Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 10:11
""

Калининград — Россия Июнь 2021

С основными достопримечательностями исторического центра Калининграда мы разобрались, посмотрев принадлежащую музею Мирового океана набережную Исторического флота, послушав орган в соборе на острове Канта и прогулявшись по Рыбной деревне. Дальше по плану у нас были знаменитые фортификационные сооружения Кенигсберга, его башни и ворота, наследие прусского прошлого. Посетить их все мы не планировали, но и совсем обделить вниманием не собирались. Да это и трудно сделать, ведь самый известный музей Калининграда — музей янтаря, находится как раз в таком месте — в башне Дона.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Построенная в XIX веке, она служила для обороны города. В апреле 1945 года, во время штурма Кенигсберга, гарнизон башни Дона сдался последним, ознаменовав падение города. Ну, а расположенный здесь с 1979 года музей янтаря — визитная карточка города. В небольшом дворике у центрального входа в башню очень органично смотрятся скульптуры из металла.

Здесь же, в одной из бойниц стены, можно найти бабушку Марту.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

А во внутреннем дворике — снова металлические скульптуры. Атмосфера здесь очень приятная.

Сам музей представляет различные изделия из янтаря (от простеньких до эксклюзивных) — украшений, предметов быта и искусства, а также различные формы обработанного и необработанного янтаря.

Модель атомного ледокола Ленин, 1960 год. Изначально "волны" были выполнены из белых с голубым отливом кусочков янтаря, но янтарь со временем окислился и приобрел желтовато-коричневый оттенок.

Поблизости от башни Дона находятся Росгартенские ворота, входящие в единый фортификационный комплекс с башней. Всего до наших дней в Калининграде сохранилось семь городских ворот, все в стиле неоготики, несколько из них мы увидим. В Росгартенских воротах находится рыбный ресторан «Солнечный камень». Приятное место, цены обычные, обстановка сдержанно — средневековая.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Следующими по плану у нас были Фридландские ворота. Сейчас здесь находится городской музей, посвященный довоенной истории Кенигсберга.

Тут в нашей компании произошел раскол, после музея янтаря идти сюда захотели не все, в результате переговоров был найден компромисс — решили прокатиться на ретротрамвайчике. Экскурсию проводит музей, расположенный в воротах, только по субботам, причем трамвай совершает только один рейс в день, в 12 часов.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

В течении часа туриста обещают провезти по историческому центру города и рассказать о всех ключевых событиях его истории. Мы решили, что как раз с этой стороной города еще практически не знакомы, поэтому на эту прогулку нам нужно обязательно. Сотрудница музея при нас позвонила организаторам экскурсии уточнить наличие мест, и нам достались последние четыре билета! Экскурсия начиналась через час, у нас как раз было время дойти до Южного вокзала, от которого стартует трамвай.

От Фридландских ворот к вокзалу мы дошли по дорожкам Южного парка, в котором расположилось несколько озер и остатки фортификационных сооружений — Фридландский и Хабербергский равелины с заполненными водой рвами. Парк этот был создан еще в средине XIX века. Сейчас это очень приятный зеленый уголок города.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Здание Южного вокзала было построено в 1929 году. После того, как город стал принадлежать Советскому Союзу, на главном фасаде вокзала был размещен герб РСФСР образца 1936 года.

У входа в здание вокзала мы дождались своего трамвая.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Кстати, называя трамвайчик «ретро», организаторы экскурсии может быть и не сильно покривили душой, но, даже на мой взгляд человека, проведшего в Калининграде всего несколько дней, таких трамвайчиков и сейчас бегает по городу немало. Медленно-медленно отправился в путь наш ветеран. Развешанные по салону фото довоенного Кенигсберга настраивали на погружение в историю города.

Но, к сожалению, одними фотографиями дело и ограничилось. Полтора часа под монотонный голос бабушки-экскурсовода мы ползали практически по тем же местам, где уже успели побывать до этого. Наши надежды погрузиться наконец-то в историю города не сбылись. Неспешно и натужно, прямо как наш трамвайчик, экскурсовод начинала фразу, в средине ее уже отходила от затронутой темы, перескакивая на другой предмет, а временами вообще зависала или принималась хихикать над одной ей понятной шуткой. Смысл сказанного ускользал от нас снова и снова. Не раз казалось, что уж вот сейчас-то удастся наконец уловить очередной факт о городе, уже вот оно — и нет, внимание нашей сопровождающей что-то отвлекало, например — «американский сарай» (здание «Макдональдса») за окном, так варварски закрывший вид на памятник Калинину, или еще что-то. Помятые и сонные, вялые как сама наша экскурсия, вывалились мы на солнечный свет из пропахшего плесенью нутра нашего трамвая. Были у меня в жизни скучные и нудные экскурсии, эта коллекцию пополнила. Поблизости от здания Южного вокзала, где высадил нас трамвай, находятся Бранденбургские ворота, единственные в городе, которые до сих пор используются по назначению, через них осуществляется движение транспорта.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Сейчас здесь находится музей марципана. Вход сюда свободный, здесь можно полюбоваться главными туристическими достопримечательностями Калининграда, созданными из этой сладости. Даже марципановый Иммануил Кант встречает здесь гостей.

