Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был вчера 17:45
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Бор, Нижний Новгород — Россия Июль 2021

— А никуда вы и не пройдёте, — сказал таксист. — У нас к юбилею готовятся, весь город перекопан. Кремль закрыт, Чкаловскую лестницу снесли, новую строят. Говорят, сам Путин приедет.

Сказать что мы были в шоке — значит ничего не сказать. Планы на Нижний стремительно поменялись. Оставив вещи в гостинице (в которой не оказалось интернета по той же причине — всё вокруг перекопано) мы решили отправиться на пешеходную улицу города — Большую Покровскую.

За месяц до 800-летия

Её уже основательно подготовили к предстоящему 800-летию города (об этом событии я к своему стыду совершенно забыл). Почти везде чисто, аккуратно. Совсем новый объект — часы обратного отсчёта. До 20:21 21 августа 2021 года остаётся 31 день. Дизайн часов не случаен — Иван Кулибин, создавший в 1764–67 годах часы в форме гусиного яйца, родился, жил и умер в Нижнем Новгороде.

На Большой Покровской много жанровых скульптур, например Весёлая коза.

За месяц до 800-летия

Недалеко от неё — памятник городовому.

Также здесь много эффектных построек. Здание Банка России напоминает средневековый замок.

За месяц до 800-летия

Первые в России линии пассаржиского трамвая открылись в Нижнем Новгороде в 1896 году. На этой улице они были узкоколейными и однопутными.

Учебный театр Нижегородского театрального училища. Интересно не столько само здание, как кошка, охотящаяся на голубей.

Ресторан китайской кухни Hungry Dragon интересен забавной обезьянкой на своём фасаде.

Нижегородский Кремль и правда оказался закрыт. Наглухо закрыты почти все ворота, у остальных стоят Росгвардейцы, проход только по пропускам.

За месяц до 800-летия

Лелея надежду всё-таки попасть внутрь мы дошли до Площади Народного Единства, на которой установлен памятник Минину и Пожарскому. Прохода в Кремль, разумеется, отсюда тоже не было.

От этой площади недалеко до Нижне-Волжской набережной.

За месяц до 800-летия

С неё хорошо видна Стрелка — место, где в Волгу впадает Ока, разделяя Волгу на Верхнюю и Среднюю.

Довольно тяжело было поверить что большую и красивую Чкаловкую лестницу, грациозно спускающуюся к Волге всеми 442 ступенями могли снести. Поэтому мы вернулись к Кремлю и обогнули его с другой стороны, той которая к ней примыкает. Ход работ увидеть не удалось — всё закрыто строительными заборами. И только памятник В. П. Чкалову возвышается над ними.

Недалеко от этого памятника на всё той же Верхне-Волжской набережной располагается усадьба, принадлежавшая в XIX веке крупному ростовщику и владельцу сталелитейного завода Михаилу Рукавишникову.

За месяц до 800-летия

Сейчас в ней расположен музей, в котором воссозданы многие интерьеры купеческого особняка позапрошлого века. Парадная лестница выложена мощными плитами белого мрамора из Италии.

Кабинет бывшего хозяина дома обставлен массивной мебелью того времени.

Парадная столовая, воссозданная в русском стиле конца XIX века.

Забаваня книга рецептов. Ни способов приготовления, никаких пропорций, только перечисление ингридиентов.

За месяц до 800-летия

Интерьер Малой гостиной имеет одновременно камерное, отвечающее размерам и назначению комнаты, и парадное звучание, насыщенной сложной гипсовой лепниной и плафонной живописью.

Более 50 лет Нижний Новгород носил имя советского писателя Максима Горького. В городе сохранилась последняя нижегородская квартира Пешковых, в которой в наши дни располагается музей.

За месяц до 800-летия

В одной из комнат для гостей здесь с 17 августа по 7 сентября 1903 года жил Ф. И. Шаляпин. Письменный стол и различные предметы на нём — подлинные вещи певца.

В кабинете на фото ниже работала Е. П. Пешкова, активно помогая Горькому во всех его общественных начинаниях.

За месяц до 800-летия

В начале 1900-х годов квартира Горького была своего рода клубом куда сходились местные общероссиийские новости, горячо обсуждались события русской жизни, разнообразные проекты. В Большой Столовой Горький читал свои произведения, здесь проходили собрания, устраивались импровизированные концерты.

В домашней столовой кормили детей и их многочисленных друзей. Здесь семья обедала, когда в доме не было гостей.

За месяц до 800-летия

В детской сохранилась парта, приобретённая для Максима. Также здесь есть верстак, подобный тому, который для сына заказал Алексей Максимович.

Квартиру Пешковых окружает сад, плоские фигуры людей в нём переносят нас в то, каким сад мог быть в начале прошлого века.

За месяц до 800-летия

Вернёмся на Верхне-Волжскую набережную и продолжим двигаться вдоль течения Волги.

Весь Нижний Новгород расположен на правом берегу Волги. На другом её берёгу находится город Бор, куда можно добраться двумя способами. По единственному мосту через Волгу, расположенному в черте Нижнего Новгорода и по канатной дороге. Второй вариант, конечно, гораздо интереснее.

За месяц до 800-летия

Канатную дорогу здесь построили в 2012 году. Это бы первая канатная дорога в России, которая соединила два города и пролегла над судоходной рекой.

Кабинки закрытые, но с прозрачными стенками. Можно хорошо рассмотреть Волгу.

За месяц до 800-летия

У правого берега расположен банный комплекс, недавно одна из бань сгорела.

Выйдя из кабинки мы оказываемся уже в Боре. Это совсем маленький городок с населением 76 тысяч человек, статус города он получил только в 1938 году. До этого здесь было одноименной село, появившееся в XIV веке. Если оставить канатку позади, а затем свернуть направо то мы увидим Музей боевой техники, рядом с которым эта самая техника и представлена.

За месяц до 800-летия

В противоположную от музея сторону ведёт улица Луначарского. По обе стороны она застроена милыми деревянными домиками.

Двигаясь по этой улице к её началу можно дойти до Краеведческого музея.

За месяц до 800-летия

Можно посмотреть на интерьеры разных эпох: крестьянская изба XIX века,

советский быт 20–70 годов XX века.

Также в музее есть выставка работ Борского художника И. Н. Лягина.

За месяц до 800-летия

Посещение Нижнего Новгорода и Бора прошло совсем не по плану. Но оно состоялось — и это главное. В эпоху коронавируса привыкаешь довольствоваться малым.