Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Молунат, Дубровник, Цавтат, Плат — Хорватия Июль 2011

Это был наш второй приезд в Хорватию. В первый раз мы провели прекрасные две недели на полуострове Истрия, спустя несколько лет захотелось посетить южную Далмацию. В качестве базы был выбран миниатюрный городок Плат, что расположен между Дубровником и Цавтатом. Жили мы в апарт-отеле в пяти минутах ходьбы от моря, на неделю арендовали машину и довольно много поездили как по самому югу, так и значительно севернее. Этот рассказ будет о хорватском побережье от Дубровника до границы с Черногорией.

Начну с юга. Самая южная точка Хорватии — мыс Оштро — находится на полуострове Превлака и расположена южнее большей части черногорского Которского залива. Если смотреть на карту, то Превлака напоминает некий клапан, прикрывающий вход в Боку Которску. Такое расположение означает стратегическую ценность этого клочка земли, особенно в давние (и не очень давние) времена. При распаде Югославии эта территория была предметом острого спора между Черногорией, входящей тогда вместе с Сербией в единое государство, и Хорватией, в состав которой Превлака входила до югославских войн. Не буду вдаваться в военно-политические тонкости спора, скажу лишь, что полуостров остался за Хорватией с условием его демилитаризации.

Все хорошо, но вот с солнцем нам не повезло, было сумрачно, по небу бродили тяжелые цинковые тучи, даже странно, что дождь так и не пошел.

Самый южный утес Хорватии:

Крайний юг Хорватии

Оштро — не только мыс, так называется и крепость, построенная здесь во времена Австро-Венгрии (в середине 19 века). Когда-то эта крепость считалась очень мощной составной частью линии защиты Боки Которской, наряду с крепостями Мамула и Арза, принадлежащими сейчас Черногории. К началу 20 века все три крепости успели морально и технически устареть, новая линия обороны сместилась немного вглубь залива.

Крепость Оштро имеет суровый вид, никаких архитектурных украшений, только рациональный подход. На внешних стенах видны многочисленные повреждения, это следы боев Первой Мировой, когда крепость атаковали французы (кстати, так и не смогли ее взять). Также много отметин от пуль, а пули — это уже югославские войны 90-х.

Крайний юг Хорватии

Внутри мрачновато, хотя, как еще должно быть в крепости?

Жилые помещения:

Крайний юг Хорватии

А здесь вот немного виден остров Мамула и вход в Которский залив:

На крепость с лихвой хватит одного часа, если запускать дрон, то немного больше. С высоты, кстати, крепость намного красивее. Но дрона у меня тогда не было, поэтому передвигаемся севернее.

Первое после скучно скалистого берега интересное место — Молунат. Это маленький поселок, имеющий статус самого южного населенного пункта Хорватии. Берег здесь затейливо изрезан, в море выдается одноименный полуостров, образуя с двух сторон два залива. Полуостров напоминает молоток, возможно, это и отражено в названии. В последнее время здесь построили отели и оборудовали пляжи, т. е. село становится курортным.

Северный залив:

Крайний юг Хорватии

На северном заливе пляжей нет, вернее, есть один микроскопический, но там толпятся рыбацкие лодки. А кромка берега скалистая и неприступная:

Вся жизнь течет на южном заливе:

Крайний юг Хорватии

Фотки пляжа, который расположен в начале южного залива, я по необъяснимым причинам у себя не нашел. Ладно, не пляжами едиными… Едем дальше на север. Проезжаем аэропорт Дубровника и через пару минут попадаем в прекрасный городок — Цавтат. Другими словами, в Цавтате находится международный аэропорт Дубровника. Для городка это скорей минус — над головой часто взлетают или идут на посадку крупные самолеты.

Цавтат хорош своей компактностью, интересным рельефом, узкими цветочными улочками, набережной. Даже кладбище здесь красивое и величественное. Правда, из-за малого размера хоронить новых покойников уже негде, применяется послойная (многоэтажная) технология. Но не будем углубляться в печальные детали.

Пляжей в Цавтате мало, по сути, ни одного. Есть вот такой пляжик, но он для купания не годится:

Крайний юг Хорватии

Чуть севернее есть нормальный пляж, но это уже не совсем Цавтат. Городок приютился между двух мысов, большей частью вскарабкавшись на склон северного. А на южном мысе расположен большой отель Хорватия, построенный вроде бы еще в югославские времена. Он стоит на скалистом берегу, к морю устроены лесенки, пляжа, как такового, нет.

А мы прогуляемся по Цавтату.

Тихая улочка:

Марина:

Крайний юг Хорватии

По кромке южного мыса идет узкая тропка, по которой можно дойти до скалистой оконечности, где любят тусоваться нудисты.

Вид с южного мыса на город, слева — северный мыс:

Крайний юг Хорватии

Вдоль северного мыса проходит уже более широкая и обустроенная прогулочная тропа, погруженная в тень от многочисленных сосен и кипарисов. С той тропы открываются отличные виды.

Причудливая сосна:

Крайний юг Хорватии

И вид на городок с северного мыса:

Крайний юг Хорватии

На краю мыса пляжа нет, но народ активно купается среди скал.

Если применить сильный зум, то вот таким сквозь морскую дымку виден из Цавтата Дубровник:

Крайний юг Хорватии

Напротив городка в море есть пара необитаемых островков, называются Цавтатские (вечерний вид):

Перебираемся еще севернее и попадаем в наш Плат. Я выбрал его для проживания по причине малого размера — тихо, уютно, немноголюдно, а съездить куда угодно можно точно так же, как и из крупного города. С пляжами в Плате все отлично, их несколько. Вода в море теплая, но, как это часто бывает в Адриатике, встречаются прохладные вкрапления. Такое явление есть на всем протяжении хорватского берега, кстати, в Черногории этот эффект практически отсутствует. Думаю, это подводные выходы холодных источников и ручьев. Плывешь себе в теплой водичке и вдруг вплываешь в толщу более холодной, а спустя несколько метров опять теплая. В общем, в Плате это явление довольно сильно выражено. Это не плохо и не хорошо, просто оно есть.

Плат, наш любимый пляжик:

Крайний юг Хорватии

С этой скалы-стены я порой прыгал:

Крайний юг Хорватии

Через эту дыру в скале можно, пригнувшись, посуху пройти с одного пляжика на другой:

Крайний юг Хорватии

А этот снимок сделан с точки чуть севернее Плата, виден городок и его самый большой пляж (перед мысом):

Крайний юг Хорватии

Напомню, это был 2011 год, югославская война закончилась вроде бы давно, но в Плате оставалась пара зданий небольших отелей, стены которых изрешечены пулеметными очередями, окна выбиты. Отели те были закрыты. Как сейчас с ним обстоят дела, не знаю.

Плат полностью удовлетворил наши запросы, было немноголюдно, несмотря на середину лета, апарт наш был с небольшим собственным садиком, где мы иногда ужинали чем бог послал. А посылал он среди прочего и таких красавцев:

Крайний юг Хорватии

И запивали все это любимой хорватской Мальвазией.

Несмотря на несколько довольно хмурых дней, погода в целом радовала. Несколько лет назад мы прожили две недели на Истрии примерно в том же месяце, могу однозначно сказать — на юге теплее. Не очень радикально, но на пару градусов наверняка. А вот вода в море примерно одинакова.