Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 2:11
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Историческое наследие Судана ч.2 — храм Мусавварат и королевские развалины Мероэ

Судан Апрель 2015

С тремя историческими объектами Судана я вас познакомил в прошлый раз Историческое наследие Судана. Сегодня информация ещё по двум достопримечательностям.

Для большинства туристов древние развалины делятся на две категории: привлекательные и не очень. В целом я с этим согласен, но всё же привык считать все подобные объекты изначально красивыми.

Одни нам нравятся внешне: своим видом, барельефами, рисунками и сохранившейся архитектурой. А другие выгладят грудой камней, но потрясают своей скрытой красотой: важными событиями, историей и легендами.

В Судане я оказался в одном месте, которое тогда не смог отнести ни к одному описанному выше виду. Красивым у него оказалось только одно название — Королевский город.

То, что рассказывал суданский гид мне было непонятно, плюс не хотелось долго стоять на палящем солнце. Тогда интереснее было подробно всё фотографировать и изучать самостоятельно.

Так что невидимая привлекательность и история древней столицы в тот день осталась тайной для меня. Большая часть некогда величественного города выглядит так.

На фоне других достопримечательностей Мероитского царства, Royal City смотрелся более проигрышным наследием. Я думаю, что помимо разрушений под влиянием времени, на сохранности сказалось и наличие по соседству нескольких населенных пунктов. Народ просто столетиями растаскивал бесценный стройматериал.

А многие камни на которых были надписи и рисунки могли вообще продать. Здесь уже более двухсот лет рыщут европейские «чёрные археологи». Ряд из них в поисках сокровищ разрушили немало значимых монументов, включая знаменитые пирамиды Мероэ.

До сегодняшних дней дожили несколько колон, пару фундаментов храмов (главный из них Amun temple), много обработанных камней различного размера и вот этот жертвенный камень.

После поездки я решил восполнить исторические пробелы и прочитал любопытные рассказы.

Теперь я с уверенностью могу отнести данный объект к группе, в которую входят не привлекательные внешне развалины, но имеющие значительную скрытую историческую красоту.

Город Мероэ состоял из нескольких значимых территорий. Справа на схеме видны три группы пирамид. Это северное, южное и западное захоронение. А слева на топографии как раз располагались объекты, развалины которых представлены в этом материале.

В первую очередь мы посетили пирамиды. Они видны на горизонте справа. Те, что на ближнем плане мы проезжали мимо. Это безусловно лучшее, что я видел в Судане Песочница богов или энергетика древнего города Мероэ

Королевский город находится там, куда указывает стрелка. Сверху видны только реденькие кусты и деревья. Пирамиды в противоположной стороне.

Общая территория бывшей столицы огромная. Раньше здесь была дорога, ведущая в центр города. По ней в сторону пирамид двигались похоронные процессии.

Сегодня самое целое здание это музей. Гид долго бегал в поисках нужного человека и ключа, но так никого и не нашел. Видимо, туристы тут бывают крайне редко.

Теперь кратко по истории.

Мероэ — город на территории современного Судана, ставший столицей государства Куш после разорения Напаты (Гебель-Баркал) Псамметихом II.

Располагается на восточной стороне Нила между Асуаном и Хартумом. Язык государства — мероитский. Культура Мероэ находилась под сильным влиянием Древнего Египта. Мероэ успешно противостояло вторжениям римлян, но пало в связи с непрерывными рейдами аксумитов в первой четверти IV в. н. э.

Первые поселения на месте Мероэ начали возникать, по-видимому, ещё в VIII в. до н. э. После завоевания Египта Ассирией в 671 до н. э. на территории исторической области Куш образовалось царство с центром в городе Напата.

Во второй половине VI в. до н. э. столица государства была перенесена в Мероэ (отсюда — Мероитское царство). После перенесения столицы Напата сохранила значение религиозного центра. Здесь располагались царские гробницы — пирамиды, проводилась коронация царей, избрание которых утверждалось жрецами.

Около середины III в. до н. э. царь Мероэ Эргамен (Ирк-Амон) положил конец политическому влиянию напатских жрецов, которые до того имели возможность низлагать неугодных им царей и выдвигать кандидатуры их преемников.

Сохранились сведения о том, что царь эллинистического Египта Птолемей IV и царь Эргамен поддерживали постоянные дипломатические связи. С этого времени власть царя, как полагают, становится наследственной, Мероэ превращается также в религиозный и культурный центр.

В период персидского господства в Египте Мероитское царство утратило ряд своих северных территорий. Во II—I вв. до н. э. в связи с упадком политического могущества державы Птолемеев и обострением социальной борьбы внутри Египта Мероитское царство стало вмешиваться в египетские дела, поддерживая народные движения на юге Египта.

Когда римляне в 30 г. до н. э. овладели Египтом и население Фиваиды пыталось организовать им отпор, поднимая восстания, отряды эфиопов под предводительством кандаки вторглись в Египет, но были отброшены, а египтяне усмирены. В 23 г. до н. э. войска римлян во главе с префектом Гаем Петронием овладели Напатой, присоединили северную Эфиопию к римской провинции Египет.

С III в. н. э. царство начало приходить в упадок. На территории Мероитского царства образовались государства Алва, Мукурра, Нобатия.

Понравился природный контраст в этом месте. Буквально в ста метрах от границы города в сторону Нила начинаются зеленные поля, пасется скот.

Оттуда на безжизненное пространство Мероэ даже прилетают птички.

Королевский город мне еще запомнился тем, что тут, именно об эту ветку я порвал свою любимую туристическую рубашку. Позже зашил, но через 4 месяца убил её окончательно на вулкане Тааль в Филипинах:)

Напоследок главный совет: читайте историю до посещения достопримечательностей либо пользуйтесь услугами гидов, рассказывающих на понятном вам языке.

Ведь возможно, камень на котором вы небрежно стоите развернув карту, раньше был царским троном. А небольшой холм, где вы решили прилечь и отдохнуть — древней могилой вождя, которому поклонялись все вокруг.

Знания помогут избежать вам неловких моментов и откроют любую неприметную достопримечательность с новой, лучшей стороны. Так же будьте внимательнее и аккуратнее с окружающей средой:)

Переходим ко второй, исторической достопримечательности. Называется она храмовый комплекс Musawwarat es-Sufra.

Он является одним из наиболее ценных объектов археологического наследия в Судане и одним из основных свидетельств важного исторического периода — Мероитской эпохи (350–300 г. до н. э.).

Мусавварат эс-Суфра расположен примерно в 185 км к северо-востоку от современной столицы Судана города Хартум и в 25 км за пределами Нильской долины в полупустынном ландшафте Keраба. Справа увеличенный фрагмент главного храма.

Комплекс занимает огромную площадь. Памятники разбросаны в радиусе километра. Видно, что здесь работают археологи и многое предстоит ещё реконструировать. Эти камни аккуратно разложены и подготовлены к данному процессу.

Я осматривал в основном главный большой корпус (везде он указан как Great Enclosure).

Большой корпус представляет собой архитектурный уникальный ансамбль, состоящий из трёх храмов возведённых на искусственных террасах, соединенных между собой пандусами, коридорами и проходами. Все дворики были окружены высокими стенами. Площадь Great Enclosure — 43000 м².

Для постройки использовался песчаник из местных карьеров. По мнению Ф. Хинтца сложный план этого обширного комплекса зданий не имел аналогов в Нубии и Древнем Египте.

Профессор Fritz Hintze (1906–1992) провёл значительные исследования Мусавварат-эс-Суфры в 70-е годы прошлого столетия.

До сих пор идёт дискуссия о предназначении части сооружений Great Enclosure. Есть предположения, что он включал в себя колледж, больницу и даже тренировочный лагерь слонов. Тут найдено много скульптур животных, в том числе и этих замечательных зверей.

По мнению ещё одного учёного Бэзила Дэвидсона, минимум четыре королевы Мероитского царства: Amanirenas, Manaishakhete, Naldamak и Amanitore провели большую часть своей жизни в Мусавварат эс-Суфра.

Археологические исследования показали, что дворы храмов когда-то содержали ухоженные сады.

Сегодня среди груды камней сложно представить былое великолепие этих мест. Об этом напоминают лишь колоны и некоторые барельефы и скульптуры.

В нескольких местах на камнях я разглядел сохранившиеся изображения.

Такие символы я часто видел в Египте.

Чтобы хотя бы немного добавить красочности к голым руинам, прикладываю картинку, на которой изображены некоторые представители того времени: мероитский и традиционный суданский воин, женщины мероитской эпохи.

Мне понравился этот объект, здесь пока ещё можно побродить в отсутствии туристов и охранников. К каждому древнему камню я мог прикоснуться своей рукой. Ощущения, конечно, нереальные.

Но есть часть экспонатов, которые установлены в закрытом мини-музее. Наверное, его иногда всё-таки открывают, поскольку имеются таблички и их кому-то надо читать.

В любом случае вы можете всё легко рассмотреть и сфотографировать через ограждение.

В 2011 году Мусавварат эс-Суфра в числе нескольких других суданских памятников истории включён с список объектов ЮНЕСКО под общим названием «Археологические памятники Мероэ».

Если кого заинтересует более подробная информация по данной достопримечательности, то с ней можно ознакомиться здесь. На этом всё! Спасибо за внимание! Желаю приятный путешествий не только реальных, но и виртуальных.

P. S. Короткий видео ролик. В нём вы можете увидеть все памятники Мусавварат эс-Суфра. В самом начале показывают колодец, про который была моя первая заметка из страны Без чего не могут бедуины