Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 22:14

Керчь — Россия Апрель 2021

Однажды я уже писала, что мне становится все сложнее выбирать однодневные маршруты для поездок по интересующим меня достопримечательностям с привлечением туристических фирм. Как правило все они дублируют одни и те же направления, лишь иногда в программе какого-нибудь путешествия мелькает новенькая и мне еще незнакомая маршрутная ниточка. Но зачастую это ответвление слишком незначительное, чтобы из-за него сломя голову нестись по уже знакомому маршруту. Но я не теряю надежды, просматриваю в Инстаграмм все сколько-нибудь привлекательные направления, изучаю графики, сравниваю, оцениваю. А уж когда появляется новый маршрут, вобравший в себя пару-тройку привлекательных ответвлений из других — о, это счастье! Тогда, если сходятся все звезды нашей необъятной Вселенной — я не раздумывая бронирую себе местечко под Солнцем!

По вышеизложенному сценарию происходили мои действия и в середине апреля.

Противопоказания к совершению поездки конечно же присутствовали: затяжная весна и как следствие непредсказуемая и капризная погода, последние выходные перед продолжительным майским отпуском, их бы следовало использовать как подготовку к нему. Но как только туроператор огласил весь список заинтересовавшего меня маршрута, я сразу же заглотнула наживку: Черное море,

заповедник на мысе Опук,

Кояшское розовое озеро,

Азовское море,

Генеральские пляжи,

грязевое озеро Чокрак.

И как путеводная звезда, как волнующий нежный шлейф над всем этим разнообразием- великолепные дикие тюльпаны Крыма!

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Скажите честно — разве можно устоять перед такой умопомрачительной программой, в которую как по заказу включены все мои давние желания и так грамотно объединены в одно путешествие.

Вот и я не смогла, да собственно ни секунды и не противилась, а собрала рюкзак, заказала такси и в 3–30 утра уже мчалась по пустынному городу на встречу приключениям.

Как обычно небольшой туристический автобус Мерседес, нас — 16 человек, противников домашнего отдыха, гид и водитель, который домчал нас до Крыма с одной лишь технической остановкой. Вот такой темп по мне. Вскоре после Керчи, у поселка Горностаевка Мерс свернул с автострады на проселочную дорогу и водителю пришлось сбавить скорость. Я любовалась пейзажами за окном: голубое небо с белоснежными барашками облаков, вспаханные поля и ярко зеленые колосящиеся озимые, заброшенные и полуразрушенные крошечные населенные пункты и скотоводческие фермы. Техническая остановка в небольшом селении Марьевка. Она была скорее из-за ожидания еще одного автобуса с туристами, но появилась возможность выйти на улицу и сфотографировать деревенские побеленные домики.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Часам к 10 мы, миновав отрезок степной дороги, подъехали к пропускному пункту Опукского заповедника. Там уже выстроились рядком несколько таких же туравтобусов и две группы туристов ожидали пропуска на территорию, прижимаясь друг к другу и кутаясь в подручные средства — пледы, шарфы.

Выйдя из нашего теплого автобуса, я сразу поняла, что Опукский Заповедник приготовил нам еще то испытание — резкий, холодный, порывистый ветер буквально валил с ног. Зачехлив поплотнее все закрылки, капюшоны, куртки, упрямо противостоя безумным шквалистым порывам ветра, группа направилась по маршруту. В выходной день была буквально осада туристами горы Опук, поэтому на нескольких значимых участках пытались ровно стоять экскурсоводы и боролись с ветром в ожидали очередной группы.

Но слушать в таких условиях оказалось совершенно невозможно, ветер относил слова экскурсовода куда-то в противоположную от группы сторону. Поэтому все, о чем я буду здесь рассказывать, нашла сама в интернете, надеюсь информация достоверная.

Такое интересное слово «Опук» в переводе с крымско-татарского означает «удод». Почему мыс, врезающийся в Черное море и гору, а затем и весь заповедник назвали так необычно — не знаю.

Площадь Опукского заповедника составляет 1592,3 гектара и это самый большой заповедник Керченского полуострова. В его состав с уникальным ландшафтом входит гора Опук высотой 185 метров,

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны
На фото хорошо видно, как трава буквально стелется, сильно пригибаемая к земле ветром.

мыс Опук, прилегающая к ним акватория Черного моря с песчаными берегами,

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

галечными пляжами и бескрайними степями.

Но не только природной красотой славится заповедник: на западном склоне горы Опук сохранились развалины древнегреческого города Киммерик, основанного милетскими греками в еще 5-м веке до нашей эры.

Первое, что можно увидеть среди, казалось бы, хаотично разбросанных камней — это остатки мощных стен, толщина которых достигала трех метров.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Далее часть маршрутной тропы спускается ниже и здесь можно лучше рассмотреть сохранившиеся постройки, остатки строений древнего города. Киммерик был хорошо укрепленным торговым портом и входил в состав Боспорского царства со столицей в Пантикапее (Керчь). Учеными доказано, что местные жители занимались переработкой и хранением зерна, конечно же торговлей и об этом упоминается в античных письменных источниках. На территории древнего городища многие годы велись раскопки и археологам посчастливилось найти множество артефактов и предметов, доказывающих древность поселения: обломки орудий, рыбацкие снасти, осколки керамики и многое другое.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Из-за обвалов и оползней территория древнего города постепенно разрушается, эта же проблема беспокоила жителей и в древние времена, поэтому они устанавливали подпорные защитные стены.

В настоящее время на месте когда-то процветающего торгового города лишь камни, трава и весной все это покрывает пестрый ковер диких цветов:

ирисы разных расцветок

и желтые тюльпаны.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Ирисы я конечно же узнала, а вот то, что крошечные желтые цветы на тонких ножках, мечущиеся в разные стороны и склоняющиеся к земле почти горизонтально благодаря не утихающему ветру, даже не догадывалась. И когда услышала кем — то оброненную фразу была несколько удивлена и как-то иначе посмотрела на эти нежные цветочки: Так вот вы какие, дикие тюльпаны!

Гиды предупреждали, чтобы туристы следовали по заповеднику аккуратно, не отступая от намеченных маршрутов, не выходя за протоптанную и широкую дорогу. Но чтобы сфотографировать тот или иной цветок приходилось нарушать правила и на пару-тройку шагов заходить на запретную территорию. На вершине горы, если так можно сказать об огромной ровной поверхности, среди островков с цветами я увидела огромное количество норок. Ими было утыкано буквально все вокруг — чьи это домики, сурков? Аналогичные я видела в Джилы-Су у источников. Но хозяев норок не было видно.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Подойдя к обрыву, я наконец-то увидела следующую на сегодня, давно желаемую достопримечательность заповедника — лагунное озеро Кояшское.

Когда-то давно этот необычный водоем, глубиной всего около метра, площадью пять километров был лиманом, соединенным с Черным морем. Но со временем узкий песчаный перешеек отделил лиман от моря, превратив его в очень соленое озеро: на 1 литр приходится 300 грамм соли! Озеро уникально своим цветом — с весны до конца лета водная гладь окрашивается во все оттенки розового и даже малинового цветов.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Причиной этому фантастическому явлению служат обосновавшиеся в озере водоросли рода Dunaliella, в состав которых входит бета-каратин, придающий воде такую окраску. Чем жарче воздух и суше почва, тем ярче и насыщенней цвет воды. Поэтому в наш приезд Кояшское озеро только начинало набирать свою силу и на контрасте с яркими цветами моря и зелени предстало перед нами нежнейшим розовым.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

В планы тура не входило приближение к озеру — мы любовались им издали и сверху. Группа столпилась в одном месте, возможно там был экскурсовод, возможно все увлеклись фотоссесиями,

я же, не теряя времени и все так же подгоняемая порывами ветра, поспешила на край мыса Опук, где он словно врезается в Черное море.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Ровная площадка заканчивалась обрывом и нагромождением огромных камней и валунов, между которыми осторожно пробирались люди. Возможно там существует проход к озеру и если располагать временем, то можно использовать его для более конкретного знакомства с необычным водоемом.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Вдали в море виднелись останцы, торчащие над водной поверхностью.

На территории Опукского заповедника существует 4 маршрута — экологические тропы, по которым с 1 апреля 2021 года можно гулять только в составе организованной группы и в сопровождении экскурсовода. Время посещения ограничено: с 10–00 до 14–00, стоимость посещения -250 рублей.

Далее наш автобус отделился от двух других, шедших с нами в связке, и мы самостоятельно поехали в Керчь. Немного погуляли по центру города, пообедали и поехали к следующему пункту нашей программы, вернее даже двум сразу.

От города Керчи ехать недалеко, всего километров 15. Пронеслись мимо небольших поселков, расположенных прямо на берегу Азовского моря.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Затем на перепутье двух дорог водитель остановил автобус и далее мы отправились пешком. Путь пролегал по проселочной дороге прямо у кромки моря, мимо заброшенных туристических баз,

рыбацких снястей и одиноких рыбаков.

Вскоре слева показались очень лаконичные, скромные и какие-то даже монохромные пейзажи: озеро Чокрак больше похожее на какое-то болото, сухие, изогнутые в танце деревья,

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

столбы в воде, аналогичные которым я видела в озере Баскунчак, одинокие птицы.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Так что же это за озеро такое, чем оно привлекает внимание? Озеро Чокрак -лечебное и о целебных свойствах его грязей знали еще древние греки, но первая специализированная грязелечебница появилась на побережье в 1895 году.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Мелководное озеро, название которого переводится как «родник» глубиной не более полутора метров -это лиман и разделено оно с Азовским морем перешейком метров в 350. На дне озера бьется много ключей, вымывающих из недр земли множество полезных элементов, отчего грязь озера просто бесценна. Пополняется же озеро водой за счет сероводородных источников. Говорят, к озеру подойти поближе просто невозможно, запах сероводорода так и сшибает. Не знаю, подходила, снимала, любовалась пейзажами, может все это и отвлекло от запаха.

Две женщины из нашей группы набрали грязи в мешочек, видимо у них проблемы с суставами.

Места вокруг совершенно далеки от цивилизации, дикие, пустынные, лишены любого комфорта, здесь главное тишина, спокойствие и надежда на выздоровление. Не знаю, существует ли недалеко курорт, где в настоящее время используют целебную чокракскую грязь?

Сразу за озером сохранились остатки военной базы, расположенной здесь с момента окончания Великой Отечественной войны и вплоть до 70-х годов прошлого века. Вся невероятно живописная прибрежная территория принадлежала военному гарнизону и конечно же долгие годы доступ для обычных людей был закрыт.

Раскинувшиеся вдоль берега Азовского моря почти на тридцать километров уютные бухты, ракушечные пляжи, аромат степного разнотравья,

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

переплетающийся со свежим морским бризом, живописное нагромождение каменных глыб — все это теперь открыто для любого желающего.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Название «Генеральские пляжи» прижилось, подразумевается, что генералы не гнушались в свободное от службы время понежится на солнышке в многочисленных уединенных бухтах побережья. Весеннее Азовское море приятно удивило — яркое, чистое и как обычно резвое оно сияло, блестело своими яркими красками.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Добраться до пляжей не так уж и просто, мы, например, от своего автобуса шли до первой бухты 2,5 километра. И опять вся группа резко остановилась, облепила несколько живописных камней и началась трудоемкая творческая работа — позирование.

Я же, сразу поняв, что умопомрачительных пейзажей, идентичных с фотографиями, виденными мною в интернете, здесь я не увижу, не теряя надежды поспешила вперед.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Время близилось к вечеру, солнце спешило закатится за горизонт, тени обозначили четкую границу, снимать стало сложнее, но я продолжала свой путь, пробираясь между глыбами, поднимаясь по узкой, едва заметной тропинке то верх, то спускаясь вниз. Поднявшись повыше и оглянувшись вокруг, поразилась фантазии природы, сформировавшей из камней причудливые формы.

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Меня догнала пара ребят, воспользовавшись этим мы сделали фото друг друга

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

и я, чувствуя, что элементарно обманута, что вся удивительная красота пляжей, уединенные гроты, природные каменные арки где-то там, далеко впереди, с сожалением повернула назад.

Нежные крошечные полевые маки изящно танцевали на своих тонюсеньких ножках и приветливо кивали мне, словно успокаивая и укоряя — все-то тебе мало!

Крым: два моря, два озера и дикие тюльпаны

Конечно день удался, он был невероятно длинный (домой я попала к полуночи, успела!), насыщенный, красивый и он однозначно запечатлится в моей душе надолго, а прекрасные картинки будут всплывать в памяти в самые различные моменты: грусти, меланхолии и конечно же радости.