Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — сейчас на сайте
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Жуковка — Россия Июнь 2021

Городок Жуковка в Брянской области мало кому известен. Жуковка город молодой и основные события российской и советской истории обошли его стороной.

В августе—сентябре 41-ого эти места обороняли бойцы 50-ой армии. Чуть в стороне от Жуковки, на трассе Брянск-Смоленск, установлен Мемориал советским войнам.

Немцы ударили южнее Рославля, и в котёл попали сразу несколько армий. Про 50-ую армию первого формирования историки писать не любят. Она участвовала в Рославльско-Новозыбковской наступательной операции, однако далее оказалась разгромлена. Многие солдаты попали в плен.

Когда я бываю в Жуковке, неизменно гуляю по лесу. В некоторых местах сохранились окопы, прорытые бойцами 50-ой армии. Они идут вдоль Десны.

Или эхо прошедшей войны

Рядом в лесу остатки ям по типу землянок. По словам местных жителей, у немцев в этом месте был штаб.

Брянская область настоящий кладезь истории. Почти в каждом её городе имеется музей, чего не скажешь про Жуковку. Пытаясь разобраться в событиях 41-ого года, я опрашивал стариков, но толком ничего не выяснил.

Зная мой интерес, соседи сказали, что есть некий человек, который проводит для детей экскурсии о ВОВ. Позже мне дали телефон. Я позвонил и минут сорок проговорил с Валентином. Мой собеседник оказался поисковиком.

Позже мы ещё и ещё общались по телефону. Я попросил, взять меня на раскопки. Валентин согласился, однако в этот год не получилось по времени. За несколько дней до моего приезда ребята подняли партизана, или вернее человека одетого в гражданскую одежду. Никаких документов он не имел, но, судя по найденному обрезу, являлся именно партизаном.

Я расстроился. Валентин это понял и предложил кое-что посмотреть. Как далее выяснилось, мой новый знакомый — командир поискового отряда Русич. Отряд образовался 10 лет назад. Супруга увлечение мужа разделяет и всячески его поддерживает.

Поисковики — увлечённые историей люди. Кто-то ездит на дорогие курорты, тогда как эти ребята, выкраивая свободное от работы время, копают в местах боёв, возвращая из небытия имена пропавших без вести. Помощи от государства практически не получают.

— Что ими движет? — спросит читатель.

Если при виде обычных останков человек испытывает религиозный трепет, то при подъёме бойца, наоборот, появляется чувство радости, как от встречи со старым знакомым.

Солдат погиб, выполняя свой долг, но про подвиг родные так и не узнали. И вот теперь, когда найдены останки, красноармейцу возвращено честное имя. Он не сдался в плен — он отдал жизнь за Родину на поле боя!

В общем, если есть в наше непростое время праведники, то это именно поисковики!

За прошедшие годы из находок отряда собралась коллекция.

Мне и моему сыну Валентин продемонстрировал целую кучу артефактов.

Или эхо прошедшей войны

Там были солдатские котелки, проржавевшие стволы, каски, неразорвавшиеся гранаты, гильзы, затворы, ножи… и даже пуленепробиваемое стекло от немецкого танка.

Про немецкий шнапс и вина я слышал неоднократно.

Фронтовики рассказывали, как немцы ходили в атаку подшофе. А вот как выглядели бутылки, я увидел впервые.

Примыкая штык к винтовке Мосина, красноармейцы смазывали его специальным раствором, вызывавшим заражение крови.

Или эхо прошедшей войны

Кто-то из ребят Русич может вполне спокойно работать в поле или в лесу с лопатой, а у других спина сразу отваливается. Такие бойцы получают от командира особые задания. Например, восстановление найденного оружия. Не для стрельбы, конечно, а чтобы продемонстрировать детям.

Впечатление было сильным! Соприкоснувшись с историей, мы потеряли чувство времени. Но, сказать по правде, я думал, что на этом коллекция заканчивается. Увы, ошибся. Добивая сознание, Валентин явил нам целую кучу ящиков.

Или эхо прошедшей войны

Мы носили их на скамейку, раскрывали и поочерёдно изучали содержимое.

Не могу сказать? что я полный ноль в вопросах Великой Отечественной.

Или эхо прошедшей войны

Здесь же почти каждая деталь, дополненная рассказом, стала открытием.

Верхняя часть ящиков предназначалась для пояснений и фотографий.

Или эхо прошедшей войны

На нижней в вырезанных нишах артефакты. Их разрешается брать в руки для ознакомления.

Несколько лет назад на одной из машин в родном городе Валентин увидел надпись «Спасибо деду за Победу» рядом с немецкими пехотинцами. Хозяйка автомобиля о подвохе не подозревала, и солдат Вермахта разместила без злого умысла.

Или эхо прошедшей войны

Зато Валентин крепко задумался. Это ему поисковику ясно и понятно где чья каска и форма, тогда как обычные люди со многими деталями не знакомы.

В подобных случаях выручают музеи, а в Жуковке такового нет.

Или эхо прошедшей войны

Вот и решили Русичи создать свой музей, который можно перевозить с места на место.

Для дела использовали ящики, в которых хранились армейские дозиметры.

Или эхо прошедшей войны

И вот теперь, после долгих экспедиций и огромной работы, что была проделана после, музей поискового отряда может похвастаться самыми разными темами ВОВ, раскрытыми подробно и детально.

Повторюсь, поисковики выполняют столь нужную работу по подъёму красноармейцев в качестве добровольных волонтёров.

Или эхо прошедшей войны

Таким же бесплатным является и их музей.

Когда просят рассказать о войне, ребята не отказывают.

Или эхо прошедшей войны

Они часто выезжают с лекциями в школы, в учебные заведения и даже в детские сады.

Чтобы что-то найти, необходимо обладать знаниями.

Или эхо прошедшей войны

Прежде чем начать копать, приходится изучать архивы.

Среди экспонатов есть такие железки, которые лично я принял бы за детали трактора или просто не обратил внимания. Что касается Валентина, о войне он знает больше многих историков, заполнивших экран телевизора.

Вот как выглядела знаменитая немецкая мина «Бабочка».

Или эхо прошедшей войны

А это легендарный советский противогаз 2-У.

Особо ценным экспонатом является снайперская винтовка Вермахта. К ней прилагается шомпол для чистки ствола, тюбик для смазки и обоймы для патронов. Немецкие сапоги, дабы не стачивать каблук, были подкованы специальной подковкой.

Или эхо прошедшей войны

Перебегайте! Этим вы избегните смерти и вернётесь наверняка на родину, к жене и детям.

Понятное дело, в те годы Вы с большой буквы не писали. А вот слово Родина с большой буквы в СССР стали писать с середины 30-х. Листовку наверняка сочинил кто-то из эмигрантов.

Или эхо прошедшей войны

В первые годы войны особый упор фашисты уделяли пропаганде, разбрасывая над позициями советских бойцов листовки. Так называемые бомбы в воздухе раскрывались, усеивая землю бумажками. Брать их в руки бойцам РККА запрещалось.

Немцы печатали не только пропагандистские воззвания, но и бланки, с которыми предлагалось выходить из окопов и сдаваться в плен. Найденная листовка должна была служить удостоверением перебежчика.

Или эхо прошедшей войны

Одна из таких бомбочек в Брянском небе не раскрылась и упала в лес. Валентин с товарищами через много лет её нашёл. Немецкие листовки неотъемлемая часть коллекции.

Экспозиция после каждых раскопок пополняется.

Или эхо прошедшей войны

В настоящем, дабы продемонстрировать экспонаты, используется грузовик.

По особым дням, в том числе на 9 мая, бойцы отряда Русич выставляют музейную коллекцию на центральной площади родного города.

Или эхо прошедшей войны

Судя по находкам, немецкие солдаты и особенно офицеры, даже в окопах не забывали себя баловать. Интересно видеть посуду и столовые приборы, которыми они пользовались. Повар готовил второе и окопные аристократы вкушали пищу при помощи ножа и вилки.

На их фоне кружки, ложки и вилки советских воинов выглядят скромней.

Или эхо прошедшей войны

Спрашивается, как немцы в Брянской области выдерживали атаки комаров? Ответ прост — мазались кремами.

По словам Валентина, ему и товарищам неоднократно приходилось находить крема, великолепно сохранившиеся.

По своей срочной службе в ГДР помню, как мы, выкраивая деньги, покупали немецкие банки и тюбики, дабы избавиться от прыщей. Оказывается, мы пользовались известными брендами.

Или эхо прошедшей войны

Немецкий солдат носил на шее особый медальон со своими личными данными. Если он погибал, алюминиевый кружок ломался на две части. Одна отправлялась в Берлин, другая оставалась на теле погибшего.

Советский медальон представлял собой капсулу. Она завинчивалась и внутри хранился листок с личными данными красноармейца. Многие ребята такие капсулы с собой не носили из-за суеверия.

Или эхо прошедшей войны

Теперь же, когда поисковики находят капсулы, на истлевших бумажках сложно прочитать имя и фамилию. Зато на немецких пластинах до сих пор видны буквы.

Капсула очень странное решение, тем более что в различных подразделениях РККА ещё с 30-х годов существовали увольнительные жетоны.

Солдат, в случае проверки, предъявлял его патрулю. При возвращении в часть временный пропуск сдавался. На следующий день с подобной биркой за территорию выходил кто-то другой.

На фото увольнительные жетоны двух разных авиационных частей РККА.

У немцев увольнительные жетоны тоже были. Наши металлические артефакты чаще всего помечены острым гвоздём. У фрицев почти всегда и везде штампованные буквы.

Или эхо прошедшей войны

И всё РККА их сделала и причём по полной! На просторах СССР земля до сих пор хранит большое количество немецких фляжек, котелков и касок.

Поисковый отряд Русич начинал деятельность в родных Брянских лесах. В последующем фронт работы расширился.

Среди находок не только артефакты Великой Отечественной, но и Первой Мировой. Вот как выглядела пряжка Российского солдата артиллериста.

Или эхо прошедшей войны

В качестве сувенира, дабы заинтересовать моего ребёнка, Валентин подарил две гильзы (от авиационной пушки и от пулемёта Дегтярёва), а также солдатскую кружку времён Первой мировой. По всей видимости, кто-то из бойцов постарше взял её с собой на новую войну с германцем.

У сына в школе есть небольшой музей Брестской крепости. Теперь мы ждём 1 сентября, чтобы дополнить его подаренными артефактами.

Огромное спасибо командиру поискового отряда Русич Валентину Золгину за его активную патриотическую деятельность, за создание музея и за экскурсию!