Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — сейчас на сайте
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

По Югу России в августе 2021 года — от Туапсе, Геленджика и Новороссийска до Таганрога и Ростова на Дону

Азов, Новочеркасск, Таганрог, Ростов-на-Дону + 7 городов — Россия Август 2021

Третий обзорный отчет.

В двух предыдущих обзорных отчетах, я рассказал о посещении Абхазии и Большого Сочи, о чем можно прочитать здесь —

1. «Самостоятоятельно по самым красивым местам и курортам Абхазии в июле 2021 года.»

2. «По черноморскому побережью России в июле 2021 года — Дагомыс, Сочи, Хоста, Адлер, Сириус + Роза Хутор.»

Из Сочи рано утром 03 августа я выехал на поезде Ласточка в Туапсе (05.51 — 07.35). Через 1 час 45 минут я уже выходил на вокзале в Туапсе. Билет стоил — 470 рублей. Проживал я двое суток в гостинице Москва в двухместном номере по цене 1 тысяча рублей за сутки.

Во всех ниже показанных городах, кроме Новороссийска, я никогда не был до этого — поэтому все это побережье и Ростовская область были для меня в новинку.

ТУАПСЕ — город воинской славы

Туапсе по меркам России небольшой город (население 62 тысячи жителей), но это довольно значительный порт на Черном море, который по количеству причалов уступает только Севастополю и Новороссийску.

Основан город в 1838 году и к 1941 году насчитывал уже 40 тысяч жителей. В годы Великой отечественной войны был сильно разрушен немецкой авиацией, до Туапсе немцы не дошли около 30 километров и были остановлены нашими войсками.

В 2008 году Туапсе — получил статус — город Воинской Славы.

На центральной городской площади Октябрьской революции (на фото) находится высокая 70-метровая Диспетчерская вышка порта, в центре Стелла борцам за советскую власть и музыкальный фонтан, а справа музей обороны Туапсе и стелла «Город воинской славы» — на нижнем фото.

Туапсе аккуратный, немного провинциальный и очень зеленый городок.

На фото — Платановая аллея в Туапсе — длиной 2 километра, заложена была еще в 1913 году.

Центральный городской пляж-находится в стороне от порта (идти из центра около 20 минут) — вдоль ж.д.дороги — Туапсе — Сочи, но он чистый. Порадовало и море — теплое и спокойное — на фото.

На другой день я отправился к главной природной достопримечательности Туапсе — скале Киселева, мой путь проходил еще через один городской пляж (уже с другой стороны порта) — на фото.

Решил прогуляться пешком — вдоль морского берега — дорога оказалась не очень приятной — пришлось постоянно прыгать с камня на камень.

Примерно за час пути добрался до скалы Киселева, которая возвышается на 46 метров — на фото.

Здесь я купался и отдыхал около 2 часов.

А так выглядит это место, когда я поднялся наверх по лестнице.

Дальше также была пешая прогулка сначала через лес, а потом по трассе в курортный городок — Агой. Шел до него около 1,5 часа.

АГОЙ

Небольшой и тихий городок со всеми атрибутами курортного городка к северу от Туапсе.

Хороший пляж с чистым и теплым морем с небольшим количеством отдыхающих — здесь покупался и отдохнул.

В Туапсе вернулся на автобусе (цена — 35 рублей, время 30 минут) уже вечером.

ГЕЛЕНДЖИК

На следующий день — 05 августа — уехал с утра (8.00–11.30) на автобусе в Геленджик. Билет стоил мне 380 рублей. Время в пути 3,5 часа пролетели быстро, так как проезжали по пути много курортных городков в которых я никогда не был.

В Геленджике остановился на три дня в хорошем фитнес-хостеле «Идеал» (оценка на Букинге — 8,8) у моря в самом центре по цене за ночь 450 рублей.

Геленджик в котором ранее не был, мне очень понравился — все в этом городе продумано правильно и сделано красиво.

Красивые здания и гостиницы в самых различных стилях (от итальнских палаццо до современных).

В Геленджике самая длинная и самая красивая морская набережная на черноморском побережье России, которая протянулась почти по всей круглой Геленджикской бухте — от Тонкого мыса на севере и до Толстого мыса на юге.

Город очень зеленый и заточен на детский отдых и развлечения.

Геленджик имеет статус — города-курота.

Город быстро развивается и строится, так за последние 10 лет с 2010 по 2020 года население Геленджика увеличилось с 55 тысяч до 78 тысяч- почти в полтора раза.

Пляжи в самой бухте, и в центре города — в основном песочные — с хорошим постепенным заходом и отличной инфраструктурой. Длина пляжей составляет 20 километров — места хватает всем.

Как на набережной, так и в самом городе — создано огромно количество городской скульптуры — это различные памятники-Лермонтову, Пушкину, Грину, скульптурные композиции — Ассоль и Алые паруса и другие, памятники Великой Отечественной войне и скульптуры из сказок и мультфильмов для детей.

На нижнем фото — памятник «Белая невеста» — символ Геленджика

В самом центре города и недалеко от набережной находится красивый собор Вознесения Господня (1909 года) — на фото.

Внутри собора красивые фрески, тихо и спокойно.

С набережной открываются прекрасные панорамные виды- на всю бухту Геленджика.

В Геленджике находится и самый большой аквапарк «Золотая бухта» в России.

Цены в Геленджике — такие же как и в Сочи, поесть в столовой не на пляже (первое и второе блюдо) будет стоить от 200–300 рублей. В Магнитах и Перекрестках цены такие же как по всей России.

Посетил я и новый Кафедральный собор Геленджика, который построили на вьезде в город в старо-русском стиле в 2017 году, в этом году завершили оформление и внутри храма -зайдите в него и увидите красоту.

ДИВНОМОРСКОЕ

Из Геледжика я сделал несколько вылазок по его окрестностям — съездил на автобусе (билет — 25 рублей) в курорт Дивноморское в 10 километрах на юг от Геленджика.

Неплохой курорт (население 7 тысяч) с пляжами и со всей инфраструкторой — правда местами немного переполненный.

и красивым парком, который выходит на море.

ПАРУС и Прасковеевка

Находится в 20 километрах на юг от Геледжика (доехал на автобусе за 1 час по цене 170 рублей) — ехать до конечной — это пляж Прасковеевки — на фото.

С пляжа уже видна скала Парус, до которой без особого труда можно дойти вдоль берега пешком за 20 минут.

После Паруса отдохнул на пляже в Прасковеевке и уехал в соседний куротный поселок.

ДЖАНХОТ

НОВОРОССИЙСК — город-герой

В Новороссийск приехал на автобусе из Геленджика — ехать всего 1 час (цена за билет — 130 рублей). Здесь провел 2 ночи.

Но погода, которая была отличная почти целый месяц, стала портиться — пошли проливные дожди, но все же я успел осмотреть основные достопримечательности города.

Новороссийск вытянулся на 25 километров амфитеатром вокруг большой Цемесской бухты.

Сейчас это крупнейший порт России на Черном море и население его значительно выросло в последние 20 лет — с 204 тысяч (в 2000 году) до 275 тысяч в 2020 году. Город растет — появляются новые высотные микрорайоны.

На одной из центральных улиц Советов-располажилась зеленая Парковая аллея, вдоль которой на площади Свободы находится памятник «Освободителям Новороссийска» — на фото.

Фронт в Новороссийске проходил прямо на улицах города, в его южной части, но дальше немцы продвинуться не смогли, кровавые бои продолжались почти год.

Самой красивой частью города — является его набережная — это главный променад Новороссийска, которая протянулась почти на 5 километров до Суджукской косы.

Здесь также много скульптур и памятников.

На фото — памятник-фонтан «Дарующая воду».

Новороссийск — это и Военно-морская база Черноморского флота, наравне с Севастополем.

