Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была вчера 23:13
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Владивосток — Россия Май 2021
Кампус ДВФУ

Толчком к поездке послужил третий этап всем уже известной акции «Кешбэк за туры по России». Как-то поначалу кажется: о, выгодный момент, кусок трат вернется! На самом деле брала я, как обычно, не тур, поэтому вернулся совсем мини-кусочек в виде 2,5 т. р (да 3 т. р. по субсидированному билету). Но ведь едем не за экономией, а за впечатлениями чем хороши банальные фразы — это своей незыблемостью, а одно из самых сильных впечатлений я получила уже в первые часы пребывания на земле дальневосточной. Интересно, что второе столь же сильное выпало на последний день. Но обо всем по порядку.

Зал прохода по Priority Pass / Lounge Key в новосибирском Толмачеве, где я коротала ночную стыковку

Если быть точной, самые первые часы во Владивостоке ушли все-таки на сон)) Вылетев вечером из Екатеринбурга с 3-часовой стыковкой в Новосибирске, я прилетела по местному вроде как и утром, плюс почти 2 часа от аэропорта до отеля -и все равно, у нас-то еще ночь-ночь! Хорошо, что девочки на ресепшен не вредничали и поселили за 4 часа до официального чек-ина. Эх, страдают отели без загрузки! Поспав, я пошла гулять по полуострову Эгершельд. Вообще полуостров не так богат достопримечательностями, но Гавань Отель здесь по моим критериям подходил безусловно: участие в программе кешбэка, наличие бассейна и, конечно, расположение. Привлекла пешая доступность до вокзала, светомузыкального фонтана на набережной, Феско-холла и маяка. Вот к маяку я и отправилась в первый день.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Пешая доступность для меня — это все, до чего меньше часа ходьбы. По карте до Токаревского маяка выходило минут 50, но кто же в первый день в новом городе шагает бодрым шагом без остановки? Я шла не спеша и вертела головой, не забывая смотреть под ноги)) Полуостров длинный и узкий, маяк на самом конце и идешь все время вдоль побережья. Налево — море и небольшие домики, если не сказать хибарки, направо те же хибарки и приличные многоэтажки с тающими в тумане верхушками. И вдобавок ко всему — совершенно потрясающий рельеф, в гору — под гору. В последующие 4 дня описывать каждый мой путь нет смысла: ровных мест во Владивостоке не встретишь, всюду сопки.

По пути завернула в сквер имени А. Щетининой.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Анна Ивановна Щетинина была первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания.

И вот наконец видна коса Токаревского. Владивостокцы называют это место краем земли. Очень похоже!

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Мне повезло, все 800 м можно было пройти посуху.

Дело в том, что первый участок можно проехать даже на машине — до мачты электропередачи. А вот второй, короче и уже, в приливы скрыт. Подруга была там прошлой осенью, шла от мачты до маяка по колено в воде! Иногда в отлив на косу выбрасывает тюленей…

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Токаревский маяк, или маяк Эгершельд, — один из старейших на Дальнем Востоке. Сначала, 145 лет назад, был установлен невысокий светящийся знак. А в 1910 году на фундаменте установили 12-метровую башню, прекрасно сохранившуюся до сих пор.

Место завораживающиее, я гуляла там до темноты и вернулась уже не пешком, а на дежурном автобусе. Заодно узнала от водителя, что ни одного кондуктора во Владивостоке больше нет. Кто не знает, система оплаты проезда там не такая, как в большинстве наших городов: все заходят в салон и спокойно садятся. А платят водителю при выходе. Процесс идет достаточно быстро, ибо платят почти все картами. Обычно автобусы почему-то подолгу стоят на остановках, даже когда пассажиры выйдут, а новые зайдут. Но в этот раз мы ехали весьма шустро. Я спешила в отель))) Дело в том, что в бассейн можно было ходить ежедневно на один сеанс и мне рекомендовали последний сеанс на 22 ч как самый малопосещаемый. Бассейн, между прочим, отличный, 25-метровый с 4 широкими дорожками, в него ходят из города, и гораздо больше, чем постояльцы отеля. О, ключевое слово — постояльцы! Сейчас покажу некоторых из них)))

Поневоле приходят мысли: а не жил ли кто-нибудь из селебрити в твоем номере?..))) Это вряд ли — на первом этаже, недалеко от входа в спорткомплекс, я увидела коридор с VIP-номерами. Ладно, можно утешить себя тем, что мы плавали в одном бассейне…)))

* * *

Следующие три дня я провела в прогулках по центру города, набережной и музеям, не забывая об Эгершельде, моем полуострове. Ставшая привычной фраза «город контрастов» к Владивостоку подходит как нельзя лучше. И дело даже не в соседстве церквей и революционных памятников. Для других городов это тоже не редкость.

И рядом - Кафедральный собор Преображения Господня

Больше обращает на себя внимание места их даже улицами не назовешь, где, как я уже говорила, вперемешку стоят приличные многоэтажки и халупы домики из разряда «на слом» — я бы даже приняла их за нежилые, если б не сушились у крылечка одеяла…

...и домик по соседству

А вообще архитектура города впечатляет — в хорошем смысле! Много домов начала прошлого века, один интересней другого. При этом впечатляешься не только их красотой, но и тем, как они «подогнаны» под рельеф улиц, крутые спуски и подъемы, на которых цоколь плавно переходит в первый этаж, если не во второй.

Видно, что реставрация коснулась большинства зданий, сохранив и где-то даже усилив их аристократизм…

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

…за что отдельное спасибо Думе города, видимо, пожертвовавшей внешним обликом собственного офиса во благо другим постройкам))) Хотя следы времени рядом с архитектурными элементами эпохи раннего социализма смотрятся в чем-то даже гармонично, правда?

Заговорив о зданиях, самое время плавно перейти к музеям о каждом позже будет отдельный отзыв, а пока вкратце. Музей истории Дальнего Востока объединяет 4 площадки во Владивостоке и 5 — в крае. Главный корпус (ул. Светланская, 20) — памятник архитектуры начала ХХ века, Дом Бабинцевых. Дом был построен в 1903 г. на пересечении старейших улиц — Алеутской и Светланской (приятно, что названия сохранены до сих пор). Василий Бабинцев — коммерсант и меценат — задумал его как доходный дом, правда, сдавал в аренду не частным лицам, а магазинам и разнообразным фирмам, в т. ч. иностранным. Например, королевский консул Иван Эриксон, представлявший во Владивостоке Норвегию и Швецию, арендовал здесь помещение. А в 1922 году с трибуны рядом с этим домом И. Уборевич провозгласил установление Советской власти на Дальнем Востоке. Через 55 лет здесь открылся музей Ленина, а затем — Музей истории. На первом этаже традиционно представлены археологические экспонаты: останки животных, артефакты, относящиеся к временам государства Бохай, империи Цзинь и государства Дун Ся. Зал традиционной культуры коренных народов Приморья посвящен быту нанайцев, удэгейцев, орочей, ульчей, эскимосов, ительменов и алеутов. «Кабинет исследователя» — это о продвижении России на восток в XVII—XIX вв. На втором этаже размещается проект «Время людей» — пять залов. охватывающих период рубежа позапрошлого и прошлого веков. Одна стена занята инсталляцией клейменых кирпичей. Подразумевается, что это символ масштаба и стабильности времени.

Фрагмент экспозиции о культурных событиях во Владивостоке первой четверти ХХ века, важную роль в которых играл «отец русского футуризма» Давид Бурлюк. С 1918 года он живет в Приморье, убегая от революции, и эпатирует публику своими «картинами» — пример одной из них на фото (если что — верхнее «полотно»).

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Но больше носка в раме меня поразило то, как внезапно обрывается история города. Революция, Гражданская война — как-то мельком, с малочисленными экспонатами и в небольших залах. Ладно, о 20-х годах — хоть что-то. Далее ни-че-го. «У нас же исторический музей», — сказала смотрительница. Вообще мне казалось, что весь ХХ век — это уже история. Жаль, что не удалось посмотреть экспонаты времен 30-х и позже годов. На третьем этаже выставлялись картины художника Ивана Рыбачука — к 100-летию со дня рождения. Можно сказать, что он открыл для западной части России Приморский край — в 1956 году в Москве открылась его персональная выставка, это были первые картины о Приморье. Красиво, душевно и куда более привычно, чем творения Бурлюка, не правда ли?..)) Возможно, ценителям живописи эта экспозиция покажется даже достойной заменой исторических залов.

