Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 5:40

Юта — США Октябрь 2020

Первую половину рассказа о Национальном парке Капитол Риф можно найти здесь.

НП Капитол Риф на карте Юты и его план-схема

Вторая часть рассказа посвящена северной и южной секциям парка. Перемещаться там нужно на машине с полным приводом (4×4) по грунтовым дорогам, что создаёт определённые неудобства, но полностью оправдывается красотой находящихся там объектов.

Долина соборов (Северная секция)

В северную часть парка надо добираться 45 км по грунтовой дороге Hartnet Road (участок AE на карте 1, дорога отмечена голубым маркёром), предварительно переехав вброд реку Фремонт. Сделать это можно только при низком уровне воды и на полноприводной машине, и слава богу, что именно такая у нас и была. В октябре речка была мелкая, так что переправа прошла успешно. Главная достопримечательность северной секции — Долина соборов (Cathedral Valley) с её огромными скальными монолитами — находится в самом конце грунтовой дороги. Местами она довольно неровная, поэтому приходилось терпеть неизбежную при этом тряску.

Карта 1. План северной части парка (Долина соборов)

Прямо в самом начале дороги удалось увидеть нечто очень интересное. Речь идёт о местности под названием «Бентонитовые холмы» (Bentonite Hills, № 1 на карте), которая начинается почти сразу после переправы. Бентонит — это природный глинистый минерал, обладающий свойством разбухать при увлажнении (поэтому проехать по дороге после дождя невозможно). Он широко используется в промышленности и строительстве, в частности, им экранируют каналы. Эта сланцевая порода образовалась в юрский геологический период из смеси ила, песка и вулканического пепла и имеет окраску всех цветов радуги: красную, коричневую, фиолетовую, серую и зеленую (фото ниже). Индейцы навахо называют эту местность «заснувшей радугой» и, проехав по ней, мы бы с ними согласились.

Панорамы бентонитовых холмов
Юта: Национальный парк Капитол Риф - Часть 2

В пустыне видны следы хозяйственной деятельности. Видимо, бентонит тут когда-то добывали.

В пустыне видны следы производственной деятельности

Двигаясь дальше по грунтовой дороге, мы доехали до смотровой площадки «Нижняя Южная пустыня» (Lower South Desert Overlook, № 2), откуда открылся следующий вид. На раскинувшейся внизу долине под названием «Южная пустыня» (South Desert) высятся две огромные скалы, названные «Храм» и «Тюрьма». За ними виднеется длинная гряда «Рифа». Это складка в земной коре протяженностью 150 км, описанная в первой части рассказа.

Панорама с площадки Lower South Desert Overlook:  монолиты Храм и Тюрьма, а за ними - скалы Рифа
Панорама с площадки Lower South Desert Overlook: монолиты "Храм" и "Тюрьма", а за ними - скалы Рифа
 Скала  Храм (Temple Rock)
Скала "Храм" (Temple Rock)
 Скала  Тюрьма (Jailhouse Rock)
Скала "Тюрьма" (Jailhouse Rock)

Следующая остановка — «астрономическая», мы подъехали к площадке с видами на храмы Солнца и Луны (№ 3). Эти огромные отдельно стоящие скальные монолиты, возвышающиеся над Долиной соборов, являются главными объектами внимания в северной части парка. Высота храма Солнца — 120 м, храм Луны поднимается на 90 м. Обычно к ним можно подъехать снизу, но в день нашей поездки нижняя дорога была непроходима, даже на джипе, поэтому нам пришлось ограничиться видами сверху.

Храм Солнца (Temple of the Sun),  высота 120 м
"Храм Солнца" (Temple of the Sun), высота 120 м
Храм Луны (Temple of the Moon), высота 90 м
"Храм Луны" (Temple of the Moon), высота 90 м

Следующая смотровая площадка называлась «Верхняя Южная пустыня» (Upper South Desert Overlook, № 4). С неё видно начало равнины «Южная пустыня» (South Desert, см. карту 1), справа от которой тянется «Риф» (на карте он называется Waterpocket Fold). Южная пустыня идёт параллельно восточной стороне «Рифа» на всём его протяжении вплоть до дороги № 24.

Начало Южной пустыни, справа - Риф
Начало "Южной пустыни", справа - Риф
Левый край Южной пустыни
Левый край "Южной пустыни"

После 45 км тряски по разбитой грунтовой дороге мы наконец достигли главной цели нашей поездки — начала Долины соборов (Cathedral Valley, № 5). Здесь на плоской равнине высятся огромные монолиты из бледно-розового песчаника, которые в 1945 г. назвали «соборами» в силу их кажущегося сходства с готическими храмами. Материал, из которого сложены соборы, образовался порядка 160 млн. лет назад из мелкого спрессованного песка; при выветривании он опять превращается в мелкий песок, который уносится водой. Поэтому вокруг соборов не лежат обломки породы, и со временем они становятся выше и тоньше. Кое-где на соборах сохранились «крыши» из зеленоватого слоя песчаников следующей геологической формации. Эти крыши уберегают розовый материал соборов от размывания и продлевают им жизнь.

Юта: Национальный парк Капитол Риф - Часть 2
Долина соборов - центральный фрагмент. Для оценки размеров соборов обратите внимание на стоящую на дороге машину
Долина соборов - центральный фрагмент. Для оценки размеров "соборов" обратите внимание на стоящую на дороге машину

Вдоль гряды монолитов, видных на фото выше, проложена тропа длиной около 1.5 км, которая позволяет рассмотреть «соборы» с близкого расстояния (№ 6). Именно с неё и сделаны последующие снимки. Нам не удалось найти каких-то специальных названий этих скал, и поэтому мы просто пронумеровали соборы от 1 до 3. Меньшего размера скалы, продолжая использовать церковную терминологию, назвали «часовнями».

Самый большой собор (№1)
Собор чуть поменьше (№2) с часовней слева
Собор чуть поменьше (№2) с "часовней" слева
Собор №3 (справа) и ещё одна часовня
Собор №3 (справа) и ещё одна "часовня"

В Долине соборов есть скальные формации (два фото ниже), которые ещё не разделились на отдельные монолиты (соборы). Но со временем вода и ветер возьмут своё и создадут тут новую партию «готики» (правда, уже не на нашем веку).

Вытянутая скала, которая ещё не разделилась на отдельные монолиты
Будущие соборы

Уезжали мы из Долины соборов по другой дороге (Polk Creek Road), которая поднимается почти на 1 км выше уровня этой долины. При этом попали в другую климатическую зону: из пустыни — в область смешанных лесов с приятными осенними красками.

Пейзаж по дороге назад

Южная секция

Карта 2. План южной части парка

Южная часть парка проходит вдоль грунтовой дороги Нотом-Булфрог (Notom-Bullfrog Road) по линии AF на карте 2. Сама же эта дорога идёт вдоль восточной стороны «Рифа» и с неё открывается много красивых видов. Поездка по этой дороге была запланирована, но мы так вымотались во время путешествия в Долину соборов, что перспектива ещё одного дня тряски по грунту нас остановила. Решив съездить туда в другой раз, мы подъехали к самому красивому месту Южной секции (в районе точки F на карте 2) по красивой, но асфальтированной дороге Burr Trail Road, которую хорошо видно на этой карте (помечена розовым маркёром). Дорога идёт от города Булдер (Boulder) по очень красивой местности (включая «Длинный каньон»), и в конце концов соединяется с дорогой Нотом-Булфрог уже на территории национального парка.

Длинный каньон - участок Burr Trail Road
"Длинный каньон" - участок Burr Trail Road
Юта: Национальный парк Капитол Риф - Часть 2
Панорамный вид с разноцветными  плохими землями (Badlands) на переднем плане
Панорамный вид с разноцветными "плохими землями" (Badlands) на переднем плане
 Это навершие из золотистого песчаника на красных утесах называется диадема
Это навершие из золотистого песчаника на красных утесах называется "диадема"
Вид сверху на Длинный каньон
Вид сверху на "Длинный каньон"

Немного не доходя до «Рифа», Burr Trail Road пересекает очень живописный каньон под названием Muley Twist Canyon. В 4,5 км от этого пересечения находится смотровая площадка Strike Valley Overlook (видна на карте 2), с которой открываются фантастические виды на восточную сторону «Рифа» (фото ниже). Подъехать к этой площадке можно только на джипе, при его отсутствии добраться до неё можно лишь пешком (9 км туда-обратно). От этой же смотровой площадки начинается тропа протяженностью 14 км (Upper Muley Twist Canyon Trail), которая считается одной из лучших в Национальном парке Капитол Риф. Помимо прекрасных видов на сам «Риф», на ней много причудливых скальных формаций и больших арок. На эту тропу мы, к сожалению, не ходили (не хватило одного дня в парке), но в следующий приезд обязательно её пройдём.

Виды со смотровой площадки Strike Valley Overlook на восточную сторону Рифа
Виды со смотровой площадки Strike Valley Overlook на восточную сторону "Рифа"

По дороге в Парк

По дороге в Капитол Риф мы заехали в Национальный монумент Природные мосты (Natural Bridges National Monument) и один из мостов был особенно хорош (два фото ниже). Называется он индейским словом Овачомо и был «сооружён» когда-то протекавшей под ним рекой.

В Юте хороши не только национальные парки и монументы, но и дороги. Многие из них обладают статусом «живописных» (Scenic Roads), и проехаться по ним — одно удовольствие. Вот, например, что мы увидели на 95-й дороге (Uta 95), когда ехали в сторону НП Капитол Риф:

Мост через реку Колорадо над её Узким каньоном (Narrow Canyon)
Мост через реку Колорадо над её "Узким каньоном" (Narrow Canyon)

А это — виды с 24-й дороги на самом подъезде к Капитол Рифу: огромная меса в плоской пустыне и стена скал из постепенно рассыпающегося серого песчаника: