Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была сегодня 7:39

Архангельск — Россия Апрель 2021

Поездка в Архангельск случилась спонтанно — надо было срочно выбраться из привычной обстановки, чтобы прочистить отказывающуюся работать от перегруза на работе голову. И как раз кстати выдалась нерабочая пятница: 3 дня — это мини-отпуск! Отпуск — это хорошо, но на дворе начало апреля… Да здравствует Север — там уже не холодно, но еще не грязно.

Итак, Архангельск. Что я про него знала? Да почти ничего: первый морской порт России, «архангельский мужик» Ломоносов, который «архангельский» очень условно, памятник Петру I на денежной купюре…
Поэтому «открытий» и удивлений было много.

Погода

Честно говоря, я думала, что будет холоднее. Не Заполярье, но Север все-таки. А температура от московской отличалась только разбросом день/ночь. В среднем за день — такая же. Зато много солнца и день длиннее почти на час.
Снега тоже еще много застала, но он активно таял, поэтому по тротуарам местами впору передвигаться на лодках.

И очень понравилось отношение к этому местных жителей.

Впечатления от поездки в Архангельск

Меня же спасали трекинговые ботинки — никакие лужи не страшны.

Какая же широченная Северная Двина!

Впечатления от поездки в Архангельск

Теперь понятно, почему возникло название Морской-речной вокзал.

Большие суда видела только издали.

Впечатления от поездки в Архангельск

А малые стоят прямо возле берега.

Ну и на берегу тоже.

Впечатления от поездки в Архангельск

И мачты корабельные можно на берегу увидеть.

Отношение местных жителей к своему городу и гостям города
Был такой показательный случай.
От аэропорта Талаги в Архангельск ходит рейсовый автобус. Наш рейс как раз дружно на автобус опоздал, поэтому на остановке собралось несколько групп. Но среди ожидавших автобуса был старичок — возмутитель спокойствия, который поведал всем окружающим, что он опаздывает на прием к офтальмологу. А если и дальше автобуса не будет, то он и на обратный самолет опоздает. Местные ответили, что автобусы часто ходят, о чем свидетельствует расписание. Но старичок не унимался. На резонное предложение вызвать такси, он стал возмущаться, что в прошлый раз с него 1000 взяли за поездку — местные удивились. После очередного недовольства отсутствием автобуса, одна женщина не выдержала: «Да нормально у нас автобусы ходят! Хватит ругать!»
Вот это «Хватит ругать!» подействовало, хотя было сказано предельно спокойно, но очень твердо. Старичок притих, но не надолго. Стал с другого боку заходить — каким способом можно быстрее доехать. Ему объяснили раз 5, что можно доехать с пересадкой и даже сказали на какой остановке выйти и на какой маршрут пересесть.
Тут пришел автобус — минут через 15–20 после предыдущего.
Старичок начал доставать кондуктора, как сделать пересадку, чтобы быстрее добраться. После нескольких объяснений, кондуктор громогласно воззвала: «Товарищи местные! Кто сейчас выходит, проводите, пожалуйста, товарища до остановки маршрута № 5 на противоположной стороне дороги!»

Другой показательный случай. Возвращаюсь из музея деревянного зодчества Малые Корелы, захожу в рейсовый автобус. Оплата зависит от того, на какой остановке выходишь. А я не знаю название остановки, но знаю музей, в который хочу сходить. Называю название музея, расплачиваюсь — во всех автобусах можно расплатиться картой, что очень удобно. Поскольку я не знаю, где мне надо выходить, то отслеживаю движение автобуса по навигатору. В какой-то момент вижу, что до музея недалеко осталось и иду к выходу. Кондуктор мне говорит, что мне на следующей остановке лучше выйти. Я не просила мне помогать, но она сама запомнила, где я выхожу и решила подсказать.

Архангелогородцы, вы потрясающе терпеливы и дружелюбны!

Фонтан
Работающий фонтан 2 апреля!

Впечатления от поездки в Архангельск

В Москве фонтаны включают в мае. А Архангельск намного севернее! И уток в фонтане я никогда раньше не видела!

Проспект Чумбарова-Лучинского
Это пешеходная улица Архангельска.

Впечатления от поездки в Архангельск

Такой заповедник старых домиков.

Они тут на любой вкус и цвет.

Хочешь нарядные каменные.

Хочешь резные деревянные.

Впечатления от поездки в Архангельск

Очень мне понравились скаты крыш над крыльцом.

Впечатления от поездки в Архангельск

Обычно пешеходные улицы в других городах кишат кафешками и сувенирными магазинами — на проспекте Чумбарова-Лучинского я этого не увидела. Рестораны и магазины есть, но не сказать, чтобы их было много.

Впечатления от поездки в Архангельск

А вот скамеечек много, просто еще холодно на них сидеть.

Вообще улица очень уютная для прогулок.

Впечатления от поездки в Архангельск

А уж когда зелень распустится, совсем красота будет.

