Турист Марина (Marina2506)
Марина
была вчера 11:09

Аруша, Мтовабага — Танзания Август 2021

Крохотный самолёт, взмывший в небеса со взлётной полосы аэропорта Занзибара на полчаса раньше положенного, гудел несоизмеримо больше собственных габаритов.

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

И когда сквозь кущи облаков в иллюминаторе показалась макушка Килиманджаро, до сознания стало отчетливо доходить, что мы уже в Африке…

Килиманджаро из иллюминатора самолета. Фото: Mabuta

События, свершившиеся за сутки до полёта, мелькали калейдоскопом memories, казавшихся далёкими и нереальными, будто и не случившимися вовсе. А вместе с тем понервничать пришлось.

«Девочки, вы обратили внимание на размеры допустимого багажа, установленного на внутреннем перелёте?» — спросила за несколько дней до вылета в чате Лена, посеяв тем самым панику в стойких африканских рядах.

Просматривая билеты, акцентировали внимание на требованиях основного перевозчика Emirates, заботясь к тому же о получении результатов ПЦР-тестов с вожделенной отметкой negative. Тем временем внутренний перевозчик в лице Flightlink разрешенные к провозу 20 кг багажа решил утрамбовать в размеры ручной клади…

«Как, мы не летим в Африку?» — заголосили в унисон свежеприобретённые чемодан midlsize, босоножки на танкетке, соломенная шляпка и пляжная сумка с цветком на боку. Вместе с ними распереживалась и я. Ведь после активного сафари мечтала расслабиться на пляже, устроить фотосессию в эффектных нарядах, для чего мы с девочками предусмотрительно присовокупили к основной программе дополнительные дни в Матемве… И вот теперь от каких-то планов по воле перевозчика пришлось отказаться. Мечты корректировались на ходу, длинные сарафаны отправлялись обратно в шкаф, а место в маленьком старом чемодане высвобождалось в пользу подарков для танзанийских детишек.

Каких-либо перипетий в процессе движения к точке сбора всей группы в Аруше к великой радости не случилось. И даже нервозность ожидания результатов ПЦР-теста обошла меня стороной. Когда большинство участников группы полночи прободрствовали, не отрываясь от электронной почты, спала без задних ног, утомившись после активной прогулки по Москве накануне.

Стыковки в Дубаи и на Занзибаре, стремительно промчавшееся время в разговорах с девчонками

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

и присоединившимися Алей и Андреем, и вот уже наша дружная компания минует здание крохотного аэропорта Аруши.

Не обнаружив в числе встречающих Славу, не подумали о дурном. Ведь наш самолётик приземлился чуть раньше. Сгруппировав в кучу чемоданы и рюкзаки, под искрометные шутки пустили в расход остатки дорожного провианта (особенно хорошо пошла клинская копчёная колбаска), продолжая ждать.

На парковке в зоне прилёта аэропорта Аруши. Фото: Mabuta

Занервничали к исходу часа, когда всех прибывших вместе с нами разобрали по джипам и автобусам, а Слава так и не появился. И даже не показался на горизонте, тогда как мы пристально всматривались в окна каждого приближающегося к аэропорту транспортного средства.

Хвала небесам, что перед поездкой подключила роуминг, иначе куковать нам в аэропорту Аруши до первых танзанийских петухов.

Далее последовала переписка со Славой (орфография, синтаксис и иже с ними сохранены).

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

Отдавая должное организаторским способностям Славы, скажу, что в течение получаса мы уже загружались в отправленный за нами джип и готовились к поездке в Арушу. Даже местное пиво как следует не успели распробовать)))

Встреча со Славой и гидом-Евгением, сопровождавшим на сафари, состоялась-таки спустя eщё полчаса в интересном месте под названием Arusha Cultural Heritage Centre.

Автора прошу простить. Не помню, чье фото)

Там же мы ознакомились с продуктами танзанийского народного творчества и были весьма впечатлены.

В расположенном на окраине Аруши центре размещен музей с современным архитектурным дизайном, где собрана обширная коллекция африканского искусства, представленная изделиями из дерева, старинными масками,

посудой, статуями,

знаменитыми старинными дверями с Занзибара, предметами мебели и современными изделиями.

В подобных местах просыпается азарт и хочется скупить если не всё, то многое)

Фото: Firelisa

Растянутый вдоль трассы городок Аруша мелькал неприглядными картинками, оглушая какофонией звуков и пугая снующими вдоль дороги личностями, того и гляди рискующими оказаться под колёсами авто.

Типичный урбанистический танзанийский пейзаж: невысокие домишки на заднем плане,

стихийно раскинутые рынки,

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

бредущие по кромке дороги с отсутствующим тротуаром стайки школьников и малышня (частенько возникала крамольная мысль, что если, не приведи Господи, малыша собьёт машина, никто и горевать не будет… одним больше, одним меньше… естественный отбор…), и дамочки, чьей осанке позавидует любая топ-модель. Отдельные красотки, облачённые в яркие наряды, прогуливались словно по променаду, но большинство женщин занимались бытовыми вопросами, перенося различные тяжести. На голове…

Большинство мужчин при этом шатаются праздно, если не заняты в сфере торговли во многочисленных лавках и закутках, сколоченных из досок и металлических прутьев, или не предлагают нехитрые сувениры, обвешавшись ими с ног до головы. Принцип их существования прост: «А вдруг война, а мы уставшие».

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

При этом колоритных типажей столько, что безостановочно эксплуатируемая техника начала вскипать на первых же десятках километров пути.

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

Однако во избежание встречи телефона или фотоаппарата с лихими танзанийскими хлопцами, руку из машины лучше далеко не высовывать, или для пущей безопасности осуществлять съемку через стекло.

В день прилёта мы задержались в Аруше, чтобы пообедать, обменять доллары на местные «тугрики» и заглянуть в торговый центр для пополнения запасов питьевой воды и покупки средства от малярии. Доверяя опыту Славы, единогласно приняли решение о необходимости приобретения лекарства про запас. Пусть лучше не пригодится, чем доведётся испытать проблемы с лечением болячки (трижды тьфу) на Родине.

Для информации: от малярии купили таблетки «Coartem» и «Artequin», а также тесты для определения наличия плазмодия в организме при первых признаках заболевания.

Лодж «Fanaka Safaris Campsite & Lodges», что приютил на первые три ночи (сюда же мы возвращались после сафари ещё на одну ночь перед переездом в Арушу), располагался в деревне Мтовамбу (Mto wa Mbu).

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

В дословном переводе с суахили деревня именуется «Комариная река» или «Река с комарами». Безусловно, местным видней, но в наш приезд своего наименования деревенька не оправдала.

На компактной территории лоджа, обнесённой забором, размещены двухэтажные и одноэтажные виллы, парковка, зона ресепшн, ресторан, сувенирный магазин и бассейн.

Наша с Олей вилла
Ресторан в лодже
Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

В отдельных закутках на газоне под открытым небом предоставляются также места для размещения палаток. Собственно, ничего экстраординарного. Подобные варианты размещения встречаются и в других странах.

Нам с Олей достался в меру просторный домик со спальней, меблированной двумя кроватями с противомоскитными сетками, вентилятором (что впоследствии оказался незаменимой в хозяйстве вещью!!!), и санузлом с душевой.

К минусам размещения отнесу отсутствие косметических средств и фена, в остальном всё было довольно неплохо.

С мохнатым обитателем лоджа. Фото: Mabuta

Затрудняюсь вспомнить, а был ли в номере телевизор, ибо появлялись там исключительно для того, чтобы принять горизонтальное положение и выспаться. Но в баре ресторана телевизор точно был.

В стоимость тура входили завтраки в лодже, что были обычного континентального формата, правда чуть менее разнообразны. В меню предлагались: тушеные овощи, сосиски, блины, яичница, тосты, фрукты, соки, чай/кофе, джемы и мёд. Ужины заказывали отдельно за дополнительную, вполне приемлемую плату.

Завершая с описанием лоджа, упомяну про Интернет. Бесплатный Wi-Fi со сносной скоростью предоставлялся в зонах общего пользования, в номере Интернет откровенно тормозил.

После длительного перелёта нам бы разойтись по номерам и отдохнуть, но всем безудержно хотелось новых впечатлений от страны, куда так отчаянно стремились не один год, здесь и сейчас.

Не смотря на то, что темнеет в Танзании рано (после 19.00 придётся возвращаться в лодж в кромешной тьме), мы направились на прогулку по «Комариной реке» в закатных лучах уходящего дня.

Визуально деревушка ничем не отличается от увиденных днём городских ландшафтов Аруши. Те же мелкие магазины и дома-сараюшки, где-то скучкованные, а где-то стоящие вразброс,

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

те же многочисленные лавки с фруктами и сувенирами, подтянутые ближе к асфальтированной трассе,

и то же разнополовозрастное броуновское движение местных жителей и домашних животных.

Фото: Mabuta

Мы не замечали количества пройденных в тот вечер километров, то и дело останавливаясь подле домиков местных, отвечая на дружественные приветствия «Джамбо», доносившиеся со всех сторон, и общаясь с местными детишками.

Детишки из деревни Мтовамбу

Степень доверия детишек к нам была столь высока, что они, не стесняясь, здоровались за руку, перебрасывались фразами на английском (второй официальный язык страны), дурачились и кривлялись, проявляя свойственную детству непосредственность.

Детишки из деревни Мтовамбу
Детишки из деревни Мтовамбу были не прочь пообщаться

Самое удивительное, на что решились под покровом ночи, - поход на танзанийскую дискотеку. Это всё Евгений, обмолвившийся о том, что как раз сегодня тот день, когда в местном клубе зажигают. Видео, что активно снимал на месте событий Слава, оставлю для личного пользования, но посетить подобное мероприятие, если представится возможность, посоветую. Интернациональные границы под звуки зажигательных мелодий, если и существовали в воображении, стираются мгновенно)

Уже следующим утром предстоял ранний подъём и начало путешествия по национальным паркам Танзании. Но прежде, чем обрушить на читателя ворох эмоций, искривший фейерверком в ходе освоения программы, поспешу развенчать некие стереотипы и предубеждения, о которых время от времени задумывалась сама перед поездкой в Танзанию, а также поделиться бытовыми нюансами пребывания в стране.

Ожидания и реальность:

1. В Танзании невыносимая жара. Не всегда. Наступающая в июне и длящаяся три месяца танзанийская зима характеризуется суточными перепадами температуры до 10 градусов, причем температурные показатели вполне комфортны для длительных передвижений. С раннего утра (на сафари мы просыпались в 5–6 часов) погода отличалась определённой прохладой (оцениваю, как мерзлячка) в 16–18 градусов, однако в течение нескольких часов градусы стремительно набирали обороты, подтягиваясь к +26+27 по Цельсию.

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

2. В Танзании полчища насекомых. Нет и ещё раз нет. Не берусь рассуждать о количестве насекомых на метр пространства в иной сезонный промежуток, но нам повезло не встретиться с огромным их количеством на протяжении всей поездки. Единичные комарики залетали на огонёк за ужинами, не беспокоя в остальное время суток. Противомоскитные сетки на кроватях не опускали ни разу, и ни одна жужжащая животина не нарушала покоя нашего сна. Вереницы мелких муравьишек периодически навещали санузел, но в номере замечены не были. К тому же, муравьев полно в любой стране, лишь бы не докучали.

Термитник в национальном парке Тарангире

3. В Танзании проблемы с едой и водой. По факту — никаких. Начитавшись о том, что Танзания — одна из беднейших стран Африки, задавалась вопросом, а чем будем питаться. Но питание во всех местах остановок было организовано неплохо. К тому же, в Аруше имеются торговые центры со всевозможными кафе, также много отдельных едален, кои встречались во время переездов в достаточном количестве. Перед поездкой на сафари запасались связками бананов, печеньками и орешками. Что касается воды, покупали бутилированную. И для питья, и для гигиенических процедур. Но иногда, забывая о предупреждениях, использовали для утреннего моциона водичку из-под крана.

4. Гулять по танзанийским населённым пунктам небезопасно. Да и вообще небезопасно. Везде. Пожалуй, самое спорное утверждение. С какой стороны посмотреть и как оценивать обстановку, исходя из внутренних убеждений. Мы ежедневно соблюдали определённые правила, зависящие от нас: не носили броских украшений (дорогие часы прятала подальше, оставляя на себе серьги и тонкую цепочку), деньги и документы хранили в сумочке body-cross, что находилась всегда при нас, не оставляли в номерах ценные вещи и зорко присматривали за техникой, находясь в людных местах.

Возможно, если организовывать путешествие исключительно дамской компанией, стоило бы озаботиться вопросами безопасности предметнее. Мы же находились под надёжной защитой и ни о чём плохом серьезно не задумывались.

Единственный раз стало по-настоящему страшно, когда оказались в отдалённом от туристических троп районе Аруши, решив отужинать в местном аутентичном ресторане. Стараясь не оглядываться по сторонам, дабы не затеряться в плотно обступившей толпе местных, двигались гуськом за нашими мужчинами, выдохнув только тогда, когда оказались внутри едальни. Дабы сохранить интригу, о незабываемом experience расскажу подробнее в последующих материалах.

И ещё немного о бытовом.

Не стоит забывать, что в Африке живут по принципу «Акуна Матата», что значит — без забот. Если, например, время завтрака в лодже обозначено в 7.00, это вовсе не значит, что вы придете к накрытому столу. Обслуживающий персонал начнет осуществлять первые телодвижения по приготовлению пищи и сервировке столов ровно в тот момент, когда вы войдете в едальню и займете место за столом.

Заказ в виде обычной чашки капучино в кафе можно ожидать порядка получаса. Ведь повсеместно никто и никуда не торопится. И вам не советует)))

Фото: Mabuta

Иногда возникали проблемы с напором и температурой горячей воды в лоджах. При этом персонал в лучшем случае глупо улыбнётся, а в худшем разведёт руками. Дескать, не впечатляйся, акуна матата, ничем помочь не могу)

На сафари возможны проблемы с туалетами, и нужно понимать, что в естественной среде обитания животных не всегда возможно остановиться по первому вашему требованию. Однако, сия чаша неудобств нас благополучно миновала. Во-первых, мы проявляли организованность и понимание, во-вторых, наш водитель сафари-джипа Джума демонстрировал не только потрясающие навыки вождения, но и отличался повышенной чуткостью к нуждам дамского коллектива.

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

На сафари желательно одеваться соответствующим образом. В удобную одежду и обувь. Платки или прочие головные уборы обязательны, ибо пыльно. Местами очень пыльно. Влажные салфетки в неограниченных количествах и санитайзеры в небольших ёмкостях тоже лишними не будут.

К рафинированным барышням не отношусь, но к определённому уровню комфорта в путешествиях привыкла. Однако, изменив привычке путешествовать цивилизованно, ломки от незначительных бытовых неудобств в Танзании не почувствовала. А если вовремя подключить фантазию, мелкие проблемы в бытовом плане можно свести к нулю.

К примеру, в качестве отсутствующего в лоджах фена можно приспособить напольный вентилятор (помните, писала выше, что вентилятор оказался незаменимой в хозяйстве вещью:)). Некстати оторвавшийся ремешок можно намертво примотать к босоножку скотчем, оказавшемся к месту в чемодане друга, и эксплуатировать обувку дальше.

Преодоление себя или вести с танзанийских полей. Ч. 1

Порой в ход также шли плоскогубцы, налобные фонарики, переходники, лекарства и иные предметы, становившиеся в нужный момент эквивалентом взаимовыручки и поддержки.

А вообще, очень многое в путешествиях зависит от компании. С каким бы настроем вы не собрались в Африку и что бы с вами там не происходило, компания способна развернуть градус личного восприятия с ног на голову))) И, слава Всевышнему, в нашей африканской туристеровской тусовке всем нам друг с другом несказанно повезло!

Продолжение следует…

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм