Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Пефкохори — Греция Июнь 2021

Я писал о Греции много постов, однако, ни одного о своем летнем месте обитания — городке Пефкохори. Надо бы восполнить пробел.

Пефко с греческого переводится как сосна, Хори — деревня, Пефкохори, получается, эквивалент нашей Сосновки. Это самый дальний населенный пункт на северном берегу полуострова Кассандра. Есть еще более дальняя деревня — Палиури, но она не на берегу. Городок не велик и не мал, в череде курортных мест Кассандры занимает какую-то среднюю позицию — население примерно 2000 человек. Понятно, что это число летом увеличивается в десятки, если не в сотни раз. Расстояние от аэропорта Салоники — ровно 100 км. В Википедии указано 92 от центра города Салоники, но это не соответствует моим неоднократно проведенным замерам, думаю, 110 км от центра Салоников до центра Пефкохори будет более правильным. Несмотря на значительный ежегодный турпоток, не существует прямого автобусного сообщения между аэропортом Салоники и каким-либо курортом на Халкидиках. Нужно сначала добраться до автовокзала, только оттуда ходят автобусы. Проблема еще и в том, что от аэропорта до автовокзала доехать без пересадок тоже не получится, хотя там не очень далеко. Вроде бы в этом году появился такой маршрут, но, говорят, ходит автобус крайне редко. В-общем, почти все ездят на такси.

Мы с женой 10 лет подряд приезжали сюда на своем автомобиле из Москвы. Я ранее расписывал все плюсы и минусы таких поездок (не всегда выгодно и не всем подходит), поэтому сейчас не буду углубляться. В этом году на своем авто поехать не получилось: греки, может, и впустили бы, но вот наши не выпускают. Друзья, у которых есть греческий ВНЖ, приехали без особых проблем, а без ВНЖ никак.

Так что впервые (исключая самый первый раз) мы вынуждены были лететь самолетом. Ранняя покупка билетов давала финансовую выгоду, но приводила к последующим изменениям как маршрута, так и дат вылета/возврата. Мы сравнительно успешно прошли весь квест с билетами, и вот 4 июня утром прибыли в Салоники. Автомобиль я забронировал на все лето, тоже не обошлось без приключений и замен. В итоге получил оговоренный Пежо 107, крошечный, но без депозита и с нулевой франшизой. На двоих автомобльчик оказался вполне себе ничего, а вот для троих — только на сверхкороткие поездки. Могли бы мы обойтись без машины? Категорически нет. Дело в том, что главная цель моего летнего пребывания в Греции — утоление страсти к подводной охоте, главного увлечения, связанного с морем. И так уже пропущен год, впервые за последние 11 лет, это чревато ломкой. А без машины охоты нет, ведь до места нужно доехать, довезти снаряжение и т. д. и т. п. Так что приходится тратиться на аренду на все три летних месяца.

Я не очень люблю пляжный отдых, но если бы любил, вряд-ли поехал для этого в Грецию и конкретно в Пефкохори. По соотношению цена/качество есть в мире немало более подходящих мест. Хотя, например, чистота моря в Греции очень конкурентна. Греция имеет свою специфику, которая не всем нравится. Часто тот или иной фактор кому то может служить негативом, а кто-то за него и любит Грецию.

Тут самое время отметить два основных минуса региона Халкидики в этом году: это нашествие токсичных медуз и сильно пониженная прозрачность воды. Медузы, каких я раньше за 11 лет не видел ни разу, а греки не видели и за 50 лет, вроде бы относятся к роду Пелагия, они небольшие (в среднем размером с кулак), имеют цвет от фиолетового до бурого и длинные тонкие щупальца. В этих щупальцах и таится вся угроза. Мою жену обожгло два раза, от первого распух палец на руке, от второго появилась красно-фиолетовая, долго не заживающая полоса на бедре, а приезжавший к нам сын улетел с отметиной на шее, сильно напоминающей странгуляционную полосу. Некоторые туристы прерывали свой отдых и в панике бежали. В пик нашествия медуз их было весьма много, в какой-то день на окраине полуострова можно было видеть по одной на каждые 4–5 кубометра воды. А на следующий день в Пефкохори мы уже не засекли ни одной, по всей видимости они накануне как раз уходили. Последнюю неделю мы их не видим, но на всякий случай до сих пор возим с собой уксус — хорошо помогает в качестве первой помощи. Также необходимо сразу после ожога поскоблить кожу чем-то твердым (например, пластиковой картой). В пиковый день, когда мы были на самом дальнем пляже, жена «лечила» уксусом (и показывала как скоблить кожу) всех присутствувавших там греков, ее называли ятрос (врач) и угощали всяческими яствами.

