Турист Crouch Rus (Crouch01)
Crouch Rus
был 11 апреля 16:44

Пятигорск — Россия Август 2021
Дыхтау и Миссес-Тау

Предисловие.

Сразу же после возвращения с успешного восхождения на Белуху, наша неразлучная троица (я, Горнолыжник и Футболист) начали усиленно серфить интернет в поисках новой цели на 2021 год. В лидерах по желанности, но не по возможности фигурировали Ключевская сопка и пик Ленина. Сопка так же подкупала тем, что является одной вершиной из списка Снежного Барса России. Остальные вершины из списка имеют категорию сложности 4б и выше, что настораживало и отпугивало. Тем более, что на Дыхтау, Коштантау, Мижирги, пик Пушкина, Джангитау и Шхару нет коммерческих восхождений, либо космический ценник. Внезапно, в сентябре, я набрел на предложение коммерческого тура на Дыхтау от известной уже нам компании по походу на Казбек с юга! И тур стоил всего 36500 р. при покупке за год вперед! Конечно без питания и палатки. Это был знак свыше, что мы просто обязаны пойти на Дыхтау. Я распространил инфу остальным и Горнолыжник, поти не раздумывая, первым оплатил тур. Затем и мы вписались в эту авантюру. Еще бы — на горизонте проглядывалась 4/10 от Снежного Барса России (Эльбрус, Казбек и Белуха уже у нас в копилке). Так, без особых колебаний, мы попали на маршрут высокой категории сложности 4б, мягко говоря, не совсем готовые к нему.

Первым делом начался поиск инфы по маршруту на Дыхтау. Интернет выдал скупые пару-тройку описаний восхождений на вершину, да пару описаний восхождений на пик Брно (2а) — наша акклиматизационная вершина высотой 4110 метров. После этого стало ясно, что поход будет не из легких и необходима серьезная физическая и техническая подготовка.

Дневник восхождения на Дыхтау

Техническая подготовка прекрасно проходила в секции при Федерации Альпинизма Саратовской области, за что ей и тренерам огромное спасибо: скалодром, ОФП, выходные тренировки на заснеженных лесных склонах, и как вишенка на торте — третье место по спасательным работам! На минуточку — наша команда из трех новичков (одна девушка) и одного разрядника обошла помимо всех остальных участиков, аж две команды Спасателей Саратовской области. Они после говорили, что просто были усталые после смены).

Почетное третье место на спасах

Физической подготовкой для меня составил бег 10 км по городу или пересеченной местности на время. Но всерьез я занялся этим только в мае — тренировки раз в три дня дала свои результаты, и я сократил время 10-ти километровой пробежки до 53 минут. Целью была не скорость прохождения маршрута, а размеренный бег без остановок с максимально низким пульсом без отдышки.

На июнь я уехал с семьей в Крым, в июле я уже почти не тренировался из-за высокой занятости на работе, да и за месяц до похода все рекомендуют не налегать на физические упражнения. Этот затянувшийся перерыв немного меня обеспокоил, но отступать было уже некуда.

За несколько дней до выезда я отвез семью на отдых (чтоб не мешали собираться), а сам снова принялся расклыдвать «туристический пасьянс».

Вышло 30,5 кг с едой и палаткой, не хватает только двух баллонов газа по 450 гр.

Из новинок этого похода: второй жумар и ледовый инструмент (взяты у тренара альпсекции, за что ему огромное спасибо!); штурмовой рюкзак Simond на 22 л — куплен на авито за 600 р (заманил низким весом всего в 600 гр.); туристический коврик с алюминиевой стороной — взамен продавленного и проплавленного на Белухе; палатка Tramp Peak 3 (V2), купленная специально для этого похода, легкая (3,9 кг) и со снежной юбкой. Вместо аренды мест в палатке за 3000 с человека я предложил скинуться той же суммой и попробовать найти новую, тем более, что она нам понадобится в наших будущих походах. Сказано — сделано. Добавив от себя недостающую сумму, мы стали обладателями прекрасной трехместной палаткой с двумя тамбурами.

Раскладку еды я решил взвалить на свои хрупкие плечи. Вот что в итоге получилось (расчет на одного человека):

Дневник восхождения на Дыхтау

Конечно же, я решил, что все это куплю дома и повезу с собой в Пятигорск. Почему? Первое — узнаю истинный вес походного рюкзака и морально к нему привыкну (физически это не возможно). Второе — меньшая вероятность забыть что-то купить или купить лишнее. Третье, и главное — все крупы я упаковал в заранее сбереженные и собранные по помойкам по знакомым бутылки с широким горлышком.

В стройные ряды еды затесались и допинговые лазутчики.

День 1.

13 августа. Место встречи изменить нельзя.

Прибыв поездом к обеду я первым делом, конечно же, решил сбросить «лишние» 30 кг в точке сбора. Протащив рюкзак в сланцах необходимые 2 км, я понял, что тренироваться бросил рановато. Благо в офисе меня уже ждали, и я прошел проверку снаряжения без навязывания аренды. Получив газ и перепаковав в сотый раз рюкзак, я благополучно сдал его на хранение, а сам был предоставлен сам себе.

Дневник восхождения на Дыхтау

Столовая «Сытый слон» снова радует своими ценами и ассортиментом.

На сегодня у меня была запланирована мини-акклимуха — подняться пешком до «Провала» (к своему стыду, до этого момента я там не был). Подъем без веса дался легко, однако к финишу начал моросить дождик. На обратном пути мне уже звонят прилетевшие Футболист и Горнолыжник — спешу к ним на встречу. Они уже тоже проходят проверку снаряги, так же без доп. аренды. Там же знакомимся с четвертым участником нашей группы — девушкой (!). Вздрогнув после первой же вылетевшей фразы из её уст, нарекаю её Громкоголосой, объяснять, думаю, нет смысла почему. Еще двое членов нашей группы прибудут только завтра. Далее мои друзья заселяются в квартиру, я же заранее снял себе место в хостеле. Идем закупаться. Они, конечно же, почти ничего не купили по моей раскладке — и так в самолете почти был перевес. Более-менее придерживаемся намеченного плана, купив еще пару тушенок и гречки про запас. Разбредаемся по номерам — завтра в 9:00 общий сбор в офисе.

День 2.

14 августа. Заброска в альплагерь Безенги.

Встретившись и сытно позавтракав в «Сытом слоне» всего за 150 рублей (круглосуточный бизнес-ланч), направляемся в офис. В 9:00 там уже толпиться народ. Наконец, встречаемся и знакомимся с двумя оставшимися членами нашей группы — Военным и Хирургом. Да, да, нам снова везет с хирургом, но это не тот, из Казбексого похода, а новый. Итого теперь в группе 6 человек, самый младший участник — Громкоголосая, всего на год младше меня, затем идут Футболист и Хирург, замыкают возрастную цепочку Горнолыжник и Военный. Самый старший — главный гид. Второй гид и помощник гида прибудут отдельно уже в альплагерь, их личности пока нам не известны.

Небольшой брифинг, в результате которого в том числе распределяются места в палатках. Выяснилось, что у Хирурга нахватает части снаряжения, которое тот планирует взять в прокат в альплагере. Это обескураживает, т. к. если у него нет этого личного снаряжения, то как он собирается им пользоваться и умеет ли вообще?! Трехместную палатку Громкогласой решено оставить, ее подселят к Военному в двушку. Хирург в своей двушке один, а главный гид в отдельной двушке для гидов. Наша троица, как известно ранее, в новой личной трешке. Довольно странное распределение на мой взгляд — слишком много палаток, ведь кто несет палатку, тот не несет веревки, а веревок у нас аж целых четыре. Да и места, по слухам, на Русских ночевках всего под две палатки, а на ВЦСПС вообще под одну. На мой взгляд рациональнее было бы взять под участников две трешки, и под гидов одну двушку. В крайнем случае, в трешке можно приютиться вчетвером, а в двушке — втроем. Я пытаюсь поднять этот вопрос, но главному гиду виднее.

Выясняется, что Военный, Хирург и Громкоголосая не позавтракали, и нам придется ждать пока они это сделают. Несобранность участников меня расстраивает.

Подъезжает наш трансфер — обычная газель. Недоумеваю, как она проедет к альплагерю, когда в описании дороге четко указаны несколько водных переправ. Но это снова не мои проблемы. Пока что. Забиваем на задние сидения рюкзаки, делаем общее фото и рассаживаемся. В итоге, из-за задержек выезжаем только в 11:00. Ехать нам примерно 4 часа. К 13:30 выезжаем на грунтовку после села Безенги. Начинается самое интересное — прохождение погранзаставы и водные преграды. Благополучно покидаем погранзаставу к 14:00, а через 30 минут, заплатив налог, выезжаем на заповедную территорию. Слава Богу, водные преграды каким то чудом мы проходим, и въезжаем на территорию альплагеря «Безеги» ровно в 15:00. Начинает накрапывать дождик.

Фото 1. Срочная разгрузка под дождем

Фото 2. Боевое крещение нашей трёшки

Место под палатки находится прямо возле парковки, и мы срочно организовываем бивуак. Дождик быстро переходит в туман и уже не мешает. Наша троица решает нагулять аппетит, пройдясь до скальной лагоратории, благо до нее, согласно указателя, 10 минут.

Дневник восхождения на Дыхтау

Фото 1. Неизвестная заснеженная вершина эпично выглядывает через окно между облаками

Фото 2. Первая переправа в этом сезоне

Фото 3. Дикая малина очищает оперативную память мозга, и ты уже не уверен в цели своего похода

Фото 4. Вкус с кислинкой говорит о диком происхождении данных ягод

Не дойдя до пункта назначения, нас сманивает дикий малинник. Голод уже не на шутку успел разыграться. Посетив и бегло исследовав скальную лабораторию, Горнолыжник и Футболист устремляются вверх, типа прогуляться. Идти в псевдо кроксах по влажной траве мне трудно, и я останавливаюсь по середине, как раз возле очередного куста малины. Решаю ждать их возвращения тут. Тем временем туман то и дело пытается завоевать себе место в долине, частично накрывая альплагерь. Вскоре, возвращаемся в льплагерь.

Фото 1. Изучение места предстоящей тренировки

Фото 2. Взгляд на альплагерь с высоты лаборатории

Фото 3. Через пару минут уже спускаться стремно

Фото 4. Уже успел отвыкнуть от гигантизма всего растущего на Кавказе

Решили заодно пройтись и по территории альплагеря. Продуктовый магазин, пара магазинов снаряжения, столовая, пара кафе, постирочная, душевая и многочисленный номера — от палаточного городка до таинственных Саклей и Башни-музея. Это далеко не вся инфраструктура огромного лагеря.

Фото 1. Карта альпгородка

Фото 2. ЗD карта горного массива в «Теплом углу»

Фото 3. Кафе, чтоб дешевле поесть и кафе, чтоб красивее посидеть.

Фото 4. Простой интерьер кафе «Теплый угол»

Фото 5. Изысканный дизайн кафе «Коштантау»

Фото 6. Продолжение нерационального использования советских ледорубов

Исследовав меню разных кафе, выяснилось о весьма демократичном ценообразовании в этих заведений, что приятно удивило по сравнению с меню в «Высотнике» на Алтае. Апогеем прогулки стал выход на максимально разрешенную без пропуска высоту по гребню уже в компании Хирурга и Военного. С гребня звоню семье. Мегафон прекрасно ловит, а вот интернет — только местный бесплатный (!) wi-fi, но «место» в нем необходимо занимать с утра. Картинки не отправляются, уходит только текст в мессенджерах, и то с задержкой.

Дневник восхождения на Дыхтау

Панорама альплагеря с высоты гребня

Брусничный бонус поднявшегося на гребень

Начинает смеркаться и мы вспоминаем об обеде-ужине только в 19:00. На ужин у нас сегодня макароны с тушенкой и чай с козинаками. После ужина решил проверить общий душ. Почти сразу из горячего крана пошла теплая вода. С трудом, чтоб не замочить одежды, вымыл ноги — лейки а-ля «Тропический дождь», но вода течет отовсюду кроме предназначенных для этого отверстий. Затем иду в «Тёплый угол» заряжать телефон. Чтоб не терять времени зря, беру с полки книгу с советской фантастикой и взахлеб читаю про кибернетического человекоподобного робота — привет Терминатору из 60-х готов. Потихоньку, не сговаривавшись, почти вся группа собирается в кафе. Выясняется, что Военный снял себе двухместный номер с удобствами — типа не выспался накануне (цена всего номера за ночь — 2700 р.). Кто-то заказывает кафешную еду, я решаю не расхолаживать себя уже вначале похода. В ходе беседы выясняется, что наш водитель на обратном пути все-таки умудряется на пустой машине застрять на переправе. В итоге, его дергает попутчик, глушитель благополучно остается позади машины. Цена трансфера в 7000 р. вряд ли теперь окупит его затраты. Вечер заканчивается в совместном посещении кафе «Кошкантау». Футболист заказывает кофе и мы шутим над ним, что поддатая продавщица в возрасте пытается его склеить. Возможно, так оно и было). За соседнем столике, скрытом от глаз деревянными висючками, сильно пьяная компания под музыкальный шум громко ржут и обсуждают что-то важное. Возвращаемся в лагерь, ложимся уже в 23:00. Ночью начинается дождь.

Фото 1. Долгожданная горячая еда

Фото 2. Под вечер погода проясняется и открывает чудные виды

День 3.

15 августа. Тренировка на скальной лаборатории.

Спали хорошо, однако сон чуток и я замечаю как два раза за ночь принимался дождь, утром еле моросит. Будильник у Футболиста будит нас в 5:00. Видимо он забывает отменить его из своей «гражданской» жизни. В 7:00 мы поднимаемся и начинаем заправлять термоса, готовить завтрак. Выход на тренировку запланирован в 9:00, но из-за несобранности группы все готовы только к 10:00. К этому времени группа туристов раньше нас уже выдвинулась в сторону скальной лаборатории. Переживаем, что они могут занять наше место. Главный гид рассержен и говорит, что такими темпами мы не пойдем на Дыхтау. Впоследствии, за любой косяк он нас пугает именно этим.

Выдвигаемся на место тренировки. Сперва все в тумане, со временем его растаскивает, иногда светит солнце. Повезло, и группа туристов, которая заняла место на скале раньше нас, отрабатывает организацию станций и использует не нужную нам часть лаборатории. Главный гид быстро провешивает перила буквой «П», его страхует Горнолыжник. Тренируем вертикальный подъем на двух жумарах, с подстраховкой со схатывающим узлом, затем переход по вертикальным перилам также на двух жумарах, но без узла и, после, вертикальный спуск на спусковом устройстве так же со схватом. Подопытным кроликом вызвался я, так как был уверен в сворей компетентности, да и просто стоять и ждать уже надоело. В итоге, гид придрался только к типу моего схватывающего узла — я вязал французский, гид рекомендовал обычный схват Прусика. Методом проб и ошибок решили вязать французкий — он лучше схватывает. За 2 часа прошёл трассу только три раза, такое ощущение, что кое-кто из группы либо давно не тренил, либо вообще делал это чуть ли не впервые. Такой расклад пугал — с каким контингентом мы идем на 4б?!

Потренили также еще и подъем с педалью. Хуже всего это упражнение далось Громкогласой — сопутствующая цитата от главного гида: «Сука, что ты делаешь?! Сука, ничего не делай! Сука, смотри на меня!». При этих словах любой замешкавшийся на перилах окончательно терял ориентацию и бессильно повисал на усах самостраховки. Так же у каждого была потеря снаряжения — вниз летели карабины, жумары и репики. Я, например, спустил по перилам схват, благо у меня был запасной. В ожидании свободных перил, я успеваю перекусить шоколадом, и чаем из термоса. Тренировка идет до 15:00 и оставляет у меня удручающее впечатление, как от навыков участников группы, так и о слаженности нашей работы. Как мы пойдем на 4б?!

Дневник восхождения на Дыхтау

Фото 1. Утро не назвать добрым (9:00)

Фото 2. Бредем на место тренировки

Фото 3. Жумары трещат, восьмерки раскаляются.

Фото 4. Работа в лаборатории

В 16:00 на обед у нас гречка с тушенкой. Военный решил разделить купленный еще вчера по дороге арбуз, но тот забродил. Впервые при укусе мякоти арбуза я почувствовал реальный алкоголь! Выкидывать его пошли Футболист и Военный, они вроде бы даже сделали эпичные фото с процессом выбрасывания. Тем временем идет «слепой» дождь. Позже солнце исчезает вместе с осадками. Так как одну палатку было решено оставить в базовом лагере, решаем спрятать туда все ненужные вещи на время акклиматизационного выхода на Курсантские ночевки и пик Брно. Одних моих вещей вышло килограмм пять если не больше! Не говоря уже о еде. В это время приезжают второй гид и помощник гида. К моему удивлению помощник гида — это парень, что был вторым «молчаливым» гидом в нашем походе на Казбек! Второй гид даже не знакомиться с группой, идет устраивать себе быт. Еще в офисе над нами шутили, мол, главный гид — добрый полицейский, а вот второй — злой! Мы даже представить себе не могли, каков же второй гид, если первый нас так материл на скалах в скальной лаборатории… В 17:15 начинается дождь. Второй гид сразу начал с критики. Ему уже доложили, что мы опоздали на тренировку на час и теперь он пугал, что если на завтрашний выход будет опоздание, то мы не идем на Дыхтау. Впечатление о себе он создал самое непритязательное — самовлюблённый критик. Все, что бы он ни говорил, имеет негативный окрас. Даже новехонькие двухслойные ботинки Горнолыжника не дают ему покоя — они слишком хороши для этого маршрута и он только их изуродует.

Вечер коротаем в «Теплом углу» — я дочитываю книгу, Горнолыжник и Футболист устраивают шахматный бой. Беря пример с остальных, решаю гастрономически себя побаловать — хычин с картошкой и сыром и огромного размера кусок торта, похожего на тот, из высотного кафе на Эльбрусе. Жадный wi-fi с n-ой попытки все-таки дает заглянуть в будущее — www.mountain-forcast.com обещает нам хорошую погоду на акклимухе!

Фото 1. Туманные языки поднимаются из долины снизу

Фото 2. Неравный бой Футболиста с Горнолыжником, меня — с тортом

Фото 3. Окно как раз выпадает на штурм Брно!

День 4.

16 августа. Переход на Курсантские ночевки.

Многочисленные запугивания гидов дают свои плоды, и мы, даже раньше положенного, стоим, готовые к выходу. Я, так как покупал её, несу палатку, парням достается по веревке. Громкоголосая несправедливо остается без общественной нагрузки, и я передаю ей дуги от палатки, газовый баллон и банку тушенки. Выдвигаемся в 10:40.

Фото 1. Взгляд на предстоящий путь

Фото 2. Разлитое утреннее кофе в виде горного массива вангует нам об удачном восхождении

Пока идется легко. Сперва тропа идет по грунту, затем по небольшим камням. Переходим пару ручьев и горную реку. Потом взбираемся на гребень, идем по нему. По пути внезапно встречаем целое стадо диких горных козлов. Причем, винторогих среди них нет — в основном самки и молодняк. Главный гид рассказывает страшные истории, как козлы, как настоящие козлы, спускают камни на туристов, калеча их.

Дневник восхождения на Дыхтау

Кто самый внимательный и сосчитает сколько козлов на фото? (не считая козлов с рюкзаками)

Темп главного гида не быстр, но уж больно скуп на привалы. У него есть фирменная поговорка: «Либо идешь 50/10, либо идешь на х.й!». Сперва это весилит, но по мере врезания в непривыкшую плоть лямок 30-ти килограммового рюкзака, это начинает бесить. Ведь в условиях горного рельефа никак нельзя внезапно, по истечении 50-ти минут, сразу же сделать привал. Необходимо найти удобное место и только тогда уже приступить к отдыху. А такое место может найтись только еще через минут десять. И наоборот, пройдя менее 50-ти минут, например 45, и проходя мимо удобных камней, никак нельзя отдохнуть — ведь мы еще не прошли положенные 50 минут!(((. Короче, чем дольше длился наш путь, тем озлобленней мы становились, казалось, что даже скудное время отдыха начинает беспощадно урезается.

Впереди нас ждут две главные точки — первое и второе футбольные поля. Это так называются относительно ровные большие полянки среди горного рельефа. На первом футбольном поле я решил перекусить орехами и сухофруктами, на что снова второй гид наводит критику — типа орехи в горах не усваиваются. Уставшему человеку главное ритуал — пожевать вкусное и получить удовольствие, но и тут это сноб вставляет свои 5 копеек. После второго футбольного поля тропа резко начинает идти вверх — грунтовка и травяные кочки.

Фото 1. Первое футбольное поле

Фото 2. Второе футбольное поле

Фото 3. Безенгийский Кхумбу — ледопад Кундюм Мижирги

К 15:40 наконец-то выбираемся на выполаживание — Курсантские ночевки. Места под палатки заботливо разровнены и укрыты от ветра камнями. Мест много, но без кала козлов — мало. Футболист, по традиции, жалуется на забитые ноги, Горнолыжник на икры. Ставлю палатку с Горнолыжником, Футболист присоединяется только на этапе установки оттяжек. Как только палатка установлена, в нее сразу же забираются оба. У Горнолыжника начинается озноб, и он надевает все теплые вещи, включая рукавицы. Из нашей троицы я один остаюсь в рабочем состоянии и решаю срочно спасать положение — иду за водой в близлежащее озеро и грею воду для чая. Вспоминаю слова главного гида из своего первого похода 2017 года: «Тебе необходимо быть поактивнее на бивуаке!». Заправляю два термоса — один парням в палатку, второй — себе. Парни благодарны за сладкое горячее питье и ласково называют меня нянечкой. Благо, вчерашняя гречка после ужина была благоразумно взята с собой, грею и её. От еды все отказываются, и я с радостью уминаю её всю. За 5 часов мы сделали 5 переходов и соответственно, 5 привалов. Вокруг пасмурно, но не холодно. Настрой у меня боевой, что не сказать об остальных.

Фото 1. Место под палатку и озеро

Фото 2. Убитые горем усталостью путники

Фото 3. Туман спрятал наш лагерь

Помимо нас, тут уже стоит небольшая группа, состоящая из трех палаток. От безделья подхожу к палатке гида, они уже разговаривают с девушкой из другой группы. Выясняется, что они идут на разряд и завтра выходят в 5:00 так же на пик Брно (4410 м; 2А), послезавтра — на пик Курсантов (3850 м; 2Б). Парни постепенно приходят в себя и мы, по очереди, ходим за водой. Вода в озере ледниковая и мутная. Погода облачная, но без дождя, туман скрывет красоту вокруг нас. Незаметно, под покровом сгущающихся сумерек, все ближе к лагерю подбираются козлы. Главный гид предупреждает нас о том, что если мы не завалим юбку от палатки камнями завтра — козлы легко рогами расстегнут тамбур и устроят лежбище и общественный туалет прямо у нас на спальниках. После этих слов козлы уже не кажутся такими милыми, и мы отпугиваем их камнями. К тому же они начинают противно блеять, нарушая тишину. Гиды снова пугают, что опоздание на выход — залёт и последующий отказ от восхождения на Дыхтау. Это уже начинает приедаться, и мы тихонько шутим об этом. Договорились завтра в 5:55 быть готовыми к выходу.

Фото 1. Традиционный вечерний брифинг

Фото 2. Над нами возвышается одна из «Звезд Безенги» — Западный Мижирги (5047 м)

К вечеру уже все оклемались, настрой снова боевой. С вечера решаю собрать рюкзак на завтра, что и рекомендую остальным. Быстро темнеет, туман уходит и открываются шикарные виды на заснеженный горный массив с его вершинами — Дыхтау (5204 м; 4Б), Миссес-Тау (4427 м; 3А) и пик Пушкина (5100 м; 4Б).

День 5.

17 августа. Акклиматизационный выход на пик Брно.

Спалось плохо всем. Будильник звенит в 4:00. К тому времени я либо уже, либо еще не спал. Сказывается высота — пульс учащен. Варим кашу из гречневых хлопьев со сгущенкой, заправляем термоса. Ровно в 6:00 все в сборе. Выходим стройным рядом мимо озера к подножью ледника. Первый раз встаём на снег. У ледника, на камнях, одеваем кошки, по велению главного гида оставляем палки. Гид провешивает одну веревку, вторым номером иду я, тащу вторую веревку на плечах. Я предусмотрительно взял с собой легкий 22-литровый рюкзак, однако веревку на нем крепить проблематично. Веревка давит на шею и жумарить с дополнительным весом тяжело. Встав на самостраховку и передав веревку, выслушиваю критику главного гида: «Где ледобуры?!" Конечно, же никто мне об них не напомнил, а я и не знал, что они все у участинков, а не у него. Вторым идет Военный, подносит следующую веревку и железо. Следом идет Футболист. Проходим еще веревку и пару не слишком широких тещин, выходим на более менее пологий ледник — дальнейший путь будем преодолевать в связках. У подножья Брно останавливаемся, ждем вторую веревку. По ходу дела бухтуем веревки, снимаем кошки, складываем все, что не понадобиться для дальнейшего восхождения. Выходит солнце и начинается жара, раздеваемся.

Фото 1. Северная стена Безенги в лучах восходящего солнца

Фото 2. Мороз заметен только по схваченному льдом озеру

Дальнейший подъем представляет собой резкий каменисто-осыпной взлет по сыпухе, выше — большие валуны и скалы. Мне идти легко, на таком рельефе я собаку съел уже в своем первом походе. Все спускают на друг друга камни, но благо мы стараемся идти плотной группой, и они не успевают набрать скорость. Главный гид постоянно орет, чтоб подтянулись — держать дистанцию 1,5–2 м. Военный спускает очередной камень прямо мне на голень. Камень больно бьет меня прямо по кости, но смотреть результат некогда. Вот уже выходим на гребень, слева зияет резкий вертикальный обрыв. Догоняем ту группу, соседствующую с нами на Курсантских ночевках. Они идут в связке и мы быстро их обходим. Гиды договариваются какая группа где идет, чтоб не мешать друг другу. Нам выпадает идти ниже по склону и выход на пик для нас получается немного дальше. Сталкиваемся с почти со скальным лазанием. Тут начинаем уже цепляться руками, кто-то помогает себе клювом от ледоруба или ледового инструмента. Футболист нечаянно врубается в палец ко второму гиду, на что тот неистово орет матом. Судя по быстроте схлынувшей злости, задел он его вскользь. После этого инцидента всем приказывают убрать ледорубы или не использовать их клювы.

Фото 1. Наше озерцо неожиданно перебрело форму сердца

Фото 2. Место для первой веревки

Фото 3. С ледника Дыхтау (слева) и Миссес-Тау (справа) не такие уж и суровые)

Фото 4,5. Карабкаемся ввысь

Фото 6. Наше сердце и лагерь остались далеко внизу

Фото 7. А вот и Брно уже недалеко!

Вот последние скальные зацепы и мы на вершине! Вокруг нас окружают заснеженные манящие вершины. Высота пика Брно тускнеет среди их величия. Даже фото на пике смотрится бедновато. У нас десять минут на отдых. Я достаю термос, перекус, параллельно сушу ноги — не хватало еще набить мозоли при первом же спуске.

Фото 1. Фото с вершины пика Брно 4110 метров по маршруту 2А

Фото 2. Дыхтау и Мииссес-Туау наблюдают за нами

Главный гид провешивает веревку на спуск. Дюльферяем вниз. Иду в последней четверке, за мной только Военный, помощник гида и главный гид. После перил с разрешения помощника спускаюсь по камням первым — остальные успели уже далеко оторваться. Буквально бегу вниз, но быстро теряю тропу. Теперь помощник гида идет первым из нас. Вскоре мы догоняем остальных — их скорость невелика. Спускаемся не по тропе подъема, выбираем места, где много сыпухи. По ней намного легче спускаться, но есть риск завалить впереди идущего не частыми средними валунами. Так и происходит, кто-то спускает крупный камень, он набирает скорость и летит прямо в помощника гида. Тот ловко перепрыгивает с ноги на ногу, пропустив камень мимо, но не удерживается, и приземляется на рюкзак. Пронесло.

Дюльфер вниз

Внизу, на леднике, снова ждем всех, кто-то, как и я, перекусывает. Разбираем снарягу, далее следует команда встегнуться в веревку через каждые 10 метров, что мы и делаем. Медленно идем вниз одной связкой. Минуем трещины и подходим к веревке вниз. Её уже любезно провесил второй гид, вышедший на спуск раньше группы. Нас ждет последняя веревка дюльфера. Первым спускается Футболист, затем Горнолыжник. Позже выяснилось, что Футболист заметил отсутствие контрольного узла в конце веревки для спуска, на что он показательно оповестил Горнолыжника. Второй гид уклончиво сказал, что это не нужно, хотя все знают, что это чуть ли не первое, что обязательно нужно сделать. Так мы выяснили, что и самоуверенные гиды не только делают ошибки, да еще и не признают их!

Преграды из трещин

Поджидая остальных, Футболист решает идти за палками, я прошу взять и мои (палки мы оставили немногим выше места спуска, к ним можно пробраться по камням). Пока он уходит, большой камень с особым звуком летит с кромки ледника прямо на нас! Кое-как уворачиваемся с Военным, следом летит уже незаметный камень поменьше и попадает прямо в каску Военному. После этого становиться ясно, что это место весьма опасно, и мы прячемся за камнями, наши взгляды устремлены только вверх, на границу обстрела. Тем временем Футболист приносит четыре пары палок, среди которых, к сожалению, нет моих. Помощник гида, стоя на леднике наверху, кричал, что там лежат ещё одни, но Футболист, почему-то их не находит. Приходится идти самому искать свои палки. Вот уже они у меня в руках и нам разрешают идти вниз своей скоростью, что весьма радует.

В лагере нам снова нет покоя. Главный гид торопит и дает всего час на все про все, потом возвращение в альплагерь. За это время еле успеем прийти в себя и собрать бивуак, не говоря уже о готовке горячей еды. За необоснованность скорости спуска мы затаили обиду на главного гида. Зачем нам спускаться так быстро, когда по плану на завтра — день отдыха в альплагере?! Но приказ главного гида вне обсуждении и мы срочно греем воду для скудного обеда — кружка магги, колбаса, сало, хлебцы. В процессе готовки быстро пакуем вещи, пытаемся наспех просушить палатку. Дуги от палатки, один баллон газа, 400 гр. гречки и банку тушенки снова отдаем Громкоголосой — общественная нагрузка.

Идти с тяжелым рюкзаком вниз непривычно и тяжело. Стараюсь не набить мозоли — на спуске это первое дело. Наконец, виднеется второе футбольное поле, а это значит нас ждет законная передышка. Идёт каждый своим темпом. Наша группа сильно растянулась, скорость Военного оставляет желать лучшего. Но я и сам плетусь ближе к концу — не вижу смысла торопиться и загонять свой организм. Первое футбольное поле никак не появляется. Далеко вперед оторвались Хирург и второй гид гидом. Наконец, и впревое футбольное поле! Громкоголосая набрала свой темп, что даже не останавливается на нем для передышки. Вскоре догоняю Громкогласую и мы вчетвером (еще Футболист и Горнолыджник) идем уже общим темпом. Последними идут главный гид, его помощник и Военный.

Наконец-таки этот бесконечный спуск позади и мы в альплагере. Футболист сам предлагает ставить палатку. Хирург и Военный решают идти восстанавливаться в отель. Главный гид говорит, что завтра без отдыха идем на Русские ночевки. Мы в шоке, ведь по плану день отдыха. Я говорю ему об этом, но он и слушать не хочет. Настроение в лагере ниже нуля. Как возможно идти тяжелый переход на Русские ночевки, если мы даже не отдохнули после восхождения и спуска с пика Брно?! Второй гид внезапно объявляет, что не поведет нашу группу на Дыхтау из-за неготовности группы, и уходит. Он два раза просит нас не обижаться за это на него, а мы только рады. Давно хотелось избавиться от него. Помощник гида тем временем сказал, что шли мы нормально, почему ушел второй гид он не знает. Дальше идет палемика между гидами, многочисленные созвоны с офисом, но нам это не интересно — главное максимально восстановиться перед предстоящим тяжелым выходом. По состоянию группы всем становится ясно, что запланированному главным гидом завтрашнему выходу не суждено состояться.

После отъезда второго сбежавшего гида главный гид собирает брифинг. На нем он официально объявляет: об уходе второго гида; о том, что к нам завтра приедет другой на замену; о слабой подготовки группы и о его неуверенности в удачное восхождение группы на Дыхтау. И самое для нас сейчас главное — завтрашний день объявляется днем отдыха, как и должно, было быть по плану. Видимо, главного гида все-таки поставили в известность по телефону о запланированном плане восхождения).

Еще до официального, мы втроем собрали свой мини-брифинг. В ходе обсуждения рождается гениальная идея — предложить главному гиду вести нас не на Дыхтау, а на вершину с более легкой категорией трудности. После восхождения на 4110 м и спуска в этот же день, все прекрасно ощутили, на что способны, и что это никак не вяжется с будущим 14 часовым переходом на высоте 4000 м (переход от Русских ночовок до ВЦСПС). К тому же мы имели прекрасную возможность сполна оценить навыки работы на перилах остальных участников группы, заодно и проверить свои. Мы решили подойти с этим вопросом к главному гиду. Сказано-сделано. Главному гиду, конечно, очень хотелось самому второй раз побывать на Дыхтау, да и помощник гида шел с нами только из-за Дыхтау, но все говорило о том, что для успешного восхождения просто необходимо сменить категорию, а с ней и вершину. Он предложил соседний, не менее харизматичный пик — Миссес-Тау высотой 4427 м. по маршруту категории сложности 3А. Главный плюс новой вершины в том, что её маршрут совпадает с маршрутом на Дыхтау — только уже после Русских ночевок начинается расхождение. Тем самым, дойдя до Русских ночевок у нас будет возможность еще раз оценить свои силы и уже там решить, куда идти. На мой-то взгляд уже все было ясно, но надежда у группы оставалась. Я никак не хотел оставаться без вершины, уж лучше взойти на менее сложную, чем остаться ни с чем!

На брифинге не присутствовали Хирург и Военный — они после спуска сразу же скрылись в отеле. Кто-то должен был донести новые вести до всей группы и я, когда все снова собрались на ужин в «Теплом углу» попытался это сделать, делая акцент именно на смене вершины. Конечно же, после небольшого отдыха, все снова почувствовали себя героями, и даже Горнолыжник уже снова грезит о Дыхтау. Мне смешно смотреть на всю эту браваду, когда совсем недавно после легкого перехода все лежали вповалку по палаткам и я отступаю.

В награду за успешное восхождение на Брно позволяю себе ужин в кафе — хычин с картошкой и сыром, жареную картошку с курицей. Совсем уже поздно решаюсь пойти в душ. У моему сожалению вода еле тёплая, но я, все же, решаюсь мыться, несмотря на риск простудиться. К счастью, минут через десять, пошёл кипяток. После душа сушу сланцы на качелях под политосрач с Футболистом. Дальше звоню любимой. Ложимся раньше обычного, однако все равно проговорили допоздна. Первым засыпает Горнолыжник.

День 6.

18 августа. День отдыха в базовом лагере.

Не сговариваясь и без будильника проснулись в 6:00. Спалось великолепно! Сегодня, как и обещано, солнечный день. Завтракаю в «Тёплом углу» жареной картошкой, и хычином с мясом, запиваю все лимонадом 1,5 л. — это я так пытаюсь восставноить потерянные на акклимухе калории. Сегодня приезжает второй гид. Это мужчина ближе около 45 лет, курящий и с пивным животиком. Доверия он не внушает, но главный гид говорит, что, зато он опытный. На этот раз www.mountain-forcast.com показал аж два (!) окна с 19 на 21 и с 21 на 22 августа. В связи с этим главный гид решает переждать ещё один день в базовом лагере, а уж 19 августа идти на Русские ночевки. Чтобы не терять времени зря все дружно решают сам идти тренить на скалу. Главный гид дает добро, и все выдвигаются. Кроме меня. Я не вижу смысла повторять и без того заученные манипуляции, решаю заняться бытом — стирка и разборка снаряжения (по-максимуму оставить все лишнее в лагере). Заодно и приготовлю качественный обед.

Дневник восхождения на Дыхтау

Фото 1. Точка ловли wi-fi — у камней.

Фото 2. Щикааарное окно!

Фото 3. Просушка вещей совмещена с сортировкой, что оставить в лагере

Фото 4. Кабардино-Балкарская колибри — бражник

Фото 5. Башня-музей неожиданно оказалась отелем

Фото 6. Сакля — традиционное жилище жителей Кавказа в горной зоне

Первым с тренировки вернулся Футболист. Они снова тренили букву «П» с перестежкой сперва на пути вверх, затем вниз. Провешивал перила Горнолыжник, страховку ему обеспечивал Футболист. Футболисту приходит на ум отличная идея — завтра сделать заброску части снаряжения на ледник. Мне очень нравится вариант облегчить себе хотя бы часть будущего пути! Все остальные возвращаются в лагерь к 14:00. Наша идея нравится не всем — Хирург не хочет идти, остальные вроде согласны. Главный гид не видит большого смысла в заброске, но разрешает её сделать. Второй новенький гид пойдет с нами — ему не лишним будет хоть какая-то акклиматизация. Решено закинуть если не до Русских ночевок, то на максимальную возможную высоту общественное снаряжение: четыре веревки, газ (по одному баллону на двоих), еду и железо.

В свободное время решаем потратить на изучение территории альплагеря — посетить музей-башню и загадочные сакли. Музей оказался закрыт для посещения — его сняли туристы для проживания(.

От главного гида узнаем, что группа восходителей на Дыхтау успешно поднялась на вершину. Это третья группа на пике в этом году. Однако у них шквальным порывом сносит палатку с ВЦСПС со всеми вещами и документами. Это готовит о том, что их ждет холодная ночевка (возможно даже не одна), да и не понятно, как они вообще пройдут погранзаставу без документов. Этот случай еще раз убеждает меня о правильности смены вершины, если даже опытных альпинистов постигла неудача на спуске.

День 7.

19 августа. Заброска снаряжения на ледник.

Ночью в 0:00 просыпаемся от сильного ветра — несмотря на растяжки он рвет палатку. Выходим, закладываем юбку камнями. То еще занятие, скажу я вам. Одному справиться с порывами вообще не возможно — кладешь один камень, тянешься за другим, а ветер уже вырвал тент из-под первого. Это тренировка и урок нам на будущее. Теперь понятно, как снесло палатку у тех, с ВЦСПС.

