Турист Анна Гребенникова (nancy78)
Анна Гребенникова
была 15 апреля 23:45

Валдай — Россия Август 2021

Куда податься человеку недалеко и ненадолго, чтобы отдохнуть от городской суеты? Правильно, поближе к природе. Конкретно мы хотели снова поехать на любимый Селигер: вырваться на 3–4 дня, отдохнуть в лесной глуши, поплавать на лодке и продышаться свежим воздухом. Но попытка найти жилье не увенчалась успехом: сервисы бронирования единогласно сообщали о том, что население активно отдыхает на Родине, и всё подходящее нам по цене и другим параметрам было занято. Меж тем стартовал уже последний месяц лета, и я нервничала, передвигаясь по карте Букинга в поиске свободных объектов близ какой-нибудь воды. Уже «проехала» и по Оке, и в калязинском направлении, и даже в Рыбинское водохранилище заглянула — всё тщетно. И вдруг — этот домик! Кажется, я впервые в жизни выбрала направление отдыха по объекту проживания:-)

Валдайские интересности

«Усадьба Коноваловых» оказалась на Валдае. Я просто влюбилась в фотографии объекта! Не могли не соблазнять также высокий рейтинг в 10 баллов и восторженные отзывы. Ммм, а почему бы и правда не Валдай?! Озёра есть, леса есть — значит, велосипедно-лодочный отдых обеспечен.

…Так примерно через 420 км от Москвы и 4,5 часа пути мы оказались на Валдае, в деревне со смешным названием Долгие Бороды, между озёрами Валдайское и Ужи́н (название не от слова «ужинать», а говорящее о том, что сие озеро узкое, ужатое по форме). На отдых у нас было всего два полных дня, а пятница и понедельник — дни с переездами туда-обратно.

Для справки № 1: топоним «Валдай» используется в двух значениях: как название города («поехали в Валдай») и как сокращённый вариант названия рельефа «Валдайская возвышенность» («поехали на Валдай», соответственно). В городе Валдае мы уже бывали в 2016 году, когда возвращались из большого путешествия по северо-западу страны. Посетили тогда оба музея колокольчиков и Иверский мужской монастырь. В этот же раз мы приехали, скорее, на Валдай.

Для справки № 2: про название деревни «Долгие Бороды» есть такая легенда. Якобы, когда при Петре I на европейский манер сбривали всем бороды, а особым противникам назначили налог на ношение бороды, самые ярые приверженцы старорусских традиций сбежали подальше от царя-тирана в глухие валдайские леса, где и жили, небритые и счастливые:)

Для справки № 3: именно в деревне Долгие Бороды находилась любимая дача кинорежиссера Эльдара Рязанова. Можно сказать, что он ввёл определённую «моду на Валдай» среди киношного братства. Еще некоторое время назад в этих местах покупали или строили себе дома Александр Абдулов, Сергей Никоненко, Гоша Куценко, Татьяна Правдина (вдова актёра Зиновия Гердта), Михаил Пореченков…

Но вернёмся к «Усадьбе Коноваловых». Прежде всего, я тоже ставлю ей 10 баллов и смело рекомендую! Большая закрытая территория, на одной стороне которой расположены три гостевых домика, а на другой — большой хозяйский дом с хозяйственными постройками, в том числе курятником (отдельным развлечением было скармливать банановые шкурки и прочие очистки породистым курам). Мы жили именно в домике моей мечты. Он построен по принципу апартаментов с панорамным окном, интерьер и удобства отличные! Внутри полный «фарш»: большой холодильник (есть даже маслёнка!), микроволновка, чайник, индукционная плита, фен, набор необходимой посуды… Качественные отделочные материалы, просторная душевая кабина, нет проблем с напором и температурой воды (более того, вся вода подаётся из колодца, она вкусная и в чайнике даже не возникает никакой накипи). У каждого домика своя крытая мангальная зона; приятный ландшафтный дизайн на территории; есть закрытая парковка на 4 автомобиля; можно заказать фермерские продукты… И сразу за забором стоит высокий валдайский лес! Но надо иметь в виду, что через Букинг получается ощутимо дороже, лучше бронировать напрямую у хозяев (ищите в соцсети «ВКонтакте» или обращайтесь ко мне;-)).