Медузы, похоже, ушли, но низкая прозрачность никуда не делась. Греки говорят, что это планктон, наверное, так и есть. С точки зрения простого купальщика вода по-прежнему чистая и прозрачная, но стоит надеть маску, сразу видно, что дальше 3 метров всё теряется в тумане. Хотя в былые годы прозрачность на уровне до 20 метров не была редкостью.

Еще к минусам лично для меня можно отнести неожиданно малое количество рыбы. Я то думал, после года локдаунов тут рыба расплодилась настролько, что хоть руками лови, но нет. Не знаю, может, это как-то связано с нашествием планктона, а может, с несколько более поздним, чем обычно, наступлением истинного лета, ведь еще в начале июня температура воздуха была ниже +25, а вода в море +22 (сейчас 29–30).

Что касается туризма на фоне Ковида, то он, похоже, восстановился процентов на 90. Но есть некоторые отличия от прошлых сезонов — если в целом людей чуть меньше, чем в доковидную эпоху, то автомобилей стало даже чуть больше. Наверное, многие европейцы не полетели на самолетах, а решили приехать на своих авто. Причем, ранее в нашем Пефкохори безоговорочно преобладали сербы и северные македонцы, этим же летом на первое место претендуют румыны — никогда еще не было столько машин с румынскими номерами. Но это так, наблюдение. Пора приступать к описанию Пефкохори.

Городок, скажем прямо, неказист. Впрочем, в этом регионе все городки похожи друг на друга и не выделяются чем-либо необычным. Несмотря на то, что это последний на берегу курорт Касандры, дальше есть еще известные и красивые пляжи, манящие туристов из других городков и из Салоников. Такое обстоятельство сильно увеличивает автотрафик через Пефкохори, ведь здесь шоссе проходит прямо через центр. Особенно нагрузка возрастает в выходные дни.

Зато в Пефкохори есть пирс, он же пристань. Отличительной его чертой служит покосившийся маячок.

Пефкохори — греческая Сосновка

С пирса можно попрыгать, порезвиться:

Пефкохори — греческая Сосновка

А это взгляд на Пефкохори с пирса:

И в другую сторону:

Отсюда днем отправляются прогулочные кораблики, здесь они и ночуют:

Пефкохори — греческая Сосновка

Если стоять лицом к морю, то слева от пирса полоса пляжа более широкая, чем справа (где городская набережная)

Слева:

Справа:

Местами полоса пляжа почти исчезает:

Пефкохори — греческая Сосновка

В Пефкохори полноценная набережная, она проходит непрерывно вдоль всего берега (немногие здешние городки имеют такую набережную):

Пефкохори — греческая Сосновка

В дальней части пляж вновь расширяется, и набережная заканчивается небольшим мысом (Акротири), за которым берег уже теряет «городской» статус.

Вид с мыса на Пефкохори:

И в другую сторону:

Некоторые снимки сделаны в ветреный день, поэтому вода слегка взбаламучена.

Чаще всего море такое:

Пефкохори — греческая Сосновка

Дальше за мысом тянутся апарты, виллы и бич-бары, а еще дальше все это переходит в галечный пляж Гларокавос, который был ранее нами очень любим за относительную малолюдность. В тех дальних (4–5 км от центра Пефкохори) краях находится Лимани — залив, использующийся в качестве марины:

Еще дальше есть весьма раскрученные места, главное из которых — пляж Ксения, приманка для компаний и отдыхающих с детьми. Мы заезжали туда пару раз и оба раза быстренько ретировались: слишком мелко, многолюдно, шумно и все такое. Наш любимый Гларокавос в начале июня (тогда и были сделаны его снимки с дрона) был не очень заполнен, но к июлю преобразился и потерял для нас привлекательность — открылись новые бич-бары, в море раскинули надувной детский аттракцион (такой же есть и с другой стороны городка), да и людей стало почти так же много, как на городском пляже.

Дальше Гларокавоса есть еще неплохой уголок — Голден бич, мы туда порой заезжаем, когда хочется побывать на чисто песчаном пляже:

Пефкохори — греческая Сосновка

Голден бич (Ксения бич виден в самом правом краю снимка):

Пефкохори — греческая Сосновка

Еще несколько снимков Пефкохори с дрона:

Пефкохори — греческая Сосновка

Главная улица еще не очень заполнена:

Википедия утверждает, что в Пефкохори есть какие-то развалины старого города, на самом деле ничего такого нет. По-крайней мере, мы не нашли, а местные ничего об этом не знают. А вот три упомянутые в Вики церкви — есть.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — самая большая (порой будит нас ранним утром звоном колоколов):

Церковь Святого Афанасия (находится на Старой площади):

И самая маленькая — церковь Святого Георгия:

Она немного «утоплена» относительно уровня прилегающих улиц:

Пефкохори — греческая Сосновка

Есть еще парочка совсем крошечных церквей, размером не более 5–6 кв. м, и есть свежепостроенный новодел, но я их не снимал.

Стоит упомянуть, что раньше Пефкохори имел другое название — Капсохоро, что означало «Знойная деревня». В 1965 г. его переименовали в Сосновку, а в 2005 году здесь случился большой лесной пожар, уничтоживший много сосен. Злые языки утверждают, что пожар устроили застройщики, которым мешал запрет вырубки сосен при строительстве. Сегодня городок находится ровно на разделе между выгоревшим участком и нетронутым сосновым лесом. Нашелся и повод для иронии — старое название имело корень Капсо, означающий сильный жар, зной, что рождало ассоциации с пожаром. После того пожара старое название на некоторое время вновь использовали в шутку. А молодые сосны, кстати, активно подрастают.

Несколько лет назад на набережной поставили странные скульптуры из песчаника, можно долго вглядываться, но тайный смысл, заложенный вот в этой, видимо, не грекам недоступен.

Пефкохори — греческая Сосновка

Хотя с русалкой более-менее понятно:

В городке очень много заведений общепита, сувенирных магазинчиков, есть Луна-парк с обзорным колесом. Мы успели побывать в подавляющем большинстве ресторанчиков и определили для себя лучшие; для пиццы — одно место, для бризолы (отбивная) — другое, а для клефтико (жаркое) — третье.

Вот типичный вид вечернего ресторана на набережной, дополнительные столики в высокий сезон ставят прямо на пляжный песок (здесь мы обычно едим клефтико):

Несколько вечерних снимков:

Пефкохори — греческая Сосновка

На прилегающих к городку пляжах можно встретить такого вот местного жителя, это баклан (корморанос):

Пефкохори — греческая Сосновка

На холмах в зеленой зоне много змей и ящериц.

Есть ёжики, куницы и черепахи. А в дальней, незаселенной части полуострова водятся лисы, еноты и дикие кабаны (видел всех неоднократно, но снять не удалось).

Много различных бабочек, жучков-паучков, пчел, ос и всяческих незнакомых летающих существ.

Пефкохори — греческая Сосновка

Часто видим огромное насекомое, размером с колибри, в полете оно издает звук как у дрона. Называется бражник, снять пока тоже не удалось.

Но вернемся в Пефкохори. Упомянутая ранее Старая площадь обычно более многолюдна, но сейчас часть заведений закрыта, а часть открывается только вечером.

Пефкохори — греческая Сосновка

А вот этот памятник всегда у меня вызывает умиление пропорциями изображенного солдата:

Там перечислены жители Пефкохори, погибшие во всех войнах и революциях.

К морю в городке ведут перпендикулярные улочки, их с десяток:

Пефкохори — греческая Сосновка

А это наша любимая пиццерия — Риальто (днем посетителей мало, но вечером даже ставят дополнительные столики по ширине всего переулка):

Пефкохори — греческая Сосновка

В непосредственной близости к морю есть не только шумные отели и апарты, но и тихие уютные домики под сдачу:

А этот дом хорошеет год от года:

Пефкохори — греческая Сосновка

Вот, пожалуй, и все, что можно рассказать о нашем городке. Когда мы бываем в Сербии или Северной Македонии, местные, услышав, что мы приехали из Пефкохори, мечтательно закатывают глаза: — Ах, Пефкохори… Не знаю, чем им так мил этот городок, но ездят они сюда из года в год, в пик сезона, наверное, Сербия совсем пустеет, поскольку все сербы здесь.

Мы с женой любим наше местчко, это любовь осознанная, с четким пониманием, зачем мы здесь. В нашей системе координат, где всегда под рукой машина, нет привязки к пляжам и ресторанам, Пефкохори очень привлекателен — из него ближе всего ехать до мест моей охоты. Да и просто провести пару часов на малолюдном пляже — не проблема, знаем все места.

Напоследок фото того уголка, где я чаще всего охочусь:

Пефкохори — греческая Сосновка

Из нашего Пефкохори туда 16 км, причем половина пути — по плохой грунтовке. Но малютка Пежо на удивление неплохо справляется. Местечко известно среди дайверов и подводных охотников. Пляжа там нет, однако, «пляжные» туристы на арендованных машинах частенько заезжают, испытывая в итоге глубокое разочарование, ведь там нет возможности полежать на песочке или гальке, даже зонт невозможно воткнуть в каменистый грунт, вокруг скалы да неприветливое море с морскими ежами.

Такой вот получился рассказ. Обычно мы, проводя здесь лето, раз-другой куда-нибудь выезжаем попутешествовать. На этот раз, скорей всего, никуда не поедем. Но я время от времени буду размещать видео с дрона, это будут короткие точечные съемки, надеюсь, кому-то будет интересно.