Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 18:11

Вышний Волочек, Торжок — Россия Август 2021

К тверским краям я с давних пор отношусь с большой любовью, если не сказать, что с придыханием. В начале далеких 80гг мы с будущей супругой ездили автобусным туром Тверь-Торжок-Старица-Берново — это было наше первое и очень романтичное совместное путешествие. С той поры минуло почти 40 лет, и при любой возможности я возвращаюсь в эти места.

Тверской авто-квест на выходные

Есть в тверских края городок Вышний Волочек, который называют Тверской Венецией. Через него я многократно проезжал транзитом, но очень давно хотел посетить, к тому были причины. Уж очень хотелось увидеть, как выглядит провинциальная «Венеция», что разместилась почти на середине пути меж Питером и Москвой. Под конец нынешнего лета звезды сошлись: по случайности муж племянницы оказался родом с этих мест, а еще в ВВ объявили Квест! Мы давно уже подсели на это тур-развлечение, когда приезжаешь в незнакомый город соревноваться с другими командами, отыскивая адреса, разгадывая каверзные загадки и выполняя задания, а заодно знакомиться с новым местом.

Тверской авто-квест на выходные

До ВВ 300 км — если на автобусе, то очень долго и мучительно, а вот на поезде 3,5 часа. Конечно, на Сапсане быстрее, но значительно дороже, чем на скором Москва-Псков. Мы взяли сидячий вагон, как же я удивился, что многие, сидя ехали прямо до Пскова, а это 12 томительных ночных часов.

Воздух в ночном Вышнем Волочке удивил — влажный, упругий, и в тоже время свежий и «вкусный»: и это неспроста — старая часть города прорезана каналами, реками, также есть водохранилища, только ночью каналы не видны. Зато поутру, проснувшись в доме родителей Егора, мы сначала восхитились садиком, где ветви яблонь гнутся от тяжести сотен краснобоких яблочек, по дорожкам вальяжно гуляют два здоровенных котика, а в теплице зреет сладкий виноград. Выйдя за калитку, удивились еще больше — все домики по ранжиру стоят вдоль канала, обсаженного старыми деревьями, берега которого живописно заросли осокой, а воды покрылись ряской.

Тверской авто-квест на выходные

Город начинается от вокзала — он здесь старинный и колоритный, а перед входом памятник Петру Великому вместе с купцом Сердюковым, который сыграл колоссальную положительную роль в судьбе города. Фамилия для всех россиян очень знакомая — все хорошо помнят недавнего «министра обороны» Сердюкова, который на пару со своей любовницей практически уничтожил боеспособность и полностью разворовал российскую армию. Уж не знаю, является ли бывший «министр», покрывший свою фамилию несмываемым позором, потомком того самого башковитого Михайло Сердюкова, но лучше бы он был только однофамильцем.

С незапамятных времен в этих местах соседствовали бассейны рек Тверца и Цна, по которым пролегал пусть с Волги в Балтийское море. Одна беда, что не соединялись реки между собой. Поэтому товары и мелкие суда волокли с берегов одной реки до другой посуху. Так и возникло название — Вышний Волочек, вполне закономерно существовал и Нижний Волочек в районе Боровичей. Неугомонный Петр частенько мотался по этой дороге из старой столицы в новую, он с досадой видел, сколько сил и времени отнимает перевалка товаров.

Тверской авто-квест на выходные

Тут же великому царю вспомнились голландские земли, которые трудолюбивые аборигены изрезали бесчисленным множеством каналов. «А подать сюда голландцев» — рубанул царь! Известное дело — нет пророка в своем Отечестве, потому, не скупясь, золотом заплатили залетным молодцам, а не своим умельцам. Под руководством «варягов» русские мужики вырыли каналы, воздвигли плотины, устроили шлюзы. Ура — Виктория!!!, однако, что-то пошло не так, суда проходили только в половодье. Вновь пригласили заморских спецов — сначала венецианцев, затем французов, позже англичан, но, все европейские «чудо-мастера» облажались по полной программе.

Через несколько лет местный купец Михайло Сердюков обратился с челобитной к царю-батюшке дозволить ему за свой кошт довести гидросистему до ума так, чтобы суда ходили круглогодично. А случае успеха просил концессию на 30 лет — удивился Петр, но, поверил русскому мужику монгольского происхождения, и не зря! У нашего купца, в отличие от европейцев, все получилось на отлично, и стал Волочек с 1722 г. процветать еще больше, чем раньше. Только ничто не вечно под Луной (кроме египетских пирамид, конечно))) — в середине 19 веке царскою волею построили железную дорогу Москва-Питер.

Это был горький финал удачного водного извоза — грузопоток планомерно перетек на дешевую и быструю железку. А гидросистема пришла в упадок, и в настоящее время стала просто романтичным украшением города. Конечно, сравнение Волочка с Венецией сильно натянутое, его даже с Брюгге не сравнить. Домов, чьи фундаменты обрываются прямо в канал или реку, здесь нет. Но, даже домики, просто рядком стоящие вдоль каналов, шаткие дощатые мостки для стирки, высокие деревья по берегам — все это выглядят очень симпатично и лирично.

Тверской авто-квест на выходные

В состав гидросистемы города входит множество сооружений. Основной канал в городе — Старо-Тверецкий, он совсем мелкий и берега его сильно заросли травой. В дальнем от Цны выходе канала — бетонный Тверецкий шлюз (деревянный Сердюковский, не сохранился). Вполне закономерно существует Ново-Тверецкий канал.

Цна в центре разлилась и образовала множество островков, соединенных мостами, которых в городке более 30. От Петербургского моста начинается узкий Цнинский (Сердюковский) канал, он в очень приличном состоянии, берега облицованы гранитом. Этот канал сохранился почти в первозданном облике. Обводной канал, что рядом с Торговыми рядами, отрезал островок, на котором стоит центральный Богоявленский собор. Очень приятные места, нынче здесь с удовольствием гуляют горожане и приезжие, а пару веков назад мускулистые бурлаки тягали тут барки и баржи. На камнях опор моста через канал остались следы от канатов, я не очень верю, что они подлинные, но, суда ходили именно здесь — это абсолютный факт.

На самой Цне единственное сооружение времен Сердюкова — Цнинский бейшлот. Название странное для нашего уха, в старину это были грунтовые плотины с водоспусками, которые перекрывали деревянными щитами. Сегодня это современная двухпролетная плотина, зато водоспуск бейшлота деревянный и вроде полностью сохранился за 250 лет.

Вышневолоцкое (Заводское) водохранилище — старейший водоем, созданный самим Сердюковым, оно поддерживало постоянный уровень воды в Цне и Тверецком канале.

В Волочке не так много достопримечательностей:

— вокзал

— Богоявленский собор

— Музей валенок

— Казанский монастырь на окраине Вышнего Волочка

— Академическая дача им. Репина между истоком реки Мсты и озером Мстино.

Казалось бы — что там смотреть? Однако, прохождение квеста заняло у нас 11 часов. В этот раз мы ездили на машине — это намного легче пешего хода. За это время удалось объездить весь город и окрестности на много верст вокруг. Одну загадку нам самим разгадать не удалось, вот она:

«Его ищут многие, а вы найдите тех, кто идёт первым по списку. Отправляйтесь на набережную. Дом 2.

Здание напротив (западнее, через дорогу). Табличка про учреждение, содержащая слово «система».

Неожиданно помогла мама Егора (что значит, местный житель!) и невероятным образом нашла верный ответ. Самое удивительное, что искала она по карте. Логика устроителей была кардинально иной, они загадали Пожарную набережную, имея в виду стихотворение Маршака: «Ищут пожарные, ищет милиция…», где первыми были пожарные.

Весь день стояла изумительная погода с голубеющими небесами и фактурными облачками, идеально отражающимися в недвижимой водной глади. Мы мотались по городу и окрестным деревням, наслаждались погодой и прекрасным речными видами. Когда стемнело, приключился конфуз — по заданию надо прочесть надпись на фасаде сельского клуба. Клуб есть, мы рядом, а прочесть ничего не можем, уже темно — вот подстава. Как здорово, что объектив светосильный у меня оказался — удалось разглядеть буквы при трансфокации. Одно жаль, что загородную Академическую дачу с уникальным восьмигранным павильоном, осматривали уже в темноте и под дождем…

Тверской авто-квест на выходные

Вернулись в избу невероятно усталые, но еще больше довольные: мы заняли почетное 3е место впервые за всю историю наших игр! По возвращении устроились в саду, где с азартом делились яркими эмоциями и впечатлениями от игры. Неожиданно засверкали молнии и раздались раскаты громы — мелкий дождик превратился в мощный ливень с грозой, которая нам была уже совсем не страшна! До чего же было душевно сидеть в теплой компании за вкусным ужином под канонаду крупных капель, выстукивающих громкую дробь по крыше нашего летнего домика…

Следующий день оказался не менее длинным и очень насыщенным. Первым делом надо заглянуть в Казанский монастырь на окраине ВВ — его основали на средства князя Путятина, который завещал монашкам очень строгий устав и служение. До сей поры монашки блюдут заветы своего основателя-благодетеля.

За стенами монастыря два огромных уникальных собора и высоченная колокольня с надвратной церковью Ефрема Сирина и Неонилы. Одно жаль — подняться на высоту нельзя, зайти в соборы тоже не получится — реставрация в разгаре. Однако, полюбоваться огромным и величественным собором Казанской иконы Богоматери, выстроенным в помпезном византийском стиле, дорогого стоит.

В Церкви Андрониковой иконы Божией Матери располагалась святыня — икона Божия матерь без Богомладенца. Считалось, что оригинал написан самим евангелистом Лукой, ее называли Греческой Андрониковой или Монемвасийской. Только в 1983 г. эту святыню украли и до сей поры не нашли. В этот храм тоже заглянули лишь через решетку — ремонт. Зайти можно только в часовню в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, где захоронена блаженная старица Любушка Сусанинская.

Тверской авто-квест на выходные

Покидая город, на рынке в Волочке закупились местными дарами — судаками свежими и копчеными, брусникой, а еще и грибы есть…

УСАДЬБА ВАСИЛЕВО и Чертов мост Некоторые, возможно, вспомнят культовый фильм Ночной дозор, в финальных кадрах которого силы Добра и Зла сошлись в последней битве на сказочном мосту. Я был уверен, что это чудеса кино, и такого моста не существует, однако, был неправ — он есть! И расположен тот мост в усадьбе Василево (билет -100р), что по пути из Волочка, не доезжая 6 км до Торжка. Здание усадьбы принадлежало родственникам знаменитого местного архитектора Львова, но оно не сохранилось.

Тверской авто-квест на выходные

Тут главная точка притяжения — знаменитый валунный Чертов мост, именно на нем снимали знаменитые кадры. Мост очень крутой и горбатый, сложен из валунов, людская молва считала, что сложен он без капли связующего раствора и держит его на весу «нечистая сила». У меня своя версия — у моста нет ограждений, он очень крутой и высокий, если по нему шел хмельной мужик, он легко мог упасть вниз, потому и название такое возникло. А еще на территории собрали старинные деревянные строения — пожарное депо, дом-трактир, большая деревянная церковь Преображения (Вознесенская) на высоком подклете (1732 г.) с погоста Спас на Сози Калининского района, водяная мельница и множество других строений, раскиданных по густому лесу.

Тверской авто-квест на выходные

ТОРЖОК Собственные колеса творят чудеса — впереди нас ждал Торжок, время обеденное, поэтому первым делом надо продегустировать те самые «пожарские» котлеты, которые в стихах воспел сам Пушкин:

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай

И отправься налегке.

Тайна появления рецепта знаменитых котлет покрыта мраком, одно точно, что пекла их Дарья Евдокимовна Пожарская, подавала их самому царю и Пушкину тоже, и нажила на них целое состояние. Есть байка, что котлеты родились случайно: в меню царской трапезы стояли котлеты из телятины, которую забыли купить, и заменили мясо на курицу. Царю очень понравилось, и он самолично нарек котлеты пожарскими. Мы не могли проехать мимо и не попробовать котлету из курицы в панировке в известном кафе Лира, что рядом с музеем Пушкина. Кафе расположилось на замечательной смотровой площадке над Тверцой, откуда открывается восхитительный вид на саму реку, противоположный берег, монастырь и соборы. Котлеты, без сомнения, вкусны, но порции мизерные, попробовать надо обязательно. Однако, те киевские котлеты, что я едал в юности, мне казались вкуснее.

Совсем рядом Ильинская церковь и остановка экспрессов в Тверь при ней. По крутой ул. Красная гора стоит спуститься к реке и перейти пешеходный мост через Тверцу, выйдя к Крестовоздвиженской часовне и пл. 9 мая.

Тверской авто-квест на выходные

Главная же точка притяжения в городе — Новоторжский Борисоглебский монастырь, сюда обязательно привозят всех туристов. Много лет подряд приезжаю сюда, с одной стороны, восторг от древности и красоты монастыря. С другой стороны — горечь от состояния храмов и колокольни, многие годы оно ужасно… Однако, в этот солнечный и погожий день мы увидели чудо — реставрация высоченной надвратной церкви-колокольни почти закончена и очень скоро она предстанет пред туристами и паломниками во всей красе. Я планировал подняться наверх, но… колокольня оказалась закрытой, а раньше то наверх можно было забраться.

так было

та4к стало

Зато теперь пускают в соседнюю Свечную башню (100р)- там делали свечи, а еще жил монах, по виду которого определяли погоду. Если монах выходил в белых одеждах — погода обещалась хорошей, если в черном, то погожей погоды не жди. Когда монах умер, в его келье нашли барометр: вот и верь после этого людям))) Монастырь выстроен на высоком берегу Тверцы, поэтому с высоты башни открываются потрясающие виды на живописную реку и старую городскую застройку, утопающую в зелени садах на противоположном низком берегу.

Тверской авто-квест на выходные

Считается, что первый храм монастыря заложен аж в 11 веке в честь первых российских святых — Бориса и Глеба. Мало кто вспомнит, что это были двое сыновей из 13 детей знаменитого Крестителя Руси Владимира Красное солнышко, именно их прочили на будущее царство. Их завистливый братец — Святополк окаянный подослал убийц, которые вместе с претендентами на княжение убили и их слугу. Именно брат того слуги в 1038 г. заложил первый храм в этих местах во славу невинно убиенных братьев.

Самая древняя сохранившаяся постройка — зимняя каменная церковь Введения в храм Богородицы 1620 года. Зайти можно, но особых красот и восторгов от убранства ждать не стоит.

Центральный храм монастыря — Борисоглебский собор, построенный знаменитым местных архитектором Львовым, пока еще в полном забвении. Но, реальная надежда на восстановление уже есть. По легенде, первый камень в него заложила Екатерина II, для ней изготовили серебряный мастерок и золотой кирпичек. Злые языки говорят, что это была просто позолота и серебрение, мне эта версия больше нравится, иначе бы храм давно разнесли по камушкам в поисках драгоценного кирпича.

Тверской авто-квест на выходные

На соседней Грузинской улице в километре от монастыря расположена приметная и необычная деревянная церковь Тихвинской иконы Божией Матери — Старовознесенская церковь, туристов обычно сюда не возят. Ее макушку видел много раз, а попасть не удавалось, что очень зря. Внутри церкви интересные росписи, а почтенный возраст строения (середина 17в), внушает величайшее уважение к старине, которая сохранилась до наших дней! Фоты для инстаграмщиц на фоне деревянного чуда получаются отличные.

Тверской авто-квест на выходные

А на противоположном берегу реки есть еще классное местечко — Тверецкая набережная в точке пересечения с ул. Максима Горького. Тут на берегу расположился очень романтичный уголок с микро-пляжем, ивами, мостками и замечательным видом на Борисоглебский монастырь.

Тверской авто-квест на выходные

Сорок минут по отличному шоссе, и мы попали в полузаброшенную усадьбу Знаменское Раек. Войдя через парадные ворота, видим прекрасную колоннаду из 136 колонн в дорическом стиле, что ограничивают пространство и образует огромный овальный двор. Сегодня он зарос травой, а раньше тут были сады и расхаживали павлины. Напротив — главный корпус, а справа и слева меж колоннами встроены два флигеля. По легенде название «раек» возникло после визита Екатерины II, которая от восхищения воскликнула: «Вот это раек!»

Тверской авто-квест на выходные

Дворец Елисаветино строил архитектор Н. А. Львов по заказу Глебова, который в разные времена был губернатором Киева и Санкт-Петербурга. Долгое время он добивался руки и тела молоденькой Елизаветы Стрешневой, а как женился, начал ревновать. Немолодой супруг надеялся, что усадьба станет «золотой клеткой» для юной красавицы. Прекрасный дворец в тверской глуши освятили в 1798 г., шикарный праздник длился три недели. Жаль, что немолодой ухажер не рассчитал силы и быстро помер, а его вдова-красотка пережила супруга на 40 лет…

Тверской авто-квест на выходные

Во время войны тут был госпиталь, в котором лечили знаменитого летчика Маресьева. Сегодня главный корпус и флигеля находятся в ужасающем состоянии — 200 лет, это немало, но, колоннада восхищает до сей поры, видно, что была реставрация. Колонны у главного корпуса имеют разную высоту и одинаковый диаметру, что придает необычность этому строению. Попасть внутрь главного корпуса не удалось — везде таблички «Аварийное состояние». Просто удивительно, как столь прекрасное творение архитектуры остается в полном забвении и не восстанавливается.

Рядом с усадьбой остатки старинного парка с прудами, в центре одного — островок с сосной. Молодая жена писала акварели, на одной из них островок запечатлен с тремя соснами. Рядом с парком заброшенный яблочный сад — желающие могут разжиться яблоками. Неожиданно визит в усадьбу произвел очень сильное впечатление, казалось, будто сами прикоснулись к остаткам аристократической жизни. Мы приехали позже 18–00, т. е. после официального закрытия, ходили около часа, потом нас сторож выгнал.

Тверской авто-квест на выходные

Впереди была Тверь, на нее я возлагал большие планы, но, нельзя объять необъятное — приехали туда уже поздно и погрузившись на Ласточку, быстрее рванули в Москву, до которой поезд мчит меньше 2х часов.

ПОЛЕЗНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ (если ехать самостоятельно)

1. Выезд в Вышний Волочек на раннем Сапсане с прибытием ранним утром к 8–00
  2. До обеда прогулка по городу, обед в кафе Ассорти (его хвалят) + обязательно Казанский монастырь (всего 4–5 часов)
  3. Автобус до Торжка (1,5 часа), далее автобус до санатория «Митино 2» и посещение Василево. (1–2 часа)
  1. Возврат в Торжок, пожарские котлеты, ночевка в отеле (например, Оникс отель)
  2. Поход по Торжку (около 3 часов)
  3. Автобус Торжок-Тверь, остановка дер. Марьино. Далее около 3 км пешком до усадьбы Знаменское Раек.
  4. Усадьба Знаменское-Раек (1,5 часа) — ворота открыты до 18–00, иногда позже
  5. Возврат на трассу и переезд в Тверь 1 — 1,5 часа
  6. Вечерняя электричка в Москву (около 2х часов)