Турист YurijTravel (YurijTravel)
YurijTravel — был сегодня 10:09

Никосия, Какопетрия — Кипр Июль 2021

Сидеть на одном месте две недели — это не наш принцип познания новой страны! Так было всегда, так будет и с Кипром. В течении двух дней, проведенных в восточной части острова, мы постарались познакомиться со всеми его основными природными и духовными достопримечательностями. В принципе, там можно было бы «зависнуть» и еще на пару деньков — уж очень нам понравились уютные пляжи тех мест, но тогда было бы сложно уложиться в запланированный график по знакомству с другими частями греческого Кипра.

Итак, следующей нашей точкой будет столица Кипра — город Никосия. Он, как и когда-то — Берлин, в результате межэтнического конфликта между турками и греками, тоже оказался поделен между ними пополам и был разделен стеной. Расстояние переезда до него от Протараса относительно небольшое — 94 километра и при хорошем качестве дорог А3, А2 и В1, которые вели к столице, это — пустяк…

Никосия

Выехав в 9:30, не спеша через пару часов прибыли в отель Altius boutique hotel, 3* (35 Eu/1n). Странно, что на всех указателях было — Lefkosia. Поначалу это немного путало, но потом привык — это Никосия! Заселившись в отель, стали думать, как провести этот день и с чем познакомиться. В Никосии есть что посмотреть и ещё дома мы наметили эдакую самостоятельную экскурсию по городу с посещением Византийского музея, Музея классических мотоциклов, Дома Хаджигеоргакиса Корнесиоса — первого его владельца, который был сборщиком налогов и одним из самых богатых жителей города. Из духовных раритетов — Церковь Богородицы Фанеромени — один из самых крупных православных храмов острова. Ну и, конечно, Венецианские крепостные стены и Ворота Фамагусты.

Но все эти планы нарушила необычная для нас жара. На улице была температура +42, на асфальте можно было жарить яичницу и никуда из прохладной комнаты выходить не хотелось. В последний раз такую жару я испытал в студенческие годы, когда в середине 60-х мы в составе комсомольского стройотряда возводили какие-то домики в поселке на полуострове Мангышлак в Казахстане. Работы на палящем солнце прекращали тогда в 12 часов дня, лежа на кроватях, обматывались смоченными в воде простынями и выходили снова на стройку около 5 часов вечера, работая до темноты. Сколько тогда было градусов — точно не помню, но даже местные верблюды, все куда-то исчезали в этот послеполуденный промежуток времени.

Поэтому со всеми этими достопримечательностями мы, к сожалению, познакомились только теоретически — по информации интернета и фотографиям, а вышли прогуляться уже после пяти часов вечера, когда жара немного спала до +38…

Задав по навигатору Maps.me главную пешеходную улочку Никосии — Ledra, без особого удовольствия прогулялись по этому маршруту, пройдя мимо довольно значительной части Венецианских крепостных стен.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

В конечном счете, навигатор вывел нас на улочку, которая уперлась в баррикаду, охраняемую парой солдат. Это и был кипрский вариант «Берлинской стены». Жители домов, между которыми была эта стена, как мне показалось, были отселены.

В другом переулке была просто баррикада, слепленная из разных мешков и бочек с песком. Конечно, преодолеть такую преграду для настоящих бойцов ничего не стоит, однако для рядовых местных граждан или туристов, это — стена!

Кипрский вариант «Берлинской стены»

Пешеходная торговая улица Ледра

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

После сытного ужина с холодным пивом уже больше ничего не хотелось и, вызвав такси, поехали в наш отель. Там покой и прохлада…

Уф! Завтра — снова в дорогу! Едем в горы — может быть там будет комфортнее — все-таки высоты будут уже около километра. По пути к следующему месту нашей ночевки в исторически значимом местечке Какопетрия, мы запланировали посещение этнической греческой деревни Фикарду (Fhikardou) и мужского Ставропигиального монастыря Махерас (Macheras).

Карта маршрута Никосия - деревня Фикарду - монастырь Махерас - Какопетрия

Деревня-музей Фикарду

Юго-западнее столицы находится довольно большой горный массив Троодос, в котором есть много своеобразных и интересных для любознательного туриста, деревень. Большинство из них заселены и многие выглядят вполне прилично из-за того, что жители побережья, спасаясь от летней жары, покупают в такой горной местности дома и перестраивают их на более современные. Но для ученых и туристов, конечно, интересны такие поселения, которые сохранили свой неповторимый первозданный облик, созданный сто, двести или более лет тому назад. И такие деревни на Кипре есть.

