Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 11:52
В поездке

Юта — США Октябрь 2020

В Штатах в настоящее время — порядка 60-ти национальных парков. Все они разные, каждый имеет свою «изюминку». И туристы, их посещающие, — тоже люди разные, со своими собственными предпочтениями и представлениями о прекрасном. Но есть один парк, который нравится всем, и это — Каньон Брайса (Bryce Canyon National Park). Если провести опрос среди любителей природы, уверены, что абсолютное большинство назовут этот парк в числе самых любимых.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Полюбить этот парк очень просто: он сразу поражает своей необычностью, открытой «душой», производя сильное впечатление и не требуя взамен никаких особых усилий от смотрящих. Взаимные чувства с этим парком возникают и у тех, кто приезжает туда всего на один день (и ограничивается проездом по краю каньона с несколькими остановками на фотографирование), и у тех, кто «застревает» там на несколько дней, отправляясь в пешие походы для более подробного изучения парка, встречая и провожая там рассветы и закаты. Для нас это было третье по счету посещение парка. Впервые мы побывали там летом 2002 г., потом — в марте 2008 г. Покидая парк после нынешнего визита, поняли, что хотим в него вернуться еще.

Каньон Брайса, всеобщий любимец
Амфитеатр парка особенно эффектно выглядит на рассвете. Вид на восходе солнца с площадки Sunrise Point. В этот приезд мы трижды встречали рассветы в Брайсе.

Чем же так цепляет парк Каньон Брайса? Видимо, потребность возвращаться в сказку заложена в каждом из нас с детства и с годами не исчезает. И этот парк такую возможность предоставляет. В нем не покидает ощущение, что ты попал в грандиозный сказочный музей скульптурно-архитектурных чудес природы, потому что скал таких причудливых форм и совершенно фантастических цветов и в таких количествах не приходилось видеть больше нигде.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Амфитеатр парка просто переполнен тысячами башенок, колонн, шпилей, скалами других замысловатых форм красноватого, оранжевого, розового, сливочного и белого оттенков.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Имя парка сложилось исторически. В середине 19-го века территория вблизи парка была населена пионерами-мормонами, среди которых был и иммигрант из Шотландии Эбенезер Брайс. Его дом был расположен прямо у подножия амфитеатра — главной части нынешнего нацпарка. Брайс занимался вывозом леса с соседнего плато и скотоводством. Хотя он прожил здесь только 5 лет, этого времени хватило, чтобы его соседи за примыкающей к его дому территорией закрепили имя «Каньон Брайса». Так это имя и осталось в истории, войдя в 1928 году и в название национального парка.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Парк Каньон Брайса относительно небольшой по площади: в два раза меньше, чем национальный парк Арки. Парк длинный (он вытянулся вдоль края плато на расстояние порядка 30 км), но узкий (карта 1).

Карта 1. Карта  Брайс-Каньона (слева - северная часть, справа - южная)
Карта 1. Карта Брайс-Каньона (слева - северная часть, справа - южная)

Условно парк Брайс-Каньон можно разделить на две части. Первая из них — Амфитеатр (Bryce Amphitheater, левая половина карты 1) — это самая туристическая часть парка, где сосредоточены наиболее популярные смотровые площадки, с которых открываются его классические виды. Здесь же находится основная инфраструктура парка. Вторая часть — остальная территория вдоль «живописной дороги» (Scenic Drive, левая и правая половина карты 1, отмечена красной линией). Это 29-километровая асфальтированная дорога, протянувшаяся через весь парк параллельно краю плато. На ней организованы 14 смотровых площадок (4 из которых находятся в амфитеатре), посещением которых многие туристы, приезжающие в парк, и ограничиваются.

Виды с площадки Сказочная страна (Fairyland point)
Виды с площадки "Сказочная страна" (Fairyland point)

Неповторимая красота парка обеспечивается, главным образом, узкими стенами-плавниками и особенно — худу (или худусами, как пишут в российском Интернете), во множестве раскинувшимися на склонах. Худу (англ. hoodoo) — высокие тонкие остроконечные геологические образования необычных очертаний из мягких осадочных пород. То есть худу — это все эти каменные колонны, башенки и шпили, возвышающиеся в одиночку или целыми кластерами на склонах парка.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Необычные каменные башенки, шпили, колонны и т. п. существуют и в других парках Америки, а также и на иных континентах. Но парк Каньон Брайса может похвастаться самой большой концентрацией худу на Земле. Почему же природа создала такую красоту в таких масштабах именно здесь и больше нигде? Наука объясняет этот феномен счастливой для формирования худу комбинацией факторов, сложившихся в этом регионе.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Где-то 50 млн. лет назад в этих местах существовало мелкое пресноводное озеро Кларон, где откладывались известняки, песчаные наносы, глины и проч. После отступления воды осадочные отложения под силой собственной тяжести спрессовались в горные породы, ныне слагающие каньон Брайса.

А затем в результате тектонических процессов эти массивы осадочных пород с уровня моря были подняты на огромную высоту — выше 2000 (!) метров, и возникло плато (на котором сейчас расположился парк Каньон Брайса) с серией обрывов по линии тектонического разлома. Далее вступила в действие эрозия. Процесс создания «малых архитектурных форм» из камня происходил примерно по схеме, изложенной здесь , но в Брайсе он имел свою специфику.

Дело в том, что парк Каньон Брайса находится на высоте 2400–2700 метров над уровнем моря, что заметно выше, чем все ближайшие национальные парки штатов Юта, Колорадо и Аризона (Гранд-Каньон, Зайон, Капитол Риф и др.). Выше расположен только НМ Кедровые обрывы, который иногда называют младшим братом Каньона Брайса (о нём расскажем позже). Геологические процессы, создавшие ландшафты обоих этих парков, аналогичны.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Такая высотность парка Каньон Брайса ведет к тому, что на его территории ежегодно бывает свыше 200 дней с ежесуточными колебаниями температур от отрицательных до положительных. А это значит, что вода, попадая с осадками в поры, щели, трещины и прочие дефекты пород, в каждый из этих 200 дней попеременно ночью замерзает (и расширяется в объеме, разрушая камень изнутри), а затем днем оттаивает. Наука называет это явление морозным выветриванием.

В создание таких причудливых форм из камня свой вклад вносит и состав горных пород, слагающих каньон Брайса. Практически каждая структура в парке состоит из нескольких разновидностей осадочных пород (известняки, глиноподобные аргиллиты, доломиты и песчаники), каждая из которых подвергается эрозии с отличной от других скоростью. В итоге парк имеет такое огромное разнообразие форм и силуэтов в своем ландшафте.

Замок Гулливера (Gulliver's Castle) действительно напоминает огромную неприступную крепость, как бы окруженную мощными стенами
"Замок Гулливера" (Gulliver's Castle) действительно напоминает огромную неприступную крепость, как бы окруженную мощными стенами

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Плюс, конечно, необыкновенные краски. Такие великолепные оттенки красного, оранжевого, розового, желтоватого, кремового цветов, неповторимо сочетающиеся с чистыми белыми известняками, придают местным породам железистые и марганце содержащие минералы.

Вид на амфитеатр парка с площадки Inspiration Point. Все эти чудеса «вырезаны» на Розовых скалах (Pink Cliffs), что является геологическим названием самого верхнего уровня плато Колорадо.

Имя парка подсказывает, что его главной достопримечательностью должен быть каньон. На самом деле, основная и самая привлекательная часть парка — это не каньон, а гигантский природный амфитеатр вдоль восточной стороны плато с невыговариваемым индейским названием Паунтсаугант. И создан этот амфитеатр был вовсе не потоками текущей воды (как происходит в случае с каньонами), а морозным выветриванием.

Основная и самая привлекательная часть парка - это его гигантский природный амфитеатр.  Амфитеатр парка Каньон Брайса - это серия обрывов, возникших вдоль тектонического разлома на восточной стороне плато Паунтсаугант, впоследствии получивших свои сказочные ландшафты в результате эрозии.
Основная и самая привлекательная часть парка - это его гигантский природный амфитеатр. Амфитеатр парка Каньон Брайса - это серия обрывов, возникших вдоль тектонического разлома на восточной стороне плато Паунтсаугант, впоследствии получивших свои сказочные ландшафты в результате эрозии.

По верхнему краю амфитеатра проходит тропа (Rim trail, на карте 1 обозначена черной пунктирной линией), соединяющая все его смотровые площадки (Sunrise Point, Sunset Point, Inspiration Point, Bryce Point, карта 1, подчеркнуты красным). Суммарное расстояние между самой северной и самой южной площадками амфитеатра (Sunrise Point и Bryce Point соответственно) составляет 4,3 км. Верхний край амфитеатра, как видно и на карте, неровный: с изгибами, поворотами и выступами. Поэтому число ракурсов, с которых можно наблюдать и фотографировать амфитеатр, огромно, и все они невероятно красивые.

