Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 13:11

Поповка — Россия Сентябрь 2019

Впервые я услышал про «Дом со львом» Уникальная роспись в чудесной глухомани в 2013 году, когда отдыхал под Хвалынском «Пещера монаха» в разных ипостасях: центр реабилитации и пещера. Но вот попал туда лишь в сентябре 2019 года.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Я как раз вернулся из Балашова и увидел предложение съездить в Поповку на открытые дни реставрации в Доме со львом. Число мест было ограничено, но я успел вовремя записаться.

Начиная с лета 2011 года, в «Доме со львом» проходили волонтерские лагеря. До момента нашего приезда в Поповку прошло 15 волонтёрских лагерей, на которых побывало более 200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Хвалынска.

Волонтёры корчевали сорняки, выносили мусор (только с чердака вынесли множество луковой шелухи), чинили крышу, ставили забор.

В 2014 году во дворе «Дома со львом» был построен культурный центр «Новый дом» («культурочка» как называли его члены команды).

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Находится «Новый дом» на окраине села и за ним раскинулись степные просторы.

В 2019 году с «Домом со львом» работала одна из лучших команд в России в области реставрации деревянной архитектуры. В их портфолио — восстановление церквей в Вологодской области, терема в Асташово, крепости Форт-Росс в Калифорнии.

Улицы Саратова были перерыты и по центру города приходилось ходить с осторожностью, порою обходя центр города по параллельным улицам.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Хотя Поповка находится во Хвалынском районе, но находится в стороне от Хвалынска и далеко от Волги.

Обычно в Хвалынск мы ездили по правому берегу Волги, но наш водитель посчитал, что будет быстрее доехать по левому берегу Волги через Балаково. В результате мы дважды пересекали Волгу, что туда, что обратно. Из Балаково мы вернулись на правый берег Волги по автомобильной дороге проложенной по плотине Балаковской ГЭС.

Деревянные сооружения нам стали попадаться еще на подъезде к Поповке.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

В самом селе много старых деревянный домов, побитых временем и стихиями.

Но эти дома выглядят лучше, чем когда-то выглядел «Дом со львом». Рядом с ним находится похожий дом.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

В Поповке появились вот такие указатели.

В Поповке нас встречал Максим Музалевский — координатор Открытых дней.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Встреча началась как раз с посещения культурного центра, где временно размещаются волонтёры, регулярно приезжающие помогать в реставрации дома.

Внутри помимо импровизированной кухни и столовой есть библиотека.

Число волонтёров в 2019 году в отдельные дни достигало несколько десятков человек.

Помимо работ по реставрации дома волонтёры расписали заборы вокруг дома.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Интересна отделка внутри верхней части культурного центра.

Перед нами выступили руководитель проекта «Дом со львом» Юлия Терехова

и реставратор из Вологды Антон Мякишев.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Юлия рассказала об истории «Дома со львом», как происходил поиск денежных средств на реставрацию, о трудностях и перспективах.

Антон поведал об отдельных нюансах реставрации дома.

Материалом для строительства дома являлась ель. В качестве строительной и конструкционной древесины ель применяется почти везде, как в интерьерных, так и в экстерьерных приложениях. В домовом строительстве она находит применение при строительстве крыш, деревянной обшивки, перил, лестниц, каркасов стен и потолков, полов, окон, дверей и ворот.

В настоящее время в Саратовской области такого материала не встретишь.

(Из Интернета)

И эта ситуация сложилась не сегодня. Площадь лесов в Саратовской области уменьшилась в XIX веке на 200 тысяч гектаров из-за активного сельскохозяйственного освоения и интенсивного лесопользования и в XX веке на 100 тысяч гектаров из-за строительства ГЭС. Еще в 1903 году В. И. Смирнов исследовал северо-восточные уезды Саратовского Правобережья, в том числе Хвалынскиий уезд. Им были отмечены уменьшение площадей сосновых боров и сильная вырубленность среди чернолесья, исчезновение некоторых ранее отмеченных здесь видов растений. Видимо к тому времени еловые леса уже исчезли.

По данным саратовских лесхозов, начиная как минимум с 1960 года, из хвойных на территории области присутствуют лишь сосна, да еще в небольшом количестве лиственница. Поэтому строительные материалы в виде нестандартных восьмиметровых досок для реставрации были привезены с севера России — с Вологодчины.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Стены дома подняли норвежской системой лифтинга и между зданием и землей образовался небольшой прогал.

Благодаря этому техническому решению фрески остались целыми, но пострадала печь.

Была снята обшивка и нормальные доски были оставлены, а трухлявые заменены.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Когда мы приехали, то наблюдали такую картину — волонтёры красят часть стены.

Примечательный момент — дом был раньше покрашен частично, поэтому решено соблюсти историческую реальность в покраске.

Еще один нюанс — хозяева старались облагородить и приукрасить лишь парадную, выходящую на улицу часть дома. Даже резные узоры ближе к внутренней части двора исчезают.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Показательна стена со двора, где хозяева даже и не пытались убрать торчащие доски.

В прошлом веке была попытка ремонта, но брёвна были не ошкурены, что привело в размножению древоточцев, поэтому новые брёвна в основании хорошо зачищены.

Когда я фотографировал брёвна, то обратил внимание на сарай в соседнем дворе

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

— такая же участь ждала «Дом со львом». Правда рассказывают, что хозяева вообще хотели его разломать.

Шифер на крыше заменили на металл и крыша меньше стала давить на здание.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

В тот период когда дом поднимали — работали четверо реставраторов, ныне — осталось двое.

Помимо Антона — еще Артём.

После обстоятельного рассказа мы побывали внутри «Дома со львом», поднявшись и спустившись по импровизированной лестнице.

Антон рассказал об инструментах, которые используются при реставрации.

Показал как их используют[

и наши товарищи попробовали себя в роли реставраторов.

На стене мы увидели итог работы некоторых из инструментов, когда кажется — несколько досок, но на самом деле — это одна доска.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Вот такие чудеса скрываются в российской глубинке.

После этого мы попрощались с «Домом со львом» и отправились на прогулку по селу. Но это уже другая история.

Обратно мы снова возвращались через Балаково.

Поездка на открытые дни реставрации в «Доме со львом»

Вернулись в Саратов, когда уже стемнело.