Турист Елена (sonnenschein)
Елена — была 26 марта 17:01
Отпуск закончился, начались суровые будни.

Швангау — Германия Апрель 2021

Пасхальные праздники в этом году в Германии проходили скучно. С одной стороны СМИ рапортовали, что ситуация с пандемией под контролем, количество заболевших падает, но с другой стороны у нас все было закрыто. Зловредный вирус очень любит гостиницы, рестораны, бассейны, массажные салоны, музеи, театры, замки и промтоварные магазины, а вот работу игнорируют. Недаром у него название «корона», не вирус, а аристократ. Встал вопрос куда податься на пасхальную неделю, ведь и граница на замке. Погода тоже внесла свои коррективы, всю неделю обещали проливные дожди. В единственно «сухой» день решили съездить в Баварию и навестить замок Нойшванштайн.

Лебединый замок для романтичного короля

Сказочные замки Нойшванштайн и Хоэншвангау видны на подступах к коммуне Швангау.

Замок Нойшванштайн в переводе «Новый лебединый камень». Такое романтическое название замок получил от баварского короля Людовика II. На этом месте находились руины старой рыцарской крепости. Как писал юный король своему другу Рихарду Вагнеру «лучшего места для нового замка просто не отыскать». Так на крутой скале, которая возвышается над Альпийский озером (Альпзее) и ущельем Пеллат в 1869 году началось строительство нового замка. На заднем плане горы Тегельберг и Зойлинг. В доковидное время на Тегельберге работала канатная дорога. В деревне Швангау на небольшом утесе между Альпийским и Лебединым озерами стоит «старый» замок Хоэншвангау, вотчина графов Швангау.

Лебединый замок для романтичного короля

Замок от нас в двух часах езды, ехали не торопясь, полагая, что раз замок закрыт из-за ограничений, то и народу быть не должно. Очень удивились, что первая парковка в деревушке Швангау уже с утра была практически заполненной, при том, что цена парковки 7 евро. Я планировала пройтись по ущелью Пеллат, а потом подняться к замку, пока изучала карту на остановку приехал городской автобус, заполненный под завязку китайскими туристами.

Граница давно закрыта, откуда такое количество выходцев из Азии. Видимо это студенты, которые учатся в Германии. На улочках Швангау несмотря на закрытые рестораны и магазины туристов хватало, муж шутил, что он единственный немец в этой толпе. Это не первое мое посещение замка Нойшванштайн и особенного расстройства из-за того что он будет закрыт я не испытывала. Тем более на сайте замка размещена информация, что здесь до 2022 года проходит реконструкция. Удивительно было видеть, что такой яркий, шумный и гостеприимный Швангау сейчас тихий и сонный.
Лебединый замок для романтичного короля

Обычно от толп туристов здесь не протолкнуться, от обилия сувенирных магазинчиков, ресторанов и кафе разбегаются глаза. Сейчас все чинно, магазины закрыты, сувенирные лавочки переквалифицировались продавать кофе и брецели на вынос, заодно и туристическую мелочевку, типа магнитика можно купить.

Но, все очень скромно, практически из-под полы. Довели немцев, что они стали изворачиваться.

Лебединый замок для романтичного короля

Я пошла по тропинке к замку, а муж остался бродить по деревне. Поразительно, что в нашем Зингене в начале апреля пышно цвела магнолия, нарциссы и гиацинты, а здесь в предгорьях Альп еще и подснежники не проклюнулись.

Природа оставалась во власти зимы, то и дело попадались островки снега.
С небес срывалось нечто непонятное, то ли мелкий дождь, то ли мокрый снег. Первый раз я посетила замок в мае 2006 года. Наша семья проехалась на бричке, запряженной тройкой резвых лошадок, кучером был баварец в национальной одежде с лихо закрученными усами. На конечной станции, перед замком посетителей встречал ресторан с отменным баварским пивом и колбасками.

Лебединый замок для романтичного короля

Сейчас все тихо: лошадки отдыхают в королевских конюшнях, в ресторане на террасе хозяин предлагает пончики редким гостям, торговли нет. Смотрю на замок в туманной дымке и думаю, что это не «Лебединый замок», а замок Спящей красавицы.

