Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 23:12
...

Каунас, Румшишкес — Литва Июль 2021

Литва озерный край!.. Не перестану повторять, что у нас очень красиво!..

Июльская жара и поездка в соседний край!

Да, нет гор, но есть холмы и равнины. Реки, озера, море-всего этого у нас в избытке!… Сегодня направляемся на территорию Регионального парка Кауно мариос, в котором находится Каунасское водохранилище. Это самое большое искусственное озеро Литвы. Созданное в 1959 году оно занимает площадь около 64 квадратных километра и поддерживает работу Каунасского ГЭС.Наибольшая ширина достигает 3,3 километра, а глубина около 22 метров. Является крупнейшим источником первичной энергии для страны.

Июльская жара и поездка в соседний край!

А еще у нас жара!.. Бьем температурные рекорды каждый день. Сегодня обещают температуру +35,но нас не испугаешь. Все-таки для туриста лучше невыносимая жара, чем проливной дождь целый день. Мало того, у нас не просто жара, а жара тропическая!… Влажность запредельная. Поэтому я очень пожалел, что не взял с собой полотенце. Все время искали тенек, но и там было не лучше. Здесь нас поджидали комары и слепни. Только мысль одна меня согревала или наоборот охлаждала…что приехав домой, включу кондиционеры и наступит земной рай!…

И так, едем сначала в Пажайслисский женский монастырь, расположенный на окраине Каунаса. Туристы это место часто незаслуженно обходят стороной, а ведь, пожалуй, это и есть, если не главная, то самая значимая достопримечательность города. Монастырь действующий.

В настоящее время здесь заправляют сестры Ордена Святого Казимира. На территории монастыря работает гостевой дом с шикарными номерами. Интерьеры такие, что глаз не оторвать. Цены приемлемые.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Машину оставляем прямо возле комплекса, потому что парковка бесплатная. Вход с другой стороны. Через главные ворота не пройти, так как сад приведет вас в гостевой дом.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Если посмотреть на монастырский комплекс с высоты птичьего полета, то вам откроются прекрасные архитектурные линии.

Фото из интернета

Звоним в дверь, и она открывается. Приехали мы в 10.00 часов к самому открытию. Цена билета 6 евро. В него входит посещение территории монастыря, костел и музей, рассказывающий об истории этого религиозного объекта. Недоступна лишь территория за храмом, где находится колокольня и три дома, где проживают монахини.

Основал монастырь для монахов камальдулов в 1662 году канцлер Великого княжества Литовского Христофор Сигизмунд Пац. Костел и постройки спроектировали итальянцы Карло и Пьетро Путтини, а также Джованни Батиста Фредиани, которого мы знаем по замечательному костелу, шедевру барокко, Св. Петра и Павла в Вильнюсе.

Зайти в костел надо не через главный вход, а со стороны внутреннего сада с клуатрами. Вчера был концерт группы «Зубы Кашпировского» и сцену еще не успели разобрать. Здесь часто проходят различного рода концерты и фестивали.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Недавно, в 2020 году, Пажайслисский монастырь стал претендентом, а потом выиграл приз Берлинского кинофестиваля за Лучшую локацию для фильмов и сериалов. В 2018 году в этом месте снимался четырехсерийный сериал канала HBO и «SKY» «Екатерина Великая»,где главную роль сыграла лауреат «Оскара» актриса Хелен Миррен.

Знаю, что российская пресса, да и зрители разнесли этот проект в «пух и прах».Говорят, что эта роль ей не удалась. Впрочем я не удивлен. Иностранцам тяжело даются персонажи наших классических произведений и исторических личностей.

Внутренний сад в классических формах. Ничего особенного, но симпатично. Перед входом в храм находится Капитула-у камальдулов она называлась отделом грехов. Здесь монахи собирались каждую пятницу отмолить и рассказать о своих грехах Богу. Хотя, ведя такой аскетический образ жизни, где этих грехов набрать. На фресках-тема страдания Христа.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Костел поражает своей красотой с первого взгляда!.. Итальянцы все-таки лучшие в этом деле!… Фрески расписывал флорентийский мастер Микеланджело Палони. Центральный неф костела ограничен вертикальными колоннами, чтобы подчеркнуть вертикальность пространства.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Сфотографировать купол в наилучшем ракурсе оказалось проблематично, фотографу пришлось сделать так!..

Июльская жара и поездка в соседний край!

Никого в зале больше не было, поэтому, надеюсь, что религиозные чувства верующих я не задел.

Внутри купола фреска Коронация Марии
Внутри купола фреска "Коронация Марии"

Самое время немного рассказать о Камальдулах. Этот монашеский орден, основанный в начале одиннадцатого века Св. Ромуальдом, был типичным представителем средневекового аскетизма. Назван был, по местечку Камальдоли близ Ареццо, где был расположен главный монастырь ордена.

Святой Ромуальд

Орден в 1072 году был признан Папой Александром II.Устав, по своей суровости даже превосходил устав святых Бенедикта и Василия. Они представляли собой скорее конгрегацию отшельников, нежели монастырскую братию, вели строго уединенный образ жизни, и собирались только для богослужения и монотонного пения псалмов.

Сон Святого Ромуальда
Святой Ромуальд

Камальдулы ходили босые, носили грубую одежду белого цвета на голое тело, предавались частым и жестоким бичеваниям, изнуряли себя строгим постом, исключавшим в рационе мясо и вино даже в случаях болезни. Суровые были братья!..

Июльская жара и поездка в соседний край!

Что интересно, некоторые монастыри существуют и в наши дни. Конечно, там уже не так строго, как было. Все-таки двадцать первый век на дворе.

После подавления Польского восстания 1830–1831 годов российская царская власть стала применять не популярные меры. Монастырь закрыли, а монахов выслали. Комплекс был передан Русской православной церкви и преобразован в Пожайский Успенский мужской монастырь. Дважды, в 1837 и 1847 годах, в монастырском комплексе побывал царь Николай I. Здесь находится могила автора гимна «Боже, Царя храни!» Алексея Федоровича Львова.

Июльская жара и поездка в соседний край!

В 1920-х годах после обретения Литвой независимости монастырь передали сестрам Ордена Святого Казимира. Основательницами стали пятеро сестер Ордена из Чикаго.

В советское время здесь много лет действовала республиканская психиатрическая больница.

В 1992 году комплекс вернули Ордену Святого Казимира. Такая вот непростая история монастыря.

После посещения монастыря мы направились в ресторан, находящийся неподалеку. В инете отзывы сплошь хвалебные. Может жара сказалась, но ничего сверхестественного я не ощутил. Виды, конечно, красивые. Почти Ницца!.. Здесь можно арендовать яхту или кораблик. При нас группа подростков загружалась в специально арендованный пароходик. Значит цены не совсем кусачие.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Становилось все жарче, но нас это не смущало и мы поехали в Музей народного быта Литвы. В 1965 году Совет Министров Литовской ССР решил создать Музей народного быта республики. Сегодня -это один из крупнейших этнографических музеев под открытым небом в Европе. На территории в 195 га размещены 183 постройки и 86 тысяч музейных предметов. В буквальном смысле, их собирали по всей Литве.

Июльская жара и поездка в соседний край!

В музее представлены все этнографические регионы страны конца восемнадцатого-начала двадцатого века: Дзукия, Аукштайтия, Сувалкия и Жямайтия.

В постройках, типичных именно для этих регионов, воссоздали интерьер, быт, сельхоз.техника, демонстрируются промыслы и ремесла.

Билет стоит шесть евро. Длина маршрута семь километров. Все-таки сюда надо ехать на целый день. Тогда все успеешь. У нас было три часа. Больше половины мы посмотрели, а остальное оставили на следующий раз. За дополнительную плату(20 евро) территорию можно проехать на машине с остановками возле объектов. Но мы не искали легких путей!..

Несмотря на просто адскую жару, было интересно. В прошлом году мы побывали в подобном музее в Тяльшяй, но там было всего несколько домов одного региона. А тут просто огромная территория и просторы!…

Июльская жара и поездка в соседний край!

Самобытные дома, внутри которых такая атмосфера, что хозяин как-будто только что вышел из дома, и вот-вот вернется. За каждым домом присматривает персонал-местные женщины. Цветники, на огородах тоже что-то растет.

Июльская жара и поездка в соседний край!

В простые дни здесь можно заказать одну из 40 образовательных программ и почувствовать, как раньше проходили традиционные свадьбы или крещения.

Говорят, что особенно весело и интересно в Румшишкес в дни праздников и народных гуляний. Центральная площадь городка превращается в сплошную разудалую ярмарку с народными танцами, песнями и забавами.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Все втягиваются в праздничное театральное представление, которое разыгрывается прямо среди зрителей. Катание на лошадях, давно забытые деревенские игры.

В 2017 году газета «The Gardian» включила традиционное празднование в музее Масленницы в мировую десятку самых интересных карнавалов, а по словам режиссера Тома Харпера, автора сериала «Война и мир»,который в 2016 показывал канал BBC, посещая Литву нужно обязательно посетить и это место. Некоторые сцены сериала снимались именно в этом музее.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Центральным местом музея является площадь, на которой воссоздана картина старинного уездного городка. Небольшие городки, с преимущественно еврейским населением(штетли) были характерны для Литвы вплоть до сороковых годов двадцатого века. Потом такие городки, как и люди их населявшие, по известной причине исчезли с лица земли. Вернее люди из городков исчезли.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Когда-то таким штетлем был и сам Румшишкес. Главная площадь такого городка с лавкой, чайной, мануфактурой, школой и церковью очень реалистично воссоздана здесь.

Июльская жара и поездка в соседний край!

Работает почта, откуда можно выслать открытку домой. В гостинице можно остановиться на постой и снять номер.

Июльская жара и поездка в соседний край!

В корчме мы вкусно пообедали и выпили по бокальчику пива.

С колонны, стоящей в центре площади, на все это благополучие взирает Святой Флориан, призванный оберегать городок от пожара.

Июльская жара и поездка в соседний край!

На окраине стоит своя пожарная каланча. Музей работает до 18.00 часов. Много посмотрели, но всего не увидели. Не беда!.. Недалеко от Вильнюса.

На этом наша прогулка в соседний регион заканчивается. Много осталось недосказанного за кадром, а хочется показать и рассказать подробнее. Об этом в следующих материалах.