Турист Иван Якунин (Ivan_Jakunin-1)
Иван Якунин — был 24 марта 10:33
Здравствуйте, меня зовут Диван.

Кольцово, Никола-Ленивец, Воробьи, Петрово — Россия Май 2021

Новый передел мира пандемией никак не даёт размахнуться в полную силу. Конечно, всё больше стран готовы принимать гостей, но пока это не точно. Выпадающие праздники и выходные от глобальных процессов не должны превратиться в скучные посиделки и оперативно находится вариант на три дня максимально интенсивного отдыха. Такого интенсивного, что в машине во время переездов не спал только я, жена с дочкой между точками маршрута тихо сопели на заднем сидении.

Кстати подвернулся конкурс. Но и тут я буду слегка (совсем чуть-чуть) нарушать правила. Итак, согласно конкурсу, путешествие должно быть по России, а мы махнули по всему миру. Правда, на денёк. Речь идёт об Этномире — огромном этнопарке, в котором рассматривая голландское жилище, можно потерять семью у берегов Австралии.

По всем мирам за три дня

Этномир медленно, но неумолимо растёт, как вся вселенная. Десять лет назад мы гуляли по Восточной Европе, а сегодня это примерно треть открытого пространства. Которое, в свою очередь, даже не половина из того, что должно вырасти в будущем. Сейчас парк — несколько связанных тропинками больших локаций. Помимо славянских площадок, вырос восточный квартал, раскинулось на холме поселение северных народов, растут парки развлечений. Весь день нашего пребывания в мире, лил дождь. Он отпугнул гуляющих, коих было полные гостиницы, но придал яркости краскам и добавил запах мокрых земли и травы. Под серым небом созданная атмосфера только выигрывала. Людные тропы мы и в городах увидим.

Восточный квартал включает в себя пять зданий различных стран. Тут можно и желание загадать, ударив в гонг китайской пагоды, и даже войти в пасть непальского льва. Китай не ограничился дворцом. В поле расположилась арка, которую пока ни одно землетрясение не взяло, недалеко прикрыта тентами терракотовая армия. Внутри зданий не так интересно — там расположились аутентичные народам отели и рестораны. Площадь перед индийским корпусом пуста, бляхи луж отливают серым небом. Зато Индия внутри — полностью отдана туристерам. Каждый этаж — обитание отдельной касты. Внизу тёмные лабиринты улочек и тесные ремесленные каморки, всё в бумажных фонариках и цветастой мишуре. Поднимаясь по лестницам, на самом верху оказываешься в золотом блеске над землёй. Из окон просматривается весь ЭтноМир. Мы приглянули двух космонавтов, отвернувшихся от Индии и рассматривающих не освоенные земли парка. Космонавты вблизи превратились в покорителей Эвереста. Всё по-честному, пока мы в Азии.

В разных частях парка раскиданы пирамиды, с виду — чистейшие произведения майя. На самом деле, это точки силы, но отнюдь не с идеей древних народов. Та из пирамид, что уже доступна в центре застроенной территории — четыре мыслителя человечества — персидский поэт Мухаммд Руми, Серафим Саровский, Дао-Цзы и Шри Ауробиндо Гхош из Индии. Сидят себе по сторонам света и генерируют энергию. Саровскому монетки кладут, Дао-Цзы умиляет, остальных даже не знают. Зато от туда детям отлично запускать самолетики над парком.

Вернёмся из степи в обустроенную территорию. В центре самых первых построек стоит печь, высотой в три этажа. Её окружили избы русских краёв. Многие оказались закрыты, часть добродушно впускали к себе, рассказывая про быт, обычаи, традиции селян. Изба как идентичность и менталитет — спутать костромскую и астраханскую невозможно. В костромской рассказывали про печи и их применение от испекания детей до пылесоса. А вот астраханская, массивная, величественная, огорчила замком на двери. Я люблю северные избы — это не дом, а отдельный мир, где можно не выходить на улицу. Во всех избах витает запах дерева, он живой. В наш приезд особый запах оказался за стенами южных мазанок. В одной угощали чаем и пахло маслами, которые готовили в Краснодарском крае, в другой разливали хмельной мёд, сбитень и питень (медовый квас). По случаю дождя в избе со сбитнем было особенно людно, весело и шумно. Русь украсили к майским праздникам, по мне флажки оказались не в тему — но их вешали к мероприятиям и я бы не рассказал о них, если не посчитал бы нужным пояснить за фото. В обычные дни цветастых флагов между костромской избой и, например, печью нет. Нет флагов и в русском подворье. Но вот удивительно — огромный комплекс, с настоящим двором и палатами работает только для групп и лично семьёй вас не пустят. Это, кстати, традиционно — так было испокон веков, когда только заложили первый кирпич Этномира.

Чуть поодаль, на окраине русского пятачка, раскинулся украинский хутор. Улочки по плетёнке и тут, наверное, очень тихая ночь. Изба с музеем закрыта, остальные с открытыми дверями и табличками — просьба не беспокоить постояльцев. Весь хутор — гостиница.

Ещё немного пройти и стоит крестьянская крепость, кажется. Да нет — это белорусский двор. В наш приезд десять лет назад здесь готовили преотличнейшие булочки. И был вкусный домашний квас. Нет ни того, ни другого, пекарня сохранила место, но поменяла хозяина. Хлеб из печи, но этим уже никого не удивишь. А вот булочками теми удивляли — за ними очередь по часам готовности выстраивалась. Под дождём белорусский двор выглядел завораживающе несовременным. Будто веков пять отмотали назад. Это к слову об атмосфере парка. Хотя дождь одолел уже. Хотелось не хлюпать кроссовками и не поправлять козырёк дождевика.

По всем мирам за три дня

Не только народами и поселениями богат мир. Например, у отельного комплекса «Сиберия» (да, там натурально в лесу маленькие уютные домики на сваях), весь день и вечер раздаётся рык динозавров. Прямо под боком «Сиберии» расположился динопарк и питомник хаски. Отличное сочетание для тихого отдыха на природе, но гостишки там забиты круглогодично. Помимо динопарка открылись лабиринт на деревьях в лесу и котогостиница в кошкином доме. Ну, а мы под накрапывающим бесконечно дождичком уходим далеко… Далеко вглубь веков — это к потаённым селениям народов манси, хантов, темным языческим временам покорения Русью угрюмых просторов Севера. Кто читал книги Алексея Иванова «Сердце Пармы» и «Золото бунта» прочувствуют страницы на себе. А если с дождиком и серым небом, то и погрузятся. Потому что именно здесь на полную раскрылся дух мест и дождь впервые не мешал, а только радовал. Топи, рассеченные гатями, избы, покрытые мхом и уходящие ввысь древние боги разных народов. К слову, о селениях. Кумандинцы так себе строители, если честно, а вот манси делают крепкие низенькие избы. Основательны только юрты. Недалеко гуляют боевые лоси, в холке высокие как деревья, за богами целая поляна символов мироздания и на исходе Севера — два дворика юмора. В одном лошадки, в другом овцы. Они помогают вернуться сквозь века и расстояния в наш мир, к цивилизации.

Сколько миров можно уместить на поляне? Не понятно. Кажется, что невозможно впихнуть невпихуемое. Этномир тоже вроде как один, но на самом деле — их минимум два. Потому что улица Мира — это отдельный мир под крышей. Он соседствует с раскинувшимися хуторами и селениями на поле, но не повторяет их. Длинная улица, разделенная по центру сценой и земным шаром. В самом начале расположились лавки и великие люди мира — от статуй на свежем воздухе до рисунков на столбах. А за ними восточный квартал. Каждая комната — жилище одного народа. В другом крыле — Европа и Америка. Улица бурлит праздничными мастер-классами и красками народов мира. Здесь можно окунуться в серость прибалтийских улочек, уют шведских комнат, или побродить по строгим домам центральной Европы. Всё каменно в Египте и цветасто в Африке. Восточные славяне показались блеклыми, чего-то не хватало — будто стены голые. Зато Азия золотая и вонючая. То и дело попадаются музеи или панорамы замков и улочек древней Европы.

Улица Мира вынесла под навес регионы России и наличники народов мира. Теперь фасад, выходящий на русскую печь, напоминает яркую деревушку. А на втором этаже улицы целый зал людей, подаривших миру знания. В закромах расположились большие модели замков и городов. Красиво выглядит Москва или германский замок. А вот Китай не интересный. С высоты птичьего полета он напоминает картографическую схему или тетрис.

Этномир растёт, гостинцы заполнены, а если задались целью посетить каждый кусочек воссозданного мира, погладить динозавра и оказаться облизанным хаски — закладывайте пару дней. Мы же увидели всё самое главное и уместились в один день прогулок.