Следующая площадка Приморского объединенного музея — Дом чиновника Суханова (ул. Суханова, 9). Один из немногих сохранившихся деревянных особняков XIX века и единственный у нас в стране музей царского чиновника. В свое время статский советник Александр Васильевич Суханов получил в награду за прекрасное состояние дорог и порядок в округе золотые часы Буре из рук цесаревича николая. Интересно, что один из его сыновей, Константин, однако же через четверть века становится главой Совета рабочих и солдатских депутатов Владивостока. Собственно, в честь сына и открыли музей в год 60-летия революции. Позже экспозиции расширили, и теперь здесь можно увидеть, как жила вся семья чиновника — он, супруга и семеро детей. Гостиная, столовая, кабинет, комнаты мальчиков и девочек — два этажа истории…

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Сухановы жили здесь больше 20 лет, однако после них и до того, как открылся музей, дом долго служил коммунальным жильем для многих семейств. Поэтому не удивительно, что в реальности именно их личных вещей здесь почти и нет. Альбом с фотографиями да пепельница — так сказали мне сотрудницы. Большинство предметов интерьера, мебель, посуда, игрушки, одежда приобретены на блошиных рынках и в антикварных магазинах. Тем не менее впечатление от дома — весьма целостное.

И третья площадка — это Дом-музей В. К. Арсеньева (ул. Арсеньева, 7Б). Сразу вспоминаем Юрия Соломина в роли знаменитого путешественника («Дерсу Узала» режиссера Акиры Куросава). Кирпичный дом начала прошлого века принадлежал домовладельцу Андрею Жихову, семья Арсеньевых въехала в квартиру № 4 на втором этаже в 1928 году.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Музей небольшой: кабинет, гостиная и экспедиционный зал (бывшие спальня и детская).Первые две комнаты интересны в плане понимания быта довольно обычной семьи 20-х годов ХХ столетия. А в экспедиционном зале находятся действительно вещи самого Владимира Клавдиевича, приборы, с помощью которых он исследовал Уссурийский край, а также предметы быта коренных народов.

Все площадки Приморского объединенного музея работают с 10 до 19 ч ежедневно, стоимость билета — 200 руб., льготный — 100, плюс 200 руб. за экскурсионное обслуживание или аудиогид.

Теперь прогуляемся по Корабельной набережной. Здесь очень советую, особенно мужчинам, зайти в музей «Подводная лодка С-55».

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

У лодки славная история: в 1939 г. ее перевезли по секциям с ленинградского судостроительного завода во Владивосток и собрали. В октябре 42-го шесть лодок, в т. ч. и С-56, вышли из порта Владивосток по направлению к порту Полярный около Мурманска. Нужно было усилить Северный флот СССР, переведя часть субмарин с Тихоокеанского. Через Сан-Франциско, панамский, кубинский, канадский и шотландские порты лодки прибыли в Полярный в марте 43-го. 8 боевых выходов и 10 потопленных кораблей противника — за это лодка в 1944-м была награждена Орденом Боевого Красного Знамени. Командир Григорий Иванович Щедрин получил звание Героя Советского Союза. В 54-м лодка вновь вернулась во Владивостокский порт. Таким образом она стала первой советской подлодкой, совершившей кругосветное путешествие (пусть и в два этапа). 9 мая 1945 г. здесь открылся музей. Часть лодки преобразовали — теперь здесь обычные витрины с экспонатами, стеллажи. А с первого по третий отсеки оставили в первозданном виде. Если сравнивать с аналогичным музеем в Калининграде (большая дизель-электрическая ПЛ в отличие от этой, средней дизель-электрической), дальневосточная субмарина комфортнее для посещений, здесь в основном двери, а не люки. И все-таки нетрудно представить, каково было подводникам служить и жить в тесных помещениях глубоко под водой под угрозой наткнуться на мину или быть атакованными противником. Да, самое главное не сказала — С-56 считается самой результативной советской подлодкой во времена Второй Мировой.

Во Владивостоке есть еще несколько военных музеев. Некоторые дают возможность посмотреть часть экспонатов не заходя в здание, например, как на этой площадке Музея Тихоокеанского флота.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Сейчас музей находится в здании, построенном в 1903 году (ул. Светланская, 66). Гуляя мимо церкви Святого Павла, я узнала, что первоначально музей был открыт именно здесь, в бывшей лютеранской кирхе (!)

