Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Вила-Франка-ду-Кампу, Нордеште — Португалия Июль 2017

Цикл рассказов о португало-итальянском маршруте «My european expedition»:

Португалия: обзорный отчет, Лиссабон ч.1., Лиссабон ч.2., Лагуш, Сан-Мигель ч.1., Сан-Мигель ч.2.

Италия: обзорный отчет.

Экскурсионный день, проведенный с Марией, оказался чрезмерно насыщенным. За непродолжительное время отдыха, я не успел морально отойти от впечатлений, поэтому просыпался заведомо уставшим. Шел шестнадцатый день непрерывного активного путешествия, а я в полудреме надевал футболку на левую сторону. Сегодня об этом остается только мечтать, а тогда с каждым днем всё более актуальными становились слова из песни Лолиты Милявской: «Остановите Землю, я сойду».

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Сегодня предстоял еще один насыщенный заброс на северо-восток острова — город Нордеште. Точнее, все самое интересное и вкусное смакуется по дороге к этому городу, а сам Нордеште попросту выступает неким ориентиром, к которому, безусловно, нужно стремиться. Окрестности известны своими скалами, обрывами, в обрамлении которых встречаются яркая зелень и пестрые шапки местных гортензий.

Как уже стало известно, на Сан-Мигеле имеются проблемы с общественным транспортом. Дабы лишний раз не рисковать своим временем и финансами, была заказана экскурсия в составе мини группы. Обзорная программа проводилась на джипе, а её стоимость была оценена организатором в 65 евро с пассажира. Увезут, привезут, расскажут, покажут… Всё по комфорту, и казалось ничего не предвещает беды.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

В тот год на острове была проблема не только с общественным транспортом, но и туристами. За три дня до экскурсии местная контора начала одолевать меня письмами. Из их содержания было понятно, что группа не набралась, поэтому мне придется заплатить 325 евро. Организатор любезно отметил, что понимает о доставленных неудобствах и неожиданных расходах заказчика, поэтому готов предоставить скидку 25 евро в качестве компенсации.

Данная новость меня выбесила до мозга костей. Никто не давал гарантии, что всё, действительно, именно так, а перед нами не факт мошенничества. Поэтому я твердо и уверенно решил стоять на своем: «Ребята, Ваши проблемы, что группа не набралась. Экскурсия уже оплачена, планы составлены. В противном случае, буду писать жалобу в техподдержку Viator.com за изменение и нарушение условий договора».

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Три дня стояла тишина, видимо, агентство не решилось бодаться со мной. Утром у дверей гостевого дома стоял заведенный джип с молодым островитянином внутри. Его звали Проштеру, что в переводе с португальского «удачливый», «счастливый», «преуспевающий» и далее по ассоциативному списку. Без каких-либо приветствий, знакомств и рассказов мы в полной тишине отправляемся в очередной азорский трип. Всё напоминало банальную услугу такси. Ну, да ладно, мне даже этот факт был на руку, поскольку еще не успел отойти от информационных наплывов. Позже выяснилось, что гид попросту не выспался, поэтому на его лице была хмурая маска. Да, и факт невозможности заработать, наверно, тоже его угнетал. Пришлось мне развлекать и приводить в чувства надменного извозчика.

В этот раз мы через глубь острова отправились на противоположное северное побережье. Проезжали поселения Сан-Роке, Ребейра-Сека и Ребейра-Гранди. Дорога снова напоминала о земном рае. Природа щедро одарила красивыми сюжетами эти крошки суши. Хотелось фотографировать каждый поворот, но кадры получались редко, а тормозить хмурого водителя я какого-то лешего застеснялся.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Наша первая остановка была обозначена на чайной плантации Chá Gorreana. По пути Проштеру притормозил на удачной смотровой Santa Iria. С нее открывается вид на островную «черепашку». Присмотритесь повнимательнее к рельефам, и вы сами увидите Тортилу в океане. И, да, на ней по ней Вы можете прокатиться.

Помимо прекрасного туманного пейзажа внимание привлекают суровые обрывы, волны, а также многообразие растительности, которая успешно растет в диких условиях. Растут здесь даже южноафриканские цветы смерти — каллы. А вот успешность погоды была сегодня под сомнением; радикальные изменения происходили каждые 30 минут. Такой скорости я еще не встречал нигде, даже в нордическом Стокгольме. Считается, что в каждой отдельно взятой части острова свой климат. Где-то может идти дождь, а в десяти километрах будет светить яркое солнце в безоблачном небе.

Проехали мы всего 30 км, а температура воздуха упала на 6 градусов; погода сменилась противной ветреной моросью. По статистике большее количество осадков выпадает на севере и западе острова. Может вовсе и не случайно расположились чайные плантации именно в этой части Сан-Мигеля?

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Проведя на смотровой примерно пятнадцать минут, мы отправились дальше. И вот, совсем скоро нас уже встречала чайная фабрика Горреана. Сан-Мигель рекламируют как единственное место в Европе, где выращивают чай. Видимо, они ничего не слышали про Дагомыс :-). Поэтому внесу уточнение: Азоры — это единственное место в ЕС, где выращивают чай.

В XIX веке на острове Сан-Мигель работали 62 чайные фабрики, которые производили 250 тонн чая в год; площадь плантаций составляла примерно 300 га. В XX веке после поражения апельсиновых плантаций вредным грибком и тлей, площади возделывания чая еще увеличились. Однако не все фабрики уцелели от многочисленных кризисов; среди выживших числится Горреана.

Действует фабрика с 1883 года; является семейным бизнесом, поддерживаемым уже пятью поколениями. Оборудование, задействованное в производственном процессе, можно назвать антикварным (1840-ых годов). Правда, работает и по сей день. Посещение фабрики свободное и бесплатное. После осмотра можно попробовать разный чай из термоса, а также купить сувениры в фабричном магазинчике.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Однако тем утром на фабрике не было никого: ни туристов, ни рабочих. Мы вдвоем с гидом походили по залам, но, когда за окном простираются такие мощные пейзажи, желание рассматривать старинную технику стремительно минимизируется (особенно если эта техника находится в статичном состоянии). Вскоре я снова выскочил на улицу, чтобы лично убедиться в том, как растет азорский чай.

Вдали от промышленных загрязнений на острове раскинулись изумрудные каскады чайной плантации. Благодаря специфическому климату острова вредители, угрожающие чайным плантациям, не выживают. Поэтому абсолютно нет необходимости в использовании химикатов, а, значит, продукция экологически чистая. Сбор урожая происходит с апреля по сентябрь. Чай негласно считается лучшим сувениром с азорских островов.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Фабрика расположена совершенно в зачетном месте. Яркие панорамы и океан — то, ради чего сюда нужно непременно заехать. Ну, а для ценителей чаепитий можно убить сразу двух зайцев в одном заходе. Мне всё понравилось; снова загорелась искра в глазах бывалого туриста, поэтому я уже начинаю командовать экскурсией:-). После чайных плантаций едем к водопадам (в лучших традициях Нувара Элии)!

Следующая остановка на севере острова — Parque Natural da Ribeira dos Caldeiroes (Рибейра-дос-Кальдейрос). Парк начинается с водопада, который носит название Ribeira Grande. Со слов Проштеру, у местных называется «Фата невесты». Такое романтичное прозвище водопад получил, видимо, из-за сложной геометрии падения воды: по форме оно очень даже напоминает длинную многоярусную каскадную фату.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Но видится мне, что не только из-за водопада прославилась данная местность. Прежде всего, это место можно назвать обитаемыми азорскими джунглями, в которых преобладают редкие лавровые леса (также встречаются на Тенерифе, Мадейре и Японии). Напротив водопада, с другой стороны дороги, есть бесплатный парк с богатым разнообразием растительности и необычными рельефами.

Невольно в этом парке можно потерять голову. Горная тропинка в обрамлении пышного густого леса ведет сквозь цветущие гортензии через серию больших и маленьких водопадов, на которых стоят мельнички! Слишком идеально, чтобы быть правдой.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Мельнички, кстати, являются действующими и относятся к объектам частной собственности. Радушные португальцы спокойно разрешают гулять и осматривать, принадлежащие им постройки и территории. В парке есть оборудованное место для пикников, поэтому можете брать с собой все необходимое для душевного перекуса в таком роскошном месте.

На водяных мельницах можно увидеть не только то, как старинным способом мелют зерно, но и как из него выпекают вкусности, которые с пылу с жару продают гостям парка. Считается, что вкусный десерт с молотым кофе — неотъемлемый элемент экскурсионной программы в парке Рибейра-дос-Кальдейрос, а также обыденной жизни простого португальца.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Невероятное спокойствие повисло над парком. Всё время прогулка сопровождается минимальным набором звуков: повсеместное падение воды и пение птиц. Здесь для человека не только экологическая, но и психологическая чистота… Словно ты отрываешься от реального мира. Только неприятен тот факт, что здесь и сейчас ты в реальном миру, а естественная среда твоего повседневного обитания не может обеспечить такой гармонизации. Я невероятно хочу обратно в Португалию, но в мире столько всего еще неизведанного.

На территории парка можно провести пару часов. Единственная тропинка уводит в увлекательное путешествие португальского Робинзона. Сойти на полпути и развернуться обратно, почти невозможно. Азарт открытия новых ракурсов и горизонтов будет превалировать среди прочих.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Удивительно, что мой гид предпочел остаться в машине; его индифферентность уже начинала напрягать. Правда, в те минуты я старался максимально не придавать этому никакого значения. Нужно было успевать впитывать эту чистейшую атмосферу вселенского спокойствия. Не случайно образ жизни на азорских островах отличается размеренностью и неторопливостью.

В сонной и размеренной атмосфере время, к сожалению, летит обычным своим чередом. И вот уже пора уезжать, ибо программа сегодняшнего путешествия лишь только начиналась.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Отъехав буквально с десяток километров, погода снова разыгралась. Это значит, что мы приближались на восток острова, где традиционно отмечается сухая и ясная погода. Вот так удивительно проходят климатические зоны на маленьком острове.

Картины за окном были невероятными; слюна текла, сердце замирало на каждом повороте, камера не могла успокоиться. Я еле сидел на месте, но всё же осмелился попросить сделать пару остановок. Проштеру лениво соглашался с моими пожеланиями. Однако не со всеми, якобы нельзя делать остановок на трассе.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

В целях повышения информационной насыщенности расскажу пару интересных исторических фактов, которые мне поведал малообщительный Проштеру. Союз, который в 1373 году Португалия заключила с Англией, действовал вплоть до середины прошлого века. Согласно этому договору, обе страны обязались помогать друг другу в войнах. Великобритания вступила в войну на Пиренейском полуострове, а Португалия — в Первую мировую войну. Ещё один интересный исторический факт: несмотря на то, что Португалия стала первой колониальной империей, она же первой среди колониальных империй отменила рабство.

В Португалии диктатура была полвека, длиннее всех в Европе. Антониу де Салазар правил с 1932 по 1968 годы, построил «новое государство» с элементами фашизма. Режим был свергнут уже после его смерти в процессе бескровной революции, которую прозвали гвоздичной.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

На экологичном острове Сан-Мигель используется преимущественно энергия ветра. Португальцы являются мировыми лидерами по использованию возобновляемых источников энергии. Они обеспечивают 100% потребляемой страной энергии с помощью гидроэнергии, солнечного света, ветра и других источников.

Красивые мотивы местной природы сопровождали нас вплоть до городка Нордеште, который расположен на северо-востоке острова. Согласно последней переписи населения, число жителей составляет всего 5600 человек. Во время нашего визита мы видели всего двух человек.

В центре города расположена Igreja Matriz de São Jorge. Церковь Святого Георгия построена в 1675 году; является душой муниципалитета. В престольный праздник святого Георгия, который проходит 23 апреля, организауется праздничная процессия, которая распространяется по всем улицам уютного городка.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

В портрете приморского городка преобладают белые краски. Экономика города строится только на сельском хозяйстве; туризм в этой части острова развит слабже. Вероятно вызвано это, из-за тяжелого подхода к океану и слабым развитием туристической инфраструктуры. Мне он напомнил ухоженный город-призрак. Видимо, основная масса населения в рабочее время трудится в столице.

Недалеко от города имеются несколько роскошных вьюпойнтов. Например, Miradouro da Boca da Ribeira с видом на общественный бассейн, подпираемый Атлантическим океаном.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Miradouro da Ponta do Arnel с видом на маяк. Главное, чтобы на узкой тропинке не закружилась голова. Высота приличная, ветер сильный, ограждения отсутствуют. Глядя на четвертую фотографию, у меня начинает уже кружиться голова. :-)

Но самой главной смотровой является Miradouro da Ponta do Sossego. Тут ребята бегите за аптечкой, чтобы накапать корвалол. Место, сражающее наповал. 100 баллов из 100. Именно таким рай я представлял в своей голове.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Надо отдать дань местным жителям. Так постарались украсить и без того невероятной красоты место. Все чисто, аккуратно и ухоженно. Сделаны дорожки, гуляя по которым, ощущаещь себя в помпезном ботаническом саду. Вход на все смотровые площадки абсолютно беспатный. Впечатлений почерпнете на долгие годы. Это стоит всех усилий на пути к этому острову.

В определенные минуты кажется, что теряешь связь с внешним миром. Здесь не работала мобильная связь и не было людей. Только ты и непревзойденные творения природы. Словно одиноко остался на этой планете и медленно опускаешься в недра собственного информационного вакуума. Это очень ценные чувства и ощущения, которые имеют все предпосылки, чтобы вправить мозги.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Скурпулезно точно своих ощущений, мыслей, эмоций я не помню, словно было всё сон. Мне кажется это лучший результат пребывания в этих местах.

Отрывать взгляд не было сил и желания. Я попросил задержаться в этом месте подольше. Это было самое зачетное место на португальском маршруте. Поездка, несмотря на унылое настроение водителя, получилась одной из самых выдающихся за месяц, проведенный в Португалии.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Однако пора собираться в дальнейший путь. По дороге в машину прогулялились по цветочному парку, который расположен рядом со смотровой. Нарядность, яркость и пёстрость уже замечаются слабо.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

После игры с высотой и ветром мы заехали на обед в городок Повоасан. В местном ресторане приготовили атлантическую рыбку, засервировали традиционные португальские закуски (включая нежнеший пресный азорский сыр) и, конечно же, принесли графинчик азорской сангрии. Гипотеза о том, что день удался, была подкреплена семью печатями.

Экскурсионный день был рассчитан на 10 часов программы, но по Проштеру было заметно, что он уже намеревается везти меня домой. Чтобы хоть как-то спасти программу еще половины дня, я попросил заехать в городок Вила-Франка-ду-Кампу.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

Город Вила-Франка-ду-Кампу был первой столицей острова Сан-Мигель. После сильного землетрясения в 1522 году город был практически полностью разрушен. Сегодня, действительно, можно встретить множество руин, город медленно восстанавливается.

В отличие от соседней Понта-Делгады здесь лучше развит пляжный отдых. Пляжи простираются на километры. Имеются несколько общественных бассейнов, до которых нет проблем добраться. Курорт подходит для отдыха с детьми.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

В летнее время погода здесь более стабильная и преимущественно солнечная. Тем не менее, понятие «сухой сезон» здесь отсутствует как таковой. Купаются на Сан-Мигеле не очень активно; вода в Атлантическом океане традиционно холодная.

Долго здесь мы задерживаться не стали. Надо признать, усталость тоже давала о себе знать. Поэтому под внутренние ликования моего водителя мы направились домой в Понта-Делгаду.

Азорские узоры. Часть 3. Нордеште

В столицу приехали еще днем. Водитель высадил меня на въезде в город, что для меня оказалось необъяснимо. К сожалению, его компания немного подгорчила сладкую картину этой поездки. Да и Бог с ним. В конце по традиции прикрепляю карту нашего маршрута.

Вот таким ярким и насыщенным выдался очередной день. Есть что вспомнить, есть чем гордиться. С каждым новым отчетом всё больше убеждаюсь в том, что Азорские острова — обязательное место при посещении Португалии. Поверьте человеку, который объехал практически всю страну.