Приключения не перенеслись сразу в следующий день. Нельзя не написать об удачном проживании в отеле. Тем более, что это настоящая «Волшебная страна».

Так называется небольшой комплекс, где каждый домик — жилище из сказки. Есть два дома летучих обезьян, по два у жевунов, дом принцессы, баня в чайнике и перевёрнутый дом.

— А, так вы для Туристера писать о нас будете — воскликнули на ресепшене — тогда вам в книжку.

В самом центре комплекса стоит большая двухэтажная книга. Мы заселились на второй этаж, выполненный в стиле стимпанк и фантастики. В восторге были все — я от того, что живу прямо на фабрике фантастического рассказа, жена от уютного номера с удобствами, дочь из-за вида, открывающего из окна. Не каждый день можно пить чай и рассматривать вольер с белками.

По всем мирам за три дня

По двору гостиницы бегают два совершенно милых пёселя. С одним мне пришлось играть, или оказаться изгвазданным мокрым носом одного из псов, другой с характером нордическим. С ним мы беседовали за жизнь пока я жарил шашлык и подкармливал собеседника сосисками. Утром в ожидании завтрака меньше всех скучали дети — между домами конкурсы, качели, аттракционы и бешенный лай проснувшихся в соседней роще хаски. Отель имеет бесплатный трансфер прямо к печи Этномира и существенные скидки на входные билеты для своих постояльцев.

Завтрак съеден, мы двигаем в следующий парк. Второй день отдаём «Воробьям». В каком-то получасе езды от Этномира живёт не менее интересный, а главное такой же огромный животный мир. Парк птиц «Воробьи» включает в себя две обширных территории и чудеса от насекомых до хищных кошек. Так что я продолжаю мелко нарушать правила конкурса, охватывая в этот раз животных всего мира.

По всем мирам за три дня

На подъезде к парку чувствуется дух природы. Помимо запахов от угодий лошадей, за вольерами открывается прекрасный вид на страусов, ослов и коз. В облаках парит местный хищник, для него настоящий стресс видеть весть этот шведский стол, скрытый решеткой. А пока шли к кассам, в вольер с водоплавающими птицами сверху приземлилась цапля.

Внутри всё расчерчено тропинками к разным вольерам. В одних живут куры всех мастей, другие забиты голубями. В центре, где вольер не просто клетка, а вполне себе мини-загон расположились павлины, дрофы, фазаны. Птиц много, территория большая.

Внизу парка обширные вольеры. Как будто из Парка Юрского периода. Под стать ощущению в одном из таких носятся и пищат золотые фазаны. Они поразительно похожи на маленьких динозавров из фильмов. Лавируют вокруг розовых фламинго, пока в соседнем вольере перестукивается японский журавль. А чуть выше, у прудов, сопят пеликаны и гуси.

На динозавров похожи хищники из числа птиц. Мощные клювы и взгляд — истинные тираннозавры, у себя в клетке они демонстративно рвут мясо и бегают по полу. Кошки из хищников прячутся — пока не их время. Только совсем по-кошачьи, запрокинув голову на лапы, спят рыси. Эти кошки — единственные, у кого двойная решетка до половины высоты вольера, видимо каралы и прочие манулы с облегченным обзором клетки, не пробовали добраться до посетителей. Напротив в вольере расположился шотландский скот. Скот гордо стоит в центре затоптанной поляны, завидев гурьбу восторженных посетителей у кормушки, он резво направился к ним. Пахнуло коровой. Посетители скот не кормили, ибо строго запрещено, и рогатому пришлось озадаченно чесаться о кормушку. Для детей скот великоват. Выше, ближе к кассам есть вольер с козлятами и пони, которых можно трогать. Пони кайфовали от почесываний и с радостью подставляли мордашки, козлята может быть, были бы не против, но их мамка строго следила чтобы никто не уволок пушистый блеющий комочек.

И вот ещё что — судя по павлинам, раскидывающим хвостом направо и налево, по живчикам пингвинам, с интересом разглядывающих людей, стрекочущим фазанам и поющим журавлям, сложилось впечатление, что птицам в парке отлично живется. Нет подавленности, и ведут они себя свободно. Конечно, тут весна вмешалась, несомненно. Но ведь многим из нас приходилось видеть птиц и животных, задумчиво пугливых совсем не от настроения или характера. Здесь этого нет.