И только в 1997-м переехал на Светланскую — на 200 м от кирхи. А в соседнем доме № 68 (довольно экзотичном!) находится «офис» ансамбля песни и пляски Тихоокеанского флота))

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Это уже набережная Цесаревича, в которую плавно перетекает Корабельная. Вообще на набережных есть что посмотреть. Кроме военно-исторических памятников, есть достаточно неожиданные, например, памятник Солженицыну. Он был установлен почти 6 лет назад и до сих пор воспринимается неоднозначно местными жителями. Не буду поднимать здесь тему творчества Александра Исаевича хотя, конечно, как бы кто к нему ни относился, осквернять памятник табличкой с ругательством — это отвратительно, но сама скульптура смотрится действительно несколько странно. Я уж не говорю о том, что рядом стоят лодка С-56, памятники подводникам, героям русско-японской и Великой Отечетсвенной войн — места, как говорится, всем хватит… но почему писатель словно выходит из моря? Да, в 94-м он, возвращаясь из Штатов на Родину, прилетел через Магадан во Владивосток и три дня был здесь. Однако не в порту и не набережной — его встречали в аэропорту и на центральной площади.

А вот скультура моряка торгового флота («Воспоминание о моряке загранплавания») стоит прямо на Океанском проспекте, кажется, вот их бы поменять местами)) Впрочем, если приглядеться, моряк сей не просто стоит довольный, в импортных шмотках и с винилом под мышкой, а голосует проезжающим машинам. Так что он-то, пожалуй, как раз на своем месте…

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Продолжая тему памятников, не могу не показать самые популярные, которые есть практически в любом нашем городе. И это, разумеется, «наше все»…

…и вождь мирового пролетариата.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Владимир Ильич с одной стороны Верхнепортовой улицы смотрит на железнодорожный вокзал и словно показывает: вам туда, отель налево. Уместно будет показать здесь же и вокзал — конечную станцию Транссибирской магистрали. Первый камень был заложен 130 лет назад (!) в присутствии цесаревича Николая. В 1911 г. вокзал кардинально расширили и первое здание стало его частью. На полу сохранились японские глиняные плиты. К концу ХХ века не раз обновляемую постройку реставрировали, приблизив облик к дореволюционному.

Не раз упоминая цесаревича, нельзя не упомянуть арку его имени. Она была создана в 1891 г. в честь возвращения наследника престола из морского путешествия. Увы. через 30 с лишним лет ее разобрали как неактуальный памятник самодержавию. И только в 2003 году восстановили по архивным чертежам — да, новодел, но ведь как красиво!

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

И снова к памятникам. В полутораста метрах от Николаевской арки, в Театральном сквере увековечен Владимир Высоцкий. Снова вспоминаю Калининград — памятники в разных концах страны так похожи!.. Но дальневосточный понравился больше: нет в нем той тяжеловесности, Владимир Семенович выглядит здесь живее и трепетнее. А может, дело в том, что калининградцы имели в виду последний в жизни артиста концерт, состоявшийся именно в их городе?..

А в 300 метрах от этого места можно увидеть совершенно уникальный памятник — Элеонора Прей знаменита именно во Владивостоке и, мне кажется, большинство россиян вряд ли что-то слышали о ней, как не слышала я до поездки сюда. Эта потрясающая женщина прибыла сюда в 26 лет с мужем-коммерсантом из Америки. Прожив во Владивостоке 36 лет, она полюбила его так, как не каждый коренной житель способен полюбить. Ее фотографии с видами города, а главное — письма друзьям по всему миру, прославили Элеонору, за что и был поставлен памятник от благодарных жителей Владивостока «первому блогеру Приморья» 7 лет назад.

А вот Василий Ощепков, возможно, более известен — хотя бы мужчинам. Родившийся в семье ссыльных каторжан и погибший в Бутырской тюрьме в 1937 году, он успел за 44 года жизни не только популяризовать в Советском Союзе дзюдо, но и создал новый вид борьбы — самбо. Читая его биографию, я сразу заметила сходство с главным героем сериала «Красные горы» (2013) Ильей Роговым, оказывается, Ощепков действительно послужил прототипом, только Рогов погибает в немецком лагере во время войны. Интересно, что памятник открыт пять лет назад в День…тигра. Объяснение простое: Ощепков использовал в создании приемов моторику движений амурского тигра. И рядом со скульптурой, изображающей дзюдоистов, установлены бронзовые борющиеся тигрята.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Еще один уникальный, как я полагаю, памятник — Юлу Бриннеру. Вестерн «Великолепная семерка», принесший актеру Оскара, знают наверняка многие. Но в нашем представлении и фильм, и сам Бриннер связаны прежде всего с Америкой. На самом деле родился актер именно во Владивостоке. Его предки — выходцы из Швейцарии, а дед был известным на Дальнем Востоке коммерсантом, занимавшимся рыбным и золотым промыслами. Памятник установлен 9 лет назад на ул. Алеутской у особняка Бриннеров.

