Турист Альберт (albygan)
был 20 марта 20:11

Вашингтон — США Май 2007

Галопом по Америке

Аэропорт Аллена Даллеса в Вашингтоне — безликая серая конструкция, при этом весьма функциональная и удобная для пассажиров, как прибывающих, так и покидающих пределы столичного округа США.

Отсюда начиналось для меня «открытие Америки». Позади восьмичасовой перелет из Европы в почти полном самолете. Еще перед посадкой, уже на подлете никак не оторвусь от иллюминатора, так интересно увидеть землю, дороги, поля, аккуратные пригороды. Как оказалось там, в той Америке и трава тоже зеленая, и даже деревья такие же, короче все как у людей. Так что и за океаном есть жизнь и она в целом мало отличается от нашей…

Сели. В руках заполненные еще на борту декларации, отдельные торопливые личности в толчуться в проходе между сиденьями, скучный вид на серое поле ВПП. Прямо из чрева самолета мы перебираемся в оригинальные автобусы, которые приподнимают свой салон на уровень дверей и везут нас к терминалу. Таких автобусов я еще не видел. Автобусов много, самолет А-320-300 — весьма вместителен, что и говорить! Выход из автобуса с другой стороны от входа и он выводит нас уже в портал здания аэропорта. Удобно и просто, как, впрочем, очень многое в Америке. Здесь нас аккуратно разводят по разным направлениям — для граждан США, для граждан ЕС, ну и для всех остальных.

Однако пограничник, точнее пограничница, улыбчива, спокойна, хотя внимательна и деловита. «Цель поездки?», «Где будете останавливаться?», ну и наконец штамп в паспорт и фраза: «Welcome to U.S.!». Дальше таможня, правда я так толком ее и не увидел и еще одна дамочка в форме с вялой собачкой, которая мимоходом нюхнула мой чемодан, приостановилась, но с полным равнодушием потрусила дальше. Копченая колбаска и селедочка были спасены!

На выходе — толпа народа с чемоданами, баулами, сумками и огромная площадка для такси, автобусов, а главное для шаттлов — микроавтобусом это назвать сложно, скорее небольшие автобусы. Навстречу важной и вальяжной походкой выдвигается некий «распорядитель» — прямо-таки голливудский персонаж: афро-американец (скажем так!), в темных зеркальных очках, с усиками, в каком-то стильном, в отдельных местах, пиджачке, кроссовках и майке, с килограммовой цепью из желтого метала на шее, в затертой бейсболке. Это чудо даже и не смотрит на меня, но подойдя ближе уверенно так цедит сквозь зубы: «ну, че? Паехали?» Его слова звучали немного по-другому, но смысл был именно таков.

Я знал, какой шаттл мне нужен, знал, что с 30 моих кровных долларов никто обычно 4 «ихних бакса» сдачи не возвращает, поэтому на указание цены в 26 «реальных (не условных!) единиц» именно их ему и протянул. «Распорядитель» уверенно принял мои денежки, ловко пересчитал левой рукой и не менее ловко спрятал их куда-то в задний карман, величественно указал на бус и, потеряв ко мне всякий интерес, все также уверенно, с чувством собственного достоинства двинулся дальше. Поехали.

Дорога больше 50 км. Дорога как дорога, много машин, автобусов и грузовиков, разного вида и размера зданий вокруг. Жизнь идет своим чередом. Город начался с предместий, в основном таунхаусов — опять-таки все хорошо знакомо по «нетленкам» Голливуда, похоже, они все-таки стремятся быть ближе к пресловутой «правде жизни». Та самая «одноэтажная Америка». Не сказать, чтобы что-то по началу на меня произвело сильное впечатление до тех пока мы не добрались до Пентагона — логова американской «военщины», как учили нас в СССР еще со школьной скамьи. Здание на самом деле немаленькое! Потом был мост через Потомак и тот самый отель Уотергейт, в котором решилась судьба президента Никсона.

Мне легко дается смена часовых поясов, хоть на восток — в Хабаровск, хоть на запад — в США и поэтому первым делом, встретив жену, которая ждала меня здесь и бросив вещи, мы пошли прогуляться вокруг гостиницы

Галопом по Америке-2. Вашингтон

Вашингтон — город бюрократии, это понятно. Любые сооружения здесь не могут быть выше величественного белоснежного здания Конгресса. Много зеленых скверов, лужаек, старинных по американским меркам домов. Здесь даже XIX век — это уже очень давно. После 17.00 в центральной части города уже тихо и спокойно. Многие заведения тут, ориентированы сугубо на ланч для тысяч «офисных тружеников» и зайти перекусить теперь можно только в солидные, даже я бы сказал пафосные рестораны, которых очень много, как и очень много серьезных гостиниц, способных принять любых VIP гостей со всего мира.

В этой благостной пасторали выбивали из нормальной колеи чуть ли не ежеминутные ревуны полицейских машин, скорой помощи или пожарных. Эти бравые ребята молотят воздух своими жуткими завывающими сигналами без всякого стеснения днем или ночью, на переполненной или пустой дороге абсолютно непрерывно, просто потому, что им выпал случай вывести свои аппараты (телеги, тачки, тарантасы — тут как угодно!) на улицы города. Похожая картина преследовала нас во всех американских городах. Можно смело сказать, что это и есть звуковой фон Америки.

Не раз наблюдал движение кортежей по улицам, причем, дважды явно президентских. Пенсильвания авеню, например, перекрывалась за 5–10 минут непосредственно перед появлением кавалькады машин. Да, это было впечатляющее зрелище — в группе 10–12 черных джипов с мигалками, 3–4 одинаковых черных лимузинов-«членовозов», впереди парочка полицейских машин — гонят на высокой скорости, но как мне показалось, серьезных проблем для жизни города не создают. Не успел проехать последний джип, в котором как-то увидел торчащего в открытом окне мужика со снайперской винтовкой и замыкающий полисмен, как за ним уже тянутся обычные авто. При этом ни воя сирен, ни тебе «кряколок» — быстро и очень организованно. Отдельных машин с мигалками и сопровождением за 2 недели пребывания почти не видел.

В целом мне Вашингтон очень понравился. Некоторые полагают, что это нетипичный американский город. В центральной части, где мы проживали, просматривалась квартальная, практически квадратная, застройка кварталов с односторонним движением по соответствующим четным и нечетным номерам улиц, что очень типично для американских городов. Буквами (А, В, С и дальше) обозначаются стриты с запада на восток и цифрами с севера на юг. Ориентироваться очень просто и удобно. Повсеместно не сказать, что идеально, но все-таки достаточно чисто и ухоженно. Правда, все свободные места забиты машинами, так подобные картины мы можем наблюдать где угодно в Европе, не говоря уж о наших просторах. С интересом бродили по улочкам, присматриваясь к зданиям многочисленных посольств — общему виду, фасаду, оградам, знаменам.

Галопом по Америке-2. Вашингтон

Нашли беларуское посольство, а также Украины, Казахстана, Грузии. Дальше всех от Белого дома располагается российское посольство. Правда на пригорке и весь административный центр столицы США как на ладони, на прямой видимости. Здание мрачное — простая серая коробка, тщательно огражденное высоким забором, утыканное всевозможными антеннами. Здесь еще чувствуется напряжение холодной войны, хотя конечно для большинства из тех, кто там трудится, эта война еще далеко не закончилась.

Галопом по Америке-2. Вашингтон

В городе существует общественный транспорт в виде автобусов и главное метро, настоящей палочки-выручалочки для кого угодно. Замечу, что станции метро почти все построены по типовому проекту, мало чем отличаясь друг друга, без изысков, барельефов и мозаики. Очень простые внутри, с информационными табло, указывающими на время следующего поезда и номер линии, по которой он проследует дальше. Оплата зависит от дальности проезда, если заплатил меньше — на выходе будь любезен — доплати. Тоже все удобно и понятно. Про такси просто молчу — мне казалось, что этих машин больше чем остальных.

У меня сложилось в основном приятные впечатления не только о городе, (где особенно понравились музеи, монументы, парки - об этом отдельно чуть позже), но и его жителях.

Помню картинку, когда меня нагоняет женщина, одетая в деловой костюм и в кроссовки. Резко останавливается перед входом в офисное здание, достает из пакета туфли-лодочки, переодевает кроссовки и также бегом дальше. Или мужчина в метро в стильном пиджаке, с бабочкой, но в шортах и кроссовках. Парковки для байков, перед солидными офисными зданиями, где стояли такие разнообразные образцы техники, что не передать! Толпы туристов, порой весьма пожилых в одинаковых майках или кепках.

Приятно, что не только в Вашингтоне, но и везде в США, где мы были, газоны предназначены не для любования ими издалека, а для людей. Спокойно заходи, приляг, можешь достать любимый гамбургер и умять его, запивая вездесущей колой. Общее ощущение, что в целом страна удобна для повседневной жизни.

Хватало и бездомных на лавочках, с тележками с нехитрым скарбом. Как-то особенно много их было в скверике возле зданий МВФ и Всемирного банка. Может это намек на плоды экономических теорий, рождающихся там? Хотя, может быть это просто такой стиль жизни. Никто их не гоняет, ведут они себя тихо и спокойно. Свобода!

Отдельно замечу про пригороды, точнее предместья Вашингтона, особенно Александрию, это уже в штате Вирджиния.

Галопом по Америке-2. Вашингтон

Красивые улочки, дома европейского типа, кое-где брусчатка, церкви. Потомак, прогулочные кораблики на причале.

Приятно там просто погулять, посмотреть на спокойную несуетливую жизнь нормальных людей.

Белый дом, резиденция президента, огорожен, конечно, оградой и нет сомнений в том, что охраняется он так, что мама-не-горюй, как говорится, на всех дистанциях и подступах. Но эта система безопасности первого лица не бросается в глаза и не создает серьезных неудобств для окружающих. Чего стоят регулярные экскурсии в Белый дом для туристов. Правда, насколько я понял, такие экскурсии только для граждан США и записываются на них заранее. Через ограду прекрасно виден и сам дом, и знаменитая лужайка. Перед фасадом часто проводятся различные пикеты, выставляются плакаты и транспаранты, полиция к этому относится спокойно и никаких препятствий людям не создает. Можно фотографировать все, что угодно. Хотя, когда мы снимались на фоне Пентагона, к нам подошел юноша с характерной короткой стрижкой, но в цивильном и предупредил, что само здание снимать нельзя. Мы извинились, на этом инцидент был исчерпан.Он, при этом, не порывался организовать нам встречу с полицией или посягнуть на флешку фотоаппарата. Просто вежливо предупредил, улыбнулся и пошел дальше, махнув рукой на прощание.

Как-то выискивая по карте одно из мест, мы обратились к девушке с просьбой подсказать, как туда добраться. Она честно изучила карту, попробовала даже ориентироваться по сторонам света, поспрашивать у других прохожих, а когда не удалось-таки, получить искомый результат, чуть не расплакалась, бедненькая, с искренним сожалением, что не может нам помочь. Радовало, что на любое обращение – ладно, понятно, в магазине или баре-кафе, но и в музеях, на улицах, в транспорте, короче везде, первой реакцией была улыбка и готовность хоть что-то ответить или подсказать. Лица людей вокруг могли быть сосредоточенными, может отстраненными, но не хмурыми и недоступными. Даже в метро и автобусе большинство, как правило, стремилось сохранять некоторое личное пространство - как свое, так и твое и не приближаться без излишней необходимости, а если вдруг тебя случайно кто-то заденет то, не сомневайтесь, извинения будут принесены немедленно и самым приветливым тоном.

Хотя бывали и другие ситуации. Как-то в метро, где в вагонах сиденья двухместные, я сидел один возле дверей. На очередной станции, заходит молодой парнишка – афро (никаких намеков! Только ради объективности), причем походка у него как на шарнирах, вразвалочку, в стиле «хип-хоп», наверное (увы, слабо разбираюсь в молодежной субкультуре). Штаны размеров на 5 больше необходимого, завешен весь металлическими цепями, бейсболка набок. Выражение лица - совершенная независимость и свобода. (У меня уже сложилось к тому времени определенное мнение о манере поведения «афро-американцев», которые, мне кажется, полагают, что весь остальной «белый» мир что-то должен им за беспросветные времена рабства и беспросветное угнетение, поэтому теперь они (белые) беспросветно обязаны потомкам сынов африканского континента. Плюс я знал, что в случае любого конфликта белого с черным, полиция в США практически везде примет сторону черного. Это весьма распространенное правило.) И вот этот «орел», оглядевшись, плюхается на сиденье возле меня. Задел меня слегка и сразу же раскинул коленки, занимая часть моего сиденья, даже и не подумав извиниться. Потом еще и сплюнул на пол перед собой, зараза! Типа, что обращать внимание на какого-то «беломазого», который итак нам по жизни должен! Для меня факт отсутствия извинений, плюс выражение лица этого оболтуса были… Ну, в общем, я вдруг оттолкнул корпусом его хилое тельце, внятно по-русски коротко охарактеризовал его личность, а также поведение и предложил проследовать соответствующим маршрутом. Каюсь, это была полностью ненормативная лексика. Вы бы видели его изумленный взгляд! Видимо, в кои-то веки ему ответил белый человечишка! Я посмотрел при этом ему прямо в глаза. В животном, да и человеческом мире это прямой вызов. Думаю и выглядел я соответственно. В тот момент мне было глубоко фиолетово, что будет дальше. Так вот, этот орел, посмотрев на меня, осознав, что говорю я не на английском, резко так пододвинулся на свое место и даже ляпнул «Пардон», что ж если иностранец, то, скорее всего, француз!

Я еще кипел, как услышал за спиной смешок и фразу: «Вы все-таки поаккуратней!», повернулся – интеллигентный мужчина, с улыбкой на лице и абсолютно дружелюбный. Сказано было по-русски. Тут я и остыл, извинился перед ним (поныне стыдно!), а мне уже пора было выходить, когда встал, не сдержался и пнул слегка по ноге своего соседа, предложив ему уже по-английски в будущем быть внимательней.

Конечно, это неправильно и нарываться на проблемы там ни к чему. В другой ситуации на заправке, когда меня обложил «факами», похожий «орел», я все-таки сдержался. По тем же фильмам известно, что их американский «фак» такая же нормативная часть речи, как и любой другой «плиз».

Там же в метро, в самый день победы, а это обычный рабочий день, мы с женой ближе к вечеру возвращались из района пригородных (или загородных) аутлетов. Замечу, что шопинг в таких заведениях интересен, но добираться туда требует времени. Я уже в предвкушении праздничного ужина, осталось несколько станций. Сидим возле дверей. На станции «Пентагон», пока еще не открылись двери вижу группку людей, 4 мужчин и 2 женщины, все среднего возраста. Тогда еще подумал – наши. В смысле из пределов бывшего СССР. Не знаю почему, «за бугром» я глядя на окружающих очень точно определяю «наших» и крайне редко ошибаюсь, даже если они молчат и ведут себя спокойно (увы, часто бывает как раз наоборот!). Так вот, эта компания вошла именно в нашу дверь, все остались стоять  и затем как грянули «… Этот День Победы!!!» и то, что он «порохом пропах» и т.д. Надо было видеть американцев!!! Как-то, в начале мне стало немного грустно, ну были они, конечно, навеселе, что говорить. Но одеты прилично, никого не цепляли. Подумаешь, что именно на перегоне от Пентагона запели «День Победы», что вы, никаких намеков!

Ребята честно довели дело до последнего куплета, запнулись, перепутали слова, повторили припев, знал, как будет дальше, да вот подсказать как-то в тот момент не решился. Да и выходить нам уже надо. Мы поднялись, они стояли кругом возле выхода и я привычно пошел сквозь круг. Один мужчин, ну, явно бывший  (а может и действующий) военный, внимательно так посмотрел на меня, я в ответ улыбнулся и поздравил их с нашим великим праздником. Все сразу рассмеялись, поздравили в ответ, позвали с собой и тот военный заметил, мол, как мы пошли через их круг, он сразу подумал, что мы – это «наши», поскольку американцы пренепременно начали бы этот круг как-то обходить, стараясь при этом никого не задеть.

Однако лично на меня самое глубокое впечатление произвел Нешнл Молл и музеи. Это отдельная песня!