Турист Галина Еремина (Galina_eremina-1)
Галина Еремина
была 24 апреля 21:50

Москва — Россия Сентябрь 2021

Совершенно неожиданно обычно теплое начало сентября огорчило москвичей холодной, ветреной погодой, буквально висящими над головами тяжелыми свинцовыми тучами, частенько поливающими редких прохожих противным дождем. О чем мы вспоминаем и мечтаем в такую погоду? О теплом юге! Ну вот я и решила съездить в Южное Тушино, которое, правда, находится на севере Москвы. Такой вот географический каламбур. Хотя путь мой проходил по границе Южного и Северного Тушино. Моей целью было посещение усадьбы Братцево. В главном здании усадьбы снимались кинофильмы «Барышня-крестьянка», «О бедном гусаре замолвите слово», «Иванов», эпизоды сериалов «Бедная Настя» и «Глухарь». Кстати, во время моей прогулки тоже проводились съемки военного фильма с рабочим названием «Расправляя крылья».

Понятно, что каждая «барская» усадьба раньше окружалась парком. Братцево — не исключение. Я вошла в парк. Прошла по каменному мостику над оврагом или высохшим ручьем. Возможно, даже речушкой, ведь Братцево находится на высоком берегу реки Сходня.

Воскресная прогулка по Москве

В основном в парке растут огромные клены. Листья еще не стали золотыми, а их густая крона сделала еще темнее и без того пасмурный день.

Парк, к сожалению, не производит впечатления ухоженного. Тропинки там, скорее, лесные, и чувствуется запустение. Зато тишина.

Воскресная прогулка по Москве

Довольно скоро появилась усадьба.

Предположительно, это главное здание и другие декоративные строения возведены по проекту архитектора Андрея Воронихина, бывшего крепостного семьи Строгановых. Я обошла здание вокруг. Оно довольно большое, такое — классическое, без лишних изысков, но приятное. В торце выход на просторный берег. Но самой реки не видно из-за зарослей.

Воскресная прогулка по Москве

Упоминания о первых постройках на месте усадьбы относятся к XVII веку. Понятно, что это имение сменило многих хозяев: боярин Богдан Хитрово, Кирилл Нарышкин, граф Александр Строганов, его бывшая жена Екатерина Трубецкая. По одной из версий, каменное здание особняка было возведено в 1813–1815 годах на месте дома, сгоревшего во время Отечественной войны 1812 года, когда здесь проживала Екатерина Трубецкая, состоявшая в гражданском браке с генерал-адъютантом Иваном Римским-Корсаковым, бывшим фаворитом императрицы Екатерины II. Потом имение еще переходило из рук в руки. Последним владельцем усадьбы был князь Николай Щербатов — директор Исторического музея.

Главный дом усадьбы до пристройки флигелей, около 1900 года. Фото из интернета
Воскресная прогулка по Москве

Несколько летних месяцев здесь жил, тогда еще никому неизвестный художник Иван Шишкин. Братцево на картине «Полдень. Окрестности Москвы» принесла молодому Шишкину первую известность (фото из интернета).

После Октябрьской революции Щербатов добровольно передал имение в собственность советской власти. И понеслось: начальная школа и ясли, музей дворянского быта, дом отдыха Революционного военного совета. А в 1925 году усадьба превратилась в опытную станцию новых культур в составе Института прикладной ботаники под руководством Николая Вавилова. В середине 1930-х годов усадьба стала домом отдыха Главсевморпути. В 1936 году главный корпус был переделан в санаторий и к нему были пристроены одноэтажные крылья с флигелями, перед фасадом был установлен фонтан.

Воскресная прогулка по Москве

После распада Советского Союза в 1991 году главное здание усадьбы перешло в распоряжение Союза театральных деятелей Российской Федерации. К концу ХХ века усадебный комплекс практически пришёл в упадок. По сообщению режиссера Вадима Дубровицкого, снимавшего в 2007 году на территории усадьбы фильм «Иванов», в ней царило такое запустение, что перед началом съёмок ему пришлось за свои деньги сделать в особняке ремонт. Реконструкция главного здания была окончена только в 2012 году.

Я нашла вход и попробовала зайти внутрь. Из темного угла меня огорошил охранник, сказав что-то типа «пущать не велено!». Да я только одним глазком! — нет. Ну что делать? Нет — так нет. Как в басне Крылова «Лиса и виноград», я успокоила себя мыслью: «Что я дворцов не видела что ли?!». И пошла гулять дальше. Недалеко от особняка рядом с флигелем суетилась куча народу: сидели, ходили, что-то кому-то кричали, истоптали всю траву. Внутрь не пустили, но ответили, что здесь снимается фильм. Интересно будет посмотреть, чувствуя свою «сопричастность». Куча машин, осветители, но актеров я не увидела.

Воскресная прогулка по Москве

Ну да, домик-то старый, колоритный, как раз для съемок. Построен был при Николае Щербатове и был жилым.

Еще я здесь увидела Водонапорную башню, также построенную при Николае Щербатове и несколько кафе.

Воскресная прогулка по Москве

В общем-то осадочек от непосещения особняка остался. Как и свободное время. Ладно, недалеко есть музей Военно-Морского флота, там я еще не была. Сев на автобус, я минут за десять доехала до Захарково.

А спустившись вниз, к Химкинскому водохранилищу, обрадовалась, впервые увидев настоящую подводную лодку.

Рядом с подводной лодкой находился Транспортно-десантный экраноплан «Орленок». Он предназначен для транспортировки морем передовых подразделений десанта, вооружения и военной техники и высадки их на необорудованное побережье. А далеко через реку я увидела знакомые очертания Северного речного вокзала.

