Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была вчера 21:32
Purity

Делавэр — США Июнь 2021

У солдата выходной, пуговицы в ряд,
Ярче солнечного дня золотом горят.
Часовые на посту, в городе весна.
Проводи нас до ворот,
Товарищ старшина, товарищ старшина.

М. Танич

Маленький, да удаленький

Теплое время года — это пора открытий, для свершения которых совершенно не нужно уезжать за тридевять земель. Достаточно просто оглянуться вокруг и обязательно найдешь что-нибудь любопытное по соседству.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Небольшой штат Делавэр, в котором вырос и чьи интересы целых 36 лет представлял в Сенате нынешний президент США Джо Байден, может похвастаться солидным запасом интересных мест для короткой поездки выходного дня.

Набережная Делавэр-сити

Я уже рассказывала об одном из его очаровательных старинных городков — Ньюкасле, а теперь подошло время показать его ближайшего соседа — Делавэр-сити.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Вообще, если исходить из того, что «сити» — это синоним слова «мегаполис», то сразу станет понятно, что с названием города его отцы-основатели (некая семья Ньюболдов из штата Нью-Джерси) очень сильно промахнулись. Все, что есть у Делавэр-сити масштабного — так это здоровенный нефтеперерабатывающий завод на его окраине и река Делавэр, на чьем берегу он притулился.

Делавэр - река широкая и глубокая. На Волгу нашу похож. Впрочем, мне трудно утверждать. Волгу, в отличие от Делавэра,  я видела только один раз.
Делавэр - река широкая и глубокая. На Волгу нашу похож. Впрочем, мне трудно утверждать. Волгу, в отличие от Делавэра, я видела только один раз.

Но в далеком 1801 г., когда Ньюболды основывали городок, они амбициозно надеялись, что со временем их поселение станет конкурентом самой Филадельфии (которая, напомню, была первой столицей юного государства!).

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Но не сложилось. В середине XIX в. окрестности Делавэр-сити прославились как персиковый край, в котором росло до 110 тыс персиковых деревьев, но постепенно и это с/х достижение сошло на нет. Так что, сейчас бывший претендент в «Новые Васюки» — это крошечный тишайший городок со старинными домиками на сонных улочках

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

и заросшим камышом затоном, по которому вместе со стаями цапель и диких уток ходят моторки и парусные яхточки

К воде ведут простые деревянные причалы.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Туда нам и надо, потому что именно они — портал, который перенесет нас во времени и пространстве

Верните мне мой 2007-й 1862-й

У причала на лавочке сидит очаровательная девушка в одежде времен Гражданской войны США (1861—1865 гг.), вышивает

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

и, между делом, проверяет билеты на паром, который словно лодка Харона (хм, сравнение, наверное, не очень удачное, но как еще назвать челнок между мирами?) отвезет нас на Pea Patch Island — Остров Гороховой Делянки, где в далеких 1862—1866 гг. томилось в плену 33 тыс солдат-конфедератов (тех, кто воевали на стороне Южных рабовладельческих штатов)

На фото - солдаты-северяне. Войска северян во времена Гражданской войны носили синие мундиры. Южане - серые.

Из-за острова, на стрежень…

Пи Пэтч Айлэнд — небольшой островок площадью около 1,5 км — родился лет 300 назад из отмели в русле реки Дэлавер. Как утверждают местные легенды, однажды на эту отмель налетело небольшое судно, перевозившее горох. Злак рассыпался по всему острову и (вроде как) прижился там и начал активно расти. Я не сильна в агрономии, но глядя на болотистые и топкие территории острова, меня терзают смутные сомнения о том, что там может расти что-то кроме камышей, осоки и популяций комарья

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Время в пути от Делавэр-сити до Пи Пэтч Айленд минут 10, не больше, но северяне (а штат Делавэр в той войне выступал на стороне Севера) могли не бояться того, что пленные южане могут сбежать с острова и добраться до города вплавь

Бурные воды Делавэра, паром до острова, а на заднем плане видны трубы гигантского нефтеперерабатывающего завода

Делавэр — река глубокая настолько, что спокойно может принимать контейнеровозы и гигантские нефтяные танкера. Такие, какие, например, не может принять наше Азовское море

А еще — течение реки очень быстрое и очень бурное. Даже с причала было страшновато смотреть на него. Утонуть в такой реке легче легкого даже опытному пловцу.

