Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 9:57

Калининград — Россия Апрель 2021

Может быть это странно, но отправляясь в Калининградскую область, о главном городе региона думала я меньше всего: четыре дня это так мало, хотелось подольше побыть у моря… Правда, поначалу были планы как-нибудь вечером съездить из Зеленоградска в Кёниг, но курортная атмосфера Кранца окутала облаком наиприятнейшей лени, так и не смогла себя заставить променять морской закат на забег по городу.

В итоге Калининграду удалось уделить лишь несколько часов перед обратным рейсом. Да еще оказалось, что расстояния между интересностями здесь довольно солидные, а мне даже в голову не пришло заранее проработать логистику. С панталыку, между прочим, сбил один из рассказов в Сети (человека, проводящего экскурсии по городу), описывающий ого какой по охвату маршрут, с указанием требуемого времени — два с половиной-три часа. Теперь вот, имея некий опыт, совершенно не представляю, в каком темпе надо для этого передвигаться… Хотя, если не зависать минут по десять возле цветущей магнолии, например, может быть это и реально. Но я так не люблю и хочу.

Из Зеленоградска ехала автобусом; электрички-либо очень рано, либо слишком поздно. А автобусы бегают каждые двадцать минут. К тому же такая поездка это ведь своего рода экскурсия — сначала по просторам области, потом по солидной части города. Поселки по пути совсем не напоминали деревни центральной России: деревянных домов встречалось мало, да и те по стилю были «западноориентированными»)))

А вот на въезде в город началась грусть-тоска: довольно долго автобус ехал по длиннющему Советскому проспекту, где куда ни глянь — сплошь страшненькие пятиэтажки… Заканчивается проспект у площади Победы, контрастно обихоженной, что, собственно, не удивительно, т. к. именно здесь находится Администрация округа, кафедральный собор Христа Спасителя (новый, построен в 2006-м году, и первый в городе, возведенный по православным канонам, а до 1985-го года в Калининграде не было ни одного православного храма вообще…), Триумфальная колонна (напоминающая Александровскую в Питере), часовня Святых Петра и Февронии. Времени добежать сюда у меня бы точно не нашлось, хорошо, что из окна автобуса увидела.

Рядом с площадью Победы расположен Северный вокзал города, мне же был нужен главный — Южный, именно от него отправляются автобусы в аэропорт, там собиралась оставить чемодан в камере хранения. К Южному вокзалу от площади Победы ведет Ленинский проспект, тоже весьма протяженный. Но тут в окно автобуса было смотреть интереснее, т. к. часть местных хрущевок к ЧМ по футболу 18-го года отремонтировали в «ганзейском стиле» — покрасили в веселые цвета, добавили всяческих пряничных финтифлюшечек, включая островерхие фасады. Я было удивилась, что в ряду прехорошеньких домиков, аки гнилой зуб, нет-нет да и торчит первозданная панелька, решила, что не иначе денег не хватило. Ан нет! Оказалось, преображения не пожелали местные жители. Может, они и правы, т. к. в отремонтированных домах все это тянулось очень долго, и недоделок, как пишут, тьма. Ну, и балконы в «ганзейских» домиках стеклить и захламлять категорически запрещено, что населению, ясное дело, не слишком нравится.

Турист серьезный вполне вероятно поставит себе целью увидеть в Калининграде то немногое, что чудом сохранилось от довоенного Кёнигсберга, например форты (12 больших и 3 малых) или городские ворота (сейчас их семь), но я к разного рода военным укреплениям чаще всего равнодушна. Зато всяческие «фишечки» обожаю, и, конечно, мне страсть как хотелось «собрать» собственную коллекцию хомлинов.

Хомлины это такие крохотные большеухие человечки, которые, как уверяют, жили на берегах Балтики всегда и являются непревзойденными мастерами янтарного дела. Подобно многим сказочным «малышам», они предпочитают оставаться незамеченными, хотя живут бок о бок с людьми, в их домах, иногда заимствуя кое-что из людского обихода. Если, будучи в Калиниграде, вдруг не сможете найти второй носок или чайную ложку, будьте уверены — это дело рук хомлинов)))

Т. к. хомлины ведут тайный образ жизни, никто точно не знает, сколько их всего. Но — не так давно одна семейка хомлинов все же «засветилась», состоит она из дедушки, бабушки, папы, мамы и троих деток. Персонажи оказались так милы, что вдохновили местных умельцев на создание своих скульптурных портретов. На настоящий момент готовы и «определены на жительство» в разных местах Калининграда пять, остальные на подходе. Подозреваю, что «разбросали» хомлинов неспроста — редкому туристу (из тех, кто не по части фортов) не захочется отыскать все семейство, а значит, и по городу поактивнее побегают, тратя денежки тут и там!

У меня хомлином номер один значился дедушка Карл, которого можно увидеть на перилах Медового моста, а потому от вокзала направилась я к реке Преголя (все же местная топонимика удивляет очень… И если в том, что переименовывают СОВСЕМ есть какая-то логика, то чего ради реку из Прегеля сделали Преголей, мне понять не дано).

По проспекту Ленина идти изначально не хотела, увидав его — расхотела совсем. Проложила путь по проспекту Калинина и Октябрьской улице. О чем минут через пять уже жалела: таких убитых тротуаров давненько видеть не приходилось… На минуточку: проспект Калинина в городе Калининграде! И опять же хрущевки-хрущевки, без всякого «ганзейского ремонта» … Мне бы перейти на другую сторону и шагать по дорожкам Южного парка, но не додумалась. И к тому же боялась прозевать поворот на Октябрьскую. Смотреть 20 минут под ноги, дабы не споткнуться, порядком надоело. Но вот, наконец, впереди река и — сюрприиииз!

По Калининграду – в поисках хомлинов

Как я умудрилась забыть о крохотном замке на берегу — бог весть! Но тем радостнее была встреча с Домиком смотрителя Высокого моста. После хрущевок-то… То есть не то, чтобы я вовсе забыла об этой неоготической игрушечке из красного кирпича, но почему-то никак не ожидала встретить ее именно здесь. Построен домик в 1899 году и когда-то в нем размещались сугубо технические штуковины типа механизмов разводного моста, гидравлических насосов и т. п. Да — не в какой-то там примитивной будке, а в мини-замке!

Отреставрирован домик был на деньги частных лиц, а внутри сейчас опять же частный музей старинной открытки. Я вообще-то не особенно рвалась в тот музей, но интересно стало, как выглядит замок внутри. Вход, между прочим, бесплатный. Внизу — магазинчик, где вам помимо сувенирной продукции еще и кофе с марципаном предложат. Экспозиция открыток расположена на двух этажах. Работают здесь очень приятные мальчики-девочки, которые могут провести экскурсию.

Открытки с видами Кёнигсберга особенно интересно рассматривать потому, что от прежнего города почти ничего не сохранилось… В 1944-м центр города интенсивно бомбили ВВС Великобритании, а завершение разрушения произошло при штурме города советскими войсками в апреле 1945-го. По всему судя, довоенный Кёнигсберг был очень хорош…

По Калининграду – в поисках хомлинов

А еще узнала, что оказывается, открытки когда-то были чем-то вроде нынешних СМС — отправляли иной раз до 50-ти в день! По любым поводам, в том числе совсем вроде бы ничтожным, вроде благодарности взрослого сына матери (живущей на соседней улице) за вкусный обед, с обещанием на другой день увидеться вновь. Тексты на открытках сейчас как раз в процессе перевода с немецкого.

Музейчик рекомендую: мило, недолго, познавательно.

От Домика смотрителя по улице Багратиона прошла до Юбилейного моста, с которого открывается один из лучших видов на Рыбную деревню — еще одну любимую туристами аттракцию современного Калининграда. Рыбная деревня это комплекс жилых, торговых и административных зданий, построенных в «стиле довоенного Кёнигсберга». По поводу соответствия стилю, я бы, вспоминая открытки, поспорила, но не суть — смотрится симпатично и «загранично», ну и хорошо)))

По Калининграду – в поисках хомлинов

Меня из всех зданий Рыбной деревни больше всего привлекала башня-маяк. Хотелось подняться на тамошнюю смотровую, а главное, выше смотровой, в фонарь маяка, где обитает самый знаменитый кот города — Мурр.

По Калининграду – в поисках хомлинов

По пути к башне шла чуть не через строй предлагающих покататься на кораблике по реке, плавсредства — самые разнообразные, есть и весьма необычные, смахивающие на автобусы без колес)))

По Калининграду – в поисках хомлинов

С удовольствием бы прокатилась, но, увы, времени у меня на это не было.