Главным объектом здесь выделяется — крейсер Михаил Кутузов- сейчас это корабль-музей. Построен он был в СССР в 1951 году. Его длина 210 метров, имел скорость 64 км. в час. Он выполнил 15 боевых походов и через 50 лет службы в 2000 году выведен из строя.

На крейсере проводятся экскурсии (45 минут) за 300 рублей.

Рядом с крейсером памятник «Жена моряка», а также Морской вокзал и стелла-памятник «Морская слава России».

Далее идя по набережной вы увидите памятник основателям Новороссийска в 1838 году — адмиралам Лазареву, Серебрякову и Раевскому — на фото.

Пройдя набережную Серебрякова и выйдя на мыс Любви увидим жанровую скульптуру «Исход» — на фото, о трагической эвакуации белых войск Юга России в 1920 году.

Продолжая идти вдоль набережной окажемся у построенной недавно церкви Петра и Февронии (2017 года) с маяком на шпиле. Внутри собор красиво оформлен.

По всей длине набережной расположились хорошо оборудованные пляжи с прекрасными панорамными видами на Цемесскую бухту — на фото.

Море достаточно чистое, с учетом большого порта.

Продолжая идти по набережной — вдоль моря — окажемся у знаменитого мемориала Малая Земля

Открыт мемориал был в 1982 году на месте, где 225 дней длилась оборона небольшого плацдарма (4 км в ширину и 7 км в длину) с 4 февраля 1943 года, которая завершилась 16 сентября 1943 освобождением Новороссийска. 21 защитник Малой Земли стали Героями Советского Союза.

После Малой Земли я прошел и на Суджукскую Косу — где расположился один из лучших пляжей Новороссийска.

В центре города тоже обустроен по современному пляж

АБРАУ-ДЮРСО

Из Новороссийска я съездил в городок Абрау-Дюрсо на автобусе (цена 50 рублей) — ехать 40 минут.

Именно здесь находится знаменитый завод шампанских вин со 150-летней историей.

Озеро Абрау — это самое большое озеро в Краснодарском крае (длина 3 км, глубина 5 метров) — сейчас это охраняемая природная зона.

По озеру можно прокатиться на лодках, катамаранах, или на ретропароходе «Шампань».

На заводе с экскурсией проводят дегустацию шампанских вин.

Есть в Абрау-Дюрсо и свой пляж на море, но я не поехал, так как погода была не очень и моросил дождь.

Так, 09 августа я завершил свое турне по побережью Черного моря — от Абхазии до Новороссийска, которое продлилось — 26 дней, но мое путешествие продолжилось еще и по Ростовской области.

09 августа я выехал в 21.55 из Новороссийска на поезде (билет стоил-1400 рублей) и в 5 часов утра оказался на вокзале Ростова на Дону.

ТАГАНРОГ — город ВОИНСКОЙ СЛАВЫ

В Ростовской области я не был до этого, поэтому решил осмотреть и несколько важных ее исторических городов.

10 августа я посетил Таганрог, доехал на автобусе из Ростова (ехать 1,5 часа, цена билета150 рублей). Здесь я впервые увидел Азовское море.

Таганрог второй по значимости и размерам город в Ростовской оласти после Ростова, население 250 тысяч жителей, основан был Петром Первым в 1698 году, после успешной войны с Турцией. Таганрог родина Чехова и многих других известных россиян.

До Великой Отечественной войны здесь уже проживало 200 тысяч жителей, и здесь шли тяжелые бои в 1942–43 годах, население города систематически уничтожалась немцами. 70 тысяч горожан оказались в концлагерях. Только к 1960 году Таганрог восстановил свою численность населения.

Почти весь Таганрог оказался перекопан в момент моего посещения, так как идет реконстукция центра города, но все же я осмотрел его основные достопримечательности.

На фото памятник Александру Первому, который скончался в Таганроге в 1825 году.