В амфитеатре парка расположились информационный центр, единственный отель внутри парка — два двухэтажных бревенчатых корпуса столетней постройки и несколько отдельно стоящих избушек, палаточные городки (campsites). Здесь же начинается и большинство самых популярных троп. В этот свой приезд нам удалось поселиться (что непросто, надо подсуетиться заранее) прямо внутри парка, в избушке, всего в трех минутах ходьбы от амфитеатра. Нам очень понравилось: все близко, не надо сражаться ни с кем за парковочные места, и главное — появляется чувство, что ты — часть этого парка, а не временный пришелец.

Вот в таком домике мы жили в Брайсе

Первый день пребывания в Каньоне Брайса мы посвятили пешеходному исследованию амфитеатра: протопали в общей сложности порядка 18 км по трём тропам. Наш маршрут, обозначенный жёлтым цветом на карте 2, по форме напоминает «восьмёрку».

Карта 2. Карта амфитеатра НП Каньон Брайса

Все его участки были хороши, но самой красивой оказалась круговая тропа Пикабу (Peekaboo Loop Trail, нижняя часть «восьмёрки» на карте 2). Ее называют умеренно-сложной, а некоторые — сложной. Оценки субъективны, но эта тропа — определенно непростая. Во-первых, она довольно протяженная (почти 9 км), а самое главное — с большим количеством подъемов и спусков по ее ходу. Но все трудности с лихвой перекрываются открывающимися за каждым поворотом новыми шикарными видами парка. Любые самые высокие эпитеты можно применять, описывая впечатления от этого маршрута, и это не будет преувеличением: завораживающе, потрясающе, волшебно, божественно…

Каньон Брайса, всеобщий любимец

С троп парка открываются, действительно, сказочные пейзажи с изощренными по форме многоцветными скальными образованиями: стены-плавники, «оформленные» в готическом стиле, природные окна, замки, соборы, необычные фигуры, напоминающие персонажей или знакомые предметы, башни и шпили причудливых конфигураций.

Одна из знаковых картинок парка на тропе Пикабу называется Стена с окнами (Wall of Windows) – импозантная стена-плавник на фоне неба с двумя окнами-арками. Природные окна - один из этапов образования худу. После того, как свод окна-арки под влиянием эрозии и гравитации обрушивается, появляется новое худу (хорошо видно на фото).
Одна из знаковых картинок парка на тропе Пикабу называется "Стена с окнами" (Wall of Windows) – импозантная стена-плавник на фоне неба с двумя окнами-арками. Природные окна - один из этапов образования худу. После того, как свод окна-арки под влиянием эрозии и гравитации обрушивается, появляется новое худу (хорошо видно на фото).

Тропа Пикабу проходит внизу, у подножия амфитеатра. Чтобы туда попасть, надо сначала спуститься по склону в каньон, а в конце, соответственно, — подняться наверх на плато. Существует несколько вариантов, как это сделать. Мы спустились вниз по тропе под названием «Сад королевы» (Queen’s Garden trail), которая начинается от смотровой площадки «Рассветная точка» (Sunrise Point, карта 2). Виды с этой тропы тоже отменные.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Тропа Сад королевы протяженностью примерно 3 км считается самым легким способом спуститься в каньон. В самом конце этого маршрута, подключив воображение, можно увидеть каменную скалу, очень похожую на статую королевы Виктории.

Королева Виктория крупным планом. Справа - типа её собачка
"Королева Виктория" крупным планом. Справа - типа её собачка

Наверх мы поднимались по тропе Петля Навахо (Navajo Loop Trail, карта 2), по её отрезку с названием Уолл Стрит (Wall Street). Это название, видимо, нужно понимать буквально (не увязывая с одноименным финансовым кварталом в Нью-Йорке): улица, окруженная стенами. Это единственный щелевой каньон (slot canyon) в парке — очень узкий и глубокий, окруженный с обеих сторон отвесными каменными стенами. И тем не менее, в этом узком месте умудрились надолго поселиться гигантские 500-700-летние пихты Дугласа. Это очень популярное место в парке с большим количеством туристов, особенно молодых.

Наиболее тяжелый отрезок на пути наверх — головокружительные крутые зигзаги в самом конце, которые выводят к смотровой площадке «Закатная точка» (Sunset Point).

Виды на Уолл Стрит сверху, от Sunset Point. Мы поднялись оттуда, с самого низа

Оттуда хорошо виден Молот Тора (Thor’s Hammer) — башенка с тонкой шейкой, поддерживающей наверху большой молотоподобный камень. Это один из самых фотографируемых худу в парке.

Sunset Point, несмотря на свое название, для наблюдения закатов совсем не подходит: она, как и большинство обзорных площадок в амфитеатре парка, повернута на восток, то есть в противоположную сторону от заходящего солнца. Единственным исключением, где мы смогли увидеть неплохой закат в Брайсе, стала обращенная на юг площадка «Вид на Парию» (Paria View).

