Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 20:32

Энгельс — Россия Июнь 2021

Любят в Энгельсе туда-сюда достопримечательности перемещать. Об этом я рассказывал в материале Пушкинская эпопея. Но таких случаев достаточно много, расскажу еще об одном.

Все автобусы, идущие с железнодорожного вокзала в Саратове, непременно проходят в Энгельсе мимо торгового центра «Лазурный». Поэтому выбор автобуса для меня был не принципиален.

Напротив остановки, на другой стороне улицы располагается детский сад «Вишенка».

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Пройдя чуть назад, я увидел переулок,

в котором лицом к Волге, спиной к ТЦ, располагался храм-часовня в честь Покрова Божией Матери на Волге.

Территория пешеходной зоны была благоустроена,

весело журчал фонтан

и даже скамейка присутствовала, только в жару сидеть на солнцепёке желания не было.

Небольшой, но красивый храм получился в древнерусском стиле. Даже купол сделан в виде шлема по русской традиции X–XI веков.

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Для любящих читать таблички — установлена такая между храмом и Волгой.

Возле храма с обеих сторон установлены закрытые стеклом шкафчики, предназначенные для установки свечей. Прямо как в Греции и Черногории.

Справа установлен щит, рассказывающий об истории этого храма.

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Церковь Покрова Божией Матери появилась одновременно с основанием Покровской слободы, ныне города Энгельса, в 1747 году. Была она деревянной и как это часто бывало — сгорела в 1770 году. На её месте в 1781 году был построен храм, который был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Дожил храм до августа 1931 года, когда был взорван. На его месте ныне размещается детский сад «Вишенка».

Не только Покровский храм был уничтожен, после войны в Энгельсе не было ни одного храма, все бывшие храмы были закрыты, при этом часть закрытых храмов уничтожена физически. В 1955 году верующие города подняли вопрос о необходимости храма. Но место для храма было выделено не в центре, где раньше был Покровский храм, а на выезде из Энгельса. В 1959 году храм принял верующих. В дальнейшем были моменты, когда храм хотели снести, но этого не произошло. Храм до сих пор строится и реставрируется.

Значит мне туда дорога. Вот только пришлось ждать возле «Лазурного» уже конкретного автобуса — 284 к. Ходит он примерно раз в полчаса, но я дождался его быстрее. И вот я уже возле бывшей железнодорожной станции «Покровск».

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Перед ней установлен бюст Михаилу Ивановичу Калинину.

Вдоль железнодорожных путей и автомобильной дороги отправился к храму.

Вот так выглядят железнодорожные пути и станция «Покровск» с автомобильного перехода,

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

а так оттуда же город Энгельс.

Покровский храм похорошел.

Появились новые здания.

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Если бы не кресты, то беседка могла бы украсить большинство парков.

Железные узоры на решетках,

кресты на фонарях

и даже кованый указатель

и много зелени украшают территория храма.

Я побывал здесь в первый раз в марте 2016 года. Колокольня только возводилась,

Март 2016

помещения внутри церковного двора носили временный характер.

Вместо колокольни была установлена звонница,

при мне звонили в колокола.

Март 2016

И только крест у входа практически не изменился.

А так храм преобразился.

И это замечательно!

Круговорот церквей и памятников бывшей Покровской слободы

Ну, скажет взыскательный читатель, а при чём тут памятник Калинину? Ну был один Покровский храм, стало два в разных концах Энгельса…

Но вот только не бывают города без истории… В Энгельсе я бываю достаочно часто, но без фанатизма. Но история памятника Михаилу Ивановичу Калинину разваивалась на моих глазах, хотя и не в режиме живого времени.

Там, где сейчас позади храма-часовни на набережной находится фонтан в 1966 году был установлен бюст М. И. Калинину.

Август 2011

Место установки по воспоминаниям старожилов было именно там, где всесоюзный староста произнес пламенную речь во время своего приезда в Энгельс (тогда еще называвшимся Покровском) после революции в июле 1919 года. В конце 1972 года памятник был реконструирован.

В мае 2013 года я увидел памятный крест в этих местах,

Май 2013

на постаменте которого имелась табличка с надписью, которая гласила: «На этом месте будет построен храм в честь Покрова Божьей Матери в память о первом храме Покровской слободы, который был построен в 1781 году и разрушен в 1931 году во время безбожный гонений на Церковь».

Единственная вещь, которая меня смущала, храм находился не на том месте, где был установлен памятный крест. А детский сад «Вишенку» не будут же сносить. И не снесли. Посчитали, что будут негармонично смотреть храм и памятник Калинину и услали памятник к железнодорожному вокзалу, где он и поныне стоит.

Правда в истории Саратовской области бывали прецеденты, когда храм восстановили не на том месте, где он находился ранее.

14 октября 2016 года средства массовой информации сообщили, что в Энгельсе торжественно открылся вновь построенный храм-часовня в честь Покрова Божией Матери на Волге. Стройка длилась в течение года, а открытие было приурочено к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, отмечаемому в традиции русского православия праздник 1 (14) октября.

Через неделю смог добраться до Энгельса. Когда шёл к храму, то обратил внимание, что памятник Калинину куда исчез.

Октябрь 2016

Обошел храм вокруг, начал фотографировать его со стороны Волги, где располагался парадный вход. Только было не понятно почему не убран железный заборчик вокруг входа, ведь храм был торжественно открыт в присутствии множества высокопоставленных гостей, как духовных, так и светских.

Пока я боролся с солнцем, выбирая лучший ракурс для съемки, к храму подошло несколько человек, торкнулись в дверь. Она оказалась закрытой, хотя в храме горел свет, и они ушли. Я тоже подошел к двери и увидел напечатанное на принтере объявление.

Бумага вызвала недоумение. Выходит церковь взяла от советских времён нехорошую традицию приурочивать открытие храмов к определённым датам. А потом не спеша исправлять недоделки. «Неправильно это,» — подумал я и отправился домой, готовиться к поездке в Вольск.

Посещение же храма в июне 2021 года меня порадовало. Новым благоустройством, местом для свечей, куда их можно ставить даже при закрытом храме.