Крепи оборону!

Причалив к острову, мы загрузились в тележки, прицепленные к древнему пикапу, и медленной трусцой двинулись к Форту Делавэр

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Вообще, то строение, которое мы видим сейчас, — это «издание второе, расширенное и дополненное». Началось все с того, что французский инженер Пьер Шарль Младший (в последствии начертивший генеральный план города Вашингтон ДС, того самого, который в округе Колумбия) примкнул к американским колонистам, боровшимся за независимость своей страны от Великобритании. Он был среди ближайших соратников Джорджа Вашингтона, «приближавших День Победы, как могли»

В 1794 году, в поисках подходящего места для строительства форта, который мог бы защитить подступы к Филадельфии от атак британских войск, Пьер Шарль увидел Пи Пэтч Айленд на реке Делавэр, и решил, что лучшего места для оборонительного укрепления не найти

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

И все было бы здорово, но Остров Гороховой Делянки имел владельца — частное лицо. Некий доктор Генри Гэйл из Нью-Джерси использовал его как свое охотничье угодье. Военные предложили выкупить островок за 30 тыс долларов (немалые деньги по тем временам), но доктор отклонил их предложение. Тогда военные захватили остров и устроили на нем самострой, попутно начав судебный процесс по отжатию лакомого для них кусочка суши у упертого владельца.

В общем, в итоге суд бедолага-доктор проиграл, и остров стал полностью приенадлежать военным. Возведение крепости, изначально спроектированной в форме звезды, шло ни шатко, ни валко, пока в 1831 году не разразился пожар, в котором сгорела большая часть построенного.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

В итоге был начерчен новый план, и укрепление приобрело вид корявенького пятиугольника, окруженного рвом с водой, каковым и остается по сей день

О летучих мышах

Часть помещений форта является территорией обитания колонии летучих мышей.

Чтобы уберечь популяцию мышей от смертельно опасной для них эпидемии фунгуса, все туристы, заходящие в крепость и покидающие ее, должны пройти по специальным коврикам, пропитанным дезинфицирующим раствором. По этой же причине на остров запрещено приезжать в открытой обуви и привозить с собой домашних питомцев.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

О пользе летучих мышей и опасном для них заболевании рассказывают в ходе небольшой экскурсии по казематам. Вообще, этот тур — что-то вроде квеста «Найди летучию мышь». У нас, он, к сожалению, успехом не увенчался. Ни одной мыши обнаружено не было. Может, вам больше повезет

Впрочем, цель нашей поездки — отнюдь не мышиная возьня. Продолжу последовательно))))))

О людях.

На входе в крепость туристов встречает не только коврик-дезинфектант, но и колоритный доктор Джордж в одежде времен Гражданской войны. Он дает вводный курс о том, чем живет и дышит форт (напомню, что здесь время остановилось и все местные жители навсегда застряли в 1864 г.), попутно удивляясь тому, что новобранцы с семьями явились к месту службы одетыми совершенно неприлично — в одно только нижее белье (а именно так для человека родом из сер XIX столетия смотрелись бы современные мужские шорты и женские платья)

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Впрочем, он быстро сменяет гнев на милость и объявляет, что даже странно одетые новобранцы могут пройтись по укреплению и понять, что за жизнь ждет их в крепости

Вид на внутренний двор с крепостной стены

Мужчинам уже распахнули свои объятья кузница

и оружейный склад,

а женщин с нетерпением ждут тазы с утюгами

и плошки-поварешки у печи

Хотя люди, имеющие опыт работы в военных структурах, дают мудрый совет о том, что самое лучшее место в армии: подальше — от начальства и поближе — к кухне

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

если Вы владеете навыками письма гусиными перьями, то можно пристроиться в секретари к коменданту форта

Николай купил в сувенирном магазине крепости цилиндр и сразу стал похож то ли на Авраама Линкольна, то ли на фокусника ))

Там-то работенка будет почище

Обратите внимание:  вышеупомянутый Линкольн на стене. Мне эта традиция вешать президента на стену чего-то напоминает. Где-то я это уже явно видела )))
Обратите внимание: вышеупомянутый Линкольн на стене. Мне эта традиция вешать президента на стену чего-то напоминает. Где-то я это уже явно видела )))

Но не надейтесь на то, что Вам удастся найти жилплощадь при коменданстких хоромах

они, как и Москва, — не резиновые

Впрочем, даже коменданты-генералы в то далекое время были обречены на то, чтобы мыться в тазу и справлять нужду в ночной горшок

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Огонь, батарея, огонь, батальон!

Но довольно праздношатания! На лужайке, во внутреннем дворе крепости, нас уже ждет «Курс молодого бойца». Бравый старшина (или кто он там)

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

расскажет об особенностях стрелкового оружия сер XIX в., и, с помощью двух рядовых, покажет как его можно использовать

Форт Делавэр

Также они демонстрируют работу тяжелой артиллерии (которую нам, в наш приезд, к моему большому огорчению, увидеть не удалось)

Голуби летят над нашей зоной

За пределами форта расположился барак — один из таких, в которых жили военнопленные.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Дрянно они там жили, скажу сразу. Домики стояли прямо на болоте (привет, малярия!), а внутри них — нары и пара печек-буржуек.

В таких условиях нельзя было жить, только существовать. А иногда и существовать — невозможно. Так, из 33 тыс военнопленных и политзаключенных, содержащихся в Форте Делавэр, 2400 чел погибло от ран и тяжелых условий труда и проживания. И это еще считается неплохим показателем. В иных лагерях во времена Гражданской войны смертность была гораздо выше.

Самым последним пленником-южанином, покинувшим Форт Делавэр в январе 1866 г., считается Бантон С Харрисон — личный секретарь Джефферсона Дэвиса — Президента Конфедерации Южных Штатов. А самым молодым — рядовой Бейли Пейтон Ки — мальчишка 14-ти лет. Сбежал, наверное, дурачок, из дома, наслушавшись романтических бредней о военных подвигах. И получил жестокий урок. Бедная его мать, каким испытанием, наверное, для нее были все эти годы!

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Я свободен, словно птица в небесах!

Сразу от барака для военнопленных идет Тюремная тропа — трейл длинной чуть больше километра. Гуляя по этому маршруту, любители живой природы могут понаблюдать за пернатыми жильца острова. Пи Пэтч Айленд знаменит как место обитания ибисов, серых и белых цапель.

Стрельба на Острове Гороховой Делянки

Выше я писала о том, что северяне не боялись побегов пленников с острова. Сунуться в Делавэр и остаться в живых после заплыва в нем — это было сродни чуду. То, что не сделал человек, легко могла доделать природа. Несмотря на это, среди южан нашлись 52 счастливчика, которые умудрились сбежать с острова-тюрьмы. В честь этих отчаянных ребят, каждый год, во вторую неделю июня, Дэлавэр-Сити проводит соревнование «Побег из Форта Делавэр». Это триатлон, в ходе которого участники должны переплыть реку, пробежать и проехать на велосипеде определенную дистанцию, которая завершается финишем на большом поле за городом. И хотя я до сих пор не понимаю, как можно решиться переплыть Делавэр, я очень рада, что сейчас люди делают это по своему желанию, для удовольствия, а не ради спасения своей жизни.

К счастью, нам форсировать Делавэр совсем необязательно. Паром любезно доставит нас с Острова Гороховой Делянки 1864-го года в Делавэр-сити 2021-го. Всем желаю мирного неба над головой и путешествий — без границ!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия