Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 23:25

Красноармейск — Россия Сентябрь 2021

Когда я был маленьким, то часто слушал русские народные песни. Они разные, весёлые и грустные, певучие и монотонные, короче говоря разные. Тогда же услышал, а затем сам пел песню про утёс Стеньки Разина.

«Есть на Волге утес, диким мохом оброс

Он с вершины до самого края;

И стоит сотни лет, только мохом одет,

Ни нужды, ни заботы не зная».

Могучая песня про судьбу сильного человека. Но никогда не думал, что смогу побывать на этом утёсе, он представлялся мне суровым и спрятанным от людских взоров.

Шли годы, я побывал в Москве на месте чудовищной казни Степана Разина Болотная площадь. Название имеет значение, но до утёса Степана Разина так и не добрался. Я переехал из Казахстана в Саратовскую область, где находится утёс, но каждый раз что-то, но мешало поездке к утёсу. Толчком послужила поездка туда моего двоюродного брата, который приехал с отличным настроением и массой фотографий. И я договорившись со знакомыми в один из сентябрьских дней рванул туда. Отправились мы на легковом автомобиле.

Трасса Сызрань- Волгоград была великолепной, отличный угольно-чёрный асфальт, без ям и кочек. 120 километров пролетели быстро. Но далее было всё не так радужно. От поворота, где мы съехали с трассы и до села Белогорское дороги практически не было, место, по которому мы ехали, было грунтовой дорогой с покрытием из опоки и назвать его дорогой для автомобилей можно было лишь с большой натяжкой.

Есть на Волге утёс...

Когда проезжали навстречу редко встречающие машины, то в награду за встречу впереди нас ждала огромная туча пыли. Хотя мы ехали по навигатору, но вкрадывалось подозрение, что должна быть более комфортная трасса.

Но вот показался указатель на Белогорское

Есть на Волге утёс...

и спуск, значит большая часть пути осталась позади.

Осталось проехать село и 5 километров до утёса Степана Разина.

Есть на Волге утёс...

Это подтвердил дорожный указатель.

Мы посетили все достопримечательности, расположенные на указателе, за исключением Данилова оврага, расположенного за утёсом Степана Разина. Собственно, если ехать вдоль Волги в сторону Волгоградской области, то попасть туда можно лишь переехав через овраг по единственной дороге. Длина оврага — 18 километров. Но нам туда не было нужно, достопримечательностей хватало и в Саратовской области.

Мы въехали в село Белогорское, когда-то в нём жило в несколько десятков раз больше людей, поэтому дома села разбросаны по большой территории.

Есть на Волге утёс...

В селе нет газа, отвратная дорога, не знаю даже очищается она зимой или нет. Люди голосуют ногами, постепенно уезжая в районный и областной центры. Я бы не смог жить в подобном захолустье.

Мы не увидели ни одного человека в селе, ни когда ехали утром к утёсу, ни вечером, когда возвращались. Хотя возле некоторых зданий стояли либо трактора, либо легковые автомобили.

Большая часть домов — деревянные.

Есть на Волге утёс...

Не является исключением здание бывшей церкви Михаила Архангела, которая была построена в 1865 году.

В советское время храм был закрыт, колокольня разрушена, купола уничтожены, здание было переоборудовано в зернохранилище, а затем сельский клуб. Если постараться, то можно заметить похожесть на церковь, но с большим трудом и при наличии хорошей фантазии. Для нескольких десятков жителей в загибающемся селе никто храм восстанавливать не будет.

Безрадостную картину дополняют развалины, а может просто руины растащенного на части брошенного хозяевами дома,

Есть на Волге утёс...

Видел на одном из полуразрушенных здания объявление об его продаже. Что в этом больше — наивности или веры во внезапно пришедшее чудо — неясно. Ведь ясно, что покупать здесь недвижимость дураков нет.

Но тем не менее образ улиц оживляет и самодельный олимпийский мишка (а может Чебурашка)

Есть на Волге утёс...

и старый деревенский колодец.

Судя по всему — про водопровод здесь даже не слышали.

Первыми здесь поселились беглые крестьяне примерно на рубеже XVII–XVIII веков . Плели они лапти, в этих лаптях бродили вдоль Волги бурлаки. В честь промысла село получило название Лапоть. В 1961 году Лапоть был переименован Белогорское.

Здесь были земско-общественное училище, открытое в 1885 году и церковно-приходская школа грамоты, появившаяся в 1887 году. Ныне единственная в селе школа закрыта по элементарной причине — нет учеников. Молодежь уехали, а оставшиеся жители достигли не репродуктивного возраста.

В бывшей школе разместился музей дважды Героя Советского Союза Николая Михайловича Скоморохова (1920 -1994). К сожалению мы в музей не смогли попасть.

Рядом со школой в заброшенном саду расположен его памятник.

Есть на Волге утёс...

Скоморохов был легендарной личностью. Не даром Владимир Семёнович Высоцкий посвятил ему «Песню о погибшем друге», которую исполнял в спектакле «Звёзды для лейтенанта», который шёл в Театре Ермоловой в Москве и в Ленкоме с 1975 года:

«Он кричал напоследок, в самолете сгорая:

„Ты живи, ты дотянешь!“ — доносилось сквозь гул.

