Турист Олеся Бабаева (Oleesha)
Олеся Бабаева
был 21 сентября 2016 14:05

Петрозаводск — Россия Май 2009

Люблю Европу. В России отдыхаю редко, и признаться, до определенного времени воротила нос от отдыха в стране проживания. Однако время от времени возникает желание "смотаться куда-нибудь на выходные", и это "куда-нибудь" чаще всего оказывается в пределах Родины. На очередные майские праздники стояла задача: провести три выходных вне родной квартиры.

Обсуждались варианты: Киев, Минск, Петербург (в котором неоднократно бывали, но все равно тянет) и Кижи. Однако оказалось, что в Кижи еще рано, в Минск никто особо не хочет. В Киев не может один из туристов по некоторым причинам. Выбрали Петербург. Однако проковырялись с выбором отеля так, что не осталось билетов. В отчаянии - горят наши выходные - мы позвонили в знакомую турфирму. И нам предложили Питер+озеро в области. Но в последний момент тур не набрался и его заменили по согласованию с нами на "Два счастливых дня в Карелии", что подразумевало под собой, в основном, Петрозаводск и окрестности.

В Петрозаводск не хотелось. Название какое-то неромантичное. Вместо острова Кижи - какой-то музей под названием "Кижи". А при ближайшем рассмотрении мы и вовсе обнаружили в программе тимбилдинговые мероприятия в виде беготни по лесу с компанией незнакомых нам туристов из нашей сборной группы с целью сплочения. А чего нам сплачиваться, если мы завтра разъедемся??? и, о ужас, дюльферный спуск со скал... Какие еще скалы? Какое альпинисткое снаряжение? У меня единственная спортивная обувь - лаковые кеды на платформе... И что за дурацкое название тура? Примерно так ворчали мы по дороге в Петрозаводск. Еще и билеты туда нам купили в плацкарт...

В общем, выходные обещали быть томными. Поезд №18 отходит в Петрозаводск по вечерам, что очень удобно - можно ехать сразу после работы. Хоть и плацкарт - но плацкарт чистый, приятные проводники, даже такой сноб как я вынуждена это признать. Однако в поезде я все равно не спала всю ночь - не могу уснуть в плацкарте, слишком много народу вокруг. Приехали в Петрозаводск утром. Выгрузились на вокзале в окружении огромного количества людей в походных одеждах с рюкзаками. И мы тут же почувтсвовали себя идиотками - каблуки, гламур не в тему))

Впрочем, обнаружив нашего экскурсовода мы поняли, что все не так плохо. Милая молодая девушка Наташа оказалась одета примерно так же, как мы. Значит, нас не потащат сразу в какое-нибудь болото. Нас и правда не потащили в болото, нас повезли по городу. Маленький автобус-Мерседес для группы из двенадцати человек подходил идеально. Наташа рассказывала о предстоящей программе, а мы смотрели на город. Сразу было понятно, что город небольшой, но просторный и очень чистый. От Петрозаводска веяло свежестью, воздух казался прозрачным.

Карелия: экскурсии, экстрим!

Я вдруг поняла, что город мне нравится, хотя я ничего особенного не ждала от него. Мы выехали к озеру... Еще даже не видя его близко, мы уже почувствовали его прохладу и поняли - вот он, источник петрозаводской свежести и чистоты. Потрясающей красоты синяя вода, на которую хочется смотреть и смотреть. Но вместо этого у нас по расписанию был завтрак - надо сказать, отменный. А потом мы, опять погрузившись в автобус, узнали, что программа меняется: все активные мероприятия будут сегодня.

Я, конечно, сразу решила, что вместо этого буду спать в лесу у костра... Ну никак я не была расположена бегать по лесу после бессонной ночи. Сначала, правда, нас завезли в Дом кукол. Уютное маленькое здание музея населено множеством авторских сказочных существ. Можно все посмотреть, потрогать и купить сувениры. Симпатичное место. Меня даже начало клонить в сон от тепла и уюта.

Мы вновь погрузились в атобус, чтобы отправиться в леса. Однако пока мы ехали в сторону Кондопоги я почему-то активизировлась и передумала спать. Природа за окном казалась настолько красивой и манящей, что хотелось скорее выйти и гулять... Дышать этим прозрачным воздухом. Удивляют поля посреди деревень, сплошь заваленные камнями. Здесь огромное количество валунов, и местные не очищают поля от них - это бесполезно, потому что камни появляются снова. Когда-то я читала статью про камни - путешественники. В статье выдвигалась теория, что камни - живые существа. Просто жизненные процессы у них идут медленнее, чем у нас. Находясь в Карелии, в это очень даже начинаешь верить.

Тем временем мы подъехали к лесу, где нас встретили ребята-инструкторы. Очень милые и активные молодые люди и девушки. Сначала, как радушные хозяева, усадили нас у костра, напоили чаем и кофе с бутербродами. А потом коротко рассказали о том, что нам предстоит. На тот момент времения я была в ужасе: спортивное ориентирование, дистанция 5 км по лесу бегом, различные испытания... И это все мне - ненавидящей спорт! Но как-то так вдруг случилось, что именно мы, больше всех не желавшие поднять свою попу и бежать, оказались впереди планеты всей с желтым флагом в руках.

Карелия: экскурсии, экстрим!

И понеслось: бегом через поваленные деревья, по кочкам от одной метки до другой... Так мы добежали до первого испытания: между деревьями на уровне плеча (не моего плутораметрового роста, а нормального мужского роста) натянуты три веревки, образуя треугольное пространство. Внутри приличный шест. И все мы. Теперь нам нужно с помощью этого шеста выбраться через веревки не касаясь их. Под низом нельзя, хотя я могла бы легко, учитывая мои габариты. Конечно, будь мы спортсменами, мы легко могли бы изобразить прыжок с шестом...

Но в виду отсутствия наличия спортивной формы пришлось двум молодым людям посильнее подставлять руки под шест, а всем остальным карабкаться на него и спрыгивать вниз через веревки. Мы развеселились от собственной неуклюжести. Последний же оставшийся с шестом парень продемоснтрировал чудеса сноровки: его прыжок с шестом без разбега был достоин Бубки! Мы побежали дальше. Следующее испытание предполагало, что 12 человек проскачут на 8 ногах от одной веревки до другой.

Кумекали долго, пристраивались то так, то эдак. В конце концов двое молодых крепких парней посадили себе на шею по девушке (меня и еще одну такую же миниатюрную), третью - тоже некрупную - посадили на сцепленные руки. И каждый из них на одной ноге... А сзади прицепилась примерно такая же композиция. Не знаю, кому было хуже - им, тащившим на себе троих дам, или нам, довольно высоко сидящим на неустойчивом и подпрыгивающем мужчине... В итоге получилась куча мала, часть группы отстала, и бежала к финишу уже отдельно, таща на себе оставшихся девушек покрупнее.

Потом опять бегом до следующего испытания - между деревьев на высоте около 170 см от земли лежат доски, а на них перпендикулярно еще две. Вся команда должна синхронно перемещаться так, чтобы пройти по этим рельсам от начала до конца, используя только три шпалы... Вступать на них надо было осторожно, учитывая, что доски никак не закреплены и от малейшей несогласованнности в шагах можно было командно полететь вниз.

Карелия: экскурсии, экстрим!

По ходу я даже забыла, что боюсь любой высоты... Командный дух проснулся и заставил бодро шагать вперед. Дальше было еще много интересного, много беготни, смеха и удовольствия. Порадовало приключение - уместиться на пеньке всем вместе и простоять там хотя бы на счет до десяти... Сколько раз мы упали, и кто за что держался - описать не возможно.

И вот, наконец, карта сокровищ найдена, наступает время бонуса - урок альпинизма. Нам выдают альпинистское снаряжение и учат его надевать, закреплять страховку. Потом начинается урок. Осваиваем дюльферный спуск. Первая скала - учебная, всего метров пять. Но смотреть вниз все равно страшно. Еще более страшно встать спиной к обрыву, подойти на самый край и сделать шаг вниз. Когда ты провисаешь впервые над пустотой, упираясь лишь ногами в скалу, возникает желание намертво вцепиться в веревку. Но вцепиться нельзя, нужно отпускать ее и спускаться.