Воскресная прогулка по Москве

Амфибийный десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».

Воскресная прогулка по Москве

Походив по набережной и посмотрев на огромные экспонаты, видимо, не вошедшие по своим габаритам в здание музея,

я пошла покупать билет в подводную лодку. Интересно было побывать внутри нее. Билеты нужно было покупать по QR-коду, тягомотно, но справилась.

Подводная лодка «Новосибирский комсомолец» была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) и проходила службу с 1981 года в боевом составе на Северном флоте. Она выполняла задачи боевой службы в Баренцевом и Норвежском морях, совершала боевые походы в Средиземное море, в Северную и Южную Атлантику, у западного побережья Африки. Лодка была списана в 1998 году, потом было снято вооружение, и долгие годы она ждала своего места в качестве музея. Теперь вот стоит у берега Химкинского водохранилища.

Войдя внутрь, я удивилась, что внутри лодки просторно, хотя для экипажа в 78 человек все же тесновато. Оказывается, для экскурсантов были убраны проемы в перегородках, сейчас можно ходить во весь рост, а в действительности было так (я с трудом пролезла). Может, просто не с той ноги: в армии надо с левой.

Воскресная прогулка по Москве

Входишь в первый, торпедный отсек. Здесь сохранены шесть торпедных аппаратов, а также часть мин и торпед.

Я — человек не сведующий в боевой технике, поэтому могу показать только «интерьеры» подводной лодки. Впечатляет!

В следующем слайдшоу можно прочитать о каждом отсеке

Воскресная прогулка по Москве

и посмотреть отсеки подводной лодки на макете

Во втором и четвертом отсеках находились жилые и рабочие рубки, сейчас в них можно заглянуть через стеклянные двери.

Медицинский отсек. Самой частой операцией был аппендицит

Подводная лодка совершила шесть автономных походов продолжительностью четыре месяца каждый. Питание в походе было организовано одинаково для всех. Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительно по 20 граммов шоколада и 50 граммов красного сухого вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови и повышения тонуса при нахождении в замкнутом пространстве. Вот мы не задумываемся, а оказывается, на подводной лодке живут тараканы, которые попадают вместе с грузом. И попробуй их уничтожить, если там для них сплошные потаенные местечки.

Познакомилась я с подводной лодкой, ужаснулась огромному количеству приборов, тумблеров, труб, проводов и прочих «штучек» (да простят меня мужчины!). Сейчас с компьютерами, наверное, многое по-другому, хотя не менее сложно. С удовольствием вышла на свежий воздух. А вот на верхнюю палубу вход почему-то был закрыт, жаль.

Билет я приобрела комплексный, поэтому пошла посмотреть экспозицию музея ВМФ. Музей небольшой. На первом этаже расположена экспозиция, посвященная истории развития подводного флота и символам флотского мужества. Экспозиция представлена плакатами с фотографиями и миниатюрными макетами подводных лодок.

Воскресная прогулка по Москве

Экспозиция музея на втором этаже рассказывает о великих флотоводцах России, от Петра I до адмирала Горшкова.

Воскресная прогулка по Москве

В стеклянном стенде в центре зала небольшие фигурки с морским обмундированием в разные годы

Воскресная прогулка по Москве

и несколько стендов с наградами

Музей, если честно, не очень впечатлил. И я заторопилась к причалу Захарково. Мне хотелось на теплоходе переправиться на другую сторону Химкинского водохранилища, к Северному речному вокзалу. Десять минут, 42 рубля — и вы на месте. Несмотря на тяжелые, почти черные тучи, ветра и волн не было.

Воскресная прогулка по Москве

Я была здесь с подругой в октябре 2020, вскоре после реконструкции и открытия, и написала отзыв «Как провожают теплоходы». Тогда я почему-то не удивилась высоте шпиля, сейчас была просто ошеломлена.

Тогда мы спокойно обошли здание по всем галереям, поднимались и к шпилю. Теперь почему-то это все закрыто. Даже фонтаны «Полярный» с птичьим базаром и «Южный» с резвящимися дельфинами можно посмотреть издали. Неприятно и непонятно.

Воскресная прогулка по Москве

Я пошла побродить на набережной. Тучи хоть и сгущались, но дождя не было. А гулять было красиво. И вдруг я увидела знакомый корабль — «К. А. Тимирязев». Я чуть ли не бегом отправилась к нему, ведь именно он подарил мне прекрасный речной круиз из Петербурга в Москву через Карелию!

Воскресная прогулка по Москве

Ну что? Находилась, насмотрелась, пора и домой. Тут и дождик пошел, значит, точно пора.

Ну, а как не подойти к фонтану в сквере у речного? Он же красивый. И их два, симметричных относительно главной аллеи.

Воскресная прогулка по Москве

А тут белка самозабвенно что-то грызет под деревом и совсем меня не боится

Ну уже самое последнее — две скульптуры в парке Дружбы. Скульптура «Хлеб» выполнена по эскизам В. И. Мухиной уже после ее смерти. Две обнаженные девушки держат на плечах сноп сжатой пшеницы.

Воскресная прогулка по Москве

И парная «Хлебу» скульптура «Плодородие», тоже по эскизам Мухиной: мужчина и женщина держат корзину с фруктами. Эти две скульптуры олицетворяют мечты о необыкновенном плодородии. Они являются знаковыми для 50-х годов прошлого века.

Прогулка у меня получилась… разносторонней. Но бывает и так, зато увидела много нового.