НОВОЧЕРКАССК

11 августа я посетил столицу Области Войска Донского — Новочеркасск, который был основан атаманом Платовым в 1805 году. Находится к северу от Ростова в 25 километрах. Приехал на атобусе (ехать 1 час — цена 75 рублей).

Новочеркасск был центром Белого движения Юга России против большевиков. Здесь Корнилов сформировал в 1918 году Добровольческую армию.

Сейчас здесь проживает 167 тыс жителей — это город студентов (их здесь 23 тысячи), так как здесь находится крупнейший вуз Юга России (бывший Новочеркасский политех, основанный еще в 1907 году.

В городе много исторических достопримечательностей (соборов, музеев), но безусловно выделяется — Вознесенский Войсковой Кафедральный собор (1891–1904 года) — на фото.

Его высота 75 метров, он построен в ново-византийском стиле и уступает по своим размерам в России, только двум соборам-Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Питере.

Внутри собора грандиозна роспись, много больших и древних икон.

АЗОВ

12 августа посетил город Азов, со славной историей, который расположился на берегу Дона в 15 км от Азовского моря и в 35 км о Ростова. Доехал за час на автобусе (цена 80 рублей).

Здесь находится один из лучших и больших музеев Юга России, основанный еще в 1917 году, который стоит посетить.

Так же посмотрел реконструкцию Азовской крепости, которую взял Петр Первый и прогулялся по историческому центру этого небольшого, но уютного городка (население 60 тысяч).

РОСТОВ на ДОНУ — южная столица России и город Воинской Славы

Ростов действительно напоминает наши столичные города — красивые и большие проспекты и бульвары с прекрасными зданиями и особняками 19 века. Хорошее сочетание новых высотных зданий и старинной застройки.

Ростов это и самый большой город Юга России — в нем проживает 1 миллион 138 тысяч жителей на 2021 год и центр Южного Федерального Округа.

Основан был императрицей Елизаветой Петровной в 1749 году — на фото ее памятник в Ростове.

Набережная Ростова имени адмирала Ушакова расположилась на правой стороне реки Дон, именно здесь пришвартовываются речные круизные теплоходы.

На набережной расположились многочисленные жанровые скульптуры, как например — «Григорий и Аксинья в лодке», а также фонтаны, рестораны, кафе, прогулочная зона, площадки для детей и спорта.

На другой стороне Дона — также благоустроили набережную к чемпионату мира по футболу 2018 года и построили прекрасную футбольную арену на 45 тысяч зрителей, там же находится парковая зона и несколько пляжей.

Все 4 дня, что я находился в Ростовской области, погода была периодами не очень и каждый день шли дожди, это отразилось и на осмотре городов. Планов у меня было больше, но в я остался доволен и этой частью своего путешествия.

В ночь на 14 августа я выехал из Ростова в 00.50 и 15 августа в 13.12 вернулся в Оренбург.

Продолжительность всего летнего путешествия составила — 33 дня (из них 25 дней на Черном море) — вся поездка (транспорт, жилье, питание, развлечения и экскурсии) обошлись в 64 тысячи рублей или 720 евро. Для сравнения такое же по времени бюджетное путешествие по Италии за месяц обходилось мне в 2200 евро, то есть в три раза дороже.

Общий вывод- отдых на нашем Черноморском побережье Кавказа достаточно хороший. интересный и вполне может быть бюджетным, без потери качества, курорты (которые можно найти на любой вкус и кошелек) становятся с каждым годом все лучше — по всем показателям и это радует. Главное недостатком является непредсказуемая погода, но она сейчас почти везде непредсказуемая — поэтому в этом вопросе надо положиться на удачу и брать для отдыха побольше дней.

Но для меня самым лучшим и красивым побережьем в Краснодарском крае — останется район большого Сочи и если бы я поехал отдыхать с внуками на две недели, то выбрал бы на неделю район большого Сочи, и неделю отдых в Абхазии (Пицунду) — по мне это самый лучший вариант.

Теги: Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм