времени оставалось как раз на традиционный донер с пивом. Но вот незадача — все заведения на Диванйолу не подают пиво! Помню раньше мне даже в Рамадан наливали, только просили пить внутри, а не на летней веранде. Это опять Эрдоган с опиумом для народа. В итоге мне пришлось по наводкам местных искать маркет, покупать за несусветные для него деньги Эфес и возвращаться в кебабную со своим — благо парни были не против.

Транзитный Стамбул: новый аэропорт и бесплатная Айя София

Пивко в ожидании автобуса в аэропорт

Потому что жарковато

Обратный путь тоже занял менее часа, что весьма кстати: аэропорт встретил огромной очередью на входе в международные вылеты — это и есть вторая ложка дёгтя. Не то чтобы опаздывал, но и стоять не хотелось, поэтому вспомнил про камеру хранения в зоне прилета и пошел вниз. Моя бумажка из багажной комнаты их не убедила, «тут только на выход» — и все. Ок, русские не сдаются, и я иду к пустому входу в домашний терминал — там у меня смотрят бумагу и спокойно пропускают. Победа!

Оказалось зря торопился — пришлось коротать время за пивом, а оно стоит от 700 рублей за стакан 0,4! Ну хорошо хоть есть интернет, правда тоже не без танцев с бубном: после контроля стоят терминалы, на них нужно просканировать паспорт и получить чек с паролем. Действовать он будет всего час, имейте в виду.

Уфф, ну вроде все, слышу уже: flight 476 Turkish airlines to Sharm-el-Sheikh passengers please proceed to gate 206A…