Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:12
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Гобустанский район — Азербайджан Ноябрь 2010

Когда грязь является чудом

Грязевые вулканы — одно из удивительных чудес Азербайджана. Имеются здесь действующие, есть и потухшие вулканы. В советское время на них не обращали внимания. В период независимости статус заповедных зон получили 23 вулкана. Заур останавливает машину у подножья Дашгиль.

По разбитому оврагами склону поднимаемся к вершине. Смотрю, чуть в стороне пастух отару овец гонит. Я сперва загорелся идеей сфотографировать, однако пыл мой быстро утихомирила серьёзного вида собака.

Обученная охранять барашков, увидев, что я ретируюсь, собака в мою сторону не пошла. Ну и я на рожон тоже не полез.

Поднявшись на гору, на какой-то момент представляю себя космонавтом на Луне.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Ни кустика, ни травинки. Вершина состояла из засохшей грязи.

Взору предстали с десяток грязевых сопок, из которых периодически вырывалась чёрная жижа.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Внутри активных кратеров что-то тихонечко булькало, выплёскивая грязь, она стекала и засыхала, образовывая небольшую горку.

Если кратер замолкнет, жижа найдёт выход в другом месте.

Удивительная грязь и наскальная живопись

В Азербайджане достаточно много холмов сформировано именно таким образом.

В прежние времена грязевые кратеры помогали геологам находить залежи нефти и газа.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Вулканы подобного типа встречаются в основном в нефтеносных и вулканических областях, часто являются фумаролами, проходящими сквозь слои глины и вулканического пепла. Выделяющиеся вместе с грязью газы могут самовозгораться, образуя факелы.

Позже в интернете видел фотографии, как люди мазались жирной грязью и чуть ли не в кратер залезали. Второе очень опасно. В жиже можно не только утонуть, но и получить ожог.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Чем они потом отмывались, не знаю. На момент нашего визита ни дорожек, ни чего-либо ещё не было. Мы успели застать красоту естественную. Грязевые вулканы оставили сильное впечатление!

Наскальные рисунки Гобустана

По каспийскому перешейку с древних времён племена перебирались из Азии в Европу и наоборот. Считается, что хетты пришли в Малую Азию именно этим путём.

Удивительная грязь и наскальная живопись

На территории современного Азербайджана люди поселились 30–35 тыс. лет назад. Гобустан для любителей древности является музеем под открытым небом.

Мы подъезжаем к склону горы с хаотическим нагромождением огромных глыб, словно Бог разрушил здесь Вавилонскую башню.

Удивительная грязь и наскальная живопись

У подножья остаётся заброшенное кладбище со старинными плитами, оно считается детским, где издавна хоронят только детей. Чуть выше у дороги, обнесён оградой от вандалов большой камень.

На нём выбита надпись, которую нашёл советский археолог в 1949 г. Таким образом увековечен один из римских легионов, побывавший на этой земле в 1 веке н. э.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Наш гид Латиф снимал надпись на видео и посылал вопрос, что она обозначает, на передачу «Что? Где? Когда?».

Знатоки не ответили. Латиф выиграл 400 манат.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Думаю, в первом веке на этом месте существовал городок. Не в пустынном же месте римляне выбили послание. Кладбище подтверждает предположение. Нынче, совсем рядом, построили здание тюрьмы.

Возле входа в парк наскальной живописи расположился музей с инсталляциями древних людей.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Позже в интернете видел, что музей дополнили экспонатами. На момент нашего визита музей выглядел попроще.

Чёрная точка на карте — это Гобустан.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Входим в парк. Нагромождения из камней образовывают множество пещер и гротов.

Именно по этой причине древние люди стремились здесь обустроиться.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Латиф показывает камень, в форме скамейки, служивший, из-за своей внутренней пустоты, музыкальным инструментом.

Под другим современная молодёжь пролезает, веря, что это поможет вступить в брак.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Рисунков в Гобустане действительно много.

Я думаю, это не новодел.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Встречаются длинные лодки, которые так любил Тур Хеердал.

Есть дельфины, ведь когда-то Каспий соединялся с Чёрным морем перешейком.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Встречаются животные, сцены охоты, рыбной ловли, коллективного танца и т. д.

В результате последних исследований количество наскальных рисунков достигло примерно 6000. Удивительная галерея!

Удивительная грязь и наскальная живопись

Гид привёл в пещерку, утыканную петроглифами. Грунт и песок подняли культурный слой. Латиф сказал, что учёные, потихоньку откапывают землю, обнаружили на скале верхнюю часть туловища женщины с большой грудью, но работы временно приостановились.

Мы выразили обеспокоенность за рисунок. Латиф заверил, что в Азербайджане женщин с большими сиськами любят — учёные скоро вернутся и откопают её целиком.

Удивительная грязь и наскальная живопись

Возле скал, на открытом пространстве, выдолбленные чашечные углубления. Это древняя посуда, предназначавшаяся для сбора дождевой воды, для жертвенной крови и приготовления пищи.

Очень красивый вид с гобустанских скал открывается на лежащую внизу низменность и на синеющий вдалеке Каспий.

Возвращаемся назад в сторону Баку. Вдоль моря встречаются развалины нефтяных качалок. Рыбаки, качаясь на волне, просматривают свои сети. Вдалеке над водой режет небо лебединая стая.

За 4 дня на небе не пробежало ни единой тучки, вот уж действительно — «солнечный Азербайджан».

На обед водитель привозит нас в посёлок Приморский, в ресторан Хазри.

Поздоровавшись с морем, угощаемся осетриной, и, движемся дальше, мимо выросших на побережье отелей.