Турист Вячеслав Волков (Slava)
Вячеслав Волков — был 22 апреля 16:09
Fuck the Borders! Fuck the Visas! Fuck the Wars!

Танзания Август 2021

Это была самая длительная по планированию и воплощению поездка за всю историю моих путешествий. В общей сложности, от момента, когда она была задумана и до воплощения прошло более двух лет. И это было не восхождение на Эверест или погружение в Марианскую впадину, не автономный переход к Южному полюсу и даже не полет в космос. Это была поездка в Танзанию — одну из самых интересных и спокойных стран Африки.

Сразу оговорюсь — о самой поездке я не буду много писать — доверю это остальным участникам. Мой рассказ — это некий приквел, который предвосхищает рассказы о самой поездке и повествует о том, что ей предшествовало и с чем нам пришлось столкнуться в процессе подготовки. Но, для иллюстрации рассказа, некоторым количеством фотографий из поездки его сопровожу:-)

Придумать правильное название боевой машине - это наполовину гарантировать успех любой экспедиции

Ну, обо всем по порядку.

Впервые о том, что неплохо было бы задуматься об организованной поездке блогеров Туристера в Африку мы задумались в мае 2019 года, после сверхуспешной экспедиции по Западному Казахстану, которую мы, вместе с Туристером, организовали и провели весной 2019 года. Впервые в истории сайта и под его эгидой наиболее активные путешественники собрались и отправились покорять неизведанные места. Получилось очень интересно, насыщенно и запомнится на всю жизнь. Но теперь стоило бы замахнуться на что-то еще более амбициозное и не менее интересное. И Африка подходила для этого как ни какое другое место на планете.

Народность хадза. Танзания
Тут еще стоит оговориться о том, что для меня мотивация была еще и в том, чтобы показать как можно большему количеству известных мне людей, что Африка — это совсем не страшно. Точнее, как и любой другой материк на нашей планете, Африка может быть и страшной, даже отталкивающей и опасной, но при этом есть огромное количество мест, где не только очень интересно, но и совершенно безопасно. Многие знакомые крутили пальцем у виска, когда узнавали, что я, проехав более трех десятков африканских стран, совершенно не собираюсь на этом останавливаться. Развенчание стереотипов было моей главной мотивацией в этом проекте. И, забегая вперед, кажется это удалось:-)

И вот так у нас было постоянно :-)

Но прежде всего, надо было разработать маршрут. Главной вводной было то, что это должны были быть места интересные, безопасные и с развитой туристический инфраструктурой. Ведь задача была показать Африку так, чтобы люди не покидали свои вещи сразу после паспортного контроля ломанувшись скорее обратно домой:-) Подобные страны мы припасем для последующих поездок:-) Выбор пал на две страны — Кению и Танзанию. Те, кто уже бывал в Африке подтвердит — более безопасных и интересных стран в Африке для начинающих открывать этот континент найти сложно. Архитектурных шедевров там, конечно, нет, как, впрочем, мало где южнее Сахары они имеются, но красивейшая природа, классные национальные парки с обилием животных и наличие племен, которые еще не так далеко ушли от родоплеменного строя, ровно то, что должно было понравиться всем. Далее надо было найти подходящего гида и, желательно, говорящего на русском. Во-первых, в Кении я был и худо-бедно помнил, что там и как, а вот в Танзании до этого не бывал. Во-вторых, меня, честно говоря, не сильно привлекала роль самому быть гидом, я все же тоже хотел больше времени уделять созерцанию и фотографированию, чем заниматься решением различных организационных вопросов во время самой поездки. Вопрос с поиском гида был самым простым. Когда-то давным-давно, во время своей первой поездки в Африку, я познакомился с уникальным человеком — Романом Кашигиным. Думаю, что все те, кто интересуется путешествиями по черной Африке, как минимум, слышали про него, а то и неоднократно с ним путешествовали. Недаром за ним закрепилось прозвище «Наш человек в Африке». За все те годы, когда я начал интересоваться Африкой, много путешествовать по ней, в т. ч. в компании с Ромой, у меня с ним сложились очень теплые приятельские отношения — он много раз помогал мне с какими-то организационными вопросами, советами, я периодически подкидывал ему туристов, которые хотели бы попутешествовать по Африке. Поэтому Рома был ровно тем человеком, который был нам нужен. Уговаривать долго его не пришлось, и мы с ним быстро согласовали маршрут и даты поездки — первая половина августа 2020 года.

Первая Африканская Экспедиция Туристера

После этого Николай Лебедев, как Главный редактор Туристера, разместил официальный анонс предстоящей поездки, и мы начали формировать состав участников. Сказать, что отклик превзошел наши ожидания это ничего не сказать. Примерно за месяц записалось 24 (!!!) человека и не просто записались, а внесли необходимый для организации поездки аванс. Поток желающих не спадал, но еще больше увеличивать группу мы не хотели — и так очень много людей. Поэтому было принято решение набирать вторую группу, а нам с Николаем предстояло разделиться — я бы возглавил ту, что поехала раньше, Николай стал бы тим-лидером во второй группе.

Для удобства коммуникаций создали чат в WhatsApp, где планировалось обсуждать все вопросы, связанные с поездкой. Кто бы знал, что на ближайшие два года это станет одним из моих главных чатов в WhatsApp, временами вытеснив рабочие проекты. Вопросов было оооочень много! У подавляющего большинства участников опыт посещения Африки ограничивался северными странами — Египет, Тунис, Марокко и т. п., а это соооовсем другая Африка. Это скорее даже не Африка, а продолжение Ближнего Востока. Поэтому неоднократное обсуждение вопросов безопасности, гигиены, опасности различных насекомых и множества инфекционных заболеваний стали главной темой на все эти годы. Когда в каком-то чате собирается группа взрослых, состоявшихся людей со своими взглядами, убеждениями и жизненным опытом, то общение временами неминуемо будет уходить в сторону от основной темы. Сколько было у нас сломано копий по различным внутриполитическим вопросам не передать словами! :-) Ни раз некоторые участники хлопали дверями и покидали чат, потом, немного остыв, возвращались, но через некоторое время все повторялось вновь. Не буду скрывать — пару раз хлопнуть дверью хотелось и мне:-) Но уж очень сильно хотелось осуществить задуманное до конца и свозить людей в Африку.
Первая Африканская Экспедиция Туристера
Время шло… Случился новый, 2020-й, год и практически сразу после того, как отгремели праздничные фейерверки мы впервые услышали аббревиатуру COVID-2019… Ну услышали и услышали. Пережили же мы всякие птичьи, свиные и прочие гриппы, за месяц-другой переживем и эту напасть. Кто же знал……….

Масаи. Национальный парк Серенгети, Танзания

Страны стали закрываться для посещения иностранцами, начали вводиться локдауны и карантины, приостановилось авиасообщение с большинством стран. Что-то эта зараза оказалась какая-то совсем уж заразная и ближе к концу весны перспектива того, что мы сможем в августе полететь в Африку, становилась все более призрачной. Все мы сильно загрустили. Девять месяцев готовиться к новой и очень интересной поездки, строить планы, рассказывать о ней друзьям и близким, читать множество рассказов тех, кто там уже побывал ранее и в итоге не поехать… Пожалуй, что только слово КАТАСТРОФА может в достаточной мере описать то, что мы все пережили весной 2020 года. Знали бы мы, что это только начало наших злоключений…

Но надо было что-то делать, принимать какое-то решение. Провели в начале лета несколько конференц-звонков в Zoom. И главной приятной новостью было то, что все единодушно подтвердили свое желание в Африку все же отправиться. Когда, как и куда не понятно, но отказываться от этой идеи никто не собирался. Посовещавшись, переговорив с нашим гидом, приняли решение перенести поездку ровно на год — на август 2021 года. Хотелось застать миграцию животных и именно эти даты походили больше всего. К этому моменту у нас уже были выкуплены на всех участников билеты на внутренний перелет из Аруши на Занзибар. Деньги не очень большие, но было обидно, что билеты сгорели, а Air Tanzania ушла в глухую несознанку и никоим образом не собиралась компенсировать нам эти деньги. Так же отказался возвращать предоплату или переносить ее на следующий год владелец одного из лоджей. Деньги тоже не огромные, но все равно неприятно.