Вот в одну из них — под названием «деревня-музей Фикарду», мы и направились из кипрской столицы по дорогам F904 и Е916. Ехать недалеко — всего каких-то 35 километров на юг от Никосии.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Вот вскоре показались черепичные крыши этой деревни и на небольшой стоянке стоял уже туристический автобус с «нашими», закончившими экскурсию, туристами. Любезная девушка-гид показала нам направление, с которого надо начинать осмотр и мы пошли знакомиться с этим раритетом. Деревушка интересна тем, что по сути это как бы большой музей. Сейчас в ней живет всего несколько человек, а каких-то лет сто назад — около 130 жителей. Урбанизация сделала свое дело и деревня опустела. Интересно, что покинутые дома никто не заселял, поэтому в них нет следов современных строительных материалов.

Первой на нашем пути оказалась Церковь Апостолов Петра и Павла. Небольшое и весьма скромное здание, построенное в первой половине XVIII века. Двери в нее были закрыты и говорят, что она раньше функционировала только 29 июня в день памяти святых апостолов. О! Это было всего пару дней назад! Однако, по последним данным, сейчас Тамасосская митрополия позволила проводить службу в церкви один раз в месяц.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

На Кипре существует Департамент Древностей (Department of Antiquities), который отвечает за состояние таких исторических и архитектурных раритетов. И вот под его руководством вся эта деревня была восстановлена и объявлена Памятником старины (Ancient Monument).

В доме Кациниороса (Katsiniorou), названного так в честь его последнего владельца, сейчас организован небольшой музей. Он вобрал в себя многие особенности архитектуры XVI века. На верхнем этаже располагалась жилая площадь, а первый этаж был предназначен для прессования винограда, хранения вина и других сельскохозяйственных продуктов, а также для хранения инструментов.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Дом-музей меблирован в соответствии с бытом той эпохи, с тем чтобы отразить повседневную жизнь их обитателей. Инструменты и принадлежности, связанные с сельской жизнью, собраны и выставлены на первом этаже. Кроме того, в музее есть выставка фотографий, рисунков и рукописей, касающихся сельских домов и рассказывающие о процессе их восстановления.

Когда деревня была обитаемой, местные жители занимались и выращиванием винограда. Думаю, что технология приготовления вина в кипрских деревнях вряд ли существенно изменилась. Наверно, также по созреванию винограда, его расстилают на недельку-другую для сушки на земле, делая эдакий «виноградный ковер». Обычно таким способом на Кипре делают Командарию − сладкое вино, из смеси местных сортов винограда Мавро и Ксинистери. А потом оно «доходит» и сохраняется вот в таких огромных глиняных сосудах.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Ученые полагают, что район Фикарду-Махера, в котором мы сейчас находимся, был заселён в сложный период истории Кипра между V и VIII веками. Тогда из-за борьбы против язычников и арабских набегов часть населения из соображений безопасности была вынуждена уйти в горные районы. Для своей безопасности они разделились на несколько, способных защитить себя, кланов Махерас (махера по-гречески означает нож − μαχαίρι). Отсюда близко и до испанского — Мачете! Позже всю территорию их обитания и близлежащие горы стали называть Махера, как место, где живут «боевики с ножами». Так что, обитатели этих домов были очень даже способны постоять за себя!

Ну, а что касается названия нашей деревни — Фикарду, есть гипотеза, что из четырёх существовавших тогда кланов, два объединились и прозвали себя как «пристанище беглецов» (κρησφύγετο των φυγάδων). Потом укоротили название до Figandrioi, а деревня, где они проживали, получила название Figandrious, которое со временем превратилось в Fikardou (Фикарду). Как видим — все просто…

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Специалисты считают, что большинство домов этой деревни относятся к XVIII веку, хотя есть постройки и XVI века. Видно, что в лице этой деревушки киприоты хотят сохранить кусочек своего прошлого и это им удается. Дома в основном двухэтажные, построены из плохо подогнанных камней — никаких инструментов для резки и подгонки камней тогда в руках этих киприотов не было. Видно, что в щели между большими камнями укладывались более мелкие камушки. Такой вариант кладки мы на Кипре повстречали ещё в старой деревне — Какопетрии. Вот, например, эти разноцветные вставки хорошо видны на снимке стен домов.

Прогулявшись по узким улочкам, отметили, что для «заброшки», где постоянно живёт только несколько жителей, она выглядит довольно ухоженной. Ну, а в тех домах, где организованы небольшие экспозиции и музейчики, вообще полный порядок!

Фикарду является довольно «раскрученным» местом и в нем всегда много туристов. Но и местные жители охотно наведываются сюда. Вокруг тишина, спокойствие и красивые горные склоны. Киприоты не мыслят посещение какого-нибудь интересного места без того, чтобы потом не посидеть в таверне. Вот как раз, в том месте, где мы оставили нашу машину на краю деревни и видно такое местечко…

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

А правее ее, на стенке, подпирающей горный склон, видны какие-то памятные обелиски. Подойдя ближе, поняли, что это памятники борцам ЭОКА — организации, боровшейся как с британскими, так и с турецкими оккупантами. С ними мы еще встретимся на подъезде к другой туристической деревне, скорее даже городку — Какопетрия.

А пока выезжаем ко второй знаковой точке этих мест — Ставропигиальному мужскому монастырю Кипрской православной церкви — Махерас (Machairas). Он расположен недалеко — километрах в десяти в соседней горной деревне Лазанья.

Монастырь Махерас

Вот за одним из поворотов горного серпантина показались крыши этого монастыря. С трудом удалось чуть притормозить, чтобы сделать это фото. К недостаткам довольно комфортных кипрских дорог я бы отнес полное отсутствие т.н. View Point — мест, с которых открываются красивые пейзажи или интересные объекты и на которых можно безопасно припарковаться для творческой фото-остановки или просто отдыха. К сожалению, не встречались такие точки на всем нашем почти тысячекилометровом маршруте по острову. А если что-то и было, то в крайне неудобных местах.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Еще немного и мы прибыли на парковку монастыря. Пока, кроме нас, на нем была только парочка легковых машин. Поднявшись по каменной дорожке, подходим ко входу, с двух сторон которого выставлены две довольно впечатляющие мозаичные фрески.

Монастырь имеет в своём плане прямоугольную форму. Его главный вход смотрит на восток, а второй расположен с западной стороны. Все здания выполнены в византийском стиле. Этот монастырь был основан в XII веке и его главной реликвией стала обнаруженная в пещере икона, рядом с которой нашли нож — Махерас! Что это? Случайное совпадение или привязка к легенде места?

Согласно легенде, один отшельник контрабандой вывез икону, приписываемую руке апостола Луки. Эта икона Богородицы хранилась в тайном месте в пещере, пока её не обнаружили два других отшельника, святые Неофит и Игнатий, прибывшие сюда из Палестины в 1145 году. Чтобы добраться до неё им пришлось использовать длинный нож для расчистки пути от зарослей, по этой причине икона получила название Махаиротисса, образованное от греческого слова μαχαίρι (нож). От названия иконы получил своё имя и монастырь, основанный на этом месте.

Интерьер церкви классический православный и его формируют иконы, канделябры, каменные полы и настенные фрески. Центральное место в церкви занимает икона Богоматери.

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

В настоящее время в монастыре проживают около 30 монахов, обеспечивающих себя за счёт сельскохозяйственной деятельности.

Здесь тоже остался след от деятельности членов ЭОКА — борцов за назависимость Кипра от британского владычества. Таковым здесь был один из его лидеров — Григорис Афксентиу, погибший в неравном бою в окрестностях монастыря в марте 1957 года. Его смерть была очень мучительной — он погиб от подожженного в убежище бензина…

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Познакомившись с монастырем Machairas, выезжаем к месту нашей следующей ночевки в деревню Какопетрия. До неё 72 км горных серпантинов. Это почти два часа езды…

Борцы сопротивления ЭОКА

На подъезде к Какопетрии, в одном из поселений снова встречаем памятник героям ЭОКА. Пожалуй, это самая героическая четверка воинов, прославившихся в борьбе за независимость Кипра. Они тоже пали в неравном бою с британскими солдатами. Как известно, Национальная Организация Кипрских бойцов (ЭОКА) была основана греками-киприотами в середине 1950-х годов. Их целью было изгнание британцев и присоединение Кипра к Греции.

Сколько молодежи участвовало тогда в этом движении! Вот реальные фотографии этой героической четверки. Все как на подбор — молодые красавцы! Греки — киприоты-патриоты…

Автопутешествие по Кипру - 3. Никосия, горные деревни и монастыри

Это движение было сродни такому же сопротивлению и борьбе, которое вели ОУН-УПА в Украине (Организация украинских националистов и Украинская Повстанческая Армия), боровшись со всеми, кто посягал на ее самостоятельность и целостность — с поляками, немцами, Советами. Масштабы борьбы, правда, по сравнению с практически одиночными киприотами, были не сопоставимы… …

Как известно, 16 августа 1960 года Кипр получил независимость от Британии, за исключением нескольких территорий, на которых и по сей день есть британские военные базы — одну из них мы видели на полуострове Каво Греко. Воссоединиться с Грецией помешали разные внутригреческие «терки» в 60-70-х годах, типа «чёрных полковников», ну, а потом и турки подоспели со своим разделением острова…

---------

Приехав в деревню Какопетрия, больше похожую на небольшой городок, заселились в Отель Hellas Hotel, 3* (50 Eu) и после небольшого отдыха, несмотря на необычную для горной местности жару +37, прогулялись по ней и заглянули в ее Old Village, расположившуюся как бы на острове между двух речушек.

Но это уже будет другая история.