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Скалы на закате - вид с площадки Paria View

Зато для встречи восходов в парке масса вариантов. Нашими любимыми местами на рассвете были точка Брайса и пункт Вдохновения (Bryce Point и Inspiration Point соответственно, карта 2). Каждый раз восходы были разными, но неизменно впечатляющими. Было что-то завораживающее в том, как солнце сначала слегка подсвечивало небосвод, потом касалось своими лучами краешка склонов, постепенно перемещая свет все ниже и ниже по скалам… А потом вдруг в какой-то момент весь склон вдруг зажигался огнем!

Самый ранний рассвет на Bryce Point

На Bryce Point есть один любопытный объект под названием Аллигатор (The Alligator). Точнее сказать, эта формация расположена на склоне внизу, на кластере из башенок. Сверху эта группа худу покрыта более устойчивым к эрозии светлым доломитом, по форме напоминающим аллигатора.

А вот так выглядит ранним утром Город тишины (Silent City) со смотровой площадки Точка вдохновения (Inspiration point). И действительно, многочисленные башенки и шпили на склоне выглядят как кварталы разросшегося, но заброшенного города.

Утренний вид с Inspiration Point

Вторая часть парка — его остальная территория вдоль «живописной дороги» (Scenic Drive, карта 1 — правая половина, отмечена красной линией). Это 29-километровая асфальтированная дорога, протянувшаяся через весь парк параллельно краю плато. На ней устроены 14 смотровых площадок, посещением которых многие туристы, приезжающие в парк, и ограничиваются. Мы проехали Scenic Drive от начала до конца, останавливаясь на всех смотровых площадках. Вначале мы добрались до самой южной и самой высокой части парка — «Радужная точка» (Rainbow Point, 2778 м).

Каньон Брайса, всеобщий любимец

От Rainbow Point идет тропа The Bristlecone Loop, вьющаяся по лесу, населенному различными хвойными деревьями. Среди них, безусловно, выделяется щетинистая сосна (Bristlecone pine). На каменистых сухих доломитовых почвах парка, при низких температурах и сильных ветрах щетинистые сосны растут медленно, но выживают, в отличие от многих других деревьев. Короче, щетинистая сосна — дерево-боец, имеющее высокую сопротивляемость в условиях сурового климата и бедных почв. Название «щетинистая» эта сосна получила из-за внешнего вида своих веток, напоминающих ершик для мытья бутылок.

Щетинистая сосна - дерево-боец. Это дерево-долгожитель (живет по нескольку тысяч лет) и неплохо себя чувствуют там, где большинство других растений не могут даже существовать.

Чтобы закончить с флорой-фауной парка, упомянем животное, которое нам чаще всего там встречалось — мул-олень (Mule Deer). Назван так за его большие уши, как у мула. Имея такие уши и прекрасное зрение, эти олени могут почувствовать приближение других животных, как говорят, на расстоянии до 600 м.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Пара фотографий скал и худу с другой смотровой площадки — Каньон Воды (Agua Canyon):

Следующая остановка — у природного моста. Но это название неточное, поскольку природные мосты в горных породах создаются потоками воды. В данном случае — это арка, возникшая, главным образом, как результат морозного выветривания. Яркий камень моста-арки очень эффектно выглядит на фоне соснового леса на заднем плане.

Так называемый природный мост

Покидая парк, мы сделали короткую остановку в его северной точке с красивым названием Сказочная земля (Fairyland point, карта 1 — левая часть). Оттуда начинается одноименный круговой пешеходный маршрут, вначале спускающийся вниз в каньон, а потом возвращающийся назад по краю амфитеатра. За три наших визита в парк в разные годы этот его уголок как-то остался без внимания.

Каньон Брайса, всеобщий любимец

Значит, есть хороший повод вернуться, да и с такими сказочными местами расставаться навсегда совсем и не хочется.

Наши остальные рассказы о поездке по Колорадо и Юте в октябре 2020 года можно почитать здесь:

Поездка в Колорадо и Юту в период пандемии — обзор

Колорадо: Национальный парк «Чёрный каньон Ганнисона»

Национальный монумент «Колорадо»

Юта: Башни Фишера

НМ Багряные скалы: Белый карман

НМ Багряные скалы: Оленье ущелье

Юта: национальный парк Арки

«Арки и не только» — фотоальбом

Юта: Национальный парк Каньонлендс (секция Остров в небесах)

Юта: Национальный парк Каньонлендс (секция Шпили)

«Северная сторона Гранд каньона» — фотоальбом

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия