Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была вчера 21:56

Мец — Франция Апрель 2021

В Мец мы отправились после завтрака в отеле городка Мондорф ле Бен.

Начало путешествия здесь

Граница между Люксембургом и Францией возникла перед нами прямо посреди городской улицы. Если бы не неприметный круглый знак с надписью «France» и старого образца, давно не использованная таможенная будка, я бы не догодалась, что мы заехали во Францию.

До Парижа отсюда — 350 километров, но нам туда не надо, до Меца — 50. Лотарингия — так называлась раньше та земля, по которой мы ехали среди бескрайних зелёных полей и цветущих садов, мимо безлюдных утренних деревень на юг, вглубь Франции.

Лотарингия ушла в историю. В 2016 году ее объединили с Шампань-Арденами и Эльзасом и назвали это объединение провинцией Гранд-Эст, ну, а пока еще живы те, кто знает эту часть Франции под старым названием, то так и называют ее по-старому.

Лотарингия получила это название в своё время в результате передела Империи Карла Великого, когда после него эти земли достались Лотарю, императору Срединного королевства, внуку Карла. В средние века на этом месте находилось Лотарингское Герцогство.

Из-за своего географического положения в Европе Лотарингия пережила гораздо больше военных вторжений, сражений, и переделов, чем ей бы хотелось.

Один день в Меце

Именно здесь еще в римские времена сформировалась французско-немецкая языковая граница.

Причиной споров многострадальная Лотарингия была на протяжении всего средневековья.

В 1552 году архиепископ Мориц фон Заксен отдал французскому королю как плату за помощь в военных действиях против Карла V города Теуль, Верден и Мец.

Во время 30-ти летней войны кардинал Ришелье несколько раз занимал Лотарингию.

После этой войны в 1648 году по Вестфальскому договору она отошла Франции.

На 18-й век пришелся расцвет Меца и самой Лотарингии.

В 1870 году Отто фон Бисмарк спровоцировал Францию объявить войну Германии. В результате этой короткой войны в 1871 весь Эльзас и часть Лотарингии отошли Германии.

Многие города опустели, жителей выселяли и они сами покидали ставшие немецкими города.

Опустел и Мец. Здесь осталось почти только немецкоговорящее население. Французский язык преследовался, названия улиц заменялись немецкими.

Немцы стали обустраивать и отстраивать взятые города на свой лад и вкус.

Прошло 48 лет, и после Первой мировой войны по Версальскому мирному договору Германия вернула эти земли Франции.

Теперь преследоваться стал немецкий язык, города отстраивались и обустраивались на французский лад, названия улиц заменяли французскими.

Прошел еще 21 год и в июне 1940 года Германия практически без боя вошла в Эльзас и Лотарингию.

Хуже всех пришлось департаменту Мозелле со столицей в городе Мец, где население было особенно патриотически настроено.

Один день в Меце

Большинство жителей, не имеющих немецких корней добровольно или принудительно покинули эти земли.

Французский язык преследовался, названия улиц заменясь немецкими.

Прошло 5 лет.

Американцы освободили Францию. Эльзас с Лотарингией вернулись обратно, и всё повторилось.

Прошло ещё 70 лет.

Франция перекроила эти земли, а эти географические названия стёрла, чтобы больше это всё не повторилось.

Кто её знает, эту Германию.

Один день в Меце

В Мец мы приехали без определенных планов и целей, припарковались на случайной улице где-то в центре и пошли в сторону собора.

Было воскресенье, улицы были безлюдны, и казалось, что редкие прохожие знают друг друга, а больше в городе никого нет.

Один день в Меце

Пошарпанные дома, узкие улицы, деревянные, как в Ницце, ставни на окнах и казалось, что город замер или покинут жителями, но стоило завернуть за угол и картина менялась — перед тобой широкие бульвары, площади, мосты и набережные.

Такое немецко-французское туда-сюда хождение наложило мощный отпечаток на старинный и живописный Мец, что стоит на месте слияний рек Мозель и Сейль и является столицей департамента Мозелле в регионе Гранд-Эст.

В самом начале это было кельтское поселение, которое называлось Divodorum (крепость богов).

В 52 году до нашей эры пришли римляне, а с ними и новое название, сначала — Mediomatricum, а чуть позже — Mettis.

Римляне довели город до небывалого расцвета и богатства, которое не снилось тогда даже Парижу римских времен.

В античные времена численность населения здесь достигала 40 тысяч.

К десятому веку Мец стал резиденцией Каролингов и вскоре превратился в независимый город — республику, руководимый местными патрициями по образцу северо-итальянских городов.

В это же время город облюбовали для себя многочисленные христианские ордены, которые возводили в городе и округе церкви и монастыри.

Один день в Меце

В тринадцатом веке Тевтонский (Немецкий) орден построил в Меце Немецкий госпиталь. А возведенные рядом с ним в 1210 году ворота в крепостной стене назвали Немецкими.

Porte des Allemands — единственные из 17-ти городских ворот сохранились до наших дней.

Один день в Меце

Через Немецкие ворота в город любили торжественно въезжать немцы разных времён и мастей:

в 1473 году — Кайзер Фридрих,

в октябре 1941 — Йозеф Геббельс.

Один день в Меце

В воскресном городе было всё закрыто, лишь время от времени попадались очень маленькие открытые булочные.

Вскоре мы оказались на площади с грандиозным собором.

Один день в Меце

Cathèdrale Saint-Étienne, он же собор Святого Стефана строился, как это часто бывает, на месте предыдущих церквей и из-за этого стал немного несимметричным. Но это придает ему еще больше французского шарма. Строили его 300 лет и освятили 11 апреля 1552 года.

Святой Этьен и Святой Стефан, которому посвящен собор, как я понимаю — один и тот же человек.

Мецкий собор — один из трёх самых высоких во Франции. Весь он ажурный, очень светлый и какой-то тёплый.

Из-за его огромных окон и изумительных витражей его называют Laterne Gottes — Божий светильник.

Часть витражей для него создал в 60-е годы Марк Шагал.

На безлюдной площади и перед входом в собор стояли тяжело вооруженные молодые солдаты.

Я зашла в собор, там шла воскресная служба и священник читал проповедь.

Если бы мне уметь так говорить!

Его голос, темп, убежденность и проникновенность входила в самую душу. И это при том, что я почти не понимала, о чем он говорит, просто хотелось стоять и слушать и чтобы это никогда не кончалось.

И всё же что-то во Франции пошло не так, если в христианской стране христианские храмы и их прихожан на воскресной службе необходимо охранять.

Один день в Меце

Погуляв по площади перед мэрией и роскошным, но закрытым туристическим центром, мы пошли дальше бродить по городу.

Один день в Меце

В Меце река Мозель разветвляется, образуя толстый и тонкий рукава и даже острова посреди города.

Один день в Меце

Это значет, что здесь много мостов и набережных.

Они совсем не похожи на набережные наших городов, скорее — на амстердамские или даже венецианские.

Один день в Меце

Такие берега Мозеля — это сама по себе достопримечательность.

В самом центре, в двух шагах от собора река образует один из островов Меца.

Один день в Меце

На этом острове прекрасно уместилась просторная площадь Комедии, Оперный театр, префектура региона Мозелле, столицей которой является Мец и церковь, которая неизменно красуется на всех открытках и путеводителях города.

Её официальное название – Новая церковь и по сравнению с остальными церквями Меца она действительно новая.

Один день в Меце

Построили ее на самом конце острова Пти Суси в «германские» времена Меца, когда немцев в городе стало опять много, а большинство из них относили себя к реформаторской церкви.

В 1903 архитектором Конрадом Ваном для его соотечественников была построена протестантская церковь в неороманском стиле по образцу собора в Шпаере. На её освящение в 1904 году приехал даже кайзер Вильгельм II.

Один день в Меце

Мы перешли через мост и оказались на следующем острове. Он такой большой, что о том, что ты на острове трудно даже догадаться. Вдали виднелся высокий шпиль, к нему мы и пошли.

Оказалось, что шпиль, точнее башня есть, а никакой церкви рядом нет. Башня просто стоит посреди лужайки, где до Второй Мировой войны церковь действительно стояла, но была разрушена.

Башня Гарнизонной церкви уцелела и ее не стали сносить.

Один день в Меце

Приятное это занятие — гулять без цели по незнакомому французскому городу, но есть в этом и свои минусы.

Я не увидела знаменитого своей красотой железнодорожного вокзала, не менее знаменитого современного Центра Помпиду и старинной площади Сен-Луи, где в 14 веке обосновались со своими ломбардами купцы из Ломбардии. Сейчас под сводами старинных аркад, где полвека назад ростовщики и банкиры из Северной Италии давали ссуды жителям Меца, обитают кафе и магазины.

А у меня теперь есть уважительная причина вернуться.

Один день в Меце

Находившись по городу и проголодавшись, мы решили возвращаться к собору и оттуда искать нашу машину.

На площади перед собором солдат стало еще больше, а ко входу подъехала машина, из которой вышел человек в военной форме, которого я назвала бы Шарль де Голь.

Один день в Меце

— да тут кругом одни – Де Голи, показал мне муж на следующих военных, подъезжающих к собору.

Фотографировать их было неудобно, но быстро забежать в собор и посмотреть мне никто не запретил.

Один день в Меце

Важных гостей встречали соответственно и, конечно, не с бокового входа.

Лишь потом я узнала, что по всем церквям Франции в этот день проходили поминальные службы по погибшей накануне сотруднице полиции.

Один день в Меце

В Мец у меня есть еще один важный повод вернуться.

Фото рынка из интернета.

Там на площади у самого собора есть крытый рынок Marche Couvert. Кроме традиционных фруктов и знаменитых желных мецких слив «Мирабель» здесь продаются местные деликатесы.

Фото из интернета.

В здании, которое архиепископ Меца в 1762 году строил, как свою резиденцию, но так и не въехал в неё, к радости горожан быстро приспособили под рынок и он уже давно стал местной достопримечательностью.

Вот только по воскресеньям и понедельникам он не работает. Мец я еще не досмосмотрела до конца, и у меня есть на него планы.

Один день в Меце

Спасибо всем, кому хватило терпения дочитать.