Встали в 7:00. Футболист готовится к переходу — клеит мозоли. Делим общественное имущество между членами группы, Хирург все-таки решил идти с нами. Горнолыжнику и Футболисту достаются веревки, я беру всю еду и баллоны с газом. Громкогласая остается не нагруженной общественной снарягой, и мы скидываем ей часть груза — я отдаю свои кошки. Для облегчения завтрашнего пути, я решаю так же забросить всё свое железо и обвязку.

После ночного инцидента решаю после возвращения в лагерь купить веревку, чтоб сделать дополнительные оттяжки для палатки, когда будем на высоте. По свежим слухам унесенную палатку нашёл вертолёт и забрал с собой. Группа же, как и предполагалось, поймала холодную ночёвку, самочувствие участников неизвестно. Скорее всего, будет эвакуация вертолетом.

Встречаемся с остальными в «Тёплом углу» в 8:00. Завтракаю привычным своим завтраком — жареной картошкой и хычином с мясом. Выдвигаемся к погранзаставе в 8:40. К этому времени уже выходит солнце, выясняем, что благополучно забыли крем от загара. Снимаем лишнее. На погранзаставе теряем 10 минут. Покидаем пост в 9:00.

Наша тропа, красиво ограничена камнями, и покрыта белоснежным песком. Сразу же именую её «дорогой из желтого кирпича». Весь маршрут удобно помечен турами и промаркирован синей краской. Сперва путь идет почти горизонтально, потом понемногу вверх, начинаются камни и валуны. Встречаем двухметровую деревянную лестницу, бесхозно валяющуюся близ тропы. Шучу, что необходимо её взять для прохода через трещины в леднике. Позже встречаем и вторую такую лестницу, теперь для нас они отсчет времени в пути, как и футбольные поля при подходе к Курсантским ночевкам. Далее встречаем большую лавочку, она удобно расположена в тени огромного валуна. Даже отказываемся от привала — идти с половинчатым весом, тем более после дня отдыха легко. Над нами постоянно летает вертолёт с настилками и грузами. Насчитываю 7 рейсов и бросаю это занятие. Думаем, что он летает за той группой, но на обратном пути носилок и груза уже не видно.

Фото 1. На заброску снаряжения шагооом марш!

Фото 2. Гестола 4860 метров манит совей неприступностью — восхождение со стороны России запрещено пограничниками.

Фото 3. Попробуй-ка, найди промаркированный маршрут

Фото 4. Ищем выход из лабиринта

Фото 5. Наш камень-сундук

Фото 6. Вот тут проходит маршрут на Русские ночевки

Фото 7. Бездонная проталина в леднике с кристально чистой водой

Фото 8. В поисках нового маршрута домой

Далее начинается ледник, засыпанный землёй, мелкими камнями и валунами. Позже встречаем лабиринт из трещин. Решили держаться правее. По хребту, левее открытого ледника. Встречаем группу, возвращающуюся с похода категории 2А. Спрашиваем, где выход на тропу к Русским ночевкам. Их гид примерно показывает, но уверенности у него нет. Всматриваемся в каменистый, а затем и травяной взлет, но даже намека на тропу не видно. Более того, кажется, что взбираться в этом месте вверх без веревки просто невозможно. Есть желание и силы закинуть груз выше, но идти дальше бессмысленно — вдруг пройдем лишнего, и завтра придется еще и возвращать все обратно?

Ищем огромный камень, сгружаем снарягу в два 120-ти литровых пакета, закладываем камнями. Громкогласая и Хирург рвутся обратно без отдыха. Игнорим их, пьём чай, едим яблоки Горнолыжника — нет никакого смысла снова торопиться. Ту возвращающуюся группу с Дыхтау так и не встреваем. Идём обратно то и дело сменяя лидера. Решили обратно идти по центру ледника. Этот путь оказывается намного легче, завтра будем рекомендовать именно этот вариант. Хирург, идя обратно вовсе без рюкзака (он его оставил в закладке), ставит туры на нашем новом пути. Выходим на маркированную тропу, понимаем, что сюда шли не по нему, зато теперь все разведали под завтрашний выход. Под конец идёт мелкий дождь, светит солнце.

Погранцы пропускают без проверки, лишь сверив фамилии. В 13:30 оказываемся в альплагере. Итого затрачено на весь трек меньше 5-ти часов. На биваке за время нашего отсутствия появились новички — палаток 6–8. Они нагло задавили количеством и забрали наше место под кухню. Футболист идёт в столовую, Горнолыжник ложиться спать. Я иду стираться, а заодно и мыть грязную кастрюлю, набираю 5 л. воды под готовку, покупаю тонкую веревку 20 м за 100 р под оттяжки. Поднимается ветер, становится прохладно.

Дневник восхождения на Дыхтау

А тем временем на Брно злой маг кастует свои заклинания

Я в одиночестве готовлю гречку с тушенкой, заправляю свой термос. С аппетитом ем, но остаётся слишком много — готовил то я на троих. Думаю, хватит теперь и на ужин с завтраком. Беру вещи для душа, термос, хлебцы и сгуху — попью чай в «Тёплом углу». Начинает накрапывать дождик.

В этот раз душ почти сразу горяч. При соприкосновении с водой, замечаю обгоревшее лицо и крылья носа — я еще и кепку не надел при выходе на ледник! Футболист проходит мимо, направляясь в лагерь, я же наоборот держу путь в кафе. В 16:00 пью чай в «Теплом углу» в компании помощника гида. Клонит в сон. Заряжаю телефон последний раз перед долгим выходом. Созвон со семьей.

Вечером главный гид рассказывает про ту группу на Дыхтау. Пять опытных «пенсионеров» поднялись на вершину, передали по телефону об успешном восхождении. МЧС в ответ ведает им, о сдутой палатке. Они спустились до ночёвок ВЦСПС, схватили холодную и не решились утром спускаться сами — слишком сильный камнепад, и вызывали вертолёт. Позже палатку нашли ниже на леднике и забрали ее. Вертолёт стоил по 30 тыс. с человека. Скидка вышла из-за того, что вертолёт работал в этом районе. Это было третье успешное восхождение на Дыхтау в этом сезоне.

После этого рассказа, думаю, многие склонились в сторону Миссес-Тау. По крайней мере, я уже точно знал, что Дыхтау нам в этом сезоне не видать…

День 8.

20 августа. Переход на Русские ночевки.

Рано легли и хорошенько выспались. Вещи собраны, но главного гида все нет. Он занимается бумажной волокитой для выхода в пограничную зону. По негласному закону мне несправедливо достается палатка, Футболист и Горнолыжник до закладки пойдут без общественной снаряги. Прошу снова взять дуги Громкоголосую, на что она любезно соглашается. В ожидании гида, наученные горьким опытом, смачно мажемся кремом от загара, кепку я одеваю сразу. В итоге, выходим позднее некуда — только в 10:50 оказываемся на пограничном пункте. Тропа уже как родная и хочется даже вырваться вперед — вес на плечах невелик. Пока что. Проходим лестницы, первый отдых у нас на лавочке. Склоняем главного гида к нашему вчерашнему маршруту, любезно помеченному турами Хирургом. В 12:50, то есть уже через два часа мы уже у заветного камня с закладкой.

Переупаковываем вещи, увеличивая себе груз. Параллельно устраиваем общий перекус — Горнолыжник достает сало, Военный яйца (как он их сварил?!), Хирург запеканку. Главный гид ушел налегке вперед по леднику — найти тропу к Русским ночевкам. Это идет нам на руку, так как отдых тянется уже больше положенных 10-ти минут.

Вот главный гид снова в строю. Каким то случайным образом место закладки практически оказывается напротив невидимой тропы к Русским ночевкам. Ну или просто главный гид не нашел более подходящего пути и мы выдвигаемся к каменистому взлету.

Фото 1. И снова ледовые лабиринты

Фото 2. От стен так и веет холодом

По осыпающимся камням идти вверх не просто, но это не сравнить с маленькими травянистыми кочками-ступенькми. На них толком даже не поставишь всю ступню. Уж не знаю, как мы будем здесь спускаться. Главный гид словно читает мои мысли и предупреждает, что на спуске, скорее всего, придется провешивать перила.

Наконец, взбираемся на пологую тропу. Она действительно проходит тут, но еле видна, да и резкий склон уже «съедает» её — встречаются травянистые карнизы, которые мы обходим стороной. Далее путь идет по сыпухе, камням и валунам. У огромного валуна главный гид командует скидывать рюкзаки на отдых. Второй гид то ли с непривычки, то ли потому что курит, сильно отстал. Устраиваю небольшой перекус. Вода у многих уже на исходе, а ручья не видно и в помине. Главный гид эпично пьет воду из лужи на валуне. Замечаем, что второй гид еле идет. Оказывается, у него проснулась старая травма колена, и идти дальше он не сможет. Теперь вопрос стоит о том, как он сможет один дойти обратно? Правда под валуном есть отличная пещера для холодной ночевки, но ведь завтра все равно необходимо возвращаться. С одним гидом, его помощник не в счет, нам точно путь на Дыхтау заказан.

Фото 1. «Имидж — ничто, жажда — все!»

Фото 2. Привал на крутом склоне

Фото 3. Нужно вернуться сюда за букетиком для любимой…

Фото 4. Элементы начального уровня скального лазания

Фото 5. Туман, чтоб не развилась боязнь высоты

Фото 6. Отдых на тупиковой полке

Решено выдвигаться без второго гида. Главный гид окончательно объявляет о смене вершины на Миссес-Тау. Чем выше мы поднимаемся, тем тяжелее становиться идти. Повторяющийся ландшафт разбавляют появившиеся скользкие бараньи лбы. Далее идет скальное лазание. Наконец, находим ручей и наполняем пересохшие тары. Тропы, понятное дело нет, и главный гид идет по интуиции и опыту. В итоге забираемся на полку, второй выход с которой упирается в пропасть. Приходится возвращаться. Внезапно поднимаемся на гребень и видим Русские стоянки! Это придает сил и мы буквально бежим к ним.