Кормлю курочек

Уже после бронирования домика я вычитала в интернете, что совсем рядом с нами расположена… Валдайская резиденция Президента! Ой!.. А что, стратегически удобное место: посередине между Питером и Москвой, плюс бонусом природа красивая. Изучение вопроса показало, что еще в довоенном 1939 году здесь построили одну из многочисленных дач для Сталина, но мнительному Иосифу Виссарионовичу не понравилась «тупиковость» места. Здесь отдыхали Никита Хрущёв, Николай Рыжков и др. В 1980-е годы резиденция была расширена и построен новый комплекс. В этих местах любил отдыхать и рыбачить Борис Ельцин. С 2000 года в резиденцию приезжает Владимир Путин, а сама она входит в состав официальных резиденций Президента Российской Федерации наряду с Кремлём, Ново-Огарёво, «Горки-9», «Бочаровым Ручьём» в Сочи и Константиновским дворцом в Стрельне.

Начитавшись в интернете об «Объекте», уже на подъезде к деревне обратили внимание на посты ГИБДД на каждом повороте. Бросается в глаза также высокое качество асфальтового покрытия — слишком хорошее для таких малозагруженных второстепенных дорог. А на вечерней прогулке нашли тупиковую железную дорогу, огороженную со всех сторон якобы как территория базы МЧС. В общем, дальше не буду рассказывать, секретно ж! :-)

После приезда, пообщавшись с милой хозяйкой, перекусив и освоившись, поспешили на осмотр ближайших окрестностей, а то к 21.00 синоптики обещали начало дождей аж до завтрашнего дня включительно. Первым делом направились к Валдайскому озеру.

Валдайские интересности

Дорога к воде оказалась дольше, чем я ожидала: до первого открытого берега минут 10 пешком через лес. Это край озера, представляющий собой длинный узкий залив, поэтому широкого водного пространства отсюда не увидеть. Зато на максимальном 24-х кратном увеличении можно снять спрятанные вдали за деревьями купола Иверского мужского монастыря.

Валдайские интересности

К нам тут же приплыли уточки-попрошайки. Кормить их было нечем. Прошлись немного вдоль берега, но поняли, что особого смысла гулять здесь дальше нет: дороги постепенно отходили в сторону от озера, берега заросшие… Поэтому приняли решение вернуться в усадьбу, расчехлить велосипеды и съездить на разведку к озеру Ужи́н.

Выбежали на берег и ждут угощения

До Ужи́на от нашей усадьбы добираться еще дальше, учитывая постоянные объезды деревенских участков. Но выехали мы поздновато, к тому же явно заходил дождевой фронт, так что красивых фотографий не получилось. А когда уже подъезжали обратно к своему жилищу, начался обещанный дождь.

По дороге к озеру Ужи́н

Тем приятнее было вернуться в наш сказочный домик, согреть чаю, найти любимый сериал через отличный вай-фай и посмотреть его на большом телевизоре…

День второй

С самого утра шёл дождь. Его, заразу, обещали на целый день. Но мы день терять никак не могли, поэтому было решено выдвигаться в велосипедную прогулку к экологической тропе и Соколовским ключам.

Для справки: а вы знаете, что эти места расположены на территории национального парка «Валдайский»? Он относится к числу наиболее крупных особо охраняемых природных территорий Европейской части России и призван сохранять озёрно-лесные ландшафты, биологическое разнообразие и многочисленные памятники истории и культуры в северной части Валдайской возвышенности — основного водораздела Русской равнины и одного из шести главнейших водоразделов планетарного масштаба. Валдайская возвышенность богата запасом пресных вод, ведь именно отсюда берут своё начало такие великие реки, как Волга, Днепр, Западная Двина, а ещё Ловать, Мста, Сясь, Молога, Тверца и другие. Национальный парк предлагает разнообразные экскурсионный и туристические маршруты, а еще организует и поддерживает оборудованные экологические тропы. Есть даже Большая Валдайская тропа длиной 59 км (время в пути 5 дней, средняя протяженность дневного перехода 12 км, оборудованные стоянки)!

Мы на Большую Валдайскую тропу не замахивались, но как раз всего лишь в 1,2 км от «Усадьбы Коноваловых» (это 5 минут неспешной езды на велосипеде), в урочище «Бор», находилась кольцевая экотропа «Лесные тайны» (длина 1,8 км). Слава богу, дождь шел несильный, поэтому было вполне терпимо передвигаться в накинутых дождевиках. А когда уж свернули с дороги в густой таёжный лес (именно так определяется на сайте национального парка данное урочище), то и подавно… Дождю нелегко пробиться через густой ельник. Мы умудрились забыть в домике велосипедные замки (планировали привязать верных коней к деревьям где-нибудь в начале экотропы), поэтому в итоге получилось лесное велопутешествие.

