Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Фурнаш — Португалия Июль 2017

Цикл рассказов о португало-итальянском маршруте «My european expedition»:

Португалия: обзорный отчет, Лиссабон ч.1., Лиссабон ч.2., Лагуш, Сан-Мигель ч.1.

Италия: обзорный отчет.

Будулай вернулся. Мое повествование об острове вечной весны и активность на сайте прервались ровно на один год. Рад, что нашел возможность вернуться. Напомню, что в прошлом эпизоде речь шла о поездке на озеро Сети-Сидадиш, которое расположено на португальском острове Сан-Мигель посреди Атлантики. Рассказ живет тут, а я продолжаю погружаться в воспоминания своего самого роскошного путешествия.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

С озера я вернулся уже ночью, а в доме одиноко грустила хозяйка Мария. У женщины нет работы и нет постояльцев, а на деревне, как известно, зачастую нечем заняться. Моё возвращение её весьма оживило. Не долго думая, Мария предложила совместно разделить наш досуг: с утра отправиться на её автомобиле в путешествие по острову. Это был большой бонус для меня, поскольку на общественном транспорте в этих местах далеко не уедешь.

Утром Мария позвала меня на завтрак. Я приготовил овсянку на воде; Мария принесла большое блюдо, сервированное азорскими ананасами и бананами. Вместе позавтракали и под аккомпанемент задорных разговоров отправились заводить старенькую машину. Мария поставила несколько условий: 1) я оплачиваю бензин и стоянки (~ 30 евро); 2) с нами поедет её безработный брат, которого звали Фуртадо. Как Вы уже поняли на экологически чистом острове большие проблемы с трудоустройством. От меня было лишь одно нестрогое пожелание: доехать до кипяще-шкварчащего городка Фурнаш; вся остальная программа остается на усмотрение семейного дуэта. В ответ Мария предложила взять полотенца и плавки, чтобы можно было поплавать в горячих бассейнах.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Позже мы заехали на соседнюю улицу, где к нам присоединился её брат. Уже с утра он был слегка подвыпившим и тут же принялся угощать меня шоколадными вафлями, типа «а-ля» континентальный завтрак. Мария взглядом намекнула, что нужно принять угощение, а то Фуртадо сразу обидется.

На этой забавной ноте мы отправились в путешествие «куда глаза глядят». Португальцы были веселыми, много говорили на бытовые темы, а также рассказывали истории острова и современные городские сплетни и легенды. Их уровень английского был несоизмерим с моим, снимаю шляпу. Так я узнал, что Сан-Мигель назвали в честь Архангела Михаила, а аэропорт Понта-Делгада - единственный на Азорском архипелаге, кто принимает международные рейсы.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Сразу за городом мы вновь оказались в царстве природы. В некоторые моменты хотелось убедиться, что мы еще живы, поскольку въехали во врата спокойного, чистого и зеленого рая. Со всех сторон были горы покрытые яркими и пестрыми зелеными покрывалами. Я временно выпадал из эфира и не слышал о чем судачат мои попутчики; весь фокус внимания был направлен в сторону окон.

В этот день не хватало лишь солнца. В пасмурную погоду, райская картинка была с примесью серых красок. Однако, как известно, у природы нет плохой погоды, и сей факт сегодня сыграет нам добрую службу. Только я об этом задумался; резкий тормоз, вернувший меня из мира собственных мыслей, и вот наша первая остановка — смотровая площадка на Атлантический океан, который подпирает небольшая деревушка.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Местечко называется Прайя-де-Ребейра, что на востоке от Вилла-Франка-ду-Кампу. Мария с выпученными глазами и застывшей улыбкой до ушей ждёт моей реакции, а я несколько растерялся. Конечно, я был наслышан о красоте острова, но не в таких количествах и разнообразиях. К сожалению, фотография не передаст той атмосферы и звуков. Мы стояли, словно на очередном крае света.

Вскоре мы спустились к вулканическому пляжу. На фоне серых туч «черный» пляж выглядел довольно сурово. Видится мне, что при ясном небе тут довольно сильный контраст красок: синий, зеленый, черный. Откуда здесь вулканический пепел? На острове доминируют три вулканические кальдеры с озерами: Лагоа Азул на западе (вчерашняя поездка), Лагоа-ду-Фого в центре и Лагоа-дас-Фурнас — на востоке (сегодняшний трип). Именно Фурнаш вызывает наибольший интерес из-за продолжающейся вулканической активности. Трудно представить, что такой маленький остров (длина 62 км, ширина — 15) вместил три вулкана.

