Турист Алеся Феоктистова (Alesja_Popkova)
Алеся Феоктистова
была 2 мая 2022 20:22

Освенцим + 1 город — Польша, Чехия, Австрия, Германия Сентябрь 2021

Часть 1 — Польская

Упрощенно весь маршрут выглядит так (без второстепенных точек на маршруте, так как гугл не позволяет внести больше 10 пунктов разом)

В польской части нашего путешествия мы посетили:

— Волчье логово (главная ставка Гитлера во время войны)

— Замок Мальборк (самый большой кирпичный замок Европы)

— Города — Гданьск, Вроцлав

На обратном пути домой — Освенцим (Аушвиц -Биркенау) , Краков и Варшава

Волчье логово

Первой точкой нашего маршрута в Польше стала главная ставка Гитлера под интригующим названием «Волчье логово» . Это место активно использовалось для управления боевыми действиями с 41 по 44 год, а сам Гитлер провел в нем около 800 дней в годы войны, руководя оттуда атакой на Советский Союз и продумывая здесь свои больные планы по уничтожению невинных людей. В этом месте в 44 году произошло неудачное покушение на Гитлера, тогда погибли 4 человека, а его лишь поранило.

Ставка была так хорошо замаскирована в лесу, что советские воска смогли найти ее только при наступлении на Берлин в 45 году.

Закладывайте часа два на осмотр, берите обязательно аудиогида (правда они только на английском или польском) и погружайтесь в хоть и мрачную, но все же историю этого места. Для собачников — вход с песиком возможен)

Замок в Мальборке

Это место однозначная must see точка в путешествии по северу Польши. Основанный в 13 веке, принадлежавший то полякам, то немцам (и так по кругу), он является одним из самых больших кирпичных замков в мире. Территория замка — порядка 20 гектаров! Он поражает своими размерами особенно изнутри — когда ты пытаешься его обойти, то понимаешь какой же он огромный.

Большое автопутешествие с ретривером (Польша-Чехия-Австрия) Часть 1-Польша

Отдельное браво стоит сказать полякам, которые при поддержке Лихтенштейна и Норвегии, воссоздали замок из руин, оставшихся после второй мировой. Реконструкция очень качественная — действительно можно почувствовать исторический дух этого места.

Экскурсия с аудиогидом — обязательна, иначе пропустите очень познавательный рассказ о тевтонском ордене и рыцарях, живших в замке и их быте в те времена. Экскурсия займет порядка трех часов, немало, но время пролетает быстро.

Немного об истории этого места. Вообще сам город Мальборк в 14–15 веках был столицей тевтонского ордена, а сам замок был резиденцией великого магистра ордена. Основной миссией ордена было распространение христианства и делая это, монахи-рыцари не чурались захвата чужих территории и убийства неверующих. В общем, все во имя «благой» цели.

Во времена, когда резиденция ордена находилась в Мальборке, пришелся расцвет Тевтонского ордена, что явно можно проследить в убранстве замка. Один из фактов, который меня особенно позабавил — в замке был пол с подогревом. Не везде конечно, а в комнатах для высокопоставленных лиц, но тем не менее для тех времен это уже ноу-хау. Они делали специальные отверстия в полу, через которые заходил теплый воздух из расположенных в комнате ниже печей. Также в замке был туалет с целой канализационной системой, правда очистки просто сливались в ров вокруг замка.

Еще совет для тех, кто путешествует с собаками — на территории замка есть вольер, где питомца можно оставить на время прогулки по замку. Внутрь с животными нельзя. Приятно, что здесь позаботились о четвероногих.

Гданьск

Гданьск, он же Данциг в немецкой версии, раскинулся прям на берегу Балтийского моря. Город, который не раз попадал во владения то одних, то других желающих отхватить больше территории. Долгое время он был под немцами, что оказало значительное влияние на его облик. В результате второй мировой он был сильно разрушен. Прекрасная историческая застройка в центре старого города- это результат грамотной реконструкции и желания поляков сохранять историческое наследие своей страны.

У нас в Гданьске было всего полдня, поэтому подробно историю и интересности этого города изучить не удалось. Оставлю здесь воспоминания о красоте этого города на фото.

Вроцлав

У Вроцлаве есть своя фишечка — более 400 мини гномиков, разбросанных повсюду. Обожаю, когда у города есть что-то уникальное, отличающее его от множества других.

Вроцлавская центральная площадь чем-то напомнила мне Львовскую. В целом какие-то аналогии встречаются с этим городом, только Вроцлав в более лучшем состоянии.

Тумский остров, и церковь святого Яна — обязательно сходите туда поздно вечером, когда темно. Это какая-то особая атмосфера умиротворения.

Вроцлав очень зеленый, в нем более 50 парков! Рай для семей и собачников. Мы были в парке, прилегающем к залу столетия, он просто огромен! Очень ухоженно, очень зелено, место, где просто хочется замедлится и наслаждаться красотой.

Освенцим

Так как наш маршрут обратно из Австрии пролегал через юг Польши, мы решились посетить это место. Чтобы избежать стояния в очереди (а людей тут много даже в будние), рекомендую заранее приобрети онлайн-билет на официальном сайте музея Освенцим. Экскурсии на русском языке проходят 3 раза в день и длятся около 3 с половиной часов. Если вы как и мы приехали сюда из Кракова, то на посещение лагеря смело можно заложить весь день с учетом дороги туда-обратно.

Лагерь поделен на две части — Аушвиц и Биркенау (расстояние между ними — 3 км). В Биркенау точно можно приезжать самостоятельно, без экскурсии и без билета. В Аушвиц — точно только с билетом, не уверена можно ли без экскурсии, но в любом случае настоятельно советую брать тур с гидом.

Трудно передать словами ту гамму чувств, которые испытываешь, находясь в самом страшном лагере смерти нацистской Германии. До этого мы бывали уже в одном из таких лагерей — Дахау в Германии, но Освенцим — он словно всю душу наизнанку вывернул рассказами и доказательствами той невероятной жестокости, с которой люди столкнулись здесь. Многие из них так и остались навечно в этом лагере, развеянными по ветру после кремации.

На экскурсии вам покажут вещи, что остались после тех, чью жизнь забрал Освенцим — очки, волосы, багаж, обувь, одежду и многое другое.

Бесчисленное множество обуви
Багаж, который так и не понадобился их владельцам
Каждый чемодан подписан - немцы заставляли это сделать
Багаж, который так и не понадобился их владельцам Каждый чемодан подписан - немцы заставляли это сделать

Аушвиц в сравнении с Биркенау небольшой — если не путаю, около 6 гектаров против 20 в Биркенау. Биркенау открыли, когда масштабы холокоста приобрели катастрофический размах. Сюда свозили евреев со всех уголков оккупированной Европы, большинство из них были умерщвлены газом. Остальные — трудились в нечеловеческих условиях в надежде на свободу.

Бараки на территории Аушвица
Стена смерти - здесь расстреливали провинившихся
Стена смерти - здесь расстреливали "провинившихся"
Большое автопутешествие с ретривером (Польша-Чехия-Австрия) Часть 1-Польша

По рассказам нашего гида, когда прибывал состав с новой партией людей, всего 25 процентов из них были определены в трудовую группы, остальные — шли на смерть в газовую камеру, даже не подозревая об этом.

В Биркенау можно попасть на бесплатном автобусе, который курсирует между Аушвицем и Биркенау каждые 10–15 минут.

Дорога смерти - сюда прибывали железнодорожные составы из разных уголков Европы

Каждый сам решает, стоит ли посещать такие места. Это непросто, очень непросто. Но это оставляет след, это заставляет помнить, что такое не должно повторяться больше никогда.

Мемориал на месте бывших крематориев и газовых камер в Биркенау