Надо отметить, что рельеф экотропы оказался достаточно крутым и не очень комфортным для велодвижения, поэтому шли преимущественно пешком. Но так оно и правильнее: больше возможностей разглядеть все красивости этой лесной кладовой. Вот, например, капли дождя на веточке юной ели, а на другом фото хорошо видно капельный бисер на паутинке:

Валдайские интересности

Я невольно постоянно сравнивала этот лес с селигерскими лесами. Было много похожего, но в то же время валдайский оказался темнее (таёжный всё же!). Ну и на велосипедах по Селигеру кататься явно удобнее из-за более ровного рельефа. Но и там, и там — просто восхитительная палитра всех оттенков зелёного!.. Вот вьётся тропка, а по краям — пушистый ковёр из мхов, и яркий цветочек на переднем плане… А вот — будто русалка забыла свои волосы, а может, борода лешего свисает… Вот просто красивая графика веток… А вот причудливый обрубок дерева с явно «зуботворными» следами — неужто бобёр поработал?!

Лесная тропинка

Примерно в середине экотропы путешественник выходит к смотровой вышке, откуда открываются виды на типичное валдайское болото. Внизу есть небольшой настил, выступающий вглубь болотного царства. Попробовали наступить кроссовками — и правда, сразу сочится вода! А рядом на берегу очередные красоты: вот совсем маленькая ель растет прямо под корневищем упавшего дерева, а вот яркая листва ягодных кустов…

Стенд на смотровой вышке

Наконец, завершается прогулка по этой чудесной тропе около родника «Соколовские ключи». Обнаружил этот родник еще в 80-е годы прошлого века местный житель Яков Соколов. Он всегда активно интересовался живой природой, изучал её. Конечно, вполне вероятно, что о роднике люди знали и раньше, но организация доступного подхода и пропаганда родника принадлежала именно Якову Соколову. Поэтому ключи и назвали «Соколовскими». Подтверждаю, что местность там действительно очень холмистая и без специальной лестницы и настилов малодоступная. Теперь же, когда доступ к ключам оборудован, сюда постоянно приезжают люди набрать целебной воды (кстати, в сентябре 2012 года освящённой отцом Антонием из Иверского монастыря). Взяли и мы две пятилитровые бутылки…

Научная информация с сайта Валдайского национального парка: «Родник „Соколовские ключи“, образующий ручей, который впадает в Валдайское озеро — слабонапорный. Температура воды в нём 2,8 градуса по Цельсию. Высота выхода источника составляет 197 метров над уровнем моря. Воды источника слабоминерализованные, гидрокарбонатно-кальциевые (199,9 мг/л), хлоридные (18,1 мг/л)».

А когда я сфотографировала родник на память, то явственно увидела морду кошки с ушками! Видите??? Не иначе, это родниковый дух показался:)

Валдайские интересности

Домой вернулись слегка промокшие, но довольные. Съели запоздавший обед, отдохнули и ближе к вечеру устроили еще одни покатушки по окрестностям. В этот раз съездили в соседний посёлок Рощино в поисках магазина, чтобы кое-что подкупить из продуктов. В итоге выехали к высокому забору Дома отдыха «Валдай», находящемуся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. Кстати, именно на его территории находится та самая (отреставрированная) дача Сталина и другие постройки тех времён. И если раньше в этот дом отдыха могли попасть только избранные, сейчас там может отдохнуть любой желающий. В том числе можно снять апартаменты, люксы и номера в исторических зданиях сталинской эпохи (были бы деньги). У дома отдыха есть свой сайт, можно глянуть цены и условия проживания, если кому интересно.

Еще мы не удержались и прокатились по таинственной дороге в сторону резиденции Президента, но ехать «до упора» постеснялись, мало ли чего там… Вернулись в свою родную усадьбу и, когда уже почти стемнело, воспользовались личной мангальной зоной для приготовления овощей и грибочков на гриле. Так закончился второй валдайский день.

День третий

Сегодня хотели посвятить времяпрепровождение плаванию на лодке. Муж мой очень любит это дело, но увы, плавать получается максимум день-два в год (и то не каждый год, стоит заметить!). Погода вроде начала налаживаться, дождей не обещали, но… Переменная облачность с сильным ветром и всего +18 как-то не очень тянули меня к воде. К тому же за несколько лет наших однодневных плаваний (хи-хи) мы так и не решили вопрос со спасательными жилетами. Муж, как Мужественный Мужчина, плавал вообще без спас. средств, а я — в детском плавательном кругу))) Решили так: берем всё для плавания и едем в Валдай (всего 15 км), там пытаемся купить мне жилет, а заодно смотрим на погоду и ищем симпатичное место для спуска лодки на воду.

Валдайские контрасты

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Воистину чудна́я получилась поездка: и направление выбрала по фотографиям домика, и в этот день планы развернулись на 180 градусов!

В Валдае мы нашли на карте пару-тройку магазинов со спортивно-туристическо-рыболовными товарами и начали их объезжать. Нигде жилетов нет ((Более того, в одном из магазинов продавщица нам сказала, что жилеты вообще в городе не продаются сейчас. Хм… И тут видим прямо напротив через дорогу магазин «На крючке» (Комсомольский проспект, 51). Явно что-то рыболовное. Зашли и… обалдели от выбора! В общем, я стала счастливой обладательницей спасательного жилета, сделанного по ГОСТу (даже свисток в кармашке есть и ремни для поддержки снизу). Так что если вам срочно понадобится в этих краях спасательный жилет или всё для рыбалки, вы теперь знаете, куда обратиться:)

Вот, забегая вперёд, похвастаюсь ))))

Уже после посещения этого города в 2016 году я нашла в интернете информацию о некоторых «фишечках», на которые было бы интересно посмотреть. В частности, меня заинтересовал памятник «Бордюр/поребрик», созданный для акцентирования места Валдая между Москвой и Питером (почётное звание «полпути»). Я как-то не удосужилась заранее выписать адрес памятника, наивно полагая, что Яндекс-карты мне его покажут на месте. Фигушки! Яндекс не знал, MapsMe не знал, кажется, тоже (точно не помню, искали ли мы там); а когда начала искать в интернете, как назло, во всех материалах памятник упоминался без адреса. Время уходило, я психовала, но не долго: вспомнила, что где-то здесь недалеко есть туристический центр «Валдарай». Уж там-то они знают все местные памятники!..

Домчались на машине за 2 минуты (адрес — Комсомольский проспект, 15). Центр приятно удивил неординарным внешним видом: такой яркий, даже местами аляпистый (но в хорошем смысле) терем, а прямо перед ним расположена огромная подкова с маленькими колокольчиками и наковальней с большим колоколом посередине. Этот памятник именуется «Царь-подкова» и символизирует собой преемственность многих поколений валдайских кузнецов и колокололитейщиков. Между прочим, занесена в Книгу рекордов России!

На веранде инфоцентра сидела женщина. Я так и не поняла, являлась ли она сотрудницей центра (потому что на ней была накидка с рекламой партии «Справедливая Россия», и она раздавала газеты этой партии), но мы разговорились. Она рассказала, где найти бордюр с поребриком, а затем разговор ушёл в высшие туристические сферы — об интересностях, расположенных относительно недалеко от г. Валдая. Кое-о чём я уже читала ранее, но подумала, что это в рамки нашей поездки не влезет. Женщина же и еще подошедший мужчина-сотрудник так зажигательно живописали эти достопримечательности и уверили нас в их быстром достижении, что мы и думать забыли про лодку и решили всё это посетить! Но сначала, конечно, добежали до искомого памятника))

Записывайте адрес: Комсомольский проспект, 29 (напротив здания Почты России)

И еще мне обязательно хочется рассказать вам о… валдайском метро! Вы знали, что там есть метро?! Да, пусть не подземное, а виртуальное, но есть! Имеются даже «Схема линий Валдайского метрополитена» и жетоны для прохода в метро, во! (не то что в моём родном Омске — строили-строили, но так и не построили…). Подробную информацию об этом сказочном транспорте можно найти на сайте Valday.com.

Если без шуток, то Валдайское метро — это интересный путеводитель по Валдаю «с элементами альтернативного краеведения» (цитата), разработанный в 2003 году для повышения туристического потенциала города и его окрестностей. Каждая станция носит название какого-то места или объекта как самого города Валдая, так и его ближайших населённых пунктов. На вышеуказанном сайте схема кликабельна, то есть о каждой «станции» можно прочитать много интересного (правда, половина информации даётся в шутливой форме, но как известно, в каждой шутке есть доля правды). В реальности табличками обозначены не все станции. Мы, например, нашли станции «Белый дом» (на люке у пересечения Комсомольского проспекта и Октябрьской улицы) и «Город» (на фасаде здания по адресу Площадь Свободы, 15).

Станция «Белый дом»

В планах еще была благоустроенная городская набережная с Эйфелевой башней, но пришлось ими пожертвовать в свете вновь открывшихся туристических горизонтов. И хотя старые планы мы отменили, новые тоже нужно было распланировать)) Из того, что предложили нам в инфоцентре, мы в итоге выбрали три точки, построили по карте маршрут и примерно рассчитали время — вроде бы должны всё успеть. Начать решили с самой удалённой достопримечательности — подземной реки Понерётки, до которой следовало проехать 78 км (1 час 15 мин)… Кстати, по навигаторам возникает некоторая путаница с поиском места, поэтому даю точные координаты: 58.283100, 34.039378.

Понерётка — это небольшая частично подземная река, левый приток Мсты (одной из крупнейших рек Новгородской области). Сначала она течёт как все нормальные реки, но за несколько километров до впадения в Мсту скрывается под землей. А в Мсту впадает из высокого берега в виде водопада. Кстати, название реки, скорее всего, произошло от слова «поноры» — отверстие в горной породе, поглощающее постоянный или временный водоток.

Подъехали мы к сему чуду природы без особых проблем: сельский асфальт оказался весьма неплохим (можно смело свернуть к с. Черноземь, не доезжая города Боровичи), а последние метров триста — полевая дорога. Если сухая — можно проехать на легковушке почти до конца; в мокрую погоду на нашей машине я бы не совалась. Таким образом оказываешься на высоком левом берегу Мсты. Вниз к Понерётке можно спуститься по оборудованной лестнице.

Река Мста

С высоты берега я заметила интересное бурление на реке — оказалось, это один из порогов (т.н. «Боровичские пороги»). В отрезке от села Опеченский Посад и до города Боровичи суммарное падение Мсты составляет 70 метров — это больше половины общего падения реки. Здесь она имеет весьма бурный характер, за что этот участок прозвали «Горная Мста». Во времена, когда Мста была частью важного водного пути из Волги в озеро Ильмень и Великий Новгород, боровичские пороги преодолевались с помощью обходного пути, позволявшего их избежать (по соседним рекам-озёрам и волоком). Сейчас же на Горной Мсте построен целый бизнес: здесь проходят сплавы на рафтах и каяках, проводятся различные экскурсии…

Один из Боровичских порогов на Мсте

Подземная речка проточила целую пещеру с разветвлёнными ходами, поэтому официально существует еще и пещера Понерётка. На фото ниже я сижу у входа в эту пещеру, надо мной нависает высокий берег и светит солнышко:) Понерётка является единственной крупной пещерой Валдайской возвышенности (протяженность пещеры 1430 м, глубина залегания 4 м, вторая категория сложности). Пещерная система Понерётки представляет особый интерес для спелеологов: в ней имеются подземные залы, лазы, озера и ямы с водой, ходы, сифоны, уступы и даже галереи длиной в десятки метров и высотой в рост человека.

Валдайские интересности

Конечно, в пещеру можно попасть только в период маловодья, потому что первые метров 15 высота сводов позволяет передвигаться исключительно ползком. Ниже — два фото для сравнения мощности потока:

Такой мы увидели Понерётку в августе

Мы очень удачно успели исследовать речку и вход в пещеру (и вообще полюбоваться окрестностями) в одиночестве. Потом стали появлятся стайки туристов. А затем вообще приплыли рафтеры (среди которых, впрочем, были дети и даже большой симпатичный пёс). Пока туристы с рафтов бегали вокруг Понерётки, мы немного разговорились с гидом-инструктором. Он рассказал, что лично ползал в пещеру в компании товарищей, и там они даже устроили концерт (песни под гитару пели в гроте, в котором можно распрямиться). Я не знаю, как туда заползают мужики, мне показалось, что даже я с трудом проползу, не ободрав себе всё на свете!

В общем, от этого места мы остались в полном восторге, оно реально нетипичное для наших широт и интересное! И красивое! Единственное, имейте в виду — по камням нужно ходить очень осторожно, в некоторых местах они ужасно скользкие (особенно внизу, ближе к водам Мсты).

Что ж, пора мчаться дальше! Впереди нас ждет не менее интересный объект, правда совсем другого рода. Любите ли вы заброшки? Если да — то от Понерётки вам нужно проехать 45 км (примерно 47 мин) до чудесной усадьбы А. С. Хренова (и находится она уже в Тверской области, кстати). А мы всё это время путешествовали по Новгородской, если что;-)

Хоть мы и торопились, но не могли не тормознуть, увидев эту породистую красавицу на заборе в каком-то неведомом нам посёлке. Посмотрите, как стоит! А какая цветовая гармония с окружающим миром!