Застройка
Старая застройка сохранилась очень хорошо.

В городе очень много красивых старых деревянных и каменных зданий.

Но точечная застройка на месте снесенных деревянных домов имеет место быть. И не только потому, что на месте двухэтажного дома можно построить человейник. Зачастую на стены и фундамент деревянных домов смотреть страшно, не то что в нем жить — подвижные грунты такие волны в стенах вызывают, что диву даешься. Хотя сами дома вполне ухоженные. Так что деревянные домики, к сожалению, уходят…

Когда вижу вот такое «сохранение» старой застройки, у меня возникает ощущение, что новый дом заглатывает старый. Но это и в Москве встречается, и в Екатеринбурге видели…

Впечатления от поездки в Архангельск

Я не поклонница человейников, но это застройка нашего времени. Причем с комфотными для проживания квартирами. Спустя лет 50–100 она тоже будет цениться как историческая.

Некоторые современные жилые комплексы очень нетривиально спроектированы.

Впечатления от поездки в Архангельск

Вот такого тоже нигде не встречала — новый дом соединил 2 более старых.

Впечатления от поездки в Архангельск

Чувствуется старание архитекторов сделать так, чтобы город не был «унылым».

Интересная тротуарная плитка. Обычно плитка симметричной бывает, чтобы удобнее укладывать было…

Впечатления от поездки в Архангельск

Советские панельки украшены мозаикой или красиво отделанными балконами.

Где-то цвета яркие добавлены.

А где-то классика.

Граффити

Впечатления от поездки в Архангельск

Разбросаны по всему городу.

Впечатления от поездки в Архангельск

Граффити на Музее изобразительных искусств на площади Ленина.

А это зазывалочка в музей.

Музеи
Честно говоря, ходить в музеи я не люблю. Но в эту поездку план по посещениям музеев оказался перевыполнен слихвой, потому что музеев много, и они все очень специфичные.

Первыми двумя музеями были Северный морской музей и музей деревянного зодчества Малые Корелы — о них я отдельные отзывы написала.
А вот дальше началась путаница. У меня смешались в голове 3 разных музея: дом Плотниковой, музей Художественного освоения Арктики им. Борисова и Музей изобразительных искусств. Дело в том, что все эти музеи входят в одно музейное объединение. Видимо это и послужило причиной путаницы.
Я собиралась посмотреть коллекцию живописи XVIII — начала XX века в Музее изобразительных искусств и резьбу по кости в музее Художественного освоения Арктики.
Поэтому сначала направилась в дом Плотниковой, смотреть живопись, думая, что иду в Музей изобразительных искусств.

Народу было мало, по залам я ходила практически одна.

Но вот такую богатую коллекцию я увидеть точно не ожидала: Крамской, Брюллов, Айвазовский, Шишкин, Серов, Венецианов…

Пусть это не самые лучшие картины этих художников (например, морские волны Айвазовскому лучше удавались, чем Ниагарский водопад), но все равно здорово.

Музей Художественного освоения Арктики им. Борисова находится как раз напротив, в том же дворе (и вход со двора) — грех было пройти мимо. Тем более, что хотелось посмотреть резьбу по кости.

Впечатления от поездки в Архангельск

Известие о том, что резьба по кости находится в другом музее, меня разочаровало — но раз уж зашла в музей, надо осмотреть. Тем более, что смотрительницы меня буквально потащили на экскурсию по залам. Я шла и думала, как бы поскорее отсюда выйти, не обидев их — ну не цепляет меня творчество Борисова!
И тут мы дошли до выставки «Президент Новой Земли», приуроченной к 135-летию со дня рождения И. К. Вылки. Я и имени с фамилией таких не слышала. И тут я «залипла» — это было ни на что не похоже. Пошла почитала историю его жизни — путешественник, охотник, председатель поселкового совета. И не Илья он вовсе, а Тыко. А Илья — по крещению. И первый ненецкий художник. Он снег чувствует, Арктику чувствует, потому что это его родное. Ушла озадаченная от встречи с другой культурой — точно не зря в музей зашла!
На прощание, моя экскурсовод начала рассказывать, как быстрее добраться до «резьбы по кости» («музей еще только через час закроется — успеете»). Но я поблагодарила и пошла гулять по городу — я утром по Малым Корелам нагулялась, потом еще 2 музея, следующий точно лишним будет.

Вывески
Вывески придают городу неповторимость и отражают характер города.

Города бывают разные. Например:
Суздаль — туристический лубок, аж скулы сводит.
Кисловодск — город-курорт, где все для отдыхающих.
Архангельск, Челябинск — города-трудяги, но в них есть много интересного, что можно посмотреть заезжему туристу.

Ну и похвастаюсь напоследок — на аэродроме видела МС-21.

Впечатления от поездки в Архангельск

Он проходил испытания в Архангельске в условиях естественного обледенения.

Цикл материалов "Архангельск апрельский"