Мы летали под богом, возле самого рая

— Он поднялся чуть выше и сел там, ну, а я до земли дотянул».

Погибшего в 1943 году друга Скоморохова звали Николай Горбунов.

Выступая в дворце культуры имени Ленина в Коломне, Владимир Семёнович рассказывал:

В сорок третьем году… Николай Скоморохов… сбил «бриллиантовую двойку». Это была знаменитая немецкая дивизия «Удэт», они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое — двойка из этой эскадрильи — сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту — поспит несколько минут и снова вылетает — искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих — в одном бою двух уничтожил…

И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню».

Бриллиантовый рыцарский крест, введенный в нацистской Германии 21 июня 1941 года, был мечтой для многих. Он присуждался всего 27 раз. В основном лётчиков бриллиантами к Рыцарскому кресту награждали за каждый сотый самолет на Восточном Фронте и каждый 250–300 самолет на Западном. Для производства этого креста использовались 53 больших бриллианта общей массой 18,3 грамма.

Во время Парада Победы 1985 года Скоморохову было предоставлено почётное право пронести Знамя Победы по Красной площади.

Проехав село Белогорское, мы отправились к утёсу Степана Разина.

Есть на Волге утёс...

Но не удержались и решили посмотреть на берега, которые возвышаются над уровнем Волги примерно на 40 метров. Верхний слой обрыва толщиной 20 метров сложен меловыми породами турона-сенона, возраст которых достигает 90 миллионов лет.

Удовлетворив своё любопытство мы проложили путь, вскоре добрались до следующего указателя.

Есть на Волге утёс...

В это раз к берегу подъехать не смогли

и пришлось остановиться возле плаката.

Есть на Волге утёс...

Навигатор тут же молвил человеческим голосом, что цель достигнута.

Попытались было проехать дальше, прямо на утёс, но была только видимость дороги, ехать по которой было невозможно, а дальше вела только тропа. Стало понятно отчего наши предшественники оставили автомобиль и пошли дальше пеком.

Есть на Волге утёс...

С обеих сторон утёс обрывался оврагами, что с севера,

что с юга.

Есть на Волге утёс...

Вот мы уже на утёсе, высокий обрыв и узкая полоса берега внизу. Мы на утёсе!

Захотелось петь и я вспомнил старую песню про утёс Стеньки Разина. Когда стали писать видео, то картинка получилась замечательной, а звук практически полностью перебивался звуками гуляющего по вершине ветра.

Есть на Волге утёс...

Всего в Поволжье сохранилось 50 песен о Степане Разине, из них 18 — в Саратовской губернии. Народ пел не только о Степане Разине, но и об его сыновьях — безымянных фольклорных персонажей, которые не имели никакого отношения к реальному сыну Афанасию Разину.

В своё время удивился, что у песни «Есть на Волге утёс» есть автор — Александр Александрович Навроцкий (1839–1914) — русский поэт и писатель, дослужившийся до звания генерала-лейтенанта. Стихотворение, ставшее затем песней, было написано в 1864 году, опубликовано в 1870 году. Песня полюбилась революционерам разных мастей.

Когда я пел, то в голове всплыла мысль. Ведь по тексту песни лишь один человек на вершине той был. А мы спокойно подъехали и прошли на утёс. Да и если смотреть вдоль Волги, то таких утёсов виднеется множество.

Может это не то место?

Во время восстания Степана Разина его войска как минимум дважды проходили мимо этих мест.

29 июля 1670 года было принято решение идти вверх по Волге, а уже 15 августа жители Саратова встретили атамана хлебом-солью. С середины августа 1670 года до июля 1671 года Саратов был одним из центров восстания на Средней и Нижней Волге. Когда Разин потерпел поражения под Симбирском, то из Саратова он отступал по уже знакомым местам.

Многие поселения на берегу Волги считали, что бугор Стеньки Разина, который в настоящее время благозвучно называют утёсом, находится возле них. Но в XIX веке многие исследовали этот вопрос, сравнивали различные варианты и остановились на месте, что ныне зовётся утёсом Степана Разина. Исследования продолжались в XX веке.

Тарас Шевченко упоминал об увиденном утёсе во время путешествия по Волге в 1857 году.

Первое известное изображение утёса Степана Разина было сделано в 1838 году двумя братьями- художниками Григорием Григорьевичем Чернецовым (1802 -1865) и Никанором Григорьевичем Чернецовыми (1804 — 1879) во время путешествия по Волге от Рыбинска до Астрахани.

По итогам поездки в 1851 году жителям Санкт-Петербурга была показана панорама, названная авторами «Параллель берегов Волги». Трудно представить как выглядело склеенное из 1 982 рисунков полотно общей протяженностью 746 метров, высотой 2,5 метра, состоявшее из четырнадцати полос — оба берега в семи губерниях. Живописное полотно, закрепленное на двух вертикальных цилиндрах, располагалось за окном помещения, имитирующего каюту.

Среди друзей Чернецовых был Александр Сергеевич Пушкиным, который нарисовал портрет Григория Чернецова на полях рукописи «Путешествие Онегина».

Первую фотографию утёса Степана Разина сделал в 1894 году известный нижегородский фотограф XIX — XX веков Максим Петрович Дмитриев (1858 -1948).

А теперь утёс фотографируют туристы, я не стал исключением.

Есть на Волге утёс...

Когда мы шли к центру утёса, то увидели кресло.

Нехилое такое сооружение, пяти метров в высоту, появилось на утёсе в мае 2019 года.

Есть на Волге утёс...

На табличке рядом с креслом рассказывается легенда, благодаря которой этот трон для великанов здесь появился.

«Легендарное кресло Стеньки Разина.

Донской атаман, предводитель крупнейшего казацко-крестьянского восстания Степан Тимофеевич Разин родился в 1630 году в станице Зимовейская-на-Дону. В 1667 году Степан Разин становится походным атаманом крупного отряда «голутвенных» казаков и «новоприходцев» из России. В 1667 году Разин во главе казацких отрядов совершил походы на Волгу и Яик. Весной 1670 года Разин возглавил новый поход на Волгу, заявив, что намерен идти сначала на Волгу, а после — на Русь, чтобы наказать «изменников» — бояр и дать свободу простым людям. Степа́н Тимофе́евич Ра́зин, известный также как Сте́нька Ра́зин — донской казак, предводитель восстания 1670 -1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

По историческим данным, когда атаман был со своей вотчиной в Саратовской области, он остановился на берегу реки Волги около села Банновка на самой высокой возвышенности, которую впоследствии в народе назвали «Бугор Стеньки Разина».

По преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре с ватагою. Жил богато — всё дорогим бархатом да шелком обито. А на самой вершине кресло стояло с насечкой из слоновой кости. С него, бывало, Разин высматривал купцов на Волге и расправу чинил… Большой, говорят, здесь клад зарыт, вот только кроме человеческих костей ничего найти пока не удалось. Местные жители уверяют, что при закате, когда тени длинные, на утесе можно различить очертания трона, а возле него самого атамана. Это мистическое место покрыто тайнами и легендами.

Само кресло изготавливали 13 дней и ночей, самые опытные мастера трудились не покладая рук, так как атаман грозился расправою, если кресло будет ему негоже. Мастера сделали поистине чудо, которое соответствовало характеру и нраву Стеньки Разина. Увидев кресло, он застыл как вкопанный, так оно его заворожило своей необычной красотой. Он щедро вознаградил мастеров каменьями драгоценными да золотом за проделанную работу и поставил трон, и восседал до скончания века».

С этого места замечательно смотреть на Волгу и разглядывать проплывающие корабли.

Есть на Волге утёс...

Согласно другой лененде именно здесь Стенька Разин утопил персидскую княжну.

Помните песню «Из-за острова на стрежень»:

«Мощным взмахом поднимает

Он красавицу княжну

И за борт её бросает

В набежавшую волну».

Когда я ехал на утёс Степана Разина, то думал, что это единое целое. Но фактически это два утёса, между которыми овраг.

Есть на Волге утёс...

Фотографировал же я от подножия того утёса, на котором кресло установлено.

При таком раскладе логичны сведения, что от горы Дурман утёс отделяет овраг Тюрьма.

Есть на Волге утёс...

Здесь по преданию держал под арестом Степан Разин своих пленников.

Для этого места есть свой указатель.

С утёса Стеньки Разина виден севернее еще один овраг, в середине которого стоил печь для обжига мела и видна дорога, по которой можно спуститься вниз.

Есть на Волге утёс...

Эта печь осталась от завода по производству извести и алебастра, появившегося в 1934 году.

Также с утёса видна небольшая бухточка, как завершение «заводского» оврага.

Есть на Волге утёс...

Мы не рискнули спуститься вниз на машине и прогулялись до берега Волги пешком. Здесь отдыхали несколько групп, приехавших на машинах и привёзших с собой даже лодки.

Разговорились, оказывается они приехали из Волгорадской области на выходные отдохнуть. Дело было в пятницу вечером. Выходит место для отдыха привлекает даже наших региональных соседей, а летом отдыхающих здесь, прямо возле подножия утёса Степана Разина, еще больше.

Ну, а мы отправились назад в Саратов, в субботу был День города. Живой, а не на экране монитора, как в прошлом году. Правда получилось это не сразу. По дороге в Белогорское увидели вдали самолёт.

Есть на Волге утёс...

Вот только проехать по берегу Волги у нему не получилось — помешал очередной овраг, который тянулся вплоть до села. Пришлось через Белогорское объезжать.

Установленый на высоком берегу МиГ -17 содержит на борту имя Скоморохова,

Есть на Волге утёс...

про которого я уже рассказывал в этом материалае, а табличка у подножия самолёта поясняет кому этот памятник появящен.

День получился насыщенным, в Саратов мы въехали уже при свете фонарей.