Первая Африканская Экспедиция Туристера
И тут пришла настоящая беда…

Роман Кашигин, наш будущий гид, на момент закрытия авиасообщений между странами находился с туристами в Юго-Восточной Азии. До Уганды, где он проживал последние лет пятнадцать и где была в этот момент его семья, добраться не смог. Чудом долетел до Москвы. Почти полгода сидел совершенно без работы. И тут, осенью 2020 г., открывается для посещения туристами Танзания. Не долго думаю, Рома собирает небольшую группу и вместе с ней отправляется туда. Плохо он себя почувствовал садясь в самолет еще в России. Далее была неделя переездов по Танзании, высоченная температура, очень плохое самочувствие и еще через несколько дней госпитализация на своей второй Родине — в Уганде. 80% поражение легких, агония и, 2 ноября 2020 г., смерть…

Роман Кашигин

Новость, которая просто оглушила всех, кто знал Ромку, всех, для кого он открыл Африку — а таких людей многие сотни по всему пространству бывшего СССР! Ему было 60 лет — совсем еще небольшой возраст по нынешним временам. Чем он только не переболел за время своего проживания в Африке — от малярии до тифа, но вот короновирус пережить не смог. Огромное горе для очень многих и для меня лично! Уход Романа ознаменовался еще и тем, что вместе с ним сгорели авансовые платежи, которые внесли все участники нашей поездки. А это уже были очень большие деньги, несравнимо больше, чем стоимость сгоревших билетов Air Tanzania или предоплата, за один из лоджей. В литературе подобные ситуации принято называть кризисом или как-то так. Мне же на ум приходили совсем другие слова, которые я, в силу их нецензурности, тут приводить не буду.

Женщины масаи
Вопроса о том отменять или нет поездку у меня не стояло — конечно, надо было ехать несмотря на то, что вся эта пандемия поставила нам очередную подножку. Но надо было найти нового гида. С этим у меня больших проблем не возникло — не зря ж половина Африки за спиной:-) Я знал, что живет в Африке еще один «наш человек», которого зовут Евгений Горобцов, с которым мы несколько раз хорошо покатались по Южной и Восточной Африке. Он неоднократно помогал Роману, когда у того случались большие группы и поэтому прекрасно знал и наш маршрут, и все необходимые нюансы. Созвонились и обо всем договорились. И как показали дальнейшие события — выбор Евгения в качестве нашего гида был на 100% правильным — уверен, что вы много хороших слов прочитаете о нем в рассказах участников нашей поездки:-)

Первая Африканская Экспедиция Туристера

Так же от Евгения, который был хорошо знаком с семьей Романа, я узнал, что рассчитывать на то, что хотя бы часть аванса, который я перевел ему, может быть возвращена членами его семьи надеется не приходится — семья готова вступить в право наследование его активов, но вот всех кредиторов посылает куда подальше. А кредиторов, как выяснилось, набралось очень много — там были и турфирмы, и индивидуальные туристы, и такие же организованные группы путешественников, как мы. Пришлось принимать этот убыток на себя, поскольку вариант, при котором надо было еще раз собирать аванс с участников я даже не рассматривал.

С такими новостями мы проводили старый и встретили новый, 2021-й, год.

Девушки из племени датогов. Хотите верьте, хотите нет, но они впервые надели на себя солнцезащитные очки, которые мы им ранее подарили

C самого начала года я постоянно отслеживал ситуацию с различными ограничениями и запретами на перемещение по Кении и Танзании. И если с Танзанией все было более-менее хорошо — туристы спокойно ее посещали, то вот с Кенией все было гораздо хуже — страна была наглухо закрыта, а внутри нее был достаточно жесткий локдаун. Постепенно Кения, вроде, начала открываться для авиасообщения, но вот наземные погранпереходы были закрыты. А ведь нам предстояло пересекать границу с Танзанией именно по земле. Где-то ближе к концу весны заработали и наземные пограничные переходы, но появилась необходимость сдавать дополнительные ПЦР-тесты. И вот с этим поначалу была полная жопа, уж извините за мой «французскиий».

Наши дорогие дамы!
Мало того, что сами тесты стоят космических денег, но организация этого процесса была просто отвратительная. У двоих моих знакомых чуть не пошла прахом поездка по Кении и Танзании из-за того, что в обозначенное время они не получили результаты теста и, следовательно, не могли выехать из Танзании. Пришлось им срочно сдавать еще раз тесты, платить за это дополнительные деньги и терять из-за этого двое суток дожидаясь результатов… Совершенно не хотелось, чтобы с подобными сюрпризами столкнулась наша группа. Поэтому, обсудив с участниками всю ситуацию, мы приняли совместное решение ограничиться только Танзанией, чтобы максимально исключить риски связанные со всеми этими пандемийными нововведениями — меньше стран — меньше вероятность введения каких-либо запретов или ограничений.

Первая Африканская Экспедиция Туристера

Пришлось частично поменять программу и выглядеть она теперь стала вот так:

День 1 (07 августа) Прибытие в г. Аруша. Сбор всей группы.

День 2 (08 августа): озеро Натрон.

День 7 (09 Августа): Национальный парк Маньяра. (Уже на месте решили поменять его на Национальный парк Тарангире)

День 3 (10 августа): Национальный парк Серенгети. Посещение масаев

День 4 (11 Августа): Национальный парк Серенгети.

День 5 (12 Августа): Кратер Нгоронгоро.

День 6 (13 Августа): Посещение племен хадза и датого.

День 8 (14 Августа): Перелет на Занзибар.

День 9–10 (15—16 Августа): Отдых на Занзибаре.

День 11 (17 Августа): Перелет домой!

Первая Африканская Экспедиция Туристера

Весной-летом 2021 года Россию, как, впрочем, и весь остальной мир, стала накрывать уж и не знаю какая по счету волна короновируса. Штамм Дельта оказался каким-то особо заразным, и мировая статистика по заболеваемости и смертности опять взметнулась вверх. Помимо этого, стали сказываться экономические последствия, вызванные пандемией и «эффективной» борьбы с ней Правительства России — финансовое благополучие многих людей в нашей стране пошатнулось, а перспективы скорого выхода из сложившейся ситуации не были видны даже на горизонте. В этой ситуации некоторые участники нашей поездки стали отказываться от нее — кто-то переживал из-за вероятности подхватить вирус будучи вдалеке от дома, у кого-то неблагоприятно складывалась финансовая ситуация, буквально за месяц до поездки, несколько человек переболели короновирусом и вызванные им последствия для организма оказались настолько серьезными, что люди просто физически не обладали силами для таких дальних перелетов. С каждым из них было очень больно расставаться — ведь столько готовились, столько уже перенесли вместе и уже на финишной прямой люди покидают группу:-(

Блогеры за работой :-)

В конечном итоге, из двадцати четырех человек, которые изначально собирались в Первую африканскую экспедицию Туристера, осталось только семеро. Семеро смелых! Великолепная семерка! И я хочу сказать каждому из них — ОГРОМНОЕ СПАСИБО за то, что они отважились на это! Аля, Андрей, Марина, еще одна Марина, Оля, Лена — вы классные и вы лучшие! И, конечно, спасибо Туристеру, что всех нас сначала собрал, а потом поддержал!

Первая Африканская Экспедиция Туристера

Сейчас, когда уже позади вся эта двухлетняя эпопея, я смею надеется, что главная цель, которая лично меня все это время больше всего мотивировала была выполнена — чуть больше людей, посетив Африку, узнали насколько это прекрасный и интересный континент. Да, она разная — непредсказуемая, местами труднодоступная, а где-то и очень опасная, но она же и красивая, и бодрящая, и заряжающая тебя невероятной энергией. Ее не надо бояться — ее надо потихоньку, шаг за шагом открывать, и каждая из стран принесет вам большое количество позитивных эмоций и незабываемых воспоминаний.

Как уже писал в самом начале, про саму поездку лучше меня напишут участники:-) Я же пошел готовить Вторую, Третью и Четвертую экспедиции Туристера в Африку! :-)