Прогулка по набережной привела нас к нескольким водопадам, названий которых я, к сожалению, не помню. Хотя это совершенно не страшно: в какую бы сторону острова вы не поехали, всё это можно неоднократно встретить. Всё кругом цветет, струиться и живет своей жизнью без вмешательства человека.

Общественный транспорт на острове Сан-Мигель встретишь нечасто. Его разделяют три разные дороги, и в каждом регионе ежедневно курсируют два или три автобуса. Важно запастись тремя составляющими: терпением, готовностью любоваться природой без спешки в условиях жесткого расписания. Иначе придется пользоваться такси или ловить машину; на острове услуги извоза оцениваются весьма нескромно. Поэтому дружественный жест Марии был для меня большой удачей.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

После прогулки, «накушавшись» атлантическим бризом, мы вернулись в машину. Фуртадо достал трехлитровую бутылку (!) сангрии (!!!). По глазам Марии вывод был вполне очевиден: надо вновь угощаться. Забегая вперед скажу, что азорская сангрия — самый приятный и вкусный напиток в моей биографии. Уж не знаю как они её готовят, видимо, «секрет фирмы». Вкусняшка (напоминающая холодный розовый компот) оказалась коварной, мы еле смогли остановиться :-). Ну, а дальше как в песне Филиппа Киркорова: «Стеснение пропало, градус повышен». Мария врубила диск Modern Talking, и мы словно передвижное караоке, под песни «Chery Chery Lady», «Atlantis Is Calling», «You’re My Heart, You’re My Soul» устремились вперед к новым горизонтам. Этот временной промежуток я вспоминаю с особой теплотой, словно путешествовал с друзьями.

Дальнейший наш путь был нацелен прямиком до города Фурнаш. Было весело, ей Богу, чтоб я так жил. Время пролетело незаметно, и вот мы уже на подъезде к городу — озеро Фурнаш. Здесь была объявлена очередная остановка: Мария решительно выталкивала нас на прогулку.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Озеро находится в кальдере потухшего вулкана. Оно окружено со всех сторон горами и азорскими лесами. В этой связи, панорама очень напоминала вчерашнюю на озере Сети-Сидадиш. Озеро, я бы не сказал, что отличается особой чистотой воды, но это не мешало некоторым в нем купаться. Полной красотой этого озера можно насладиться лишь сверху. А так... озеро оно и в Челябинской области озеро...

Мне больше запомнилась яркая зеленая набережная. Словно кисть маститого художника прошлась по полотну этой местности. Казалось, что природа здесь захватила все территории; её сила сокрушительна и непоколебима. Она поглощала небольшие постройки и словно нахрапом захватывала дух всех гуляющих. Даже местная жительница Мария ходила с огоньками в глазах и несменяемой шикарной улыбкой.

Место также примечательно капеллой сеньоры Виктории. Во время тяжелой болезни своей жены в 1852 году азорский землевладелец Жозе до Канто поклялся построить часовню в честь Девы Марии Победоносной. К сожалению, это не помогло спасти жизнь его возлюбленной, однако в 1886 строительство этой часовни на берегу озера Фурнаш было завершено. Сейчас готическая часовня привлекает внимание всех, кто смотрит на озеро; уж очень она выделяется на фоне его нетронутых берегов.

Прогулка заняла примерно 40 минут неспешным шагом. За это время туристов встречали всего лишь трижды. Причем я никак не ожидал здесь услышать: «Валюха, ну давай, хоть сегодня мясо закажем». Это была первая и последняя встреча с русской молвой на острове. Зато какая…

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Прогулка подошла к своему логическому завершению. Счастливые и довольные мы погрузились в машину; снова разлили по стаканчику сангрии и поехали в сторону местных гейзеров. Для этого нам пришлось обогнуть озеро по асфальтированной дороге. Финальная точка была видна издалека: развевающийся дым на ветру был очередным ориентиром.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Как уже было замечено, Долина Фурнаш и одноименная деревушка — активная вулканическая область. Одна из особенностей долины, которая привлекает множество туристов — фумаролы и грязевые бассейны, расположенные рядом с одноименным озером. Отсюда постоянно вырывается горячий вонючий воздух, и все время что-то активно булькает и шкварчит. Запотевает все начиная с тела, заканчивая объективом фотокамеры.

Вся долина гейзеров почти умещается в несколько кадров. Местами клубится пар, особо опасные зоны огорожены, поскольку постоянно вокруг все булькает и плюется грязью. Да, вонища страшная, но можно привыкнуть. Несколько напомнило цивилизованную и оборудованную крошечную копию кальдеры Иджен в Индонезии. Хотя сей факт, все же спорный. Тем не менее, оторваться от наблюдений было невозможно.

Именно тут готовят местное фирменное блюдо — козида дош фурнаш. Единственное отличие от обычной козиды (мясо с овощами) — способ приготовления. Кастрюлю с блюдом закапывают в землю рядом с горячими источниками, где козида готовится около 6 часов на естественном жару. Еду прямо с вулкана доставляют в ближайшие рестораны. Забавно то, что ходить по земле здесь довольно опасно, но вот готовить в ней еду — сам Бог велел.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Таким образом, Фурнаш — это не просто парк, а самый настоящий ботанический сад с дополнением крошечной долины гейзеров, где собрано неимоверное количество образцов растений со всего мира. И удивительно, что все они прекрасно себя чувствуют на благодатной почве Фурнаша.

Мне здесь очень понравилось. Можно сделать хоть тысячу фотографий и видео, но до конца атмосферу этого места передать невозможно. В те минуты я был бесконечно счастлив, поскольку сбылась еще одна места, а программа путешествия стремилась к максимуму. Вскоре мы покидали парк гейзеров и отправились в городок, на окраине которого он расположен.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

В понимании русского человека город Фурнаш трудно назвать городом. Его население составляет чуть больше 1,5 тысяч человек, а в городе всего пара улиц. Главными достопримечательностями являются парк Терра-Ноштра и купальня с горячей водой, насыщенной сероводородом, Донны Бейджи. Туда мы и отправились первым делом.

Вход в купальню Донны Бейджи платный, но стоимость была чисто символической. Территория очень ухоженная и хорошо оборудованная; народу приличное количество, но теснота мною замечена не была.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Здесь мы растворились на пару часов. Горячая вода захватила власть над нашим сознанием; выходить было тяжело. Голова опустошена, мышцы расслаблены. Даже говорить не было сил. Так бы и сидели в этом natural spa целый день. Пасмурная погода в данном случае была нам только на руку, поскольку снизу было тепло, а сверху прохладно, т.е. сошлись все условия по максимальному комфорту. Тем не менее, я нашел в себе силы, чтобы выйти из бассейна чуть раньше, чтобы сделать еще пару фотографий этого удивительного места. Долг порталу tourister.ru отдавать всё же надо.

В этой колыбели природы время постепенно приближалось к вечернему. Расслабленные, разбитые и довольные попутчики изъявили желание пообедать. Тут наши пути разошлись. Я их оставил в семейном ресторанчике, а сам отправился изучать город и восхищаться ботаническим садом Терра-Ноштра.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Однако в самом городе в тот момент я ничего примечательного не увидел. Португальские домики уже приелись, поэтому тут даже стало мне скучно.

По обозначенному ориентиру я практически сразу отправился в ботанический сад, тем паче он закрывался примерно через час. Стоимость входного билета остановилась на отметке в 10 евро, но любой входной билет на острове Сан-Мигель полностью оправдывает свою цену. Жмотиться совершенно не стоит.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Природный парк Терра-Ноштра является настоящей гордостью островитян. Всего за 10 евро вы насладитесь пейзажным парком и купанием еще в одном термальном водоеме. Не пугайтесь, что вода желтого цвета и довольно мутная. Запаситесь старым темным купальником / плавками и вперед оздоровляться. Вода считается лечебной, и принятие горячих ванн рекомендуется при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Рядом есть освежающие души и раздевалки. Инфраструктура здесь также налажена.