А теперь — снаала фото, затем описание. Персонаж еще одного сериала, теперь уж точно известный всем россиянам, хоть и не существовавший в реальности, — можно ли узнать его в этой двумерной скульптуре?))

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

А ведь это Штирлиц, друзья)) Цитирую надпись на памятнике: «В молодые годы Отто фон Штирлиц (настоящее имя — Всеволод Владимиров), самый знаменитый разведчик советской литературы и кино, жил и работал во Владивостоке. Здесь он был известен как Максим Исаев. Жил на улице Полтавской, отдыхал на Седанке, вечерами любил посидеть в ресторане «Версаль»…" Дом на фото — ул. Светланская, 8, — и есть отель «Версаль». Памятник создан на деньги меценатов, предполагалось провести к нему подсветку, символизирующую темную и светлую стороны разведчика. На сегодняшний день памятнику три года, подсветки нет, а эти самые стороны неплохо изображают коричневая основа и бежевые вырезы скульптуры.

* * *

Обо всех памятниках, которых во Владивостоке больше сорока, рассказать в рамках одной поездки невозможно. Я просто хотела показать, что мне показалось особенно интересным и небанальным в городе. А еще здесь есть почти уникальный для России вид транспорта — это фуникулер. Подобный существует только в Сочи. Инициатива создания принадлежит Хрущеву — после визита в Штаты он возвращался через Владивосток и написал о городе так: «Когда мы прибыли во Владивосток, то первое впечатление о городе создалось очень хорошее. Город представляет живописную красивую панораму: разбросан на холмах, на осеннем желто-зеленом фоне красиво белеют постройки. Но когда познакомишься ближе, когда мы поездили по улицам и по переулкам (где можно было проехать), то представляется картина совсем иная, чем при первом впечатлении на удаленном расстоянии. Есть хорошие дома и много домов новой постройки, но городское хозяйство очень запущено. Дороги плохие, тротуары плохие, много полуразвалившихся хибарок. Нет целостности организованного города. Транспорт очень слабый. Мы ранним утром выехали и наблюдали, когда чуть ли не на крышах трамвая ехали, висели на всех крючках, где только можно зацепиться. Просто страшно смотреть — люди могут попасть под колеса. Одним словом, картина неприглядная». Если честно, читаешь и думаешь — а Хрущев точно писал 60 лет назад? Кроме транспорта, так мало изменилось! Но речь не об этом. Создать «советский Сан-Франциско» Никита Сергеевич не успел, а вот фуникулер построили. Не думаю, что он решил проблему транспорта, ибо идет вагончик всего полторы — две минуты)) Это, как метромувер в Майами, скорее туристический аттракцион. Длина пути — 183 м, подъем — 70 м. Параллельно идет лестница из 368 ступенек. Наверху — смотровая площадка, с которой видно и Русский мост, и бухту Золотой Рог. Билет стоит 20 руб.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

А еще порадовали картины в вестибюле нижней станции, оказывается, студенческие работы. И книжный шкаф на верхней станции — буккроссинг в чужом городе это всегда приятно)) Я там взяла одну книгу, когда планшет разряжался, читала бумагу))

Еще один книжный шкаф, уже запланированный, встретился в сквере им. Константина Суханова — того самого сына того самого чиновника, о доме-музее которого я рассказывала выше. Между прочим, вызывает уважение, что сквер не стали переименовать и памятник Константину Александровичу оставили, не стали ликвидировать память о борьбе за установление Советской власти, неотъемлемую часть истории Приморья.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

То же относится и к храмам. Возвращаясь из центра в отель вдоль по Эгершельду, пройдя вышеупомянутый памятник Ленину, я отмечала: ага, теперь еще Феско-Холл, Морской университет, затем церковь Казанской богоматери — и можно сворачивать к своей тихой «Гавани»)) Церковь была построена в 1908 году, но не будем лукавить и восхищаться вековой сохранностю. Разумеется, через 20 лет храм был разрушен, еще через 20 на его месте открылся кинотеатр «Вымпел», а вот еще через 40 кинотеатр снова стал церковью.

Контрасты города видны не только в достопримечательностях, но и в обыденных вещах.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Например, почти напротив деревянного домика на Верхнепортовой, который можно было бы назвать приземистым, если бы не высокие лесенки, ведущие с тротуара к дверям, расположился концертный зал Феско-Холл. Бывший дворец культуры моряков выглядит более чем современно.

