Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 19:16
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Курчалой — Россия Май 2021

Статус города Курчалой получил два года назад. Формируя муниципальное образование «Курчалойское городское поселение», он единственный населённый пункт в его составе.

Курчалой расположился на предгорной равнине в 42 км. на юго-восток от Грозного, в 20 км. от Гудермеса. Железная дорога сюда не пришла, по этой причине Курчалой долгое время оставался селом.

Название происходит от чеченского тайпа — Курчалой. Из описания исторического топографического очерка А. И. Попова, сообщается, что Курчалойцы из округа Нашха в XIII веке основали селение Курчал на территории современного Веденского района.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Первое упоминание о Курчалое относится к 1732 году и записано в «Реестре горским владельцам» комендантом Д. Ф. Еропкиным в крепости Кизляр.

В 1819–1821 годах в ходе Кавказкой войны, был проведён ряд карательных экспедиций против Качкалыковских аулов. Село было разрушено. В период 1819–1821 годов Курчалойцы переселились с хребта Качкалык в район современного города Курчалой, где основали селение Курчала-юрт выше в русле реки Терлинг (чеч. виноградная лоза).

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

(Чеченский танцевальный коллектив. Москва. Арбат. 2017 г.)

По сведениям Берже Адольфа Петровича на 1850 год Курчалой является новым населённым пунктом. Современное село было основано ниже в долине реки Терлинг в 1850 году.

Так или иначе, но на месте города располагался густой и непроходимый майртупский лес. В 1840 г. генерал Граббе организовал поход в большую Чечню. Путь армии проходил по этим местам. Среди участников значился поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов.

Юнкер Лев Толстой 17—18 февраля 1852 г. в майртупском лесу тоже побывал с экспедицией. По его признанию, он чудом спасся от смерти. Позже Толстой написал рассказ «Рубка леса». Его действие происходит примерно в этих местах. А вот про лес остаётся разве что вспоминать — он давно вырублен.

Большое село сформировалось в конце позапрошлого века, вобрав в себя несколько малых аулов. К 1883 году в Курчалое насчитывалось 12 мечетей.

Нынешний Курчалой город молодой и потому на достопримечательности не богат. Запомнилось несколько новых зданий в центре, старое мусульманское кладбище, где можно видеть плиты позапрошлого века и конечно Джума-мечеть.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Она носит имя Кунта-Хаджи Кишиева (1796—1967 гг.). Первая мечеть в Курчалое появилась в 1840 году и была простым молитвенным домиком, который основал Кишиев. Строительство Джума-мечети началось в 2008 году. Её высокие 47-ми метровые минареты служат ориентиром и видны издалека.

И всё же Курчалой в первую очередь ассоциируется с Героем России Ахматом Кадыровым. Его родное селение Центарой находится неподалёку. Но, как мне сказали, Центарой усиленно охраняется, попасть в село достаточно сложно. В 2010 г. на Центарой была произведена атака боевиков. В итоге я подумал, местная полиция начнёт меня проверять кто я и что я, и от идеи отказался.

В Курчалое Кадыров бывал часто. В 1989 г. он основал здесь первый на Северном Кавказе Исламский институт и в течении года являлся его ректором.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

В настоящем одна из улиц носит имя Кадырова. По адресу ул. Кадырова д. 92 расположился Центр культуры и искусства.

Здание построено совсем недавно.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Первый этаж занимает мемориальный музей имени Ахмада Абдулхамидовича Кадырова.

Вход бесплатный.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Для интересующихся музейные гиды по залу проводят экскурсию.

Основными экспонатами являются картины и фотографии.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Семья передала в дар музею ручку, которой Ахмат в детстве писал домашние задания.

В музее представлены вещи, которые принадлежали первому Президенту ЧРИ, либо его сыну Герою России — Рамзану Кадырову.

Ахмат Абдулхамидович родился 23 августа 1951 г. в Караганде, куда его родители, вместе со всем чеченским народом, были высланы.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Первые шесть лет жизни прожил в посёлке Малая Сарань.

Дом сохранился и Кадыров приезжал в Малую Сарань в гости.

В апреле 1957 года семья Кадыровых возвратилась в Чечено-Ингушскую АССР, в село Центарой (ныне село Ахмат-Юрт) Шалинского района (ныне в Курчалоевском районе).

В 1968 году окончил Ахмат среднюю школу и прошёл учёбу на курсах комбайнёра в станице Калиновская Наурского района.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

С 1969 по 1971 год работал в рисоводческом совхозе «Новогрозненский» Гудермесского района. В 1971 году уехал из Чечено-Ингушской АССР на заработки, работал в строительных организациях в Нечерноземье и Сибири по 1980 год.

5 октября 1976 года в селении Центарой у 25-летнего Ахмата Кадырова родился сын Рамзан.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

В 1980 году по направлению Гудермесской соборной мечети 29-летний Кадыров отправился в Узбекскую ССР, где поступил в Бухарское медресе Мири Араб. Через два года он окончил медресе.

В 1982 году уехал в Ташкент, где поступил в Ташкентский исламский институт. Обучался там с 1982 по 1986 год.

После исламского института возвратился в Гудермес, где стал заместителем имама Гудермесской соборной мечети. Служил заместителем имама по 1988 год.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Одной из главных заслуг Кадырова можно смело считать его непримиримую борьбу с ваххабизмом.

Чтобы прекратить финансирование ваххабитов, Кадыров отправился в Саудовскую Аравию, где сразу в жёсткой форме заявил о проблеме пятому королю Фахду.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Хранитель двух святынь муфтия Чечни услышал.

Финансирование боевиков было остановлено.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

5 октября 2003 г. Ахмат Кадыров был избран на должность президента ЧРИ, набрав 80,84% голосов.

9 мая 2004 г. первый Президент ЧРИ погиб в результате террористического акта. Это произошло во время парада в Грозном на стадионе Динамо.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Согласно официальным данным, семь человек погибли, более 50 получили ранения. Кадыров был тяжело ранен и умер по дороге в больницу, не приходя в сознание. Вместе с ним погиб председатель Госсовета Чеченской Республики Хусейн Исаев.

Фотограф запечатлел Президента за несколько минут до взрыва. Высокое звание Героя России Ахмаду Кадырову было присвоено посмертно.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Кавказ вдохновляет на творчество.

В музее представлены картины местных художников.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Их основная тема — неповторимая природа Чечни.

Есть картины посвящённые действующему президенту ЧРИ Рамзану Кадырову.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Рамзан Ахматович имеет звание — генерал-майор полиции (2009), а также воинское звание — генерал-майор.

Усилиями населения музей пополняется артефактами.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Часть предметов найдена в огородах.

Правда отметим, артефактов не много, всего одна витрина.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Один местный человек передал в дар музею свою коллекцию оптических прицелов.

Как и где он это собрал, я так и не понял, но посмотрел с интересом.

Курчалой и его музей имени Ахмада Кадырова

Вот таким запомнился самый молодой город ЧРИ и его музей.