И, конечно, трудно не приобрести тут знаменитое прусское лакомство. Выбор богатейший, причем представлены как российский, так и немецкий производитель. Марципаны в Калининграде можно купить повсеместно, но из всех туристических точек, где мы были, цены здесь самые низкие.

Сладенькое — это хорошо, но нам нужно было повышать основательно сниженный снотворным трамвайчиком тонус, для чего мы отправились в примеченный накануне ресторан «У Гашека». Но сначала прогулялись по площади Победы, где он находится. Площадь Победы является главной площадью города. Когда-то Кенигсберг являлся членом Ганзейского купеческого союза, и на этом месте находилась огромная ярмарка.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

В ХХ веке ее называли Ганзейской площадью, после прихода к власти Адольфа Гитлера — «Адольф Гитлер Плац». Свое современное название площадь Победы получила уже после того, как город перешел к Советскому Союзу. Внешний облик ее тоже менялся. Сначала здесь стоял памятник Сталину. В 1958 году его сменил памятник Ленину. А на честь 750-летия города площадь реконструировали, вместо памятника Ленину (его принесли в другое место города) установили фонтаны и Триумфальную колонну, посвященную победе во Второй Мировой войне.

Здесь же в 1995 году был заложен главный храм города — кафедральный собор Христа Спасителя.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

На мой взгляд, светлейшее и красивейшее здание получилось. Уже после поездки видела фото собора в вечернее время, свет изнутри очень красиво освещает витражи.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Кроме храма на площади находится и здание городской администрации, гостиницы, торговые центры, кафе и рестораны.

Интерьер ресторана «У Гашека» отсылает посетителей к историям из жизни бравого солдата Швейка, придуманного чешским писателем Ярославом Гашеком.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Кулинарных открытий у нас здесь не случилось, то же самое могу сказать и о пиве (руководство ресторана заявляет его как настоящее чешское), но в целом место довольно приятное. Здесь же находится и музыкальный клуб, где проходят концерты.

Раз уж затронула гастрономическую тему, покажу еще один ресторан, где мы побывали накануне, и который был расположен здесь же, в районе площади Победы, но уже стал историей. Это пивной ресторан «Кропоткин». Через пару месяцев после нашей поездки он закрылся.

После «Гашека» мы разделились — одна из нас отпросилась домой смотреть сериал, вторая — в салон красоты, ну, а третья и я, самые любопытные, отправились за недополученной в ходе трамвайной экскурсии дозой впечатлений — в еще одно историческое сооружение города — Королевские ворота. В их закладке, в 1843 году, принимал участие король Пруссии Фридрих Вильгельм IV. Ворота были переименованы в Королевские по названию улицы, на которой они находились. По ней следовали прусские короли, отправляясь из Кенигсбергского замка на военные смотры в предместье города. В XX веке ворота были проданы военным ведомством Кёнигсберга городу, так как исчезла нужда в их оборонительных функциях.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

В советское время калининградские власти не раз порывались уничтожить ворота, но не нашли поддержки в Министерстве культуры. Ко дню празднования 750-летия города Королевские ворота были отреставрированы. Сейчас они — часть Музея мирового океана.

С ворот на нас смотрят горельефы короля Пруссии Фридриха I (первого короля Пруссии), герцога Пруссии Альбрехта I (великий магистр Тевтонского ордена, сделавший Пруссию светской, основатель Кенигсбергского универитета, покровитель искусств и литературы) и короля Чехии Оттокара II Пржемысла (основатель крепости Кенигсберг).

