Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был вчера 19:04
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Лев Толстой — Россия Май 2021

Поехать куда-нибудь с экскурсоводом Александром Юрьевичем Клоковым я мечтал давно. Клоков А. Ю. — российский липецкий краевед, председатель Липецкого областного краеведческого общества. Я много наслышан о том как интересно он подает экскурсии. Но поездки отменялись по причине пандемии. И вот спустя год, это наконец случилось.

Едем воскресным выходным с Клоковым по «толтовским» местам нашей области! Едем в Лев-Толстовский район. Во Льве Толстом я никогда раньше не был. Это крайний север нашей области на границе с Тульской областью. Лев Толстой — последний не посещённый мной райцентр нашей Липецкой области.

Экскурсию мы приобретали в турфирме. Стоила она 4 900 рублей на двоих. Входные билеты, транспорт и обед включены в стоимость. Экскурсия продолжалась 12 часов с 08:00 до 20:00 и включала много всего. Впрочем, читайте и судите сами…

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Проезжаем поворот на Тюшевку, которая является прообразом пушкинской Кистенёвки. Помните бедного старого «Дубровского» и самодура барина Троекурова? Село Тюшевка известно с 1793 года и ранее носило название «Кистенёва Дубрава».

Воспитывала А. С. Пушкина не только Арина Родионовна, но и его «липецкая бабушка» Мария Алексеевна Ганнибал: Автопробегом по пушкинским корням в Липецкой области и на реку Иловай

Именно бабушка подсказала будущему поэту сюжет будущей повести «Дубровский».В начале позапрошлого века в наших краях шумела лебедянская конная ярмарка. Прототип Троекурова, известный отставной генерал, приехал на ярмарку и не смог найти себе достойную квартиру. Тогда он потребовал освободить комнату, которую занимал отставной майор (прототип Дубровского). Но тот в грубой форме отказал генералу.

Второй конфликт этих двух дворян случился на Липецких курортных водах. Там отставной майор «Дубровский» отказался продать генералу лошадь.

Ещё случился у этих господ конфликт в Кистеневке (Тюшевке). Там майор грозил генералу пистолетом со словами: «моя честь не меньше твоей».Вот такие страсти кипели в наших краях и они вдохновили Пушкина на написание повести «Дубровский».А Вы знаете что сюжет «Мертвых Душ» Гоголю подсказал Пушкин? В наших краях Пушкин услышал о «беглых душах».Здешние крестьяне убегали от помещиков на Дон и в Сибирь. Но «беглые души» всё равно числились за помещиками в ревизских сказках. И помещики платили за эти души налоги. Всё это наш гид Клоков почерпнул в местном архиве.

Так что наши «беглые души» легли в сюжет гоголевских «Мёртвых Душ».

Мы проезжаем поворот на древнюю «литературную Лебедянь»:

Город, носящий имя Лебедя…

Первое известное письменное упоминание о Лебедяни относится к началу XVII века, когда сельцо Лебедянское городище принадлежало московскому дворянину Никите Дмитриевичу Вельяминову. Эти места дворян Вельяминовых. Литературный музей в Лебедяни восстанавливается долго и мучительно. Под его восстановление областным управлением культуры списаны колоссальные деньги, а дом так и не был восстановлен. В конце-концов управление культуры объявило что дом (лит. музей) съеден жучком и снесло историческую постройку. На его месте построен несуразный новодел.

В нашей области также и лермонтовские места. В Шипово Елецкого района проживал отец поэта Лермонт. Там в фамильном склепе нашли останки отца поэта. Однако местные управленцы от культуры не знали что с ними делать.

В конце-концов останки были переданы в пензенские Тарханы, где и были захоронены: В гости к М. Ю. Лермонтову в Тарханы на Рождество. Часть 1. «Герой того времени…»

А ведь в Шипово на месте этого фамильного склепа можно было создать лермонтовский музей. Клоков сокрушается что местному липецкому управлению культуры ничего не надо. Например я сам недавно был свидетелем как пушкинскую аллею в Коренёвщино устроили не на историческом месте, а вдоль дороги. Видимо чтобы проезжающее на дачи руководство области видело старания работников от культуры.

Устроили её в низине вдоль трассы и теперь в апреле я наблюдал затопленные скамеечки, березки, беседки…Дураки и дорОги…Нашему автобусу перебегает дорогу дикая косуля! Первая остановка туристического автобуса после Липецка — село «Острый Камень» Лев-Толстовского района.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Стоит село на дороге, которая соединяется Лебедянское шоссе с поселком Лев Толстой. Возникло село, видимо, не позднее начала 18-го века, так как в 1792 г. в селе построили Никольскую церковь. Эта церковь ныне памятник архитектуры (региональный).Эта интересная церковь и само село Острый Камень достойны отдельного материала. Название Острый Камень связано со старинным каменотесным промыслом:«Около него [села] есть также обнажения девонской системы и жерновых песчаников, вследствие чего в нем развилась выделка жерновов и вообще каменотесный промысел».

Мы попали как раз на службу, после которой местный молодой батюшка провел для нас экскурсию по храму.

Осмотрев Никольскую церковь отправляемся собственно в посёлок Лев-Толстой. Пока едем Клоков не умолкает ни на минуту. Он сетует как слабо развито музейное дело в нашей области. В Липецкой области нет своего литературного музея, как в соседних областях. А ведь нашему краю есть что показать и рассказать.

На липецкой земле творили многие литераторы. Например под влиянием Л. Н. Толстого находялся наш земляк критик Писарев, писатели Эртель и Пришвин. А первым редактором «Война и мир» являлся наш земляк Бартенев.

Сюжет известного толстовского «Холстомера» писателю подсказали Стаховичи в их имении.

Толстой был дружен с ними и часто гостил в усадьбе Стаховичей: Усадьба Стаховичей (Пальна-Михайловка)

В этой усадьбе я был в ноябре 2019 года и знакомил Вас с ней. У Стаховичей собирались многие известные липецкие литераторы конца 19 — начала 20 века (Толстой, Бунин, Пришвин…).Александр Юрьевич Клоков рассказал что музей усадьбы таки всё-же закрыли из-за того что управление культуры Липецкой области не заключило вовремя договор аренды (не нашли финансирование).Вот так на моих глазах умирает то немногое из музейного литературного наследия области, что с таким трудом было создано энтузиастами и благотворителями.

Лебедянские купцы Игумновы многое сделали для поддержки молодых литераторов липецкого края. Барышня Игумнова служила секретарём у Л. Н. Толстого и представила тому своего брата молодого пианиста.

Константи́н Никола́евич Игу́мнов (1873–1948) — русский и советский пианист и педагог. Профессор Московской консерватории (1899). Народный артист СССР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).

Именем К. Н. Игумнова названы:

• Липецкое училище искусств,
  • Детская музыкальная школа № 1 в Лебедяни.

Л. Н. Толстой долго проживал не только в своем имении Ясная Поляна (ныне Тульская область), но и в имении в Данковском районе Липецкой области.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Здесь он проживал «на голоде» в 1891 — 1892 г.г. и создавал на собственные средства для голодающих крестьян общественные столовые.

Наш гид Клоков несколько десятилетий назад общался с графом Азанчевским. Помещики Азанчевские были хорошо знакомы с Л. Н. Толстым. Знакомый нашего гида Азанчевский в 2010 году будучи ребёнком присутствовал на похоронах Толстого в Ясной Поляне и рассказывал много любопытного. В 1837 — 1838 г.г. Амвросий Оптинский (Гренков) преподавал греческий язык в Липецком духовном училище. После вторичной болезни, посетив вместе с товарищем и сослуживцем Павлом Степановичем Покровским, Троице-Сергиеву Лавру и старца Илариона (Фокина) из села Троекурова, осенью 1839 года он тайно от всех ушёл в указанный старцем монастырь Оптина Пустынь.

Перед отправлением в своё последнее предсмертное путешествие в 1910 году Л. Н. Толстой отправился пешком в Оптину Пустынь к своей сестре живущей в Пустыни.

Всем известны сложные отношения писателя с РПЦ и его отлучение от церкви. По свидетельству современников Толстой предчувствовал свой близкий конец и хотел покаятся в Оптиной Пустыни, однако….гордыня не позволила! Впрочем об этой истории услышанной от гида я напишу более подробно в другом материале.

Между тем мы приехали в посёлок Лев Толстой (бывшую ж-д станцию Астапово).

По «толстовским» местам в Липецкой области…

На фото А. Ю. Клоков исследователь культуры догонов и почетный житель Липецка. Именно на этой станции 7 (20) ноября остановилось сердце великого писателя и по сей день вокзальные часы также показывают только время его смерти. Архитектурный комплекс станции, включающий 22 памятника, начал формироваться в 1889 году и в целом сохранил свой исторический облик.

К 1910 году были построены:

здания вокзала,

По «толстовским» местам в Липецкой области…

две линии жилых зданий с казенными квартирами для служащих станции, водонапорная башня (недавно утеряна),

По «толстовским» местам в Липецкой области…

железнодорожное училище и церковь-школа при нем,

паровозное депо,

мастерские;

разбит небольшой парк и устроена оранжерея.

Понятно, что все исторические достопримечательности сохранились тут только потому что именно на этой станции волею случая скончался Лев Николаевич. Все многочисленные музеи в посёлке «крутятся» вокруг имени писателя.

Если бы Толстой представился в другом городе, то посёлок Астапово мало бы отличался от подобных депрессивных райцентров Руси-Матушки. Так что в этом плане посёлку повезло. Есть куда сходить, что посмотреть, где погулять. Сейчас пассажирскую станцию в поселке закрыли, на станции останавливаются только товарные поезда.

Соответственно, работы в городке немного и музейные гиды отрабатывают зарплату по полной. Рассказывают много, интересно и с удовольствием. Видно что за работу тут держатся. Я впервые во Льве Толстом и до приезда сюда представлял себе маленький музейчик Л. Н. Толстого. На самом деле на удивление музеев тут куча. Мы успели осмотреть только четыре!!! из них.

А ведь тут ещё и краеведческий музей и картинная галерея Сысоева, куда мы не попали. Откуда такой размах? Все просто! Финансирование музеев поселка не липецкое, а московское. Деньги совсем другие!

После экскурсии по привокзальным достопримечательностям во главе с А. Ю. Клоковым нас передали местным музейным экскурсоводам.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Музей РЖД в здании вокзала, принадлежащий не министерству культуры, а собственно РЖД.

Небольшой музей Православия в необычном храме ж-д училища.

Музей Л. Н. Толстого (филиал московского литературного музея им. Л. Н. Толстого).

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Помните эти детские книги, что написал Толстой?

В таких «почтовых ящиках» члены семьи оставляли друг-другу письма.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

В музее Л. Н. Толстого сделан упор на рассказ о семье писателя, его детях.

Одноэтажный пристанционный дом, где скончался Л. Н. Толстой — объект культурного наследия федерального значения.

В нём находится ещё один музей — Мемориально-литературный музей Толстого — центр Мемориального музея памяти Толстого «Астапово», созданного в ноябре 2010 года к 100-летию со дня смерти писателя и включившего в себя комплекс воссозданных в своем первозданном виде строений исторической станции и находящихся рядом домов.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Располагается музей в доме начальника станции И. И. Озолина, где скончался великий писатель и, где до 1939 года существовала мемориальная комната «на общественных началах».

В доме начальника станции Озолина сохранилась оригинальная обстановка и мебель, где Толстой закончил свою жизнь. В четырёх посещенных нами музеях рассказывали гиды всё очень долго, обстоятельно и мы все порядком устали. Поэтому очень кстати был вкусный обед в кафе, входящий в стоимость экскурсии.

На десерт нам предложили лимонный тортик по оригинальному рецепту супруги Л. Н. Толстого — Софьи Андреевны. После обеда наш путь лежит дальше по Лев Толстовскому району.

Направо от дороги располагалась усадьба писателя Боборыкина. Клоков рассказывает что знаменит Боборыкин в том числе и тем что с его лёгкой руки появилось понятие «интеллигенция». Тем самым писатель как-бы противопоставил интеллигентов остальному русскому народу.

Проезжаем пересохшее русло реки Ягодная Ряса, которая несёт свои воды в сторону Раненбурга: Путешествие по Раненбургскому (Чаплыгинскому) краю

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Затем проезжаем Знаменскую Рясу.

И вот мы в селе Знаменское.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Здесь было имение Толтых-Знаменских, другой ветви дворян Толстых. Основатель рода Толстых-Знаменских — граф Петр Андреевич (1645–1729), один из сподвижников Петра Великого — был прадедом Льва Толстого.

До революции 1917 года в имении графов было 1300 десятин пашни и леса. Насчитывалось до 200 лошадей и 100 коров. Летом у графа работали от 70 до 100 постоянных рабочих, не считая подданных. За железнодорожным разъездом Янушево Толстые имели еще имение и конный завод, содержащий до 200 лошадей. Также у них был собственный дом в Ялте и 15 тысяч десятин леса в Самарской губернии.

Наша группа самая первая организованная экскурсия в это место. Организаторы поездки неоднократно это подчеркивали и гордились данным фактом. Сельчане с удивлением разглядывали наш автобус и нашу группу. После 1917 г. все материальное, связанное с родом Толстых, было полностью истреблено. Старожилы рассказывают о том, как долго горела бесценная большая библиотека в барском особняке, как крушили на церквях колокола и купола с крестами, рубили на дрова древние чудотворные иконы.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

В 1925 году обязательным постановлением Рязанского губисполкома церковь села Знаменского поставлена на учет как памятник истории и культуры, что, впрочем, не спасло ее от разрушения. В период коллективизации храм был закрыт, и по свидетельству местных жителей простоял так до 1939 года, когда было принято решение об уничтожении церковных зданий и усадебных строений «до основанья».

Приезжала подрывная группа и все, кроме храмовой сторожки, было полностью разрушено, а кирпичный «бой» и надгробные плиты вывозили на строительство дороги в сторону Данкова.

До сих пор местные жители находят в огородах, даже на другой стороне реки, гвозди, жестянки, фарфоровую, кирпичную и стеклянную крошки, свидетельствующие о взрывной силе, разрушавшей храм и графскую усадьбу.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

То немногое что удалось найти теперь хранится в восстановленном храме. Здесь же намоленная икона, приобретенная не так давно в Афоне.

Вот так выглядела графская усадьба.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

А теперь даже фундамента от неё не сохранилось. А мы вновь возвращаемся в Лев Толстой.

Посмотрите какой культурный центр построили в посёлке в 2017 году. Для восьмитысячного Льва Толстого очень солидно. Могут позавидовать такому в других райцентрах. Что-то мне подсказывает что такой ДК построен для того чтобы не упасть в грязь лицом перед столичными туристами.

Заезжают сюда на место смерти Толстого и зарубежные путешественники!

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Здесь специально для нашей группы был проведён концерт силами местной художественной самодеятельности. Весь длинный воскресный день для нас пели, плясали, гиды в музеях и селах передавали нас из рук в руки, нас кормили как дорогих гостей. И все это за 2 450 руб. (30 долларов).

Кто сказал что местный отечественный туризм у нас не развит или стОит дОрого?

Если будете во Льве Толстом то обязательно заедьте на местный Мемориал Славы.

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Создан в 1985 году и реконструирован на юбилей смерти писателя в 2010 г. Реконструированный в 2010 году комплекс обрамлен стенами из красного кирпича с часами и звездой на башне, что в целом имитирует фрагмент кремлевской стены.

Как выразился Клоков «танк выезжает прямо из Кремля».

По «толстовским» местам в Липецкой области…

Лев Николаевич также известен как одержимый безбожник. Согдасно его завещанию на могиле в Ясной Поляне нет ни креста, ни памятника: В гости к Льву Николаевичу в Ясную Поляну

Тем удивительнее было что бюст писателя стоит здесь на фоне храма.

И тем удивительнее прочесть во Льве Толстом вот такое письмо Богу, найденное в шинели погибшего на Прохоровском поле солдата…