Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 10:01

Уплисцихе — Грузия Сентябрь 2018

Зачем строить города на горах или у их подножия, если можно построить их… внутри.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Наверное, примерно так размышляли древние иберы, правившие Грузией в эпоху античности. Их государство, мощное и влиятельное, сами грузины звали Картли. Государство со столицей в легендарной Мцхете, и еще одной цитаделью правителей, в 12 километрах от современного города Гори.

Вообще, если официальная история Иберии началась веков за пять до Рождества Христова, то само укрепление, куда мы сегодня держим путь, старше и намного. Это один из древнейших пещерных городов Земли, по оптимальным версиям ученых ему натикало примерно 3000 лет. Не меньше, а может и все 4000.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

В эпоху своего расцвета город состоял примерно из 700!!! пещерных сооружений. До наших дней дошли примерно 150 — !!! Учитывая века неспокойной грузинской истории, смены власти и религии, нашествия варваров, а также природные катастрофы в виде землетрясений, совсем неплохо.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Пещерные «дома» великолепны: фасады, колонны, средневековые фрески, каменные барельефы, многоуровневые ходы, туннели. Сохранились древняя аптека, винодельня, конюшни, гончарные мастерские, храм.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Все это круто законсервировано в Уплисцихе — музее под открытым небом, одном из самых невероятных мест такой невероятной Грузии.

Именно туда мы отправились одним солнечным летним днем, не очень давно. Или очень, и будто совсем не мы. Но фото же есть, значит все-таки «Я здесь была»!

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Как вы уже поняли, Уплисцихе — древний пещерный город в центральной части Грузии. Пути от Тбилиси чуть более 1 часа, от Гори — 15 минут. За такое короткое время можно перенестись из древности (причем глубокой) в наши дни. Ну или обратно.

Музей Сталина в Гори

Как вы уже поняли, первые поселенцы на территории Уплисцихе появились более 3000 лет назад. Потом сюда пришли иберы, построили огромный город в мягкой скале из желто-серого песчаника.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

По легенде Уплисцихе основан царем Иберии Уплосом, сыном Мцхетоса — первого жителя первой грузинской столицы. Уплос в древнегрузинской мифологии — имя почти нарицательное, оно ассоциировалось со словом «властелин». Таким образом Уплисцихе — «крепость правителя», в вольном переводе.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Один из первейших городов Грузинского царства рос и процветал. В античную эпоху Уплисцихе стал духовной столицей царства, святилищем языческого пантеона богов. Потом торговым и культурным центром, защитной цитаделью, оплотом христианства.

С культурной жизнью в Уплисцихе также был порядок. Амфитеатр, храмы, по преданию в Тронном зале Уплисцихе венчалась на царство сама царица Тамара. Представляете размах?

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Конец эпохи пришелся на нашествие монголо-татарского ига. Картинка после разграбления города варварами была примерно как сейчас: подземные дворцы разрушены, все ценное разграблено, крепость в руинах.

Однако, люди жили в этих пещерах вплоть до конца XIX века. Совсем как в пещерных городах Каппадокии. Сильные повреждения нанесло Уплисцихе землетрясение 1920 года.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Мощный 6-бальный удар уничтожил пещерный комплекс, крепостные стены, храмы. Многие подземные помещения оказались погребены под грудой камней. Их решили разобрать только в начале 2000-х, когда в Грузии много заговорили о развитии туризма. Пещерный комплекс Уплисцихе стал одним из проектов бывшего президента, наряду с Сигнахи, Батуми, Мцхетой. Надо сказать ему спасибо, сейчас тут просто загляденье!

С 2007 года Уплисцихе входит в предварительный список архитектурных объектов Всемирного наследия под защитой ЮНЕСКО от Грузии.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Как организовать прогулку по Уплисцихе? Очень просто, сейчас нарисую вам замечательный, красивый и неутомительный, маршрут. Просыпаетесь утром в Тбилиси (лучше пораньше, но в Тбилиси, сами знаете, как придется), и выезжаете в сторону Мцхеты. Можно остановиться в древней столице на завтрак, погулять по ее мощеным улочкам между связками винограда, полюбоваться самым красивым христианским собором Грузии. Или проехать мимо, если вы торопитесь. Вам нужно в Гори.

Тут я бы тоже прошлась. Мы прогулялись по Гори немного, посмотрели крепость Горисцихе и зашли в гости к Сталину. На беглый взгляд довольно 1 часа. Здесь и пообедать-позавтракать здорово, но если вы уже мечтаете скорее увидеть чудо в пещерах, пропускайте все эти пункты. Вы к ним легко сможете заглянуть на обратном пути.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Крепость Горисцихе, фото с официального сайта

На нормальный осмотр Уплисцихе нужно не меньше 2–3 часов. Можно и больше, если любите заглянуть во все уголки и никуда совершенно не торопитесь. Я готова была сгореть, не есть, не пить «Саперави», но остаться здесь подольше. При желании можно взять при входе аудиогид, есть на русском. И гулять, четко понимая на что смотришь.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Он проведет вас через древние оборонительные сооружения, сейчас от них остались лишь груды грубо сваленных камней и несколько фрагментов дозорных башен. Ступени, высеченные в скале, приведут к широкой площадке — тут прежде располагался рынок. Рядом раскопали конюшни, винодельни, аптеку, складские помещения.

Вы не пропустите и зал Тамары, где состоялась коронация легендарной царицы. По сей день сохранились декоративные балки, вырезанные в камне, орнаменты и барельефы. Ярким мазком на фоне монохромного пейзажа выделяется рыжая черепичная крыша. Это средневековая базилика Уплисцули, ее датируют X веком.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

По склону к ней прорублены лестница, рядом много пещер. Храм открыт для посещения — внутри скромно, аскетично, только несколько икон. Убедиться в этом можно ежедневно и совершенно бесплатно, а вот за прогулку по Уплисцихе придется заплатить.

Билет стоит 15 лари, это чуть более 300 рублей. Режим работы пещерного города с историей в 3000 лет: в теплое время года с 10:00 до 19:00, в прохладное калитка закрывается на 2 часа раньше.

А еще тут очень необычный природный рельеф. Долина Куры, той самой, на которой стоит Тбилиси, медовые обрывы скал, цветочные поляны весной.

Город Уплисцихе: Прогулка по пещерам в поисках духа царицы Тамары

Классной вам прогулки по Уплисцихе. И пусть для вас расцветут все маки и откроются чудеса древних пещер!