Бассейн был построен ещё в 1780 году, хотя в те годы был меньшего размера. Уже тогда он состоял из «острова» с мостом, связывающим его с землей. Существующий размер он приобрел в 1935 году в процессе восстановления парка. Тогда он был выложен каменной кладкой; вокруг были посажены новые экзотические растения, чтобы увеличить количество существующих видов. В таком неизменном виде он сохранился до настоящего времени, подвергаясь лишь незначительным ремонтным работам. На территории имеется небольшой отель, в котором можно остановиться на пару дней, чтобы поправить здоровье как физическое, так и моральное.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Однако мне пришлось отказаться от лечебно-плавательных процедур. Вместо них я отправился на изучение сказочного парка; причем о сказочности было понятно сразу с порога. Флора и фауна здесь представлены довольно богато. Для того чтобы неспешно успеть все осмотреть одного часа будет явно недостаточно. Соответственно пришлось включить режим «галопа по Европам».

До поездки я читал, что парк знаменит одной из крупнейших коллекций камелий в мире, насчитывающей более чем 600 различных видов цветов. За обилие цветов его еще иногда называют Зеленым островом. Хотя для острова Сан-Мигель данный подчеркивающий факт трудно назвать уникальным.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Парк был основан тогдашним консулом США на острове Сан-Мигель Томасом Хайкингом в его летней резиденции, которая была известна среди местных как Янки-Холл.

Примечательное место было выбрано отнюдь неслучайно. В тени тропических вечнозеленых растений, папоротников огромных размеров и цветков гортензии можно наслаждаться атмосферой гармонии и спокойствия. Настоящий массаж для Вашего мозга.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

В какие-то моменты я начинал проклинать всё, поскольку приехали сюда слишком поздно. Так сказать, заскочили в последний вагон. В этом парке можно запросто провести половину дня, тем более, если вы увлекаетесь фотографией. Однако сокрушаться не было смысла. Я взглянул на часы, стрелки которых бесконечно близко приближались к 18:00. Стало быть, пора возвращаться к Марие и Фуртадо, попутно делая снимки в автоматическом режиме.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Через полчаса я вернулся к ресторану. Официантка поведала, что мои попутчики ушли в машину (видимо, слушать Modern Talking). Легкая паника нависла над головой: места стоянки я конечно же не запомнил. Мария, как чувствовала, мой иногда возникающий топографический кретинизм; вскоре передо мной возник силуэт бегущей женщины, активно размахивающей руками. Объяснились, посмеялись. Думал, поедем домой. На деле: отъехали всего 700 метров и снова стоянка. Оказывается, фумарольные котлы находятся не только в долине гейзеров. Ими усеян весь город, и вот представьте, самый центр жилого района также извергается паром, а целебная грязь плюется в прохожих. Весь город кипит, словно сковорода с маслом. С непривычки все кажется тревожным; как можно жить в эпицентре вулканической активности?!

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Именно здесь ощущаешь масштаб природного феномена, поскольку занимаемая площадь больше, чем в долине гейзеров. В очередной раз я потерял голову и побежал в одиночный забег, который, к слову сказать, вновь затянулся.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

Уже уставшие Мария и Фуртадо сидели на перилах и ждали моего скорейшего возвращения. Усталость от ожидания покрыла их жизнерадостные лица. Мне лишь оставалось виновато улыбаться и просить прощения.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

То ли это их подкупило, то ли сам не знаю чего… На этом наше путешествие не закончилось. Мария принимает решение ехать дальше О_о. Допивая сангрию мы поднимались на вершину горы. И на этом мой фоторепортаж заканчивается. Дело всё в том, что часть фотографий куда-то исчезла в процессах безалаберного форматирования. Не покажу я вам панорам Miradouro do Pico do Ferro, снимки озера Фогу и экотропы с тремя водопадами. Чтобы хоть как-то поправить эту несправедливость предлагаю карту нашего маршрута.

В Понта-Делгаду вернулись снова ночью. Мария изъявила желание сразу поехать домой. Однако во мне проснулся дикий аппетит (углеводными овсянкой и вафлями сыт всё же не будешь), поэтому попросил меня высадить у знакомого ресторанчика, где отменно готовили мясо на углях. Там было «отпраздновано» успешное завершение этой потрясающей поездки. А уже завтра в семь утра должна была начаться новая глава азорского путешествия, поэтому нужно было хотя бы немного поспать, чтобы хоть немного перезагрузить от впечатлений bios в своей голове.

Азорские узоры. Часть 2. Фурнаш

P.S. Пишу эти строки и захлебываюсь приятной грустью от самого лучшего моего путешествия. Португалия ван лав. Эта страна уже четыре года возглавляет мой рейтинг путешественника.

Продолжение обязательно следует.

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Культурно-познавательный туризм