Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 22:21

Дубовка — Россия Июль 2014

В июле 2014 года я побывал в Дубовке Волгоградской области. Интересный оказался город, правда я его полностью не осмотрел, но увиденного вполне хватило для такого вывода.

Сначала мы заехали в Провинциальный монастырь главнее областного храма,

На встречу с дубом-патриархом

а затем уже отправились в сам город.

«У нас в Дубовке есть старый дуб — хочешь его посмотреть?». От интересного предложения грех отказываться и мы поехали осматривать дуб.

Архитектурное разнообразие царит на улицах Дубовки. Много одноэтажный зданий,

На встречу с дубом-патриархом

хотя и многоэтажки встречаются.

Есть старинные особняки, которые являются памятниками архитектуры. Два дома купца Тарасова, построенные в конце XIX -начале XX века, один из них с магазином.

Дом с лавкой немца Бауэра Владимира Христиановича, построен в первой половине XIX века.

На встречу с дубом-патриархом

Усадьба Жемарина была построена в начале XX века. С ней связана интересная история. После смерти купца Ивана Ивановича Жемарина три его сына поделили между собой капитал. Причем два брата оне захотели ничего менять в своей жизни и стались жить в отцовском имении. А вот третий брат решил построить себе собственный дом, при этом он хотел, чтобы дом был самым красивым в Дубовке. Для чего пригласил зодчих из-за границы. До сих пор дом радует глаз.

Бывшая здравница встретила нас закрытыми воротами и целой кучей запрещающих табличек: «Частная территория. Ведётся видеонаблюдение», «Проход через частную территорию запрещен», «Вход и въезд на территорию строго по пропускам».

На встречу с дубом-патриархом

Как угадать, какие брошенную в землю семена прорастут, а какие нет? Какова бывает судьба упавших с дуба желудей? Кто-то из них превратится в корм животным, ведь лесные звери любят питаться плодами дуба. При этом размер не имеет значения, среди любителей полакомиться желудями — медведи, олени, кабаны, полевые мыши и белки. Птичье царство не отстаёт — фазаны, сойки и голуби могут переносить их на дальние расстояния. Не брезгуют желудями домашние животные и птицы: свиньи, волы, бараны и даже куры. Сам человек использовал желуди как пищу, основу для напитков и лекарств.

Когда-то на месте нынешнего районного центра Волгоградской области Дубовки шумели дубравы, недаром она и имя получила в их честь. А 420 лет назад в 1594 году, как считают учёные, из небольшого желудя проклюнулся росток, его не сломали побегом пробегавшие мимо животные, миновала горькая чаша стихийных бедствий. Небольшой дубок рос, взрослел и превратился в величавого и необхватного лесного красавца.

На встречу с дубом-патриархом

Время летело. Дуб был свидетелем «Смутного времени», его ветви продолжали шуметь во время крестьянских восстаний Болотникова, Разина, Булавина и Пугачева. По реке Волге мимо него проплывали струги, лодки, пароходы и теплоходы. Человеческие страсти мало волновали древесного великана, дубы могут жить иногда более тысячи лет. Постепенно собратья, появившиеся на свет вместе с дубом, исчезали и он стал патриархом местной флоры. За это время появился Дубовский посад в 1732 году, превратившийся в город, а когда был организован санаторий " Дубовка» в 1924 году, то дуб, сам не подозревая того, оказался на территории санатория.

Для местного населения все эти запреты совершенно непонятны- ведь земля здесь муниципальная и никто её в частную собственность не передавал. К слову в Саратове, есть санаторий «Октябрьское ущелье», через которое люди пешком проходят дальше к Кумысной поляне, а охранник у ворот следит за тем, чтобы не заезжал посторонний автотранспорт. Здесь же охранника ни в будке, ни на горизонте не наблюдалось.

Но гостеприимные хозяева знали вокруг тайные тропы, до Волги было недалеко и мы отправились огибать ворота вдоль берега Волги. Голубая гладь волжской манила к себе, деревья стояли прямо на берегу как часовые.

На встречу с дубом-патриархом

Только подойдя ближе к берегу, то обнаруживалось, что это оптический обман. На самом деле внизу был обрыв

и узкая полоска берега под обрывом, на котором в разных местах отдыхали люди.

На встречу с дубом-патриархом

Спуск прошёл относительно благополучно. Хорошо, что местные проводники шли первыми и когда шедшие сзади начали сначала скользить, а потом разгоняться на крутом склоне, то нас поймали.

Дальнейший путь по кромке прибоя оказался относительно спокойным, если не считать, что пару раз приходилось обходить каменные стены берега прямо по воде.

На встречу с дубом-патриархом

Обходной манёвр оказался успешным и мы оказались у лестницы ведущей вниз с берега к воде.

Прошедшие века ничего не смогли сделать с дубом, а появившееся в прошлом веке Волгоградское водохранилище едва не подписало смертный приговор патриарху растительного мира окружающих мест. Вода камень точит и, постепенно размывая берега, Волга подобралась к корням великана.

На встречу с дубом-патриархом

Сопровождающие рассказывали мне, что не узнают дуб.

Он осел вниз больше, чем на два метра и крона, которую уже не раз обрезали для облегчения веса дуба, виднеется из-за обрыва, куда опустился дуб-патриарх. Это отчётливо видно, когда находишься внизу. Дуб, несмотря на стихию пытается сохранить свою жизнь, цепляясь могучей корневой системой за края обрыва, но продолжает опускать в пустоту, образовавшуюся под ним. Часть веток на дубе засохла, его вокруг забутовали камнями, чтобы он не уползал в глубину земли и воды.

На встречу с дубом-патриархом

А Волга — вот она, буквально рукой подать.

Когда-то любимым развлечением, приходивших к дубу, было бросание мелких монет в дупло и слушание звонкого стука при попадании их вниз. Сейчас дупла замазаны,

На встречу с дубом-патриархом

а найдя небольшую щелку в коре дерева и бросив туда монетку — ничего не услышали вообще.

Как крик помощи, кто-то повесил на дуб табличку с обращением.

На встречу с дубом-патриархом

Поможет только оно? Возможно через несколько лет после гибели этого дуба начнутся поиски нового претендента на звание старожила этих мест. А каким-то образом просачивающиеся сюда молодожены оставляют на дубе тряпочки.

Когда- то в языческие времена дуб был у славян олицетворением силы, мощи и в посвящался могучему Перуну.

На встречу с дубом-патриархом

Возвращались обратно через территорию санатория.

До входа оказалось гораздо ближе, чем казалось во время обходного манёвра по берегу. Прошли по аллее славы русских литераторов.

На встречу с дубом-патриархом

От неё рукой было уже до выхода из санатория. Когда рассматривали памятники и сравнивали их с портретами, сохранившимися в памяти из школьных учебников литературы,

то мимо нас прошла супружеская пара, обогнав нас. Услышав, что как мы обсуждаем очередную фамилию, они безапелляционно заявили, что мы не правы и что первым бюстом является бюст Василия Ивановича Чапаева, который ну никак не был писателем.

На встречу с дубом-патриархом

А ведь когда-то лауреата Нобелевской премии по литературе, автора гениального «Тихого Дона» с советским военачальником не путали.

В стороне от литературной аллеи стоял, спрятавшись в тени деревьев, памятник В. И. Ленину.

На встречу с дубом-патриархом

Интересно, что в санаторий не впускали, а выпускать — выпускали. Нашелся и сторож у крыльца, то бишь ворот. Мы и супружеская пара спокойно покинули территорию охраняемого объекта и отправились каждый по своим делам. Единственно, я полюбопытствовал, а что за одинокий памятник стоит при входе в санаторий.

«Это памятник создателю санатория, а фамилия его была кажется Жуков», — ответил страж ворот. Больше ничего он не знал, а мне порой непонятен ход мыслей создателей различных памятников, на пьедестале которых не указывается, кому же он посвящен.

Жуков Василий Иванович (1913 — 1996) был директором Дома отдыха города Дубовки, участником Великой Отечественной войны. В составе 44-ой орденов Суворова и Кутузова Калинковичской отдельной тяжелопушечной артбригады резерва Главного Командования прошел боевой путь от Москвы до Берлина.

А наш дуб-исполин в 2012 году был включен во всероссийскую программу «Деревья — памятники живой природы», а также внесен в реестр старовозрастных, уникальных деревьев России. Может не всё так печально?

Лето было в самом разгаре,

ягоды просились в руки.

Мы же пошли к своей машине. По дороге встретился интересный указатель с названием переулка,

На встречу с дубом-патриархом

а невдалеке от него — часовня во дворе.

Что-то похожее я видел в Ларнаке Яков и часовня святого Якова, но в России частных церквей и часовен не наблюдал, кроме неосвященной церкви в Трусово Истринского района Московской области на частной территории, хотя после распада Советского Союза часть храмов строилась на деньги спонсоров, но частными храмы от этого не становились.

День на этом не заканчивался. Нам предстояло купание в Волге (по плану хозяев) Водная «морщинка» Волги и неожиданная встреча с интересным чудаком Шаман Бельджамена.