… Мы свернули с основной дороги в сторону деревни За́ключье, проехали через небольшой лесок с подъемом в гору, и вдруг, когда деревья расступились, увидели на открытой поляне вот такую красоту. Знакомьтесь: усадьба архитектора А. Хренова!

Валдайские интересности

Александр Сергеевич Хренов (1860–1926) был известным петербургским архитектором, рисовальщиком, художником-аквалеристом, декоратором и витражистом. С 1888 г. являлся архитектором Исаакиевского собора, а в целом построил или перестроил свыше 30 зданий в городе на Неве. Среди его заказчиков были богатые люди, в том числе и Романовы. Увлекался разведением рысистых пород лошадей, для чего построил в 1904 г. конный завод здесь, в Заключье.

А сама усадьба строилась на рубеже 19 и 20 веков. Предполагают, что это красивое здание было спроектировано самим Хреновым. Она стоит на возвышенном рельефе, а сзади, в низине, находится небольшое озеро. К сожалению, после революции архитектор был вынужден бросить усадьбу, в которую было вложено столько труда и средств, и в 1918 году вместе с семьей уехал сначала на Дальний Восток, а оттуда перебрался в Китай (в Харбин, затем — в Шанхай, где спроектировал несколько построек). С 1925 года жил в Париже, в пригороде которого и умер в 1926 году.

В советское время в усадьбе организовали дом отдыха. Вокруг появились статуи в стиле «девушка с веслом», добавились новые хозяйственные постройки… Затем здесь был размещен туберкулёзный санаторий (любила советская власть в красивых усадьбах туберкулёзников размещать! — вспомнить хотя бы усадьбу Быково в Раменском районе Московской области)… А затем всё было заброшено и отдано на растерзание вандалам.

Хочу процитировать комментарий пользователя интернета к одному из материалов про усадьбу, думаю, будет интересно: «В детстве (с 1955 по 1962 г.г.) летом жил у бабушки в дер. Гарусово. В то время Заключье был дом отдыха железнодорожников. Рядом с усадьбой находился отличный дом культуры в котором ежедневно показывали кинофильмы, а иногда приезжали артисты. При доме культуры была большая бильярдная с двумя столами. Крутой спуск к озеру был оборудован лестницей ведущей к купальне на сваях. Левая половина для мужчин, а правая женская. Все здания были в хорошем состоянии. Территория ухожена. Перед входом в дом культуры находился фонтан украшенный мужчиной с осетром. Из головы осетра била вода, а в фонтане плавали рыбки. На территории дома отдыха в то время были конюшня с небольшим количеством лошадей, лодочная станция. Посередине озера был устроен островок на сваях. Во время ВОВ в доме отдыха располагался эвакогоспиталь и было устроено кладбище для умерших раненных. Примерно с 1963 года вместо дома отдыха организовали туберкулезный санаторий. Причиной этого, как говорили, было отсутствие заболеваний туберкулезом в данной местности. После организации санатория всё стало приходить в запустение. А дом отдыха был организован в 30 годы прошлого столетия».

Здание, конечно, очень красивое и напоминает настоящий замок. Прежде всего, благодаря круглой башенке и сочетанию кирпичной и каменной кладки (настоящие валуны!). Однако даже не столько время, сколько люди способствуют разрушению усадьбы ((Судя по публикациям в интернете, еще в 2013—2015 гг. на месте была ажурная решётка на балкончике, а внутри — кованая винтовая лестница, поднимавшаяся в башенку; во многих проёмах ещё висели двери и была цела изразцовая плитка на печи; стояли, пусть и немного побитые, советские скульптуры вокруг…

Сейчас главный вход в здание заколочен, но есть другие способы попасть внутрь. Мы залезли через окно справа от входа. Внутри полумрак и разруха… Конечно, от оригинальных интерьеров усадьбы уже ничего не осталось, можно увидеть только потрёпанные временем остатки советской плитки, голубой краски и бумажных обоев.

Но вот здесь, мне кажется, остался оригинальный потолок

Основное здание усадьбы двухэтажное, много комнат и больших зальных помещений, много окон… Практически все они без стёкол или вовсе заколочены, а за ними виден одичавший лес и (с одной стороны) немного озеро…

Конечно, муж не мог не полезть на крышу. Пока я бродила по комнатам, фотографировала детали и «ловила атмосферу», он через чердак вылез наверх и гремел железом)) Кстати, в здании, похоже, живут стрижи (или один стриж): несколько раз мы с ним встречались на разных этажах, и он пулей вылетал в окно, недовольно щебеча, но каждый раз снова возвращался.

В итоге мне тоже захотелось попасть на крышу. Есть два небольших неудобства: это отсутствие пары перекладин у деревянной лестницы на чердак (человеку типа меня 160 см ростом банально не хватало длины ног; спасибо, муж подтянул наверх) и узкий лаз с чердака на саму крышу. Кстати, в отличие от ужасного состояния самого здания, крыша покрыта нескользящим оцинкованным железом, поэтому ходить по ней оказалось не страшно. И интересно, конечно!

Пока мы гуляли по крыше, солнце полностью затянуло облаками, и когда спустились обратно во внутренние комнаты, там стало уже совсем темно и мрачно (в том числе для фотографий). Поэтому рекомендую приезжать сюда в первой половине дня, желательно в ясную погоду. Мы же прошлись вокруг здания, спустились к озеру, думали тут перекусить, но передумали. Уже около машины в голову пришла мысль сфотографироваться в башенке. Ниже — два фото на память:)

Наконец, третья достопримечательность на сегодня — Мшенские источники. Они находятся в 11 км (и 15 мин) от усадьбы, в селе Мшенцы Бологовского района Тверской области. Эти источники известны уже очень давно и почитаются святыми (а значит, и целебными). Их популяризации в масштабах России поспособствовал Николай Рерих, неоднократно бывавший в этих местах, написав в 1916 г. очерк «Чаша неотпитая». Читаем Рериха:

«А вот чудо. Среди зелёного, мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая. Яма — сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной. По краям всё заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлётов. Бьёт мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студёная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьёт родник по камням. Бежит в поле речкой. Никому и дела нет. Такой ключ в селе Мшенцах…
Живая вода по полю, по озёрам разбегается. И странно, и больно, но и радостно знать, что даже на больших путях не тронуты такие находки. Давно показались. Ждут. Знают, пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные. Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждёт».

Последние пять предложений процитированы на табличке, прикрепленной к огромному валуну, лежащему на пути ко втором источнику. А всего источников три. Самый большой и оборудованный, с часовенкой на берегу, предназначен для купания. Второй источник расположен за храмом Параскевы Пятницы (1862 г.), и в нём берут воду для питья. Есть еще третий источник, около озера Олёшино, но он самый удалённый, и мы туда не ходили.

Первый источник. Купель

Так чем же так уникальны Мшенские ключи? Тем, что поднимаются они с неизвестной глубины через карстовые воронки! Очень впечатляет, когда подходишь близко к воде и вдруг видишь там бездонные черные дыры. Вода невероятно прозрачна, но фотографировать дно (вернее, его отсутствие) очень сложно из-за бликов и отражений на воде. Сюда явно нужно приезжать в определенное время суток при солнечной погоде. А еще вода в источниках круглогодично одной температуры — плюс 4 градуса. Если опустить руку в воду, буквально через 30 секунд её уже начинает сводить! Источники можно посещать и зимой — они не замерзают. Так что слава смельчакам, отважившимся тут купаться!

Удивительно, но найти точную информацию о составе этой воды так и не удалось. Чаще всего на просторах сети гуляет версия о радоне и сероводороде, реже встречала сообщения о сере и железе. Чисто субъективно мы склоняемся ко второй версии, потому что рука после опускания ее в воду явственно пахла железом, а запаха сероводорода мы не почувствовали вовсе. К тому же этот оранжевый налёт… Железо? В общем, как я поняла, толком подробных научных исследований состава воды в источниках не проводилось.

Посмотрите, какого цвета дно у бурного ручья, вытекающего из первого источника!

Я долго «плясала с бубнами» в попытках заснять бездну; увы, более-менее получилась только одна фотография. Поэтому для наглядности привожу также фото из интернета, снятое подводной камерой:

Моя фото-попытка показать карстовый провал

Мне попадалась информация, что водолазы пытались исследовать глубину провалов, но продвинуться смогли только на метров семь. Дальше или стоит плотная стена илистой взвеси, или же воронка поворачивает куда-то вбок и становится очень узкой. Так что Мшенцы свято хранят свою тайну…

Для справки: в 2013 году над источниками нависла серьезная опасность из-за строительства высокоскоростной магистрали М-11. По проекту она должна была пройти буквально в 600 метрах от этого чуда природы. Только огромными усилями активной общественности удалось перенести трассу дальше (но ненамного: сейчас дорога проходит в 960 метрах).

Вот такие валдайские интересности мы сегодня увидели. Чтобы вернуться домой, от Мшенцев до нашей «Усадьбы Коноваловых» нужно было проехать 57 км (1 час). Маршрут получился, по сути, кольцевой. На обратном пути мы рискнули поехать по почти неприметной дорожке, связывающей параллельные друг другу трассы М-11 и М-10. Места были совсем глухие, нам встретилась всего лишь одна (!) машина. Зато я наснимала вечерние красоты в придорожных озёрах и болотцах:

Валдайские интересности

Резюмируем: чтобы посетить все вышеперечисленные достопримечательности, нам понадобилось проехать 191 км (и потратить примерно 3 часа 15 мин чисто на дорогу). Это при том, что стартовали мы поздновато, примерно в 13.30, а вернулись где-то после 21.00. То есть на всё ушло примерно 7–8 часов. Так что считаю этот маршрут увлекательным, разноплановым и удобным по дорожной логистике и временным затратам.

День четвертый

Сегодня вечером мы должны вернуться домой. А лодка всё ещё не плавала! Поэтому план на день был предельно прост: выселяемся из усадьбы, едем на уже знакомый пляжик на нашем краю Валдайского озера, надуваем лодку и плывём… в идеале — до Иверского монастыря. К тому же погода сегодня гораздо лучше для водных процедур: тепло и солнышко!

Выезжаем из нашего домика. Пока муж складывает вещи в багажник, я фотографирую лес за забором

Надуваем нашего «Вояджера-500»:

Валдайские интересности

Ну, поплыли! Точка нашего старта — вооон тот бережок с лодочным сараем и банькой. Выплывая из залива, мы старались держаться левее, так как по правую сторону располагались здания того самого секретного «Объекта». В интернете советовали близко не подплывать и особо не фотографировать. Зато с нашей стороны тоже нашёлся интересный объект — большая белая цапля! Серых цапель мы уже видели неоднократно, а вот белая попалась в первый раз. Эх! Жаль, что между нами были многочисленные заросли тростника, ну и расстояние очень большое. Поэтому качество фото очень далеко от идеала, но всё равно его покажу.

Наш берег

Если плыть напрямую к монастырю по большой воде, то получилось бы больше 3 километров. Как я уже рассказывала в альбомах про Селигер, слишком открытая вода с далёкими берегами меня пугает (когда сидишь в лодке из ПВХ). И хотя на мне теперь красовался спасательный жилет, психологически ничего не изменилось)) Поэтому мы петляли поближе к берегам, «перебежками» проплывая более-менее комфортные для меня расстояния по открытой воде. В итоге приплыли к дальней оконечности большого острова «Муравьиный», а оттуда уже двигались меж маленьких островков к Иверскому монастырю. На краю Муравьиного, пока не спрятались между островами, был довольно сильный и неприятный боковой ветер, прибивающий нас к берегу.

Кстати, вода в Валдайском озере невероятно прозрачная, дно видно очень далеко (по некоторым данным, видимость от 4,4 до 5,9 метров)! Средняя глубина — 12 метров, а максимальная 60 м. Это озеро ледникового происхождения.

Причалили к Муравьиному острову. Кстати, называется он так из-за многочисленных огромных муравейников.
Вид с Муравьиного острова на Иверский монастырь

И вот последний рывок! Монастырь уже перед нами. Очень красивая подводная растительность:

Валдайские интересности

Для справки: Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь — православный мужской монастырь, основанный по инициативе патриарха Никона в 1653 году. Расположен на Сельвицком острове Валдайского озера, в 10 км от города Валдай.

Как я уже упоминала выше, по территории монастыря мы гуляли в 2016 году. Сейчас же посмотрели на него с воды, причаливать не стали, ведь нам еще долго плыть обратно, а потом ехать 420 км до Москвы.

Валдайские интересности

… Вернулись мы на свой бережок почти в семь часов вечера (а я, наивная, планировала стартовать домой в 17.00). Наступил тёплый солнечный вечер, ветер стих, хотелось сидеть на берегу и просто медитировать… Муж искупался (с вердиктом: «Вода холодная!»), мне же было хорошо и на скамеечке:)

Вечерний рыбак

А еще хотелось есть. Мы же сегодня только завтракали! Поедая порошковое пюре, я смотрела на солнце и думала: «Хорошая получилась поездка!.."