Впрочем, как бы ни было страшно, первый спуск я легко преодолела. Второй тоже. Зато понаблюдала, как некоторые заваливались с этой скалы, когда неправильно делали первый шаг или неглубоко провисали. Можно завалиться набок, головой вниз или соскользнуть ногами. Все неприятно, все требует силы воли, чтобы опять встать, опять шагнуть и опять идти вниз. Вторая скала, на которую нас привели - гораздо выше. Кажется, более 20 метров. Вид, как с балкона пятиэтажки. Но о красотах уже не думаешь - мне было очень страшно.

Мелькала мысль отказаться, как и поступили некоторые. Особенно волновал тот факт, что те, кто спускались до меня, почему-то ближе к концу спуска начинают истерично орать или нервно хихикать. Но тем не менее, обозвав себя трусихой и курицей, я повернулась спиной к обрыву и, закрепив веревку в карабине, сделала шаг вниз. Провис. Устойчивая поза "сидя" на воздухе. А шаг за шагом по скале спускаюсь. Скала уже не такая ровная, с выступами. Рядом бежит тоненький ручеек. Смотреть вниз опасаюсь, но все же кошу взглядом.

Карелия: экскурсии, экстрим!

Лучше бы не косила, а то от страха высоты рискую косой так и остаться. На скале чувствую себя уверенно и уже даже начинаю пробовать спускаться не шагом а прыжками. Но тут - вот он, секрет визга и легкой истерики моих предшественников - скала почему-то резко уходит из под ног. И ОТВЕСНО УХОДИТ ОПЯТЬ ВНИЗ!!!! Вот первый раз шагнуть в никуда - страшно. А второй, когда ты и так уже болтаешься на одной веревке - ужасно страшно! Приходится заканчивать спуск почти вниз головой. Однако же и это у меня получается.

Не без тайной гордости за себя кричу инструктору: "Экстрим - мое второе имя!" Это из его же истории о московской девушке, которая в ответ на его вопрос, не страшно ли ей будет, сказала, что экстрим - ее второе имя, а потом повисла на скале в средине спуска и умоляла ее достать оттуда. Бывает, и не таких эктсремалок снимали с середины маршрута)))) Чувствую, от гордости за свои успехи меня раздуло чуть ли не вдвое.

Идем вверх, на третье испытание. И вот тут всю мою гордость сняло разом. Как говориться в одном известном фильме: "Нет! На это я пойтить не могу!" Инструктор Юра налаживает тарзанку для прыжкков со скалы на альпинистском тросе - это роупджампинг. Вот это все. Лимит моим возможностям. Высоченная скала, с которой надо не просто спуститься - а спрыгнуть в никуда. А потом тебя еще над пропастью болтает вверх-вниз... Раз двадцать сказав всем вокруг, что "ни за что", и еще столько же раз себе, я все же подошла к краю.

И все же прицепила свой трос к тарзанке. Потом сказала еще раз инструктору, как сильно я боюсь. Я правда очень боялась. Он мне рассказал о том, что надо преодолеть себя и свой страх. О том, что я молодец, потому что уже спустилась с тех скал. А потом я отпустила его руку и кувырнулась назад вниз. То, что происходило дальше – невозможно описать. Это надо пробовать, чтобы понять. Такой взрыв эмоций – непередаваемые ощущения. Я кричала что-то про спасибо всем и про то, что я герой – в общем, звезда на вручении Оскара.

Позже были еще песни у костра, вечерняя еда, шампанское... но теперь уже мало что могло дать столько эмоций, чтобы затмить скалы, альпинистский спуск и прыжок. Дорогой до гостиницы мы бурно обсуждали, кто спрыгнул, кто не смог, кто что думал, и кто как прыгал. Вечером у нас еще оставалось столько сил, что мы пошли опять гулять по городу.

Отдельно надо сказать, что в Петрозаводск мы приехали на 9 Мая, День Победы. Из-за плотного расписания увидеть парад нам не удалось, днем мы буквально за 10 минут сбегали на площадь, где стоял Ленин в пальто, вглядываясь вдаль, высматривая, как всегда, путь к светлому будущему. В направлении его пристального и задумчивого взора шли толпы народа: там были нарядные ветераны, трогательно поддерживаемые детьми и внуками под руки, много молодежи, еще больше детей и невероятное количество молодых будущих мам. И все с ленточками, шарами, цветами…

От всего этого создавалось ощущение настоящего светлого праздника, которое, почему-то никогда ко мне не приходит в Москве. А вечером, когда мы гуляли по набережной и по центру города, вопреки нашим ожиданиям мы не встретили пьяных компаний – вокруг были только веселые люди, празднующие День Победы. Все нам казались очень благожелательными и приятными – может быть, это Онежское озеро так влияет на людей?

Карелия: экскурсии, экстрим!

Наш гид Наташа много рассказывала нам об обычаях вепсов, и читала нам загадки, которые настолько не похожи на привычные нам, что сначала мозг отказывается искать аналогии, зато потом, когда ход мысли улавливаешь – ответы находятся очень быстро. Наташа сказала, что мы за два дня стали настоящими карелами. Судя по творчеству, этот народ всегда был удивительно сдержанным, спокойным и доброжелательным, и к этому располагает сама природа Карелии. Именно на русском севере приходит ощущение покоя и расслабленности.

Но если южно-пляжное ощущение расслабленности граничит с ленью, то здесь – наоборот – все полны энергии, но внутренне расслабленны. Это совершенно другое. Все это мы обсудили еще по дороге с озера в нашу гостиницу. О ней надо сказать особо: что Вы ожидаете, когда едете путешествовать по России? Честно говоря, мне доводилось переночевать в таких гостиницах, что страшно было спать. До сих пор с содроганием вспоминаю местечко под ласковым названием Обоянь под Курском. Там есть одноименная гостиница.

Люди, если Вы читаете это, а потом когда-нибудь окажетесь вдруг там – идите лучше ночевать в поле. Там будет также страшно, столько же таракашек и букашек, но хотя бы не будет пахнуть так, как в той гостинице… Есть, впрочем, другой вариант – новейшие шикарнейшие отели, но цены!!! Цены там такие, что не каждый путешественник выложит столько за одну ночь. Наученная горьким опытом с Обоянью, я теперь выкладываю. Но вообще-то, хотелось бы нормальный средний вариант. Когда недорого – и приятно.

Большинству из нас от отеля нужна только нормальная кровать с чистым бельем, а также удобства в номере. Для полного восторга можно фен и мини-бар. Но это уже изыски. Но у нас либо все, либо ничего, не ищем мы средины. Это для нудных немцев. Вот поэтому гостиница Невская меня сразила. Мало того, что она очень удобно расположена (тихое место недалеко от центра), мало того, что она очень симпатичная и уютная, мало того, что она недорогая, так еще и сервис какой! Очень душевные девушки на ресепшен пустили нас в номера до часа заселения без всякой доп. платы, рассказали, где можно погулять поблизости.

Карелия: экскурсии, экстрим!

Сам номер оказался просторным и даже очень симпатичным, с мебелью, которая – если даже не была новой – то таковой выглядела. Телевизор, мини-бар, огромное количество полотенец, чистый санузел… В общем, в таком номере даже хотелось находиться подольше! Мне очень сильно напомнило гостиницу «Воронеж», ту, что в чешском Брне. Завтрак утром тоже не подкачал, шведский стол, все горячее и свежее. Так, испытывая полное довольство гостиницей, мы начали свой второй счастливый день в Карелии. Начался он с прогулки по утреннему Петрозаводску и подробной экскурсии.

Наташа с энтузиазмом, потрясающим чувством юмора и искренней любовью к своему краю рассказывала про город – и ее рассказ было интересно слушать. Набережная очень красива – не только благодаря ярко-голубому небу, темно-синему озеру и майской зелени, но еще благодаря многочисленным работам, подаренным городу разными странами. Больше всего впечатлили железные рыбаки и дерево желаний с ухом в стволе – именно в это ухо и надо было шептать свое заветное желание. Говорят, сбывается. Я пока жду. Но если сбудется, я точно буду знать, что я обязана этим Карелии.

Кроме набережной, в городе есть еще две реки, Неглинка и Лососинка. Извиваясь, они образуют небольшие островки и чудные уютные местечки, по которым хочется погулять, или просто посидеть на берегу. Местами в городе встречается под ногами плитка, производящая впечатление отлитой из металла – но на самом деле это каменное литье. Очень впечатляет, если приглядеться.

Кстати, о театре – нас в нем впечатлили фигуры, которыми традиционно украшают фронтоны. Обычно это белые скульптурные группы, но в Петрозаводске они невероятно креативные, несмотря на консервативность самого здания театра: фигуры бело-золотые, с неровными золотыми полосами в развевающихся одеяниях. Смотрится это невероятно, особенно на фоне тихого небольшого городка. Пока мы восхищались смелостью шедевра, Наташа сообщила, что фигуры пока на реставрации, поэтому они в таких балахонах… Когда все закончится, упаковку снимут и они предстанут в первозданном виде. А жаль, между прочим. Нам очень понравился их авангардный вид.

Карелия: экскурсии, экстрим!

Наша прогулка по городу завершилась в городском музее под названием «Кижи». И вот здесь я вынуждена отступить от моего восторженно-лирического тона, и сказать… Хотя нет, я не буду говорить ничего, кроме того, что было неинтересно. Нам показали, через маленькое окошечко в двери, комнату, где установлены прялки и прочая атрибутика – думаете, мы хоть что-то разглядели? Через такую же щель мы посмотрели комнату, где дети занимаются рисованием и их работы. Повторюсь – не видно ничего!!!

Следующая комната была посвящена людям, которые собирают народное творчество – фольклористам Карелии. Я не спорю, их труд и их увлечение достойно экспозиции, но может быть, стоит ее показывать заинтересованным лицам? Нам, как туристам, было куда интереснее посмотреть на витрины, где выставлены народные украшения, послушать совсем коротенький рассказ о быте вепсов, увидеть их наряды, услышать народные песни, чем разглядывать кучу книг, изданных фольклористами, их записные книжки, фотографии с радостными комментариями музейной сотрудницы: «вот я, а вот моя дочь, а вот тут, посмотрите, моя внучка», «вот Марья Пална, а вот Дарья Петровна» и прочее.

Если бы нам просто рассказали о месте, куда мы приехали, о культуре и о традициях, я думаю, это вызвало бы более живой интерес. Еще мы бы с удовольствием нарядились, как карельские крестьянки и сфотографировались. Очень хотелось купить в качестве сувенира рукоделие, невероятной красоты серьги-бабочки и украшения на шею в виде плетеных из бисера шнурков. Если бы все это было, мы бы не остались так недовольны проведенным временем. Единственная для меня приятная вещь – мастер-класс по изготовлению карельских кукол-оберегов. Будучи большим любителем куколок, я с удовольствием сварганила из подручных материалов свой оберег.

Несмотря на природное косоручье, тетя вроде бы вышла симпатичная. Экскурсия, к счастью, длилась недолго, и мы уже смогли поехать, наконец, на обед. Обедать мы собирались на реке Шуя, где, кстати, можно сплавиться на рафтах. Есть пороги, но небольшие, и это безопасно. Мне кажется, 1 категория. Но в нашей программе сплава, к сожалению, не предполагалось, видимо, придется вернуться еще раз.

Зато предполагался заезд в симпатичное место под названием «Усадьба» - там мы должны были пообедать. Это деревянный дом, типичной старо-карельской постройки. Он сплошь увешан и уставлен разнообразнейшими и интереснейшими предметами – от кресла качалки до пианино со старыми снимками, от ухватов и прочей утвари до гири. Разглядывать хочется бесконечно. А на окнах – самовары с баранками… а за окнами – Шуя. Красивая северная речка. Мы сидели в комнате с камином, за большим деревянным столом на деревянных же лавках.

Все ткани, украшавшие комнату, были вышитыми, как и положено в деревенском доме. На другом окне – подсолнухи, за окном виднеется плетень, в общем, лирика. Однако вот обед нас немного разочаровал. Салат, мы, впрочем, сжевали в мгновение ока, он был вкусным. Дальше начались проблемы. Горячее разносили долго, на всех не хватило, еще приготовляли отдельные порции тем, кому не досталось сразу. Суп был недосоленный, но в целом вкусный. А вот то, что подали дальше – очень сомнительно. Это какое-то карельское блюдо в горшочке – смесь мяса, рыбы и картошки…. Вообще без соли. Жесть. Невозможно есть вообще.

Однако я выловила оттуда рыбу – даже несоленая, она в Карелии очень вкусна. Загладил неприятные впечатления домашний ягодный морс и невероятные пироги с рыбой. После такого пирога я простила им и кучу неубранной, а сдвинутой в центр стола грязной посуды, и медленный сервис, и странное второе блюдо. Нафотографировавшись вволю, мы поехали дальше.

Следующим пунктом нашего маршрута значился водопад Кивач. Место очень красивое, как и все, что в Карелии связано с водой и деревьями – беспроигрышное сочетание. Сначала заповедник, где растут – кроме прочих деревьев – знаменитые карельские березы. Надо сказать, с виду – очень страшненькие. Узловатый ствол, кривоватые ветки… Но на срезе карельская береза дает невероятной красоты рисунок. У нее отсутствуют традиционные для обычных деревьев годовые кольца. Благодаря этому изделия из карельской березы получаются уникальными.

Там же, в заповеднике, можно в сувенирных лавках купить что-нибудь из карельской березы на память. Еще один небольшой музей – музей Природы. Два зала – один с фотографиями растительно-животного мира заповедной зоны и Кивача. Очень впечатляет, особенно зимние виды. Немедленно возникает желание побывать здесь зимой. Второй зал – чучела животных. Однако ни одно из них не было убито только для того, чтобы поставить его чучело в музей. Все они были найдены лесниками уже будучи мертвыми – естественный отбор.

Природу здесь охраняют и берегут. Честно признаться, музей мы осмотрели бегло – хотелось скорее добраться до водопада. Он был неподалеку – мы слышали его шум. Нам рассказали, что Кивач – второй по величине после Рейнского. Поскольку Рейнский я видела своими глазами – и впечатлилась, то от Кивача также ожидала сильных впечатлений.

Мои надежды полностью оправдались – это было очень красивое зрелище. У водопада есть три смотровые площадки. С первой он виден целиком, и там всегда больше всего народу. Со второй можно близко рассмотреть второй его порог, а с третей видна только малая часть водопада, зато там еще лежал снег, вода была совсем рядом, и открывался потрясающий вид на речную гладь с берегами, заросшими по обеим сторонам деревьями заповедной зоны. Конечно, водопад меньше Рейнского.

Но если первый находится во вполне обжитой местности, находясь на нем можно увидеть современные строения, что немного с моей точки зрения мешает правильному восприятию природных красот, то на Киваче ничто не мешает видеть только природу – чистота восприятия гарантирована. Даже не смотря на многочисленных туристов, чувствуешь себя Робинзоном Крузо. Впрочем, это опять тот вариант, когда надо видеть все своими глазами, слышать своими ушами пение птиц и шум воды, чувствовать аромат воздуха и свежесть ледяной воды, снега.

Закупившись сувенирами – милыми деревянными поделками, магнитиками и прочими безделушками, мы отправились в сторону Петрозаводска. Конечной точкой нашего маршрута был вокзал. Но перед этим было еще одно местечко, о котором стоит рассказать отдельно – винный магазин! Там мы купили потрясающе вкусной морошковой наливки и карельского бальзама. Сейчас жалею лишь об одном – мало было времени и мало рук… Иначе я бы весь год пила только морошку…. Вместо обычного мартини. Отличный напиток. Бальзам, я правда, не успела попробовать – его очень оценили и без меня.

На этом два счастливых дня в Карелии закончились, но теперь это название тура уже не вызывало у нас усмешки, а только радостные улыбки и воспоминания о невероятно приятных днях, проведенных в Петрозаводске и его окрестностях.