Турист Ольга Сергунина (MMS)
Ольга Сергунина
была 12 сентября 2021 13:59

Мандрем — Индия Ноябрь 2010

§2. Гоа, деревня Мандрем, пионерлагерь «Дюнес», I смена.

Часть первая. Хлеб.

Собираясь в Индию, 80% аптечки составили всевозможные лекарства от отравления. Это и понятно, один из основных факторов, который отталкивает от путешествия туда, это рассказы очевидцев об антисанитарии и острой кухне. Я попытаюсь вас убедить, что это не так. По крайней мере — не везде.

Не скрою, что когда нам пришлось задержаться в Дели на три дня, проблему питания решали только с помощью KFC и Макдональдса. Предполагая, что в Гоа, в деревне, точек быстрого питания мировых брендов не будет, мы приготовились к легкому недельному голоданию. Ага, щас!

Лекарство первой необходимости в Гоа — мезим, таблетка от переедания, а по-простому — от обжорства. Я не утверждаю, что везде в Индии кушать безопасно. Главное правило, которое мы вынесли из этой поездки: «места надо знать!». А так как у нас было кому подсказать, то каждый ужин — это был праздник живота.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Если вы поедете в Гоа, и судьба вас забросит в деревню Мандерем, отыщите шек «Валанкани», где хозяин Санджей. Узнать, где именно сейчас находится нужная вам точка питания, проще простого: любой местный житель вам подскажет. Даже если с первого раз не найдете, не отчаивайтесь, спросите еще. Ваши усилия будут не напрасными. Вот только некоторые привилегии для постоянных посетителей.

В этот шек можно приходить со своим спиртным. А если оно закончится, хозяин отдаст вам свое, платить за него не нужно. Просто на следующий ужин выпитое необходимо вернуть. Надо ли уточнять, что цена в магазине в 10 раз ниже?

Был у нас один вечер, когда привезли с собой пиво, но так как положили его в багажники байков, при открытии бутылок официанта и сидящих за столом покрывало густой пеной. После двух неудачных попыток, хозяин предложил поменять наше пиво на свое из холодильника. Надо ли уточнять, что обмен был произведен совершенно бесплатно?

Меню заведения насчитывает 15 страниц на русском и английском языках. В ассортименте блюда китайской, индийской, тибетской, израильской, средиземноморской, русской кухни. Есть даже борщ, французский луковый суп, стейки на шипящей сковороде и приз зрительских симпатий — тибетские пельмени momo.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

В первый вечер встречать дорогих гостей, то есть нас, к дороге вышел хозяин шека — Санджай, заботливо светил под ноги фонариком. Так как кафе недавно открылось, и чилаут только обустраивался, столики для нас накрыли на берегу Индийского океана. Зажгли свечи, и хозяин лично принимал первый заказ. Глаза разбегались, желудок кричал, что готов съесть быка. Кстати, даже священную для этих мест говядину приготовить не проблема, только заказать нужно накануне.

После того, как мы определились с выбором, Санджей сел на байк… и уехал в другую деревню за продуктами. Нам ни разу не предлагали приготовленное заранее и подогретое блюдо: все готовится здесь и сейчас. Нет необходимости держать маловостребованные продукты в холодильнике, проще на основании сегодняшнего заказа купить свежее. Конечно, это увеличивает время ожидания блюда, но разве кто-то будет против провести лишний час в хорошей компании под шум океанских волн? Отсутствие некоторых продуктов в шеке не отражалось на нашем заказе: мы ни разу не услышали «нет». Любой каприз…

Я, например, очень захотела мороженого с бананом, печеньем, орехами и шоколадным кремом. Думала, пока готовится основное блюдо тибетской кухни (курица с овощами и соусом), перекушу сладким.

Ага, перекусила. На самом деле невинный десерт обернулся полукилограммовым тазиком с мороженым, как минимум 200 граммов печенья, еще граммов 100 орехов, пара бананов и сверху растопленная целая плитка шоколада. Мы всем столом пытались доесть… Не смогли. Надо ли уточнять, что цена десерта 95 рупий (75 рублей)?

Салат из свежих фруктов с взбитыми сливками (которые заменили на шарик мороженого) был не меньшего объема, а «шарик» мороженого, видимо, накладывали огромным половником…

В час ожидания основного блюда все с удовольствием поглощают индийский хлеб — наан. С сыром или чесноком, а еще вкуснее — и с тем и с другим.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Приготовленные в тандыре лепешки приносят горячими, но долго на столе они не задерживаются: чуть похрустывают, обжигают все внутри и глотаются, практически не жуя.

После столь обильного аперитива, мы буквально прятались под столом, завидев официанта с очередным «тазиком». Но отказаться от еды было невозможно: все вкусно!

Общий чек на 8 человек (у каждого было по 2–3 блюда) составил 3500 рупий. Это 2800 рублей, по 350 рублей на человека. О какой диете в Гоа вообще может идти речь? Мезим стал неотъемлемой частью индийского ужина.

Кроме традиционных блюд в меню у Санджая можно было отведать sea food: помфрит, кинг фиш, акула, тигровые или королевские креветки, лобстер, крабы.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Самую простую рыбу можно было съесть сегодня, более экзотичную — под заказ на завтра. Например, мулет — рыба семейства кефалевых.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Учитывая опыт прошлых ужинов, дабы избежать переедания, решено было заказать по одной рыбке на двоих. Килограмм с небольшим живого веса, натертый чесноком и политый лимоном, приготовленный в тандыре без капли масла… Рыба сохранила все соки и была изумительной. Вдвоем мы храбро сражались с ней и c трудом победили. За все удовольствие — 450 рупий (360 рублей). Невероятно!

Апофеозом стал красный соус, который подавался к блюдам. Простой в исполнении, но и без того вкусная еда заиграла новыми нотками. Готовится он просто: много чеснока, масло, обжаривается, заливается томатами и сыром, выкладывается в пиалу. Сверху немного зелени и можно кушать просто с хлебом.

Итог: за 8 дней проживания ни у одного гостя не наблюдалось проблем с желудком. Разве что от переедания. Но таблеток от жадности еще не придумали, а жаль — в Гоа они бы точно пригодились!

Кстати, кроме таблеток, стоит вспомнить еще одних спасателей от переедания — это собаки. Коровы, как ни странно, нам попадались редко: на пляже их вообще никогда не было. А вот четвероногих друзей — полно. Они живут по своим законам: группировки строго охраняют свой «квадрат», и пересечение границы «чужими» — карается незамедлительно. В очередной раз убедились, собаки — умные существа. Если обстоятельства сложились так, что им нужно во что бы то ни стало пересечь вражескую территорию, дворняги выбирают себе «паромщика» из людей, прижимаются к их ногам, идут шаг в шаг, всем своим видом показывая владельцам территории, что это их «двуногий», и они с ними. Никогда! Собака не нападет на другую, если ту сопровождает человек. Она будут раздражена, может издали скалить зубы, чуть рычать… Но ни за что не совершит враждебный выпад в сторону человека. Мы для них — средство к существованию, мы кормим их, когда «не лезет», они это прекрасно понимают и принимают правила игры.

Часть 2. Зрелища.

Сари — удивительная одежда. Мало того, что невероятно сексуальная, она прощает все недостатки тела. Некоторые могут не согласиться, мол, в Эмиратах под абаей можно спрятать любой изъян фигуры. Да, можно, но сари не только прячет, но и одновременно показывает все прелести. Лоскут ткани становится второй кожей.

Стоит только надеть сари, как с тобой происходят удивительные превращения: стройность, грациозность, летящая походка… Как будто не ты носишь одежду, а одежда показывает тебе, как теперь нужно двигаться.

Сари состоит из трех вещей: нижней юбки (лавада), топа (чоли) и лоскута ткани. Примеряя на рынке топ, столкнулась с тем, что не могла просунуть руки в рукава — узко. Оказалось, что ширину рукава, как и всего топа можно менять. С изнанки при шитье делается не одна строчка, а 7–10. Из экономии. Девочка растет, и вещь постепенно распарывается по строчке. Точно также, его потом можно заузить. Распустила пару строчек, и топ сел идеально.

Определиться с цветом было нереально трудно: всех цветов радуги, различной фактуры, с вышивкой и без, бисером, однотонные, плотные и воздушные… Глаза разбегаются… В торговой лавке на моем лице, похоже начало вырисовываться отчаяние. На помощь пришла хозяйка: только взглянув на меня, принесла то сари, от которого я не смогла отказаться. Переливы зеленого, желтого и оранжевого пленили…

И начался процесс примерки. С каким старанием и удовольствием она, не торопясь, рассказывала и показывала, как правильно обматывать ткань. Вроде бы ничего сложного: один оборот вокруг тела, 5–7 складок впереди, еще один оборот прикроет спину, а конец лоскута (паллю) закидывается на левое плечо. В Индии плечи у женщин натренированы, и конец лоскута никогда не спадает. Нам же, неопытным, на помощь придет булавка.

Такое сари из трех вещей обошлось мне в 1100 рублей. Напоследок, предложили еще вариант розового сари, но это не мой цвет. Индианка согласилась и с лукавинкой сообщила, мол, розовый любит ее муж — блондин. И манула ему рукой. Седовласый старец в розовой рубашке, улыбнулся ей в ответ.

Когда пришла пора прогуляться в сари по пляжу на закате, я столкнулась с проблемой: то, что легко и просто получалось у индийских женщин, для меня оказалось трудновыполнимо. Нижнюю юбку и чоли я надела без труда, а вот как завернуться в 10 метровый лоскут? Прикрывшись им, я с третьего этажа нашего дома крикнула на всю деревню: «Кто-нибудь поможет мне надеть платье?» Мужчины из массажного салона напротив, оживились, позвали своих женщин, и они приветливо замахали мне руками: «Пойдем».

Минут десять женщины совещались, каким именно из 19 способов они меня завернут. А потом их руки запорхали. Одна безжалостно туго затянула нижнюю юбку на моей талии. Вторая уже накручивала сари. Потребовалось 5 булавок, чтобы сари сидело идеально, не сползало и не нервировало этим. А третья пыталась что-то изобразить с волосами, через 5 минут сдалась и заплела тоненькую косичку. Придирчиво оглядев, задали вопрос, не хочу ли я поставить «точку на лоб» — для завершения образа. Конечно, хочу! Принесли бинди (капельку на лоб), поцокали языками и отпустили. Тут же догнали у дверей и сказали: ни в коем случае не поднимать подол, так не принято.

Хм, а как же спускаться? Я же запутаюсь и упаду… Осторожно, ступенька за ступенькой спустилась и… поплыла. 10 сантиметров над землей, не меньше. Я шла, почти не касаясь земли.

Жители деревни сыпали комплименты: местным ОЧЕНЬ нравится, когда чужестранки надевают их национальную одежду. Хотя нравится не только им: у мужа глаза горят, Миша кричит «хороша» с балкона, а Денис взял в руки фотоаппарат… Это дорогого стоит, значит, действительно, произошло какое-то чудо.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Мы двинулись на пляж. Я шла по дороге и улыбалась, мне улыбались в ответ. Я почти не слышала, что говорили друзья, о чем спрашивали, мир как будто перестал существовать: была я, сари и океан.

Бонус. Детский отдых в Индии

Не знала, как оформить эту тему, интересную многим, в отдельную статью, так что пусть это будет просто небольшим дополнением.

Рассматривать Индию как место для отдыха с детьми и в мыслях у меня никогда не было. И когда наш общий друг решил взять с собой 9-летнюю дочку, почти его отговаривала: как ребенок может питаться 10 дней несвойственной ему пищей к тому же «где придется»… Оказалось, зря! Пища довольно разнообразная, много фруктов, курица, овощи, свежевыжатые соки (включая такие редкие, как арбузный и клубничный).

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Про овсянку по утрам я уже писала здесь. Острые блюда индусы делаю только по запросу, в остальных случаях — в привычных для нас пропорциях перца и соли.

Задумываясь о детском отдыхе, мы придирчиво рассматриваем все аспекты, включая «туалетные». Мне довелось посетить один такой «уголок задумчивости» возле кафе на пляже. Сказать, что я была удивлена, мало. На полу и стенах веселенькая розовая плитка, такой же гламурный европейский унитаз. Освежитель воздуха, «Доместос», антибактериальная таблетка в бачке, двухслойная белоснежная бумага… На выходе — умывальник, жидкое мыло, рядом антибактериальный гель, полотенце (один косяк — не одноразовое). Мы много путешествовали по российскому югу. Поверьте, найти примерный сервис у нас на пляже или заправке — проблема.

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Я видела в Гоа очень много малышей: и грудных (не старше двух месяцев), и годовалых, и дошкольников. Редко — семьями, чаще — только с мамой. Бесстрашные мамочки с младенцами в кенгурятниках и на байках — обычное явление для Индии. И речь не идет о местных… Полно русских.

В один из завтраков по кафе и прилегающей территории бегало годовалое белокурое голопопое чудо с ниткой жемчуга на шее. Приезжают со своими «хвостиками» в Гоа на полгода, в сезон, на океан, свежий воздух… Я видела лица этих детей, они — счастливы!

Другая Индия. §3. Хлеба и зрелищ, или Места надо знать!

Бонус-2. Что привезти из Индии?

Везите из Индии спиртное: литр местного рома Олд Монк — 70 рублей, литр вкуснейшего портвейна — 75. Продается, как в стекле, так и плотной пластмассе. Последний вариант — самый подходящий для перевозки. Каждый может привезти по 5 литров. Везите! В Германии литр Олд Монка — 17 евро.

Кроме того, в Индии замечательная косметика Himalaya. Крема, шампуни, зубная паста, мыло — все удивительного качества из натуральных ингредиентов.

Одежда из хлопка в индийских палатках стоит копейки. Рекомендую купить сари. Даже если наденете, как свадебное платье, один раз, купить его стоит. Хотя бы ради восхищенных глаз любимого. Кроме того, во многих местах продается тибетская одежда: свитера, куртки, шарфы… Все индивидуальный пошив, дизайнерские вещи. Такой скидки, как на индийскую одежду, говорят, добиться невозможно: максимум 15–20%. За три мужских свитера и два детских сарафана попросили 4200 рупий. Не знаю, может, мы им понравились, может, прониклись, что берем на последние, но все отдали за 2450 рупий (чуть меньше 2000 рублей).

Также хорошего качества и недорого можно купить платки из шелка, пашмины, кашемира.

Ну, и конечно специи. Масала, кардамон, куркума, кориандр… Но лучше, конечно, брать то, что будете использовать в повседневной жизни: душистый перец, чили, имбирь…