Уснул лес, уснули птицы, уснул замок, уснула стража. Все закрыто, никто не попадет во владения Спящей красавицы, не увидит сказки.

Лебединый замок для романтичного короля

А сказка красивая! Чего только стоят такие названия: «Регин кует для Зигфрида меч Грам» или «Тристан и Изольда в саду замка Корнваль», а это только фрески на стенах замка. Настоящее великолепие-это мраморный Тронный зал, выдержанный в византийском стиле- «Зал Святого Грааля из Парсифаля», лучше только Певческий зал.

Фотография из интернета. Тронный зал.
Он занимает всю восточную часть пятого этажа. Стенные панно, здесь изображают сцены «Легенды о Парсифале».
Фотография из интернета. Певческий зал
По задумке короля замок состоит из трех мотивов: замок Святого Грааля, замок Лебединого рыцаря Лоэнгрина и замок Тангейзера. Весь дворец ода любви к операм композитора Рихарда Вагнера. Замок короля, который в свои 23 года до сих пор живет в мире грез, за что и получает прозвище «Сказочный король». В мае 1868 года началась подготовка к строительству дворца. Подорвали вершину скалы, расчистили площадку и проложили водопровод.

Лебединый замок для романтичного короля

Работы не прекращались ни днем, ни ночью в течение десяти лет. Проектом руководил Эдуард Ридель, каждый чертеж согласовывался непосредственно с королем. Хотя замок оставался незаконченным, в 1884 году Людовик II переселяется во дворец. Обзорная площадка перед замком заполнена туристами.

Все стремятся запечатлеть себя на таком потрясающем фоне.

Лебединый замок для романтичного короля

Перед воротами в замок тоже небольшая очередь для селфи, но виды попроще, большая часть дворца в строительных лесах и ухватить красивый кадр сложно.

Основная часть замка выполнена из мрамора, его привозили из Зальцбурга.

Лебединый замок для романтичного короля

Портал и эркер из песчаника. Не самый практичный материал, его нужно постоянно чистить, поэтому реконструкции неизбежны. Внешнее оформление замка в стиле неоготики, прототипами послужили замки Вартбург и Хоэншвангау. Внутренний интерьер прослеживают тесную дружбу короля Людовика II и композитора Рихарда Вагнера. В каждой из основных комнат стены расписаны сценами из опер композитора. Замок великолепен, кто здесь еще не побывал очень рекомендую к посещению после реконструкции.

Реклама постеров напротив замка. Профессиональная съемка.

В противоположной стороне от замка находится еще два озера: Форггензее и Баннвальдзее. В пасмурную погоду вид не очень, а при солнышке красивая панорама.

Внизу между скалой и горой Зойлинг находится ущелье Пеллат. У меня было желание увидеть мост Марии и подняться чуть выше по скалам, чтоб увидеть замок и озера во всей красе. В интернете прочла, что зимой 2020 года случился камнепад. Мост Марии пострадал, для туристов он временно закрыт.

Лебединый замок для романтичного короля

Была надежда, что за год мост восстановили, но таблички по пути сообщали, что проход к мосту и ущелью закрыт. Возле замка стояла оградительная сетка. Одна украинская пара и я пытались обойти препятствие, но сетка заканчивалась обрывом и густым лесом. Потоптавшись на месте решила пойти через лес другим путем, но и с той стороны было все огорожено. Пошел снег и пора возвращаться в Швангау.

За время моего отсутствия муж купил кофе и баварскую шляпу. Попытались пройти ко второму замку-Хоэншвангау. Но и здесь нас постигла неудача, весь замок по периметру огорожен железным забором.

Лебединый замок для романтичного короля

Просочиться можно было, но рисковать не стала, неизвестно какой штраф за такое самоуправство получишь. Хоэншвангау был родовым гнездом баварского короля Людовика II.

Лебедь на крыше замка считается символом графов Швангау, чьим потомком был король (Шван с немецкого языка лебедь). Отец Людовика II-король Максимилиан II-приобрел руины этого замка будучи еще кронпринцем.

Лебединый замок для романтичного короля

В 1832 году замок заново обустроили по проекту архитектора Доминико Квальо. С балкона этого замка молодой Людовик следил за строительством своего первенца-замка Нойшванштайн.

Проходим мимо королевских конюшен и музея баварских королей. Здесь тоже сонное царство, все закрыто до лучших времен. Пошли гулять к Альпийскому озеру. Несмотря на пасмурную погоду и периодически срывавшийся снег, гуляющих было предостаточно. Чем и пользовались лебеди-попрошайки, утки от них не отставали.

Лебединый замок для романтичного короля

Альпзее находится в ложбине между крутыми холмами. В солнечную погоду цвет воды плавно меняется с бирюзового на изумрудный. Перед нами озеро предстало сизым с металлическим отливом, а Альпы скрылись за пеленой тумана.

Гуляла вокруг озера и размышляла об удивительной и трагической судьбе баварского короля. Романтичный и замкнутый юноша взошел на престол в 18-летнем возрасте. Как сам писал в своих дневниках на престол его не готовили, что представляло собой королевство и политику знал слабо.

Лебединый замок для романтичного короля

Воспитывали его няньки и гувернеры, мальчик рос одиноким. Про свою мать он говорил, супруга моего отца. В 16 лет на премьере оперы «Лоэнгрин» в мюнхенском придворном театре познакомился с Рихардом Вагнером.

Будущих король становится восторженным поклонником композитора и на всю жизнь становится его меценатом. Идеалист, разочарованный махинациями правительства, Людовик II покидает нелюбимый Мюнхен и перебирается в родительский замок Хоэншвангау. Здесь он может создавать свою иллюзию идеального мира. Воплощать в мечты в создании замков: Нойшванштайн, Линдерхоф, Херренкимзее. Все дальше удаляясь: «в сумерки богов благородного горного одиночества».

Лебединый замок для романтичного короля

Закончилось все трагедией. Сначала короля признали психически больным, а через три дня при загадочных обстоятельствах он утонул в водах Штарнбергского озера. Хотя бытует мнение, что 41-летнего Людовика просто утопили.

«Сказочный король» был всем неудобен.

Лебединый замок для романтичного короля

Королевство Баварии оказалось в проигрышной позиции между Пруссией и Австрией за передел земель, казна пуста, подточенная хищениями правительства и строительством авантюрных замков. Чудаковатый король, который все больше отстранялся от политики, странная любовь к Вагнеру и императрице Елизавете (Сиси). Людовик II стал идеальным козлом отпущения. Его смерть устраивала всех, даже инвесторов замков. Сразу же после смерти короля, замок Нойшванштайн открыли для публики, хотя часть помещений так и не была закончена. За десять лет смогли не только «отбить» свои инвестиции, но и удвоить прибыль. Непонятый при жизни король после смерти становится символом Баварии. Королевские замки Людовика II стали главной достопримечательностью Германии.

Именно Нойшванштайн вдохновляет Петра Чайковского на балет «Лебединое озеро» и Уолта Диснея на создание мультфильма «Спящая красавица». Даже из дня рождения короля, 25 августа сделали пафосную традицию. Хотя, народ, единственный кто любил своего короля, ему дали ласковое прозвище «Кини». Стражники пытались защитить Людовика, когда мюнхенская комиссия приехала его арестовать в первый раз. Откровенно слабый политик, совершивший ряд стратегических ошибок, доверявший своим министрам, месяцами не появлялся на заседаниях правительства, от маломальской проблемы сбегал к своему другу Вагнеру в Швейцарию.

Лебединый замок для романтичного короля
В тоже время, благодаря его стараниям построена Академия изящных искусств и Технологический институт в Мюнхене, построена железная дорога. Король Людовик, как сейчас модно говорить был продвинутым пользователем. Развивал телеграф, телефон, ввел в своих замках электрификацию и пользование лифтом. Планировал построить четвертый замок поз названием «Разбойничье гнездо Фалькенштайн», успел только обустроить охотничий замок-хижину Шахен. В моих глазах король навсегда останется мечтателем.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия