Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Мали Стон, Стон, Корчула — Хорватия Июль 2011

Еще один рассказ из южнохорватского цикла, последний.

Из маленького поселка Плат, что чуть южнее Дубровника, мы вознамерились съездить на остров Корчула, по пути посетив городки Великий и Малый Стоны, известные соседством с Великой Хорватской стеной.

Рано утром была отличная солнечная погода, мы отправились в путь.

Проезжаем Дубровник, чуть севернее города глубоко в сушу вдается фьорд, называется он Риека Дубровачка, в 2002 году через этот фьорд был проложен мост, названный в честь первого президента страны мостом Франьо Туджмана. Проехав по мосту, можно тормознуть и сделать снимок. Дубровник виден вдали, а непосредственно за мостом находится порт Груз:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Едем дальше. На пути еще один фьорд — Затон, его приходится объезжать по периметру. Так он выглядит с юга:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Я до этого в хорватских рассказах ни разу не упоминал фильм Игры Престолов, хотя поводы были, но тут неподалеку есть местечко, заставляющее меня таки вспомнить этот сериал, — Трстено. Мы туда заехали, понятно, что не то что фильма еще не было, многие будущие актеры еще в школу не пошли. Если б мог заглянуть в будущее (я б тогда купил биткоины) наделал бы кучу фоток… а так лишь прошлись по парку-дендрарию (здесь он называется Арборетум), я пару раз щелкнул затвором, да и поехали дальше.

Фонтан Нептуна в Арборетуме:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Чуть дальше от Трстено я еще в прошлые поездки заприметил крошечный полуостров, просто невыносимо тянуло заехать туда и по возможности искупаться. Жена не любит подобных спонтанных решений, ей нравится, когда все идет по плану, размеренно. Но вдвоем с сыном мы подавили очаги сопротивления и подъехали к полуострову максимально близко.

Как я позже узнал, у этого клочка суши есть собственное название — Секирица:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Вблизи полуостров оказался островом, но проливчик там меньше чем по колено, не проблема. Искупались. Честно говоря, ожидания были завышены, ничего особенного, вид издалека куда лучше. Едем дальше. На пути объезжаем очередной фьорд в районе городка Слано, все же богата Хорватия на фьорды. А еще чуть дальше лучайно обнаружился буквально райский пляж, все как я люблю — галька, серповидность, по краям утесы. Пришлось заехать и туда.

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Этот пляж называется Смоквина. Сейчас не помню, купались мы там, или нет, но, зная себя, на 99% уверен, что хоть 5 минут, но поплавал. В моей системе координат — просто идеальный пляж. А еще и безлюдный.

Тут вдруг небо, бывшее до этого практически безоблачным, неожиданно стало затягиваться тучами. Еще дождя не хватало. Но что поделать, надо ехать, не поворачивать же назад.

Оба Стона лежат в стороне от основной трассы, нужно свернуть налево на полуостров под названием Пелешац. Километров через 5 будет Малый Стон. На подъезде к нему длинный узкий залив почти сплошь покрыт множеством моллюсковых ферм. Видимо, здесь хорошие условия для выращивания ракушек. Я как-то в беседе с продавцом мидий выяснил, что лучшие мидии получаются в тех местах, где реки впадают в море, чтоб вода была не очень соленой. Ага, подумал я, еще ведь надо чтоб река была чистой. Здесь, как можно надеяться, почти все условия совпали — хоть реки я не заметил, но никаких промышленных объектов на большой территории нет, вода в заливе чистая, а вот слабо она соленая, или крепко, не пробовал. Зато решили попробовать самих мидий. Тормознули у какого-то сарайчика с вывеской «Школьке» (ракушки, моллюски), хозяин, кряхтя, вытащил из моря закладку с мидиями, наковырял в огромную кастрюлю, сварил. Пока мы ждали, принес нам бутыль белого домашнего вина, свежайший хлеб, помидоры и сыр. Готовые мидии появились вскоре после первого бокала — огромное блюдо, в тарелки мы накладывали сами. Это были потрясающие мидии, до сих вспоминаем. Кстати, есть там и устрицы (каменице), но мы не брали.

Разобравшись с моллюсками, нашли место для парковки в Малом Стоне, оставили машину и пошли гулять. То, что называют Великой Хорватской стеной, видно здесь практически отовсюду.

Взбираемся на первый бастион:

Вид на Малый Стон и залив:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

А так стена карабкается по склону:

Эта стена имеет статус самой длинной оборонительной стены в Европе и второй в мире (после известно какой). Я чуть ниже затрону тему сооружения этой стены, а пока идем дальше. Со стороны Малого Стона стена не очень отреставрирована, лезть туда и желания нет, и, возможно, нельзя, не стали проверять. Спускаемся и едем в Великий Стон, до него примерно километр.

Великий Стон в большей степени похож на город, чем Малый — жилые дома, церкви, рестораны, магазины. Запарковались и пошли в глубины городка. Погода к тому времени испортилась, дождя нет, но пасмурно.

Узкие тихие улочки:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Взбираемся на стену. Она с этой стороны отреставрирована.

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Вид на Стон, иногда его называют Великий (Вели), иногда просто Стон, в отличие от Малого, тот всегда Мали Стон:

Теперь самое время рассказать о строительстве стены. За городком на снимке видны соляные поля, это важная часть рассказа. Дело в том, что в средневековой Дубровницкой республике очень ценилась соль из Стона. Промыслы нужно было защищать, как, впрочем, и саму республику. Вот власти и приняли решение возвести здесь комплекс фортификационных сооружений, включающий в себя 7 бастионов, 40 башен и 5,5 км стен. Было это в середине 14 века. Дубровницкая республика пала в начале 19-го века, но еще за столетие до этого начался застой и эээ… рецессия. Было бедненько и неуютно. Жители начали разбирать стену на строительные блоки для своих нужд и на продажу. В общем, упадок как он есть. Удивительно, что уцелели соляные производства, они работают и по сей день. Однако и от стены осталось довольно много.

Вот, на вершине встретилась:

Отреставрированная стена:

Набрели на такую вот полузаброшенную часовенку:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Заглянули внутрь, а там гробы:

Я хотел проверить, что внутри, но сын остановил, говорит: — вдруг оттуда выскочит нервный зомби?

И последняя фотка из Стона:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Пора ехать дальше, несмотря на испортившуюся погоду. Возвращаемся к машине — упс, с нее сняли два колесных колпака. В тишайшем и скучном хорватском городке… При возврате машины пришлось платить, т. к. колпаки не входят в страховку. Хорваты обвиняют в подобных кражах итальянцев. Ну не знаю…

Чтобы попасть на Корчулу, надо по полуострову Пелешац доехать почти до самого его края, там в городке Оребич погрузиться на паром и через 20 минут выехать по аппарелю на остров. Паромный причал находится в некотором отдалении от города Корчула, надо минут 5 ехать. Мы доехали, запарковались и под первыми каплями дождя добежали до Старого города, где нашли укрытие в кафе.

Итак, Корчула. Это второй по населению остров Хорватии, после Крка. Главный город носит то же название, что и остров. Привычно, когда хорватские города имеют древнеримское происхождение, но город Корчула основан древними греками и назывался Черная Коркира (в переводе с гр). Славяне сюда прибыли в 8-м веке, а в средние века, как это бывало повсеместно, остров переходил из рук в руки. И, как это тоже часто бывало в здешних краях, к Первой Мировой островом владели итальянцы. Потом Югославия, потом опять туда-сюда, и только к концу ВМВ Корчулу отвоевали югославские партизаны.

Город красив, это видно даже в дождь, который все никак не кончается.

Я стоял на этой площадке и смотрел на город с острым чувством нереальности происходящего. Дождь. Даже ливень. Свинцовые тучи. В солнечной Хорватии. Июль.

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Пришлось бродить, используя краткие перерывы, перепрыгивая лужи и уворачиваясь от струй с крыш.

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Жаль, конечно, что не вкусили в полной мере красот Корчулы, но такое бывает. Что ж, пора назад. Паромы ходят сравнительно часто, вскоре уже пересекаем пролив.

Вид на Корчулу с парома:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Высадились в Оребиче и двинулись в свой Плат.

Последний взгляд на пролив и остров:

Великая Хорватская Стена и дождливая Корчула

Вот такая у нас вышла поездка. Да, можно было меньше заезжать во всякие необязательные места, но если б я знал все наперед (тогда купил бы биткоины)… В общем, неожиданно переменившаяся погода внесла кое-какие коррективы. Зато получили массу новых впечатлений, а впечатления, как я люблю повторять, это инвестиции на всю жизнь.