Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Милочер, Святой Стефан, Петровац, Сутоморе, Бар + 3 города — Черногория Август 2010

В предыдущей главе наши условные путешественники насладились пребыванием в шумной, но очаровательной Будве, настала пора двигаться дальше на юг. Переезжаем небольшой мыс Завала — и попадаем в Бечичи. Когда мы (реальные) последний раз жили недельку в Бечичах, мыс Завала еще не был застроен, это была зеленая территория, впрочем, прогуляться на самый край мыса у нас не получилось — было перегорожено. И, честно говоря, на мысе присутствовал неприятный запашок, мы предположили, что там какие-то канализационно-очистные сооружения. Надеюсь, строители комплекса «Dukly» успшно решили эту проблемку.

Сам по себе городок Бечичи ничем не привлекателен, кроме отличного протяженного пляжа, простирающегося до местечка Рафаиловичи.

Это вид примерно с середины пляжа, за спиной Бечичи, впереди — Рафаиловичи:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

А так выглядит пляж со стороны Рафаиловичи:

В северной части пляжа из интересного только буксировочная воднолыжная трасса — лыжник, прицепившись к тросу (водный вариант бугеля, только держаться надо руками), трогается с помоста и имеет возможность нарезать довольно длинные овальные циклы вдоль проложенной трассы. Я неплохо катаюсь на классических водных ляжах, но на этом «аттракционе» ехал с трудом, несколько раз падал в поворотах. Во всем остальном здесь пляж как пляж — лежаки, зонты, много детей и т. п.

А вот в южной части пляжа все намного интереснее, поскольку там есть главная фишка — рельеф.

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Особенно красив пляжик за мысом, у него, насколько я понял, нет оригинального названия, черногорцы говорят просто — Каменный пляж. Но стоит помнить, что еще чуть дальше есть пляж, который уже имеет полноценное название: пляж Каменово, пешком по берегу туда не пройти, хотя до него всего метров 100–200. Поэтому пусть этот будет просто каменистым пляжиком Рафаиловичи:

Скала с гротом:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Скала, ограничивающая пляжик с юга:

Это было основным местом нашего купания, несмотря на неблизкий пеший путь от Бечичей. Впрочем, без машины мы в Черногории почти не жили. На этом «почти» можно остановиться чуть подробнее. Я заарендовал авто на весь срок тогдашнего пребывания, мы немало поездили и все было замечательно. И вот, дня за три до отъезда, мы собрались с утра в Подгорицу (нас было две семьи — четверо). Утром подходим к машине — а наш Форд Фокус разбит до состояния обездвиженности. Видимо ночью в него врезался какой-то грузовик. Пострадали еще три машины, все с сербскими номерами. Сербы вызвали полицию, те, приехав, составили протокол, при этом ни слова не говорили по-английски. Серб, знавший русский, перевел — Они говорят, что мы будем виновны, т. к. наши машины припаркованы менее чем в 15 метрах от перекрестка. Где они перекресток увидели — отдельная тема, не говоря о том, что автомобили там запаркованы плотной чередой вдоль любых дорог, невзирая на перекрестки и даже пешеходные переходы. Ну ладно, виноват так виноват, но мне вручили повестку в суд! Я поразмыслил и решил не ходить. Позвонил в прокатную фирму, мол, у меня в контракте полная страховка, без франшизы, давайте новую машину. Ага, разбежались. Думаю, глянув, что оставалось всего три дня аренды, решили просто затянуть этот вопрос. И затянули, пришлось прожить остаток дней без колес. И еще вдобавок обнаружилось, что в увезенном на спецстоянку авто остался мой приличный бинокль Олимпус. Я даже смотался в Будву, нашел там эту стоянку, попросился пройти к нашему Форду, увы, бинокля уже не было… Такой вот темный штришок к нашему светлому черногорскому путешествию.

Ну да ладно. Это было давно, а мы перебираемся южнее, на этот раз в Милочер.

Милочер:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Милочер имеет классический пляж — Прзно (Пржно), но частично расположен на каменистом берегу. Но если пройти влево (к югу) метров 300–400, то попадаем в чудесное местечко — Королевкий пляж. Это небольшой серповидный пляжик, окруженный скалистыми мысами. Здесь раньше была царская резиденция, а в наше время оборудован отель, который так и называется — Кральичина плажа (ну, по крайней мере так назывался, когда мы там были). Мы прожили в том отеле одну неделю, и было неплохо весьма. Даже повидались с премьер-министром страны, который приезжал в Милочер на какую-то встречу. Между прочим, на каждом мысе и каждом холме маячили автоматчики, а вход на наш пляж был в тот день закрыт (пускали только постояльцев).

Строго говоря, Королевких пляжей можно насчитать два, еще левее (если смотреть на море) есть более протяженный и менее уединенный Королевский пляж. Он тоже довольно хорош, но наш был более эээ… эксклюзивный. Но, к сожалению, не нашел обзорных дневных фоток (я в те времена напирал на фото в стиле «Я (жена) и красоты»), есть только предзакатные.

Малый Королевский пляж:

А это большой Королевский пляж:

А это он же ночью:

Если с Королевского пляжа отправиться пешком вдоль моря налево, то тропка, ведущая через небольшой холм, вскоре выведет к Святому Стефану. Вдоль тропы растет валериана, я не совсем кот, но ее пьянящий запах сводил с ума… Дни мы проводили очень активно — если никуда не ездили, то валялись на пляже и плавали в нашем заливчике, а к Святому Стефану прогуливались чаще по вечерам.

Таким виделся краешек вечернего Святого Стефана с нашей стороны (зеленым подсвечена валерьяновая тропа):

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

А такой вид уже поближе:

Ну, и закат в Милочере:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Теперь о Святом Стефане, изюмине всей Черногории — открыточный вид, туристическая Мекка и т. п. Когда-то это был рыбацкий островок, который в 50-х годах по решению Тито (и под его присмотром) превратили в люксовый отель. Во время югославских войн 90-х годов Святой Стефан был позабыт туристами и начал приходить в упадок. Я впервые увидел его в 2004 году, упадок не был особо заметен, но, видимо, комнаты отеля и прочая инфраструктура таки требовали серьезного ремонта. И тогда правительство Черногории сдало остров с отелем в аренду компании Aman Resorts, те провели необходимые работы и с 2009 года отель открылся вновь, вроде бы он даже теперь официально называется Аман Святой Стефан. В 2004 я туда не заходил, но в 2006 мы вполне беззаботно посещали как сам остров, так и сиживали в его ресторанчиках.

Фотки Святого Стефана в классических ракурсах давно набили оскомину, я не буду постить свои, сделанные к тому же еще мыльницей. Но, поскольку жили мы рядом и имели в распоряжении авто, то взбирались на склон горы над этим берегом, вот несколько видов оттуда.

Сятой Стефан:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Королевские пляжи (наш — маленький, тот что справа, увы, против солнца):

А это вид с нашей «валерьяновой тропы»:

Задний склон островка Св. Стефана:

Я упоминал, что мы сиживали в ресторанчиках, но не все они были открыты. Позади виден большой Королевский пляж:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Пора ехать дальше на юг. С дороги можно сделать еще пару снимков:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

К югу от Святого Стефана побережье идет скалистое, местами, впрочем, встречаются прекрасные небольшие пляжики. Все их охватить было трудно, но парочку мест мы не только посещали, но проводили там по несколько часов.

Одно из таких местечек — Перазича До (я слышал произношение и Перажица, и Перазица, Перазич — это фамилия, а До — долина). Пляж там не то чтобы шикарный, но нас привлекал особый рельеф его краев — крупные камни вперемежку с кусочками галечного пляжа. К тому же, там немного народа (было). Пляж находится ниже поселка Режевичи с одноименным монастырем.

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

На берегу этого пляжика в то время возводился (как нам поначалу показалось) огромный отель. Как я выяснил позже, это просто эпический фейл — отель построен еще во времена Югославии, но просуществовал недолго, в уже независимой Черногории был приватизирован, новые владельцы обязались его переделать, сильно увеличив. Но что-то не срослось, отель достроен не был. Учредители компании — сербы и россияне — сейчас находятся под следствием, в деле фигурируют ложные гарантии на 3 млн евро. Я, тогда не зная всех нюансов, при фотосъемке избегал попадания в кадр этого огромного строительного скелета, а зря, здание, как оказалось, «с историей». Насколько я в курсе, на 2019 год отель достроен так и не был.

Ну да ладно, перемещаемся дальше на юг. Перед тем как посетить город Петровац, можно, тормознув на дороге, снять вид на побережье (город расположен напротив дальних островков):

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Петровац очень известный курорт, с кучей гостиниц и апартов. Пляж здесь примерно совпадает по длине с городом.

Петровац:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Заезжаем в город, паркуемся и идем к морю. Справа пляж ограничен обустроенным мысом с остатками крепостных стен, это Кастио. Можно взобраться наверх, оттуда неплохо виден город:

А по другую сторону мыса вот такие скалы:

Петровац:

Напротив городка в море брошена россыпь скалистых островков:

А это вид на юг:

Там среди горбатых скал есть очень интересный пляж, к нему мы и направляемся. Но на пути пару раз остановимся. Чуть южнее Петроваца на холме есть обзорная точка, с нее, правда, весь город не виден, только его северный край:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Следующая остановка — вид на спрятаную меж двух утесов красивую бухточку с пляжем, это Лучице:

Теперь без остановок едем минут 10 и оказываемся на огромном (по черногорским меркам) пляже — Булярица:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Мы здесь бывали два раза в разные годы, и в обоих случаях было весьма сильное волнение. Не купались, зато вдоволь насладились видами и надышались соленым воздухом. Протяженность этого пляжа — 2,5 км.

Чтобы проехать дальше, к городу Сутоморе, нужно подняться по дороге, удалившись на время от моря. В Черногории все рядом, вот вскоре и Сутоморе. Скажу прямо, этот город нам не понравился. Я слышал, что с тех пор много воды утекло и городок привели в порядок, охотно этому верю, но в тот единственный раз, что мы его посещали, он производил неряшливое впечатление. При этом центральный пляж был заполнен под завязку. Я не буду вставлять фотки Сутоморе, лучше вот вид на спрятанный неподалеку пляжик, тоже оставляющий впечатление неряшливости, но хотя бы безлюдный:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

А это повстречавшаяся местная жительница:

Покидаем Сутоморе и вскоре въезжаем в большой город — Бар. Здесь порт, сюда приходят паромы из Италии, много промышленных объектов, в общем, город как город, ничего особенного здесь нет. Есть, правда, пляж, под названием Барский, но нам он показался грязноватым и нефотогеничным. Покушать, выпить кофе и можно ехать к более интересному местечку — Старый Бар. Это развалины в пяти км от моря. Говорят, люди здесь жили еще до  Н. Э. На протяжении долгого времени город переходил от одной власти к другой, им владели и сербы, и итальянцы с венецианцами, и османы. В 19-м веке город отвоевали черногорцы, но при этом от него почти не осталось камня на камне, в результате он был заброшен, а новый Бар отстроен на берегу моря. Побродим немного среди руин, сетуя на пасмурный день.

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

На Старый Бар вполне хватит одного часа. Побродили и можно ехать дальше на юг, на очереди Улцинь. Это самый южный город Черногории, из-за близости к Албании население здесь смешанное, примерно 70% составляют албанцы. В городе много мечетей, часто встречаются вывески на албанском, есть албанские флаги, а на предвыборных плакатах (видимо, мы туда заехали перед какими-то выборами) преобладали албанские фамилии.

Город, состоящий из узких кривых улочек, окружен холмами, в низине меж которыми располагается неплохой пляж:

Побережье в районе Улциня:

Нам город понравился, несмотря на некоторые отличия от привычной Черногории. Но едем дальше на юг, впереди 13-километровый Великий Пляж. Я не очень большой почитатель длинных песчаных пляжей, предпочитаю скалистые бухточки и гальку, а друзьям здесь нравилось, я же терпеливо ждал. Прошли годы, мои предпочтения мало изменились, но к песчаным пляжам я стал более благосклонен, и сегодня я б наверняка смотрел на Велику Плажу другими глазами.

Велика Плажа:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Песок здесь имеет темно-серый цвет, это не хорошо и не плохо, просто такая особенность. Еще здесь, говорят, хорошие условия для обучения кайтингу: предсказумый, дующий почти всегда в одном направлении ветер, плоский берег и отсутствие камней.

Дальше на юг — река Бояна с островом в дельте (Ада Бояна). Остров этот давно облюбован нудистами, есть нудистский отель, туда ведет единственный мост со шлагбаумом, въезд только для постояльцев отеля. Не знаю, может с тех пор что-то изменилось, но нас не пустили. Зато мы покатались на лодке по реке до албанской границы, воспользовавшись офертой молодого парня, который предложил после катания посетить ресторанчик его родителей и покушать свежайшие рыбные блюда.

Река Бояна, справа — остров, а граница проходит за ним:

Черногория — уютная и компактная. Часть 2

Вдоль берегов расположены многочисленные домики, часть из них обитаемы постоянно, другая, большая часть — что-то вроде дач. Вот типичный домик у реки:

А вот ресторанчик семьи нашего лодочника:

Антураж был деревенский, но еда очень разнообразна и вкусна — несколько сортов рыбы, креветки, кальмары. Причем все это, если верить хозяевам, выловлено пару часов назад. мы поговорили с хозяевами о взаимоотношениях черногорцев с албанцами, те нас уверили, что никаких проблем нет, живут оба народа дружно.

Вот таков путь условных путешественников с севера страны до южных границ. Однако, это путь по берегу моря, да и то не полный, например, почти нет Боки Которской. Когда я начинал писать рассказ про Черногорию, рассчитывал уместиться в две главы. И почти смог. Но примерно на этом месте понял, что многое просто не удается втиснуть. Поэтому пока только конец второй главы, а будет еще третья, заключительная.