Места под палатки и вправду мало — всего две небольшие площадки. Большую отдают под нашу трешку. Там мы будем ютиться вчетвером, к нам переходит Громкоголосая. Почти вплотную ставят двушку Военного. С ним будет спать Хирург (его двушку оставили в альплагере под ненужные вещи). Главный гид и его помощник начинают срывать часть склона, чтоб их двушка влезла неподалеку. Позже, прогуливаясь по Русским ночевкам, я замечаю еще одно небольшое место под палатку, но немного ниже основного. Так что в сумме, при большом желании тут можно разместить четыре палатки и 10 человек, но это максимум. Тут же организована небольшая кухонька с ржавыми, но не пустыми баллонами газа и ведро с припасами. Особо я там не рылся, но могу точно сказать, что НЗ тут есть.

Фото 1. На Русских ночевках главное не шевелиться во сне

Фото 2. Взгляд на предстоящий путь

Главное условие комфортной стоянки — наличие питьевой воды неподалеку. Благо, язык ледника спускается прямо под нас, а это значит, что вода есть! Теперь самым ценным инвентарем становятся пластиковые бутылки. Военный и Хирург с рюкзаком забирают всю свободную тару и отправляются на поиски воды. В итоге она была найдена метров сто от лагеря. Быстро темнеет и холоднеет, а это значит, что источник скоро перемерзнет и воды необходимо набрать еще и на утро. Делают и вторую ходку за водой. Не успеваю заметить кто, т. к. кипячу воду на термоса. На ужин у нас макароны с тушенкой. Громкоголосая просится поесть с нами, конечно, угощаем её.

Репортаж с Русских ночевок

Пытаемся лечь по раньше, но звездное небо и заснеженные склоны, обступающие нас со всех сторон, не отпускают нас. Уже лежа, замечаю, что губы обгорели — на них передается пульсация от учащенного сердцебиения. С неохотой признаю, что второй гид был прав, когда говорил о необходимости пользоваться гигиенической помадой.

День 9.

21 августа. Штурм Разгрузка чемоданов на Миссес-Тау.

Спал плохо. Сказывается высота в 3550 м. Несмотря на будильник, который звенит в палатке Военного и Хирурга никто не встает. Поднимаемся только уже в 6:00. Главный гид обескуражен — как это все проспали?! Второпях, за час, завтракаем гречневыми хлопьями со сгущенкой и выходим. Идем в полной тишине — все сосредоточены на трудном маршруте. Сперва идем по леднику, обходя лабиринт трещин. Затем снова сыпуха и камни. После больших валунов главный гид командует оставить палки и идти, помогая задерживаться руками. Наш путь проходит через кулуар, ограниченный отвесными скалами. Выше по дну кулуара стекает ледник. Как только подходим ко льду, главный гид командует одеть кошки.

Подход к снежно-ледовой части маршрута

Теперь идти безопасно вверх можно только, провесив перила, чем и занимается главный гид. Вторым номером (слава богу, не меня) назначают Хирурга. Ну и правильно, как показала практика, он самый выносливый из нас. Ну вот, первая веревка провешена, нужно жумарить вверх и подносить общественное снаряжение. Хирург уходит вверх, унося вторую веревку. Я вызываюсь идти третьим и забираю третью веревку. За мной пойдет Военный. Таким не хитрым способом, походу не раз меняясь местами, мы медленно, но верно, продвигаемся к заветной вершине. После очередной веревки страхуемся к станции, которая расположена под бараньим лбом. Над ним еще нависает заостренный кусок скалы, «язык тролля», как называл его про себя я. Это место примечательно тем, что камни, то и дело слетающие по кулуару, не могут попасть в того, кто стоит на станции — язык тролля служит надежным укрытием. Однако есть и минус — под языком находятся бараньи лбы, по которым все более сильными потоками стекает вода с ледника. Так вот в кошках это место пройти крайне трудно, даже ими не за что зацепиться. Главный гид, проходя это место с нижней страховкой, предупредил Хирурга: «А вот сейчас я могу ёб….ся!». Но пролез он мастерски.

Дневник восхождения на Дыхтау

Впереди выглядывает «язык тролля»

Еще задачей, стоящего под укрытием языка, является мгновенно оповещать о летящих камнях участников, находящихся на станции ниже, и того, кто в это время жумарит по перилам. Если жумарящийся еще имеет возможность для маневра, стоящий на станции обречен попасть под камневый огонь. Вопрос только попадет ли в этот раз по тебе или по соседу.

Взгляд вверх

Так и происходит. Летит очередной камень, дается команда: «Камень!», её повторяют остальные по цепочке. Камню все равно на крики и он все больше набирает скорость. В итоге благополучно рикошетит о скалу и попадает прямиком в верхнюю часть икры ноги Горнолыжника, чуть ниже колена. Резкая боль. Страх повторного удара. Меня не было рядом, но я прекрасно представляю каково это. Я уже и сам не раз уварачивался и теперь весь в напряжении, готов даже выстегнуть карабин со станции, лишь бы не получить пулю камень. Самое примечательное, так это звук, ч которым летит снаряд. Он всегда разный, то высокий, то низкий. Видимо это зависит от формы и размера камня — будь он как диск или шрапнель. Срывались и совсем уже большие валуны, и тут понятно, что при таком попадании, это как пушечное ядро — пробьет насквозь или оторвет конечность.

Камнепад из соседнего кулуара, когда летело в нашем снимать не решился.

Бесконечные перила и станции

Чем дольше мы шли и выше поднимались, бомбардировка становилась все регулярнее и смертоноснее. Горнолыжник уже принял сильное обезболивающее, вроде отпустило. Однако, вскоре, он получает еще и по костяшке правой руки, той, что в основании ладони. Это повреждение волнует его намного больше — правая рука важна при работе с жумаром, а травма все сильнее начинает давать о себе знать. Главный гид по цепочке получает информацию о второй уже травме одного человека, но я успокаиваю его, сказав, что идти он может. Сам же переживаю, что вот-вот гид развернет группу.

Начинается скальное лазание

Очередная станция. На ней стоит Хирург, затем я. Снизу подбирается Военный. Гид провешивает следующую веревку и ушел за перегиб. Его не видно. Станция организована левее и выше кулуара, и мы вне досягаемости камней, если это вообще реально в этих условиях. Отсюда нам очень хорошо проглядывается все пространство, ниже нас и мы только и успеваем кричать: «Камень!». Когда ты в безопасности, занимательно наблюдать, как камни набирают скорость, прыгают по снегу, выбивая столб снежных брызг, рикошетят о скалы, разбиваясь на более мелкие или нет, и улетают далеко вниз. Однако, нам видна только одна веревка ниже, остальные идут с загибом по дну кулуара. Вот мы слышим приближающийся очередной камень, вот мы уже видим его, пролетающего мимо, оцениваем его разрушительность, предупреждаем остальных об опасности, и замараем в ожидании криков боли — попало в кого-то или нет. Все в порядке и мы снова ждем повторного залпа.

Дневник восхождения на Дыхтау

Тоннель на снегу, пробитый скатывающимися камнями

Гида что-то уж очень долго нет. В итоге слышим слабую команду: «Перила свободны!» и начинает свой подъем Хирург. К этому времени на «безопасной» станции уже стоит Военный, Горнолыжник, на подходе Футболист. Кошки мы уже сняли, так как дальше наш путь лежит через голые скалы. Вот уже и Хирург скрывается за перегибом, я вслушиваюсь, не дадут ли команду «перила свободны». Её все нет. Камни все чаще вылетают по кулуару. В воздухе зависает тревога. Внезапно, дается команда сверху: «Спуск!». Всё становится понятно, наше восхождение закончено.

Крайняя станция

Я начинаю быстро работать: нужно сделать селфи с заранее приготовленной фотографией семьи, а так же сделать фото с флагом, на котором я так же заранее написал в сердце имя любимой, ведь у неё как раз сегодня день рождения! Все это выполнено безупречно и я, с чистой душой, готов к спуску. Да, еще выпиваю энергетический гель, припасенный для вершины, не нести же его обратно! То ли вправду, а то ли самовнушением, силы прибавляются.

Последний взгляд на слепящие белизной вершины

В это время нижние уже начинают спуск, а Хирург приходит ко мне на станцию. Он с главным гидом, взойдя на возвышенность, с которой нам не было их видно, несколько минут наблюдал, как из узкого кулуара — единственной дороге на вершину, как сказал гид: «Вооот такие чемоданы вылетают!». На что Хирург предложил по одному перебегать по опасному месту, а остальные, чтоб смотрели и давали команды. Конечно, главный гид не мог так рисковать участниками группы, тем более, как мы узнали потом, у него в группе один раз уже убило спортсмена таким камнепадом, и он принимает волевое решение развернуть группу, не дойдя до вершины всего 250 метров по высоте. Это конечно обидно, но мы уже несколько часов находились под каменным обстрелом, а скорость восхождения с набором высоты только уменьшалась из-за сложности рельефа.

Самое главное, что мы прошли 12 (!) веревок, а это значит, что пока не начало темнеть, нам необходимо срочно спускаться вниз. Время уже 15:00, и сделать это до темноты будет как минимум трудно. Начинается муторное ожидание — как назло скорость спуска чуть ли не медленнее скорости подъема из-за излишней осторожности спускающегося. А ведь хочется не только поскорее покинуть места обстрела камнями, но и вовсе вернуться на Русские ночевки до сумерек.

Ускоренный спуск

Снова пошла работа — главный гид снимает веревку сверху, передает нам, мы спускаем ее ниже. Я каким-то образом получаюсь вторым, кто спускается после помощника гида, который наспех организовывает станции под спуск. Это мне нравится, так как спускаться я умею быстро. Но не тут то было, ведь я несу только одну веревку, а это значит, что мы снова стоим на станции и подолгу ожидаем, когда следующий принесет другую веревку и железо. Склон уже изрядно подтаял, и приходится организовывать станции, тупо втыкая полностью древко ледоруба в снег. Это не совсем безопасно, учитывая, что по технике безопасности стоящий на станции должен контролировать ледоруб, наступая на его клюв и лопатку ногой, что никто собственно не вспомнил, а может и не знал. Футболист потом мне сказал, что при моем спуске ледоруб начал пытаться выскочить, и он придержал его и засыпал его снегом.

Спуск идет крайне медленно, Горнолыжнику, наверное, труднее всего, ведь у него перебито запястье правой руки и травма ноги. Вот уже Хирург и главный гид стоят под защитой языка тролля. Снова слышен грохот камней, и мы, стоящие ниже, видим такую картину. Камни летят вниз, один из которых попадает прямиком между скалой и языком, попадая точно в локоть главного гида. Тот материться, снимает рюкзак и начинает пользоваться им как щитом, держа перед собой. Обстановка накаляется и главный гид начинает выходить из себя, криком гоня группу вниз. Как хорошо, что я вне зоны досягаемости критики гида — спокойно иду вниз вторым, гид, соответственно, крайним.

Вот уже мы с помощником гида минут 15 стоим на нижней крайней станции, вне обстрела и ведем размеренную беседу. Веревку никто не спешит нам спустить. В этом месте выходит еще один кулуар, по которому с грохотом так же сыпет. Но все камни летят сбоку, и я даже успеваю снять два видео. Видео, когда камни летят на тебя, я не решился снять, да и не успел бы достать и включить камеру, так быстро это происходит.

Футболист приносит крайнюю веревку и вот мы уже на камнях, на границе с ледником, там, где одевали кошки, а теперь их снимаем. Далеко сверху доносится яростный крик главного гида, но это не про нас. Остается только ждать остальных участников группы и вздыхать о не взятой вершине. До этого думать об этом было некогда.

Вот уже все в сборе и мы начинаем спуск по камням. Мне достается веревка, и я с грустью перекидываю её через шею — на мой штурмовой рюкзачок она не крепится. Спускаться без палок, да еще и с неудобным грузом на шее тяжело. Пытаемся идти ровным стрем, чтобы не спускать на друг друга камни, но это удается не всем. Последними идут Горнолыжник, Громкоголосая и Военный. Подходим к месту, где примерно оставили палки. Уже темнеет и мы их не находим. Видимо, спустились немного ниже, а сил, желания и времени снова подниматься уже нет. А может быть их тупо снесло камнями вниз по склону. Гид называет это дар горе, и мы продолжаем спуск уже без палок. Даже не знаю, как мы осилим завтрашний спуск в альплагерь без них. Мои дешевенькие декатлоновские палки удачно пережили уже 4 похода, не считая этого, погнулись, но исправно выполняли сою задачу. Они уже были как талисманы и их жалко. Громкоголосая же оставила на горе палки за 8 тысяч. Даже не знаю, в чем была их прелесть за такую цену.

Вот уже недалеко виднеется наш лагерь, осталось только перейти лабиринт трещин в леднике. С помощником гида идем напролом и первыми оказываемся на месте. Время 19:30. Получается, на спуск было потрачено 4,5 часа, в то время когда на подъем ушло 7 часов. Если бы мы встали, когда звенел будильник, у нас было бы в запасе еще часа два максимум и мы, конечно же, успели бы подняться на вершину, но получается, мы бы начали спуск на два часа позже и возвращались бы уже с фонарями. А это значит, что на опасные обстрельные места мы бы вышли слишком поздно, и шанс получить смертельную травму вырос бы во много раз. Да и спуск по такому сложному рельефу при свете фонаря тот ещё аттракцион. Короче, сожаления о не взятой Миссес-Тау у меня нет, тем более, как и о Дыхтау. С ужасом думаю о 14-ти часовом переходе до ночевок ВЦСПС при таком камнепаде. Не зря же даже те опытные альпинисты вызвали вертолет.

Дневник восхождения на Дыхтау

А вон и желтая палатка гидов виднеется

Вот и все остальные в лагере. Бросаю клич, кто пойдёт со мной за водой. Желающих не находится, откликается только Громкоголосая. Спрашиваю, знает ли она куда идти, на что та отвечает, что нет). Ну, хоть рюкзак выделила под переноску тары. Спускаемся к леднику вдвоём. Я оступаюсь и проезжаю немого вниз по склону. Громкоголосая вскрикивает, но я уверяю её, что все хорошо.

Тонкая струйка ледниковой талой воды стекает по скале. Нахожу небольшой выступ и начинаю ловить струю. Громкоголосая подаёт и принимает тару. Усталой и замерзшей левой рукой неудачно передаю полную полторашку, и та весело скользит вниз в пропасть. Шучу, что необходимо сходить за ней.

Вес в рюкзаке набрался приличный и я с трудом взваливаю его на плечи, думая как бы снова не поскользнуться. Но все хорошо, и вот уже вода быстро расходиться по котелкам в лагере. На ужин у нас по две вермишели типа анатом на каждого и банка тушенки. Такой наивкуснейшей лапши я сроду не пробовал!

Быстро темнеет, и вот мы уже любуемся звездным небом, в особенности одинокой планетой, застрявшей между двумя пиками. Пока пытаемся сфокусировать объективы на эту красоту, облако закрывает планету. Укладываемся под сон. Уже лежа в палатке, часов в 20:30, слышим сильнейший обвал. Такой долгий по времени и сильный по громкости слышим впервые — около трёх минут! Под конец Горнолыжник даже выбегает из палатки и тщетно всматривается в темноту. Ещё раз убеждаемся, что правильно сделали — вовремя развернулись назад. Неизвестно, успели бы мы спуститься до этого камнепада, ведь к тому времени уже бы стемнело, скорость передвижения бы заметно упала, а могли бы и вовсе заблудиться в трещинах ледника. Шутим про оставленные палки, что теперь уж их нам точно не найти. Мне на зависть Футболист засопел почти мгновенно, следом и Горнолыжник взял с него пример. Громкоголосая постанывает во сне (?). Я снова мучаюсь с бессонницей. Сердцебиение учащенное, пульсация передаётся в обгоревшие губы.

Дневник восхождения на Дыхтау

Ждите объявление на Авито: «Высотные двухслойные альпинистские ботинки, использовал всего один день, не подошел размер…»

День 10.

21 августа. Возвращение в альплагерь.

Встаем в 7:00. Утром снова хорошая погода. Настроение боевое. Футболист вызывается идти за водой. Вода, прихваченная морозом, еле течёт. Остальные пакуют вещи и готовят завтрак. Замечаем мышек, снующих между палатками. Чем они питаются в отсутствии туристов? Так же красавиц горный Козел с витыми рогами подходит немного выше бивака. Фоткать не успеваю, он сливается со скалой. Заправляю термосы, варим кашу из гречневых хлопьев со сгущёнкой. Завтрак заходит плохо. Все пытаются съесть все по максимуму, чтоб не тащить обратно, и щедро делаться провизией друг с другом. Вода снова на исходе, многим не хватает чтобы взять с собой на спуск. Мой каркаде во фляге заправлен с вечера. Второй раз идёт к роднику Военный.

Утренний пейзаж

Вот уже и время выхода. Горнолыжник вызывается нести палатку, Футболист веревку и мусор, балкон с газом отказывается брать. Мне достаётся веревка, остатки еды и тот баллон газа. Второй баллон отдаю Громкоголосой.

Из лагеря в 9:40 выходим неровным строем, Военный и Хирург вырываются вперёд. Без палок идти очень непривычно и трудно, Военный, ссылаясь на неспособность ходить без палок всегда шел с ними и не оставлял, как все. Теперь ему все завидуют. Военный вообще взял палки на прокат, и не решился их брать на штурм, оставлял их на биваке. На Русских ночевках главный гид находит палки прошлых восходителей и забирает их, одну отдает Горнолыжнику, вторую, кажется, меняет на ледоруб помощника.

Дневник восхождения на Дыхтау

Пора покидать наше уютное местечко

Быстро догоняю впереди идущих, но гид командует нам остановиться. И правильно — последующие щедро осыпают нас камнями. Склон очень крут, изобилует как сыпухой, так и валунами. Часто идут скользкие бараньи лбы, есть места и для лазания по скалам. Да, с палками было бы идти намного проще, Футболист и Громкоголосая идут с ледорубами, я жалею ледовый инструмент, взятый у знакомого, и иду без всего. Спуск идёт крайне медленно — Громкоголосая, Горнолыжник и Военный идут слишком осторожно.

Дальше на пути у нас идут «лифты», как назвал их гид. Это мелкие камушки с глиной, очень удобно по ним спускаться как в микро лавине — вырезаешься пяткой и скользишь вниз. Но рельеф постоянно меняется, как только приноровишься к нему. Вот уже виднеется камень с пещерой, где оставил нас, а может мы его, второй гид. Его там, кончено же, нет, и мы продолжаем спуск.

Лифты и сыпуха

Чтобы хоть как то поднять настроение и отвлечься от рутинной работы гид заводит разговор о бакулюмах. Тут же начинают сыпаться штуки на эту тему, в которой я понимаю непосредственное участие. Кажется только Военный, замыкающий нашу группу и сильно опаздывающий не рад таким разговорам. После, он даже так и сказал, что шёл медленнее всех, лишь бы не слушать нас).

Наконец, спускаемся на зелёнку. Идти не легче, если даже не наоборот. Трава в росе так и направит сбросить с себя и не без того уставшие ноги. Слава богу, гид не командует одевать беседки и провешивать перила — лишь достаём ледорубы и медленным сплочённым строем спускаемся с крутого склона.

Вот и ледник. Виднеется наш закладочный камень. Возле него пьём чай, едим, я сушу ноги, меняю носки — вероятность набить мозоли на таком спуске крайне велика. Горнолыжник забирает и переодевает кроссовки. Нашу еду, как не странно, никто не хочет брать и это снова приходиться делать мне. Выпиваю ВСАА 3000. К своему сожалению, не ощущаю обещанного эффекта «пинка», как позже выразился Футболист.

Спуск по леднику

Дорога по леднику уже кажется родной и лёгкой. Вот и песочный мост, грязные камни, маркированный маршрут. Идти все веселее, предвкушая душ и ужин. Навстречу идут раздетые девушки и парень. Они спрашивают, холоднее ли на леднике. Шутим, что смотреть там нечего. Девушка фотографирует нашу усталую группу. Где фото, отзовись!)

Дневник восхождения на Дыхтау

Дорога из «желтого кирпича»

Наконец наша лавочка! Осталось пройти две лестницы и, минут через 40, уже погранзастава. Несмотря на усталость, все веселеют. Проходим мимо лестницы № 2, лестницы № 1, вот и дорога из желтого кирпича. Пограничники любезно пропускают нас без проверки паспортов, лишь сверчок фамилии по списку. Последний подъем и мы в альплагере! Группа людей на встречном поле жарят шашлык и будоражат наш аппетит.

Падаем на лавочку возле «Тёплого угла». Горнолыжник и Футболист идут искать номер для вселения. Я мешкаю и раздумываю: заслужил ли я номер, если не добился поставленной цели?! Громкоголосая предлагает мне спать в её палатке, чтобы не ставить вторую. Решаю все-таки уточнить наличие номера на троих и его цену. В душе надеюсь на отсутствие такого. Но бухгалтерша в возрасте обещает номер на троих за 3700. Говорю ей о том, что у нас уже оплачен палаточный городок по 350 рублей за человека и что мы хотим скидку на эту цену. Та недовольно говорит, что на день ей просто тогда не выгодно сдавать номер, стирать белье и мыть его после нас. Однако даёт нам проводника в наш новый номер на втором этаже здания, где и находится кафе «Тёплый угол».

Нам достался небольшой уютный номер под номером названием «Шахбииче»: две кровати, стоик, полки, совмещенные душевая кабина и туалет. Третье спальное место находится под потолком, добраться до которого можно лишь по высокой крутой приставной лестнице. Сомнений нет, и я сам вызываюсь занять гнездо.

Маршрут на третье спальное место категории сложности 2А

Однако нас ждёт огорчение — света нет, а это значит, что ни связи с семьёй, ни горячего душа, ни вкусной домашней еды нам пока не видать. Выходит, что номер сняли мы зря. Персонал обещает все наладить, но верится с трудом. Вываливаем вещи для просушки. Горнолыжник первым идёт мыть ботинки. Я раскладываю палатку на солнце, выворачиваю спальник. Беру гамаши и ботинки, иду к общественному умывальнику. Благо там есть губки и мыло. Затеваю мини стирку-мойку.

К моему удивлению, все новые испытания, выпавшие на душу моих и без того видавших виды ботинок, почти не оставили следов на жесткой резиновой защите по периметру. Хвала фирме Simond и прошлому хозяину с Авито, который продал их мне новыми за 5000 рублей. Ботинки Горнолыжника имеют плачевный вид. Он предварительно защитил их защитной лентой, которая теперь частично слезла и разлохматилась. Однако, присмотревшись, можно найти лишь пару средних порезов об острые камни. Футболист и вовсе решает везти ботики домой такими, в каких пришёл. Я оставляю сушиться ботинки на камень под солнце и звоню семье.

Традиционная просушка вещей

Позже с трудом собираемся в кафе отпраздновать благополучный спуск — каждый занят своими делами. Берём пиво, чипсы, Военный несет из соседнего магазина красное сухое, Хирург угощает колбасой и кониной. Начинается «пир». Все быстро хмелеют и начинаются споры о маршруте, что сделали не так и что нужно было сделать. Кое-кто начинает храбриться. Строи планы на будущие походы — Горнолыжник подумывает об смене в альплагере, Футболист разделяет мое желание пойти на Ключевскую сопку или на Ленина. Хотя сам я даже не уверен, что бы выбрал в будущем: технически сложный маршрут на небольшую высоту или пеший маршрут на высокогорье.

Подходит гид и помощник. Весело шутим и смеемся. Благодарим их за благополучный спуск и приключение. После ухода гида, Хирург рассказывает про прошлое нашего гида — оказывается, он принимал непосредственное участие в легендарном прокладывании маршрута нашей команде альпинистов СССР на Лходзе. Знающие люди знают, что это такое.

Народ все больше хмелеет, решаю под шумок уйти мыться. Горнолыжник уже лежит, накрывшись тёплым одеялом. После долгожданного горячего душа, из которого не хочется выходить, вскарабкиваюсь к себе на этаж. Вскоре возвращается и Футболист. Все ранним вечером дружно засыпаем.

День 11.

22 августа. Дорога домой.

Спалось сладко! Мы даже проснулись в три утра и начали срочно искать в интернете обратные билеты, пока wi-fi свободен. Билеты в Москву стоят космические 16 000 рублей за человека, мое место в купе не многим меньше — 6 500 рублей. Плацкарт остался только один, и я все-таки пытаюсь попасть в купе с оплатой 70% бонусами РЖД. Как назло в этот день сайт РЖД-бонус на профилактике и я обречен на плацкарт. Несолоно хлебавши, через полтора часа, снова засыпаем.

Утром, за совместным завтраком в кафе, начинаю агитработу по поиску участников для восхождения за оставшиеся дни на Эльбрус с юга, ведь акклиматизация у нас прошла успешно. Энтузиазма нет ни у кого, Военный показывает пост в инстаграмме об недавней очереди на вершину, как раз, когда мы тоже находились в высокогорной зоне. Идти снова соло у меня совсем нет желания, да и сил, больше хочется поскорее поцеловать любимую и обнять сына. Решаю отбросить эту амбициозную авантюру.

Дальше следуют опостылевшие уже сборы вещей, трансфер в Пятигорск и поощрительное награждение дипломами за восхождение на пик Брно 4110 м по маршруту 2А. Каждый спешит на свой транспорт домой — у Горнолыжника и Футболиста в итоге получился совместный самолёт. До моего поезда еще больше половины дня и гуляю по уже знакомым местам в центре города. Вечером забираю вещи в интуристе и вызываю такси. Впереди грозовые тучи то и дело подсвечиваются зарницами. Уже на вокзале Пятигорск провожает сильнейшим затяжным ливнем с молниями и громом. Я сквозь стену дождя прорываюсь к своему вагону номер 13. Так в этом сезоне погодное окно для нас окончательно захлопнулось.

Итоги и выводы.

Сперва таблица расходов. Ценник, как и на Алтае, снова не перевалил за 50 тысяч. Это очень радует, т. к. на Дыхтау либо не водят, либо водят, но уже с ценником в долларах. Львиную долю забрал тур, ставшиеся расходы на транспорт и питание. Если пренебречь сопутствующими расходами, общие траты снизятся на чуть меньше чем на пять тысяч, что не существенно. Отсюда вывод, что нам колоссально повезло, что организаторами было выбрано именно это направление. За счет того, что это «первопроход» для компании, и, я так понял, главный гид был сильно заинтересован в этом восхождении, цена была супер низкой при покупке за год. При покупке за месяц, ценник за тур уже вырос до 80 тысяч, что уже приближается к турам от www.alpindustria.com и www.apex-mountain.ru. Других компаний, водящих на Дыхтау, я не нашел, к тому же и наша компания www.strahu-net.com уже объявила, что подобного тура больше не будет. Так что мы очень удачно попытались взойти на вторую по высоте, но первую по сложности гору в России, да и Европе!

Таблица расходов.

Дневник восхождения на Дыхтау

Вот и закончился мой пятый поход. Хотелось бы подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Первое, и главное, обязательно необходимо физически готовится к походу. Что я и делал, однако, можно было начать бегать и пораньше.

Второе, это то, что в походе категории сложности 4 и выше группа должна быть минимальная и, желательно, сплоченная, сработанная. Идеальный состав — четыре члена группы и два гида. Так вероятность успешного восхождения в разы увеличится, да и места под шестерых на стоянках найти намного проще.

Третье. Очень важно понять, и если это возможно, сойтись с главным гидом. Ведь по большей части от него будет завесить успех всего похода. Сперва главный гид показался не совсем адекватным — нетерпеливый, орёт матом при любом возможном случае, бескомпромиссный. Однако, после встречи со вторым гидом (который потом от нас отказался, и как мы узнали по возвращению в офис, был уволен из фирмы), первый гид оказался не так уж и плох).

Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность главному гиду — нам была честь участвовать под руководством такого заслуженного альпиниста! Так же спасибо всем членам группы за веселую дружную компанию. Военному, ксатати, желаю удачного восхождения на Ключевскую сопку! (он поехал туда сразу же после завершения похода). К счастью, в этот раз место чудака на букву «М» так и осталось вакантным))).

И четвертое. Оказывается, благоприятное погодное окно, растянувшееся на два и более дня, может сыграть и злую шутку, как произошло у нас. Склон был беспощадно подтоплен солнцем, и камни с него летели как из пулемета. Будь хоть один пасмурный день, с осадками осадков в виде снега или с заморозками, картина могла бы выйти совсем иной. Но тогда уже, наверное, нас бы накрыло лавиной).

В любом случае мной и моими друзьями был получен бесценный опыт совместной работы со снаряжением в экстремальных условиях камнепада, что натренировать в обычной жизни просто не возможно. Да, вершина осталась только в мечтах, но главное, что все остались живы и здоровы. Значит, не пришло ещё наше время ступить на заветные белоснежные вершины Дыхтау и Миссес-Тау. Все ещё впереди!

Дневник восхождения на Дыхтау

Дыхтау и Миссес-Тау во всей своей красе!