А мне он запомнился не только внешним видом, но и содержанием: здесь я побывала на концерте Петра Дранги. Товарищи дорогие, о таких концертах лучше не рассказывать, а показывать, их надо слышать и видеть! Ну как передашь словами мастерство виртуоза? Дрангу можно сравнить с кентавром, только не человеком-лошадью, а человеком-аккордеоном: с инструментом своим он просто сросся в единое целое.

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Видео с Дрангой на сцене в Сети — тысячи. Давайте, покажу, как он спускается со сцены к нам))

Петр Дранга рядом со зрителями

* * *

… Три основных дня завершаются, пора переходить к последнему. Оставившему такое же сильное впечатление, как и первый, если не сильнее. Сначала о нескольких часах перед отъездом: во-первых, еще один музей, во-вторых, чуть-чуть гастрономической составляющей — все-таки не в соседнюю область приехала)) Итак, Музей автомотостарины. Ул. Сахалинская, 2А — это далековато от центра, потому и посетила я его в конце поездки, возвращаясь с острова Русского. Музей интересный, местами вызывает улыбку, местами — чувство ностальгии по прошлому… Автомобили, мотоциклы, велосипеды, все в прекрасном состоянии, отличная коллекция советских транспортных плакатов — чего стоит только лозунг (даже слоганом не хочется называть) «Страна социализма должна иметь хорошие дороги!»))

Выйдя из музея, я решила потрапезничать перед долгой (воистину!) дорогой и в кафе Tokyo More впервые попробовала папоротник дальневосточный — вкусно!))) Салат состоит в основном из маринованных стеблей. На горячее взяла мидии под соусом том-ям, тоже увлекательно есть в перчатках)))

Туманы, сопки, кампус, корабли и маяки на краешке земли

Ну, а теперь об острове Русском, на который я поехала с утра. Чаще всего, побывав на нем, рассказывают об океанариуме. После океанариума в Эйлате, где можно наблюдать кормление акул, а также небольшого, но очень достойного калининградского, я впечатлилась… и окончательно поняла, что это не мое. Есть морских гадов еще готова, а любоваться ими хватит, пожалуй. Разве что когда-нибудь в естественной среде)) И я пошла в кампус Дальневосточного федерального университета. Пошла в кампус — звучит так, словно зашла минут на 20 в студенческий городок и вышла)) На деле я гуляла там несколько часов. Да, не зря подруга-путешественница, работающая в одном из сибирских университетов, сказала: после этого кампуса мне захотелось срочно уволиться и перевестись в ДВФУ!..

Суперсовременный облик кампуса объясняется тем, что строили его к саммиту-2012, который проводился именно на этой территории, затем здания были переоборудованы для студентов. Мне кажется, это место и есть настоящий срез Дальнего Востока. Простор, море, мелкий дождик, малолюдье, строгие здания и еще раз простор. Даже не зазеленевшие в полную силу деревья, неяркие пока цветники, даже в тумане выглядят потрясающе в сочетании с учебными корпусами, общежитиями университета. Лесопарковая зона между домами и набережной очень хороша. Не знаю, как они добились такой комбинации дикой природы и ухоженности, но гулять по тропинкам здесь можно долго — я бы гуляла еще дольше, если бы не рвалась все-таки к морю. Когда выходишь на берег, проходишь по пирсу, чувства сложно передать: вокруг тебя необъятное море, сзади площадки кампуса, и от всего этого вместе просто захватывает дух. Неудивительно, что кампус вошел в топ-пять российских (два из которых, кстати, — казанские, а остальные три — Сибирь и Дальний Восток). Сказать, что мне было хорошо здесь, — ничего не сказать. Это трудно объяснить, здесь нет ни оригинальных зданий, ни музеев, ни экзотичных клумб или множества фонтанов, да и из памятников практически только маленькая скульптура «Рука помощи». Вообще-то это скульптура о доброте и взаимовыручке, но мне почему-то пришла в голову мысль о шпаргалке, которую студент протягивает другому)))

На этом воспоминании и хочу закончить рассказ о далеком Владивостоке. Поездка продолжалась, и, хотя я не хотела ее размазывать, о следующем городе придется все же рассказать отдельно. Спасибо всем, кто прогулялся вместе со мной по столице Приморья, берегите себя — и желаю всем таких же прекрасных впечатлений в новых путешествиях!