Тэкс! А это еще что за котик?! На небольшой площадочке на набережной восседало чрезвычайно субтильное создание с пышными усами… Оказалось, вовсе даже кошка, по имени Ля Мурка))) Живет здесь с 2010-го года, а родилось это созданье благодаря фантазии французской художницы Кароль Теруз-Крэвекер.

По Калининграду – в поисках хомлинов

Со смотровой площадки Маяка открываются действительно замечательные виды на Кафедральный собор и остров Канта, на гигантскую сферу и корабли Музея мирового океана и на здание синагоги.

По Калининграду – в поисках хомлинов

И — эх… на самый долгий местный долгострой, Дом Советов.

По Калининграду – в поисках хомлинов

А когда-то именно на его месте красовался Королевский замок…

А еще на смотровой обитает мама-чайка, держащая в лапках-ластах яйцо, натертое гражданами, жаждущими удачи, до золотого сияния…

По Калининграду – в поисках хомлинов

Как некоторые умудряются не подняться чуть выше, в фонарь маяка, даже и не знаю… Но — факт, умудряются! А потом удивляются, что так и не познакомились с Мурром… Правда, есть и те, кто поднимаются, но понятия не имеют, куда попали и что это за котик в очках?

Одновременно со мной в фонаре оказались две такие дамы. Рассказала им, конечно, что котик не просто котик, а герой и в некотором роде коллега Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Тоже писатель! Пусть и автор всего одной книги — «Житейские воззрения кота Мурра». Временами ему, правда, доставалось от старшего товарища за плагиат. Но, ежели котик что-то и позаимствовал у великих авторов, ему простительно — во всяком случае, великих читал и запомнил! Мурр, видимо от большой учености, в очках, и не слишком упитан. Но не тощий, как французская киса, а изящный.

Спускаясь, можно свернуть в башенный ресторан, или прикупить что-нибудь в магазине изделий из стекла. Магазинчик, вообще-то «опасный», т. к. вещи там продают действительно симпатичные.

По Калининграду – в поисках хомлинов

Войдя в арку возле башни, наткнулась на выгллядывающую из-за приоткрытой двери девицу. Персонаж народом тоже любим, и удивительное дело, натерт у девы только нос))) Причем, к любопытной Варваре она не имеет никакого отношения. Композиция называется «Тайное свидание», девушка вроде как высматривает своего возлюбленного, который должен вот-вот появиться.

Если нет времени на рестораны, а есть уже хочется, рекомендую перейти дорогу и заглянуть в столовую при синагоге. Пускают туда всех желающих, кормят очень вкусно и недорого. Разумеется не в шаббат.

По Калининграду – в поисках хомлинов

От Рыбной деревни на остров Канта ведет тот самый Медовый мост, на перилах которого устроился первый из хомлинов — дедушка Карл. Вряд ли его возможно не заметить (хотя размер хомлинов всего сантиметров 15), к дедуле всегда очередь из желающих познакомиться и сделать совместную фоточку.

Ну вот — один есть! Начало коллекции положено)))

Главное сооружение на острове Канта — Кафедральный собор. Глядя на грандиозное это сооружение, доминанту не только острова, но и всего центра города, с трудом верится, что почти полвека после войны собор простоял в руинах. Причем руины эти считались идеологически вредными — напоминание о «прусском милитаризме и фашизме». Чудом не сравняли то, что осталось от Кёнигсбергского собора с землей…

По Калининграду – в поисках хомлинов

В настоящее время собор — культурно-религиозный центр. В нем расположены протестанстская, католическая и православная часовни, музей собора, и музей Иммануила Канта, который похоронен у стен собора. Органов в восстановленном соборе два, причем главный орган является самым большим в России. Говорят, звучит фантастически…

По Калининграду – в поисках хомлинов

Парк вокруг собора порадовал цветущими магнолиями — вот уж не ожидала в столь северных краях!

И удивил обилием омелы на деревьях. Омела вообще буйствует по всему городу, смотрится интересно, но ведь вред какой деревьям! Странно, что никак с ней не борются…

По Калининграду – в поисках хомлинов

За следующим хомлином отправилась к музею Мирового океана. По набережной Петра Великого мимо стильного здания бизнес-центра Lastadie.

По Калининграду – в поисках хомлинов

Малыш-хомлин Витя в кораблике а-ля бумажный, обитает рядом с кораблем «Витязь». (Очередные шуточки местного имянаречения: дедушка — Карл, бабушка — Марта, а мальчонка вдруг Витя!) В тот день Витя красовался в подаренном кем-то синем шарфике.

По Калининграду – в поисках хомлинов

День, правда, был не просто теплый, а прямо-таки жаркий, но то и дело налетал ледяной ветер, так что шарфик определенно был кстати. Хомлинам вообще принято дарить одежки, народец они чрезвычайно трогательный, так и тянет их приголубить))

По Калининграду – в поисках хомлинов

Посетить экспозицию музея, в том числе, полазить по кораблям, времени у меня опять же не было. Ну, честно говоря, не очень-то и хотелось. Вот на органный концерт бы…

Так, дедушка и внучек есть, теперь держу путь к бабушке, которая живет при Музее янтаря. Может и в музей хоть ненадолго заскочить получится?..

Не получилось, т. к. угораздило меня топать к башне Дона, в которой разместился музей, пешком. Это ДОЛГО! И хорошо еще, что выбрала путь по парку вдоль Нижнего пруда, по-крайней мере, идти было приятно: вода, яркая апрельская травка, огромные ивы, фантазийно украшенные не менее огромными омелами.

По Калининграду – в поисках хомлинов

И дома вдоль пруда встречаются интересные, прямо-таки замки!

Опять же солнышко припекало вовсю, прогрелась за все предыдущие дни, и даже нос обгорел слегка. Но — время буквально утекало сквозь пальцы…

Так что, дойдя наконец до Росгартенских ворот и башни Дона, только и успела, что восхититься изяществом этих самых ворот, попытаться (безуспешно) идентифицировать симпатичную рыбку возле них, и передать бабушке Марте привет от деда Карла и внука Вити))).

По Калининграду – в поисках хомлинов

Бабулечку, кстати, иногда снабжают не только шарфиками, но кружевными шалями))) Милая очень бабушка!

Мельком глянув на Александро-Невскую церковь,

По Калининграду – в поисках хомлинов

иду к автобусной остановке, выяснять, как отсюда добраться назад, к острову Канта. Жалея, что погулять тут, вокруг уже Верхнего пруда, некогда…

Сестричку Вити — Улю — найти, увы, тоже не получится, к зоопарку мне никак не успеть, но папа Лео кажется элементарной задачей, т. к. Музей изобразительных искусств, на перилах которого (как я перед поездкой прочитала) проживает еще один хомлин, я уже видела утром из окна автобуса, куда идти, знаю!

По Калининграду – в поисках хомлинов

Ну-с, вот и музей. Лестницы, перила… Но где же Лео?! Два раза пристально осматриваю перила — нет! Да что ж такое-то? Может с другой стороны? Вроде фасады идентичны? Обежала музей — и там нет… Собралась уже идти внутрь, интересоваться у служителей, куда дели папашу Лео, как вдруг НА ПЕРИЛАХ МОСТА над музеем что-то сверкнуло в солнечных лучах! И народ возле толпится! Ну, вот как это называется?! Кого угораздило написать, что на перилах музея?! Нашелся, наконец, меланхоличный симпатяга…

Номер четыре! На радостях произнесла это вслух, расстроив туриста лет 12-ти, который с завистью на меня глянув, вздохнул: «А у нас только два…" Успокоила амбициозного юношу, заверив, что мне всех пятерых собрать не судьба, а ему запросто до вечера успеть.

Посмотрев на часы, поняла, что могу себе позволить на полчасика расслабиться и отправилась на набережную Преголи (или все же Прегеля?) еще раз взглянуть на собор, синагогу, дома Рыбной деревни и прогулочные кораблики…

По Калининграду – в поисках хомлинов

Суматошным, конечно, получилось у меня знакомство с Калининградом, но, честно говоря, город не из тех, что располагают к долгим неспешным прогулкам. Интересного-то немало, но вот между интересностями приятнее и рациональнее перемещаться на транспорте. Учту на будущее, т. к. все же надеюсь еще как-нибудь в этих краях побывать. И знаменитый орган послушать, и собор в вечерней подсветке увидеть, и по улочкам Амалиенау побродить, и коллекцию хомлинов пополнить. Авось к тому времени их будет уже семь!

Все рассказы о поездке в Калининградскую область: