Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Дубровник, Сплит — Хорватия Июль 2011

Дубровник, от которого мы жили в тот год на расстоянии вытянутой руки (13 км), манил издалека каждый день. Естественно, взяв в прокат машину, первую же поездку совершили именно туда. Нас тогда было трое, кроме меня и жены, был еще сын-студент, кажется, это была его последняя поездка с нами. Хотя каждую зиму мы с ним вдвоем и поныне ездим в Альпы на горнолыжку. Но я отвлекся.

Я знаю в мире всего порядка десяти городов, по силе впечатления сопоставимых с Дубровником, он неотразим. Да, последние десятилетия его облик искажен толпами туристов, но такова нынче судьба подавляющего числа исторических, природных, культурных и просто знаменитых мест.

Самый выигрышный вид Дубровника — снаружи, со склона соседней горы:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Чуть к югу от Дубровника есть парочка пляжей, втиснутых среди скал, один из — Святой Яков. Сам пляж в кадр не попал, он в глубинке возле этого мыса:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Въехав в город, сталкиваешься с трудностью парковки. Да, почти невозможно, но все же нам удается где-то приткнуться. Дальше пешком. Идем в Старый Город.

Второй выигрышный вид, вернее, серия видов, — с городской стены. Взбираемся по ступенькам ворот Пила:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

От сплошного ковра буро-красных крыш аж дух захватывает.

Лучше всего Дубровник отсюда снимать ранним утром или ближе к вечеру, т. к. большую часть дня солнце будет напротив — старый город смотрит на юг.

К югу в море лежит островок — Локрум. Именно в то время мне нужно было срочно открыть какой-то аккаунт (уж и не помню подробностей), первое что пришло в голову — Локрум. Так и прижилось, уже много лет этот ник со мной, иногда слегка модифицированный.

Идем дальше по городской стене по часовой стрелке.

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Доходим до Старого порта (Стара Лука), огибаем и попадаем на форт св. Иоанна.

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

В районе марины в море отгородили участок, там проводят игры — водное поло. Не знаю, что за уровень соревнований, но публики было достаточно много:

А это вид на юг, в сторону нашего Плата:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Мы сначала идем по северной части стены, той, что ближе к горам, потом поворачиваем к югу, проходим марину (или правильнее сказать порт?) и выходим на южную часть. Под городской стеной здесь на большем участке пути — скалистый высокий берег. В паре мест пацаны прыгают в море с приличной высоты. Я тоже хотел, но жена удержала за штанину.

В районе Башни св. Петра открываются новые открыточные виды:

Это так называемая Западная Гавань:

Круг практически замкнулся. Пора слазить со стены и идти в глубины города. Спускаемся и сразу попадаем на главную улицу Старого города — Страдун:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Церковь св. Влаха была в лесах.

Старый город хорош, погуляли, попили из знаменитого фонтанчика, но есть интерес и к другим местам. Идем в городской парк. Сначала по обычной улице, затем сворачиваем ближе к морю и дальше по парковой дорожке. Прогулка очень приятная, здесь прохладно от тени деревьев, все это напоминает аналогичную дорожку в Цавтате. Снизу под крутыми скалами море. Так доходим почти до самого конца тропы. Здесь открывается вид на тогда еще строящийся отель Риксос и частично пляж Бельвью:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Можно поворачивать назад. Но. По пути я заприметил отличное место для того, чтоб искупаться среди скал, там были люди, прыгающие в море с удобного утеса. Жена противилась, а сын меня поддержал. Добрались до намеченной скалы, жену оставили в парке на скамеечке, сами спустились к утесу.

Это здесь, место для прыжков - там, где кончается растительность и начинаются скалы, оно поблескивает:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Там оказалось две площадки, одна пониже — метров 5–6, другая высокая — метров 10–11. На верхней стояла английская девушка и все собиралась с духом, мы провели там с полчаса, но с духом она так и не собралась. Снизу ее подбадривал парень с фотоаппаратом, вскоре отчаялся и полез прыгать сам. А мы тоже попрыгали, это вот мой карапуз в полете:

Прыгали в обуви, иначе удар о воду ступнями весьма неприятен.

А это вид на скалистый край городского парка:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Что ж, если не весь город, то его большую часть мы охватили.

Вот еще вид против заходящего солнца:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Ехать до нашего дома из Дубровника совсем чуть-чуть, поэтому бродить нам тут можно хоть до позднего вечера. А вот, кстати, и вечерний вид:

Это был наш первый визит в Дубровник, но не последний, правда, по городской стене уже не ходили.

Ожидания нашей семьи от города полностью оправдались, а в чем-то даже превзошли их. Дубровник очень красив.

Но на очереди свидание с еще одним известным старинным городом, это Сплит. Посетили мы его во время длинной поездки в Национальный парк Крка, провели там несколько часов. Краткость знакомства и малое число снимков не позволяет написать о нем отдельный рассказ, а вот пристегнуть его к Дубровнику вполне можно.

На пути из Дубровника в Сплит придется пересечь территорию государства Босния и Герцеговина — примерно 30 км имеющегося у БиГ морского побережья. Главный город на этом берегу — Неум. Мы здесь остановились перекусить, я кое-что пофотографировал. Здесь можно вставить пару слов стенаний по поводу умершего фотохостинга Photoshare.ru, вместе к которым сгинуло множество моих снимков. Поэтому у меня и Сплита мало, и Неума совсем нет. Выжили лишь те, что случайно остались в моих архивах. После кончины названного фотохостинга я переехал на Яндекс-фото, но и там не срослось, он не умер, но перекочевал в облака, при этом файлы там как-то странно переорганизовались, пользоваться стало чрезвычайно неудобно, а вскоре я и пароль забыл. В-общем, с фотохостингами дела иметь перестал, теперь храню все только под подушкой.

Так что Неума у меня не осталось совсем, уцелел лишь снимок окрестности, чуть севернее города:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

В Неуме есть несколько приличных пляжей, но большая часть берега скалистая, впрочем, потенциал развития этого «боснийского моря» довольно высок. Из Неума при наличии времени можно съездить в Мостар, до него всего 80 км. Я вяло предложил, сын пожал плечами, а жена была энергично против, не поехали.

Итак, Сплит. Это второй по величине город Хорватии — около 200 тыс. человек, и самый большой город Далмации (всех Далмаций, их всего три). Старый город при этом сравнительно невелик по сравнению с довольно большой площадью всего города.

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Наиболее, пожалуй, известный факт о Сплите — это родина римского императора Диоклетиана, сюда он вернулся после отречения от власти (по болезни), здесь провел последние 6 лет жизни. Дворец Диоклетиана — самая притягательная достопримечательность Сплита.

Можно сказать, что дворец Диоклетиана — это и есть Старый город. Это не совсем верно, тем не менее, дворец — в некотором роде город, а не отдельно стоящее здание. Дворец постоянно расширялся и после смерти Диоклетиана, поэтому сегодня здесь объекты исторического наследия совмещаются с жилыми домами, даже многоэтажками. Узкие внутренние улицы дворца перегружены сувенирными лавками. Продравшись сквозь них, попадаем на небольшую площадь перед Сплитским собором:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Здесь многолюдно, а среди туристов бродят римские легионеры (ряженые). Кафедральный Собор, он же храм Вознесения святой девы Марии, он же собор св. Домна, он же Дуэ, когда то был мавзолеем Диоклетиана, а ныне это самый старый действующий кафедральный собор мира. Строго говоря, Дуэ — это лишь колокольня, на нее я и поспешил взобраться. Погода была странная, вроде бы и солнце, но и тучи весьма плотно прикрывали небо.

Виды с колокольни:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Здесьс виден кусок дворцовой стены:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Собор имеет восьмиугольную форму, что совсем нехарактерно для христианских храмов, но таков изначально был Мавзолей.

У стен Собора:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

В наш визит в городе проводилось множество реставрационных работ, повсюду леса, матерчатые экраны и баннеры. Провели мы в Сплите часа 3, нужно было засветло успеть в парк Крка, поэтому надолго не задержались.

Сплит издалека в зыбком вечернем свете:

Дубровник и Сплит - далматинский дубль

Такой вот получился краткий обзор Дубровника и Сплита.

Впечатления. Дубровник — реальная жемчужина Хорватии и всей Адриатики, вау-эффект, красота, фотогеничность, притягательная сила. Я не знаю людей, бывавших в Дубровнике, которым город не понравился.

Сплит довольно сильно отличается, это прежде всего жилой портовый город, имеющий достопримечательность мирового уровня — Дворец Диоклетина. В остальном старый город весьма мил, но заметно уступает по воздействию Дубровнику. Впрочем, сравнивать любые города — дело бессмысленное, каждый имеет свой характер, свои красоты и свои эмоциональные «рычаги», часто зависящие от субъективного состояния гостя города.