В парке, помимо вольеров, есть два крытых помещения, где расположились гады. От огромных лягушек и зеленых игуан, до необычных рыб и тритонов, напоминающих игрушки. С ними соседствуют огромные черепахи и крохи-обезьянки. Они с легкостью вступают в спор с человеком, если тот проявляет настойчивость. Мы с дочкой, например, натрунькались с игрунками пока язык не заболел. Жена в тот момент делала вид, что нас не знает.

На территории парка не просто газон и тропинки, выложенные камнем. Множество отмеченных деревьев, со всего света, свезены и растут на радость людям. Парк от этого сильно выигрывает, превращается в один большой вольер — пространство, где живут и люди и животные. Впрочем, об этом чуть позже.

Через дорогу вторая территория парка, мы, было, думали оставить её. И так впечатлений выше крыши. Замечательно, что не поддались на уговоры друг друга и не пожалели плату за вход. Во втором павильон с рыбами России, который не столько удивляет, сколько полезен детям. Папы все там ходят важные, много рассказывают своим чадам, заговорщецки сдают секреты поведения линя или щуки. И дети в восторге от таких экскурсий.

По всем мирам за три дня

Два остальных закрытых павильона — шедевр. Это настоящие тропики, где тоже конечно присутствуют закрытые вольеры с обезьянками, но самое интересное — доступно между тропинок. Экзотические птицы шастают между людей, цветут незнакомые деревья, влажность такая, что фотоаппарат запотел. Приходилось перед каждым снимком протирать объектив. Запах незнакомых деревьев и жар переносят куда-то к берегам Амазонки, а антуражу добавляет черный хохолок на ежевичного цвета курице, носящийся по тропинкам.

Помимо жизни джунглей, вольеры располагают выставками окаменелостей и минералов, насекомых и своей ночной комнатой с летучими мышами и хищниками тьмы. Кораллы за стеклом собирают зрителей не меньше, чем возможность потрунькать с игрунками в тропическом зале.

Вторая часть территории — обширные вольеры для альпака, зебр, оленей и мелкого рогатого скота разных народов. Тут так вольготно, что не остаётся сомнений — ферму с полноценным моционом просто облагородили и запустили туристов. Целые беговые дорожки для страусов не остались без нашего внимания. Страусы общительны — разглядывали нас, тянулись и совсем не боялись. Мы им были даже не осточертевшими. А планировка загона в виде вытянутого прямоугольника позволила мне с дочкой устроить забег наперегонки со страусом. Птица откликнулась неохотно, она неспешно следовала за нами, стараясь не отставать. Я, конечно, толком на рысцу перейти не успел, а дочь порядком выдохлась, бегая вдоль забора туда-сюда. Устав от динамики парка, заканчивали визит в правильном саде камней. Это не тот, где камни располагают к дзену. Здесь скорее целое поле камней со всего света. От Кавказа до Карелии. Некоторые камни огромны, другие красивы и необычны, третий так и манит в него сесть — уродился в форме седла, в других навсегда остались следы аммонитов и рядом есть вулканические бомбы. Вторят камням всё те же деревья, посаженные по регионам с камнями, отчего вполне можно очутиться на маленьком островке Карелии или Русского севера. И оттуда уже выдвинуться в кафе, переварить и зафиксировать впечатления, за окном ранний вечер. В планах ещё один парк и третий день путешествия.

Снова отхожу от правила, исключительно ради своих девчонок. Прожжённым туристам не составит труда вместить в третий день красоты земли Никола-Ленивца. Деревня и раскинувшийся парк «Угра» с фантастикой архитекторов — в каком-то часе езды от «Воробьёв». Его понимание, если не время праздника, уместится часов в пять-шесть. Девчонки после двухдневного спурта по миру устали, распухли от впечатлений и умоляли меня сжалиться и ехать домой. Поэтому, третий парк я добил в третий, но не следующий день.

На заре нового века, прямо в 2000-м году, маленькую деревушку Никола-Ленивец облюбовал Николай Полисский. В прошлом веке деревенька на отшибе одной из калужских дорог жила себе тихо-спокойно, мимо текла река Угра. А тут завертелось такое…

По всем мирам за три дня

Николо-Ленивец — творческий парк, расположенный на территории заповедника «Угра», и все объекты раскиданы вокруг трёх деревень. Так образуется собственное пространство — Никола-Ленивец. При этом деревни не просто плацдарм. Они посечены творческой фантазией. Звизжи, самая человеческая из них — имеет остановку в необычном стиле, арт-объект в середине деревни. Кольцово поглощена эпицентром пространства, а сама Никола-Ленивец навсегда изменилась вместе с живописным видом на Угру. Общее у трёх деревушек одно — необычные странно отесанные деревянные скульптуры животных, живущие в разных уголках пространства.

Место несколько раз в год становится Меккой для паломников свободного искусства, разгорается огнями, наполняется инсталляциями. Праздники Никола-Ленивца — фестивали смыслов. Мы же посетили в обычный субботний день. И да, успеть всё можно пешком — километровыми маршрутами, или на машинах, выбирая парковки как контрольные точки.

Первые объекты расположены сразу в деревне Звизжи. Сельпо — вписанный в улочку деревни магазин, сотканный из деревянных брусков. Внутри играют дети, в уголках следы жизнедеятельности и гулко прыгает эхо. Сельпо выходит на детскую площадку. На окраине города, в поле, стоит огромная ржавая труба — музей сельского труда. А если спуститься вниз к Дому Культуры деревни, можно наткнуться на бабулек, которые прогонят вас с машиной прочь. Они устали от туристов, а внизу вполне можно спрятать машину в кусты, чтобы прогуляться до Ургуана — масштабного перфоманса, строящегося в наш приезд. Вокруг Ургуана холмистые террасы скрывают места отдыха, ловцов снов и скалистый обрыв к реке.

По всем мирам за три дня

Два следующих по дороге к деревням объекта — наверное, самые масштабные и входят в тройку мастерски вписанных в пространство и простор. Бобур — первый монументальный проект, реализованный в Николо-Ленивце. На краю поля, у зеленой стены леса стоит неведомый объект, мне напоминающий что-то связанное с советским мультфильмом «Контакт». Каждый видит в нём что-то своё — от кухонных приборов до инопланетной микросхемы. Фантастический гигант притягивает необычностью и таинством форм. А если бы в Земле были микросхемы и одна из них вылезла, как выносной диск, то получился бы арт-объект «Белые ворота». Роботизированность форм на обочине дороги удивляет и привлекает. Сила объекта в одиночестве. Ровно как у остальных, создавая контраст привычного с осязаемым творчеством. Окраина Кольцово и окрестный лес — место для пеших прогулок. Места здешние — заполнены творческим смыслом под завязку. И если бы можно было разогнаться по деревянным мосткам до огромной скорости, то в голове случился бы отличный мультиэмоциональный компот. Мы же отправились на низкой пешей скорости с обязательными остановками.

В стороне на поляне расположился иноземный, но до боли знакомый пейзаж. Сначала не понимаешь — почему он такой родной. В центре композиции «Вселенский разум» — объект интересный, и по-человечески живой. Видно, что вселенский разум разрушается. Даже таблички повесили. И непонятно — он разрушается, потому что время съело или это инсталляция такая. Ведь догадка, откуда родные чувства к объекту, приходит неожиданно — да это же мир Кинд-Дза-Дза! Вон и Пепелац стоит, а объект «Шишки» — атмосфера Плюка во всём его печальном объеме.

Путешествие в лесной фантазийный мир начинается с Красного леса — моста через тропу. Днём он не производит впечатления и эффектно смотрится в подсветке ночью, когда красные квадратные стволы прорезают тени деревьев. Сразу за ним Арка — первое место отдыха путешествующих в этих местах пешком. На арку можно залезть, хотя вид открывается посредственный — вокруг деревья, вигвамы в ряд стоят на поляне. В вигвамах пахнет баней, они покрыты березовыми вениками.

То и дело в лесу, на неведомых деревянных помостах, попадаются разные необычные места. Толком их никто не отмечал на картах, одни оказываются прямо на дороге, другие спрятаны по полянкам и нужно сойти с тропы. Попадаются павильоны из щитов полицейских, в солнечную погоду создавая причудливые тени внутри. Тропы Мебиуса и лесные посёлки с заколоченными ненадёжно подвесными мостами. Огромная ловушка снов, и остывшая на раздавленном колесе машина. Тропами можно выйти к прыжку в яму или просеки, стены для творчества и экраны. Мир Николы-Ленивца наполнен странностями не хуже мира Льюиса Кэролла.

По всем мирам за три дня

Два неожиданных брата разбросаны в разных частях леса. Обитаемое вещество из космического мира, разложилось на перекрестке тропинок. Стоит на тонких ножках и — будто носок засосал внутрь. Или того хуже — именно так живут в микромире всяческие дафнии и инфузории, оказавшись внутри пищеварительной вакуоли. Непостижимое обитаемое вещество имеет столь же тягучего, но абсолютно другого цвета брата — Скорость звука, стекающего в воздухе намного выше от реки.

По всем мирам за три дня

Чтобы оказаться в обычном мире людей, устав встречать непонятности творческих начал, нужно выбраться на опушку. Здесь большая зона отдыха с резонирующими стенами огромного барбекю — мангала. Интересная задумка — стены пространства и есть подпитка для костра. Чуть дальше лабиринты из камней кружат перед сценой, в обычные дни пустующей.

Необычные явления за каждым стволом дерева в лесу — это маленький мир фантастики с массивным миром фантазии — огромные стены, типа «Забор России» или Ленивый зиккурат, пустующий Удалённый офис, севший на мель Золотой телец — мощные фигуры, не прячущиеся в чащах. Им там тесно, им нужен воздух и музыка. В Николе-Ленивце психика от эмоций устаёт быстрее ног от переходов.

По всем мирам за три дня

Отдельно стоят интерактивные инсталляции. И если быть засосанным в Обитаемое вещество — тоже интерактив, есть три места, которые притягивают именно действием, а не формами.

Непролазная чаща — широкий круг из подвешенных бревен, сквозь которые можно пробираться часами. Брёвна болтаются, выстукивая свою загадочную песню, плотно прилегают, размывая в мельтешении чувство ориентации. Штурм неба — бесконечные лестницы, взмывающие вверх. Так и подмывает залезть. Высоко, к самому небу, где становится страшно и восторженно наблюдать за последними ступенями, уходящими к облакам. Ротонда — бег вдоль бесконечной череды входных дверей. Ротонда одиноко стоит в поле, собирая со всех сторон миры и пространства, чтобы сквозь разные двери впитать в себя и выплеснуть через окна второго этажа.

По всем мирам за три дня

Деревня Кольцово — вторая деревня парка. На её окраине расположился штаб, кафе «Угра», и парк с увеселениями типа футбола с необычными воротами. Здесь, под огромным ржавым двуглавым орланом, многочисленные палатки кемпинга и необычные отели. Типа дома с люстрой на озере. Мы туда заглянули и хозяйка — милая девушка — с улыбкой будничным тоном рассказала, что да — это её жилище и заглядывать любопытствующим туристам немного нескромно. Мы засмущались и покинули жилище. Всё-таки ворвались к симпатичной девушке. В наше негусарское время так не принято. В Кольцово всегда шумно — здесь детский смех, музыка из кафе и обыденный шум поселений, недалеко скрипит рессорами и пыхтит глушаками парковка.

Другое дело — сама деревня Никола-Ленивец, которую мы оставили напоследок.

Некогда тихая деревушка теперь завалена припаркованными автомобилями. Те полтора десятка домов, что остались жилыми, прячутся за заборами и табличками — «Частная территория». Выглядит как очередная инсталляция. У старинной церкви, основанной в 1802 году, открыта лавка Николо-Ленивецких сувениров — отсюда растут ноги у всех деревянных скульптур, разбросанных по парку. История скульптур невелика — приехал Николай Полисский в 2000 году и появились сувениры, заполонив территорию парка «Угра». А церковь от этого ничего не выиграла — туда и не ходят особо. Дверь не раскрыта, выбита или снята с петель. Внутри голуби и мухи, по нишам расположились иконки, которые и приносят редкие прихожане. Действующей её не назовешь — памятником архитектуры это максимум.

Главная достопримечательность деревни — вид от церкви на долину реки Угры. Он обрывается вниз, мягко скатываясь в береговую поляну. Раньше там солнце украшало зелень долины. Теперь расположился Маяк — один из трёх эффектных проектов необычного парка. Маяк притягивает людей, под ним и внутри (а он как Бобур, позволяет подняться изнутри по лестнице к самой верхушке), долина так прекрасна, что здесь хочется просто отдыхать и наслаждаться красотой. Ничего не делая и никуда не залезая.

На долину можно смотреть сквозь Ухо. Большое, расположенное на вершине склона, оборудованное скамейками. Взгляд с него скатывается прямиком к Маяку и дальше по течению Угры. Можно бесконечно долго бродить по Николо-Ленивецу, потеряться в чаще у Обитаемого вещества, проникнуть в разрушающийся Вселенский разум или остаться у озера, сняв домик с люстрой. А остановится ловить эмоции нужно именно здесь, на склоне у церкви, или в Ухе, непременно над долиной реки с Маяком на берегу.