Турист Андрей Р. (reandr)
Андрей Р.
был 9 апреля 11:00

Ингушетия — Россия Август 2021

Изначально Ингушетия манила к себе множеством родовых башен, которые в основном располагаются в Джейрахском районе республики и, плюс, очень хотелось увидеть один из самых древних православных храмов страны, который как ни странно располагается в мусульманской республике.

Итак, выехав ранним утром из Приэльбрусья, уже в районе десяти часов мы достигли Республики. Так как Джейрахский район является пограничным с Грузией, то при въезде обязательно идет проверка паспортов и регистрация.

Первым нашим объектом стал башенный комплекс Эрзи, который располагается в поселке Ольгетти.

Открывая Ингушетию

К нему можно непосредственно проехать на хорошем внедорожнике. Если автомобиль не позволяет это сделать, то его можно оставить на обочине дороги в поселке. Подъем к комплексу занимает около 15 минут.

Все боевые башни в Эрзи находятся в хорошем состоянии, везде есть крыша и балкончики. Возможно, их реставрировали.

Открывая Ингушетию

А вот большинству жилых башен повезло меньше. Но может и до них в скором времени дойдет очередь реставрации.

На некотором отдалении располагаются три довольно таки хорошо сохранившиеся башни, но с учетом дороги к ним, это, наверное, уже будет больше для эстетов…

Открывая Ингушетию

Вдоль дорог в Ингушетии ну очень часто встречаются выставленные пчелинные улии, а здесь решили разместить их у башни:))

Вернувшись обратно в поселок, рекомендую спуститься к горной речке Армхи. Чистейшая вода снимет всю усталось от восхождения к башням.

Далее по плану было посещение двух наиболее отдаленных от нашего пути достопримечательностей. Первая — это древний храм Тхаба-Ерды, и вторая достопримечательность — башенный комплекс Вовнушки. В свое время этот комплекс стал финалистом конкурса семь чудес России и впоследствии его изображение появилось на марках Почты России.

И Храм, и башенный комплекс расположены на территории заповедника «Эрзи». Съезжаем с асфальта на грунтовую дорогу, оплачиваем въезд в заповедник и двигаемся к намеченной цели.

Открывая Ингушетию

Христианский храм Тхаба-Ерды (дата основания VIII в.)

Внутри храма:

Примечательно, что хоть храм и христианский, но его форма сильно отличается от того, что можно увидеть в Европе или в нашей стране. Даже та же Айя-София в Стамбуле, которая была построена задолго до этого храма, имеет совершенно другую стилистику.

Двигаемся далее к Вовнушкам. И здесь нас, к сожалению, накрывает сильный дождь. Не смотря на то, что дорога к башням грунтовая, проблем с проездом не возникло никаких. По дороге к башням, на берегу реки Асса, нам встретилось множество местных жителей, которые отдыхали на природе и жарили шалыки.

И вот, наконец таки, финалист конкурса семь чудес России!

Открывая Ингушетию

Башни как-будто вырастают из скал.

В хорошую погоду можно взобраться к ним, но мы, к сожалению, остались довольствоваться видом снизу.

Помимо древних башен и храма, Ингушетия поражает потрясающей по своей красоте природой. Едешь на машине и постоянно возникает желание остановиться, чтобы выйти и наслаждаться окружающими пейзажами.

Открывая Ингушетию

На дорогах можно попасть в такую пробку)))

Эгикал. Этот башенный комплекс, также как и Эрзи, расположен возле дороги.

Но, в отличие от него, в целости представлена только одна боевая башня (XII—XIV вв. Н. Э.)

Открывая Ингушетию

На этих фото подробно постарался показать, как был сделан вход в башню, внутренние стены, обрамление окон, основание башни.

Склеповый могильник.

Осмотрев все, что было намечено на день, двигаемся в сторону гостиницы.

По дороге встретился небольшой жилой населенный пункт, который интегрирован с боевыми и жилыми башнями. Недалеко расположено родовое кладбище, обнесенное небольшой стеной. Очень хотелось подъехать поближе и посмотреть, но….

В общем едем дальше.

Пейзажи такие, что глаз не оторвать.

А горы продолжают поражать своей красотой.

Открывая Ингушетию

Стоит отметить, что кроме пары гостевых домов и гостиничного комплекса «Армхи», ничего туристического замечено не было. С этой точки зрения, все находится в зачаточном состоянии и, думаю, имеет серьезный потенциал для дальнейшего развития.

Вид из гостиницы:

Уже выезжая на следующий день из Джейраха нас провожает еще одна башня, которая расположена в этом населенном пункте.

Открывая Ингушетию

Примечательно то, что она находится в прекрасном состоянии и органично вписана в окружающую среду. Думаю, что за ней следят наследники.

В целом, подводя итог этой однодневной поездки, можно сказать следующее. Край полностью безопасен, поражает своей природной красотой, горами, а древнее наследие Ингушского народа не оставит никого равнодушным.