Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Кассандра — Греция Август 2021

В первой части мы проехали большую часть пути от городка Пефкохори до крайней точки Кассандры, повествование прервалось на повороте к отелю Мираджио. После Т-образного перекрестка дорога становится хуже, но это все равно асфальт, и ехать можно вполне быстро. За многие годы я успел отлично запомнить все ямы и колдобины, они, конечно, увеличиваются в размерах, но пока все терпимо.

Вокруг дороги идиллические пейзажи: холмы, оливковые рощи, изредка попадаются ульи. Есть несколько ответвлений, только грунтовки, по всем я в то или иное время пытался проехать, иногда даже успешно. Но особого смысла в том нет, эти дороги используются при сборе оливок и для установки ульев, чаще всего проезд по ним завершается ничем. Я в этом году сунулся на одну знакомую мне дорожку, которая, как я знаю, ведет к скалистому мысу, там я хотел запустить дрон и полетать над маяком и восточным диким берегом. Но на арендованной маленькой Пежо проехать оказалось невозможно. В какой-то момент я даже смирился с тем, что останусь на этой дороге навсегда — не мог преодолеть вот этот подъем (фото неточно передает его крутизну, это вид сверху):

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Машина вновь и вновь буксовала на подъеме, выбрасывая из-под колес пулеметные очереди камней. И как назло, это уже был путь назад, после того как я убедился, что дальше проехать нет возможности. Мне виделась рыдающая жена, поисково-спасательные отряды, обнаружение Пежо и моих останков, истерзанных дикими кабанами. Пришлось применить смекалку, через 15 минут нашел решение. В общем, не советую ответвляться на грунтовки в тех местах.

А асфальтированная дорога вскоре выходит вплотную к морю, местечко называется Канистро. Я в первой части коснулся комплекса с таким же названием, но жилой комплекс может называться хоть Москва, хоть Нью Васюки, а истинное географическое название Канистро носит лишь то место, куда мы прибыли. Переводится это как Корзина, ну, и знакомое нам слово Канистра (бак) тоже оно. Кстати, Порто Валица, упомянутое в первой части, можно перевести как Порт-Чемодан.

Итак, Канистро. Несколько жилых домов здесь есть, но поселком это назвать трудно, просто пятнышко на карте. Один из домов продается все 11 лет, что мы там бываем. Ближе к самому концу дороги обустроен крошечный кемпинг, может, на 4–5 автодомов. Впрочем, обустроен — слишком пафосное слово, никаких удобств там нет, люди просто самостоятельно располагаются на полянах под оливами.

Главных точек цивилизации тут две — церковь Святого Николая и небольшая гавань. Есть довольно длинный пляж, но он большей частью не песчаный, не галечный, а какой-то щебеночный. Но люди купаются и даже остаются на полдня-день.

Но достаточно букв, пора это все визуализировать.

С самого левого края пляжа, прямо у места, где дорога выходит к морю, стоит такая вот Проскинитари:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

В метре от нее уже начинается море, а конкретно — микроскопический пляжик, который называют самым малым песчаным пляжем Кассандры:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Раньше (ох уж это раньше) можно было преодолеть пешком ближние скалы и попасть на пару прекрасных галечных пляжиков, где царило полное уединение, релакс и шамбала с нирваной. Но 5 лет назад на тех скалах построили несколько апартов, к слову сказать, очень неплохих. И эти пляжики стали их пляжиками.

А такой вид открывается от новых апартов:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Между Кассандрой и Ситонией есть небольшой островок — Келифос, его второе название — Черепаший. С Ситонии, из района Никити, этот островок очень реалистично напоминает черепаху, но и из Канистро силуэт черепахи вполне просматривается (справа на Ситонии белеет городок, это Неос Мармарас):

А вот та самая щебенка на местном пляже:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Перемещаемся правее. Главный интерес представляет небольшой узкий мыс, на котором стоит белый домик с красной крышей, это церковь Святого Николая.

Мыс с церковью:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Мы с женой люди нерелигиозные. Но в эту необычную церковь всегда заходим. У нее есть какой-то ореол мистики. Даже когда дверь в церковь закрыта, в замочной скважине всегда оставлен ключ. Внутри лежат свечи и есть ящики с прорезями для монет, никто не указывает цену (хотя в какой-то год цена была), бросай сколько хочешь монет и бери сколько нужно свечей. Есть зажигалка, спички, вода на всякий случай. В этом году платформу с песком, куда ставят свечи (кажется, это называется поликандило) вынесли наружу, стоит у входа. Видимо, в связи с опасностью пожаров нынешнего лета. Работников церкви нам не удалось увидеть ни разу за 11 лет, но всегда все убрано, иконы (да, там несколько крупных икон и целый набор иконок поменьше) всегда незапыленные, пол чист.

Церковь Святого Николая:

На крыше установлен крест в форме тессеракта (3D крест):

Такие трехмерные кресты часто можно видеть на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Египетские копты говорят — Чтоб сверху Всевышний тоже видел это как крест.

Местные жители утвержают, что желания, загаданные в церкви св. Николая, обязательно исполнятся.

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

У основания мыса расположена небольшая лагуна, там обустроена гавань для рыбацких лодок. Она совсем не романтична, да еще и получилась против солнца:

Мыс с церковью:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

А вот Афон отсюда смотрится уже романтичней и, поигрывая мышцами, демонстрирует свою мощь (жаль, дымка все же затуманивает вид):

Напоминаю, здесь видно сразу три полуострова.

Правее церковного мыса тянется пляж, не очень «пляжный» вначале, ближе к правому краю (где на снимке лодка) он постепенно обретает черты терпимого галечного.

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Там дорога фактически кончается. Еще три года назад я мог на кроссовере проехать еще дальше и спуститься на самый конечный пляж. Там оставлял жену, машину, а сам уплывал за мыс на охоту. Уже в 19-м году проезд стал не то чтобы невозможен, но сопряжен с рисками застрять на том пляже надолго. Но даже не это главное, а то что по краям дороги разросся мощный кустарник, который сильно царапает бока машины. В-общем, в нынешнее время дальше только пешком. И люди ходят; мы, расположившись у небольшого утеса, отделяющего дальний пляж, постоянно наблюдаем таких пешеходов. Дело, возможно, в том, что на дальнем пляже можно позволить себе быть нудистом.

Самый дальний пляж Кассандры:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Моя жена каждый год основательно прибиралась на том пляже: собирала мусор в кучу, оттаскивала всякие палки и прочую органику, прибитую морем. Сейчас мы туда не проезжаем, не знаю, наскоько там захламлено. Надо сказать, что сверху все выглядит намного лучше, чем вблизи, ведь дикий пляж — это не только нетронутая природа, а еще и нанесенный морем всякий хлам, плюс ковер из высохших водорослей. Но потенциально пляж очень хорош. Пройдут годы, а они пройдут, и там наверняка построят какой-нибудь отель.

В этот залив частенько приходят яхты и катера, бросают якорь и проводят время в окружении дикой природы, купаясь без выхода на берег.

А что дальше, за последним мысом? А дальше — голые скалы, утесы, расщелины и совсем редкие небольшие пляжики. Вот здесь видно сразу два берега:

За мысом:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

В эти края я заплываю охотиться:

И вот такие недоступные с суши пляжики (снято подводной камерой во время охоты):

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Уперевшись в окончание дороги, мы разворачиваемся и движемся назад. Когда я говорил, что выросший на холме новый апарт заграбастал себе пару компактных милых пляжиков, я немного лукавил. На самом деле заграбастал он только полтора, а еще один остался в более-менее свободном доступе. Зная тайные тропы (а я знаю), туда можно пробраться.

Вот этот пляжик:

Отсюда тоже виден Афон:

Я в своих греческих рассказах иногда упоминаю некую съедобную травку — критамо — она обладает неповторимыми вкусом и ароматом и отлично идет в салаты. Общепринятое название — морской фенхель. Водится в изобилии на скалах, прилегающих к морю. С тех пор, как греки научили нас употреблять критамо, едим его все лето почти каждый день.

Так растет эта травка, в пищу идут зеленые листики, а в начале лета и зонтики:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Все прилегающие холмы покрыты оливковыми деревьями.

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Оливки созревают в ноябре, надеюсь, урожай будет хорошим.

Тут можно было б и закончить, но на участке берега между отелем Мираджио и Канистро есть пара бескомпромиссно уединенных домиков, они стоят на скалистом берегу, но при этом там имеется собственный и пара прилегающих пляжиков. Добраться до тех домов можно лишь по очень плохой грунтовке.

Один из домиков имеет форму башни, называется Башня Джимми:

Другой, неподалеку, вполне обычный:

Есть еще один, но его не видно с дороги.

Вот теперь можно заканчивать рассказ об удаленных районах северного берега Кассандры.

В заключение несколько слов о прошедшем лете. В июне туристов было мало, пожалуй, раза в два меньше, чем в доковидную эпоху. С середины июля народ поехал активно, а в начале августа было просто нашествие, процентов на 20 больше, чем в классическом августе прошлых лет. Однако во второй половине августа начался «отлив», турпоток существенно снизился. Последнюю неделю лета было уже как в июне.

Погода. Лето начиналось прохладно, до середины июня температура была не выше 25, а вода в море 23. Но во второй половине июня нахлынула аццкая жара. Днем +40, ночью 33, вода быстро прогрелась до 30. И так длилось до самого конца августа. Правда, было несколько гроз с ливнями, а ближе к концу лета появился ежедневный ветер.

Стоит упоянуть о медузах. Впервые за все время сюда пришли жалящие медузы. В некоторые дни их концентрация на пляжах была такова, что некоторые туристы прерывали отпуск и уезжали. Это был июль. К началу августа они постепенно стали исчезать, но не резко, а волнообразно. Со второй примерно недели августа эти медузы полностью исчезли, оставив после себя в море лишь отдельные стрекательные клетки, способные вызывать только слабое покалывание, примерно, как в азиатских морях.

Фрукты. Их в это лето было меньше чем обычно. А некоторые появились с месячным опозданием. Возможно, это последствие позднего наступления лета. В частности, инжир обычно появляется на рубеже июль—август, но этим летом — только в последнюю неделю. А цены на фрукты и овощи выросли процентов на 20 по сравнению с 19-м годом. Впрочем, цены выросли почти на все.

А в подъезде нашего дома впервые свили гнездо ласточки. Это было в июне, к концу августа птенцы уже покинули гнездо, несколько дней еще залетая туда на ночевку. В период постройки гнезда и активного кормления птенцов, проходя по подъезду, приходилось уворачиваться от стремительно пролетающих у самой головы ласточек.

Таков был процесс роста:

Исследуем дальнюю часть Кассандры - 2

Слева июнь, парочка празднует новоселье и рождение потомства. Затем июль, младенчество, а нижняя — август, за пару дней до покидания отчего дома.