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Внутри ворот расположены экспозиции, посвящённые возникновению и развитию города-крепости Кёнигсберг, посещению Кёнигсберга выдающимися людьми и дипломатической истории Кёнигсберга-Калининграда, в частности, посещению города Великим посольством Петра I в. 1697 году. Посольству предстояло выполнить несколько важных задач: заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Турции, благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Черного моря, пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение, ознакомиться с жизнью и порядками европейских стран, и т. д. Царь Петр следовал инкогнито, под именем Петра Михайлова, урядника Преображенского полка. Официально считалось, что царь находится в Москве. Посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, в Венецию (в последнюю, правда, не доехало).

Прибытие Петра I в Кенигсберг, Е.Богданова
"Прибытие Петра I в Кенигсберг", Е.Богданова

В Кенигсберг Петр I прибыл морем на корабле «Святой Георгий», где был радушно принят курфюрстом Фридрихом III, который позднее стал прусским королём Фридрихом I. Так как царь прибыл в город инкогнито, поселили его не в городском замке, а в одном из частных домов на Кнайпхофе (сегодня — остров Канта).

Копия голландского фрегата Святой Георгий.
Копия голландского фрегата "Святой Георгий".

В ходе Великого посольства в Кенигсберге было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере торговли, о неприятии преступников и их выдаче, о содействии обучению и т. д.

Корабельная пушка Шуваловский единорог, XVIII в., копия 1:1
Корабельная пушка "Шуваловский единорог", XVIII в., копия 1:1

Кенигсберг был первым заграничным городом в жизни Петра I. Здесь он получил несколько уроков по стрельбе из крепостной артиллерии и по организации фейерверков. Большое значение придавалось неофициальной части визита в Пруссию, поэтому устраивались различные экскурсии, неофициальные визиты, праздники.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Несколько стендов музея посвящено известным людям, посетившим Кенигсберг.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

А еще в музее можно попасть в аптеку разных времен. В истории и культуре старого Кенигсберга аптека занимала особое место. Вместе с замком, рынком и площадью она была необходимым элементом пространства европейского города.

В Пруссии, в землях Тевтонского ордена, первые аптеки возникли в XIII веке. Появились они в соответствии с идеей рыцарского братства — помогать больным. Рыцари сами снабжали аптеки материалами и выращивали лекарственные растения. В монастырских аптеках средневековой Европы создавали лекарства и косметические средства. Растения, которые при этом использовались, назывались именами сятых — роза Святой Марии, трава Святого Христа, глаз Христа.

Начиная с XVI века отдельные европейские аптеки становятся центрами не только изготовления лекарств, но и их разработки. Не обошел своим вниманием медицину и фармацию и Альбрехт Бранденбург — Ансбахский (1490–1568) — последний гроссмейстер Тевтонского ордена, первый герцог Пруссии, реформатор и общественный деятель. В годы его правления Кенигсберг пережил эпидемии потливой горячки 1525 года и чумы 1549 года. Реформа аптечного дела стала для Прусии важнейшей политической задачей. В то время аптекари и врачи стали уважаемыми личностями, преподавали в Кенигсбергском университете, принимали решения в области городского коммунального управления.

В экспозиции музея четыре раздела: аптека-склад эпохи рыцарства, аптека-лаборатория алхимика, аптека-лаборатория ученого и аптека-дом красоты и здоровья.

От Королевских ворот к дому мы отправились пешком.

Мировые часы.
    Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Отличное место для отдыха в самом центре Калининграда — Нижний пруд, ранее называвшийся Замковым. Пруд этот является самым старым рукотворным сооружением Калиниграда, ведь он был создан еще в 1256 году.

Рыцари Тевтонского ордена из расположенного рядом Кенигсбергского замка запрудили земляной дамбой приток реки Преголи. Вода пруда использовалась для наполнения рвов замка, на пруду также была устроена водяная мельница, в связи с чем первоначально он назывался «мельничным».

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Сейчас здесь можно прогуляться по благоустроенной набережной, заняться спортом, или просто помедитировать в этом месте тишины и спокойствия.

Мурал на злобу дня (кстати, расположен на доме, в котором мы жили).

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Немного городской скульптуры — сисадмин с котом у здания «Ростелекома».

Вечером можно прогуляться к поющим фонтанам у здания старой Кенигсбергской биржи (сейчас-музей изобразительных искусств). Вечернее шоу длится минут двадцать, радости детей нет предела, да и взрослым тоже понравится.

А на фоне музея задумался о чем-то папа — хомлин.

Калининград, часть вторая: музейно-фортификационная

Наша короткая встеча с Калининградом завершалась, понятно, за два дня мы успели увидеть очень мало. Я бы с удовольствием вернулась досмотреть.Только на ретротрамвайчике больше не поеду!